Научная статья на тему 'Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы'

Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1048
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы»

М.В. Ларионова

ФОРМИРОВАНИЕ

ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА:

ЗАДАЧИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Болонский Процесс формирования общеевропейского образовательного пропроцесс. странства продолжается уже два десятка лет. Базируясь на ст. 149

История вопроса и 150 Договора о создании Европейского союза, он является частью общеинтеграционных процессов в Европе, сопровождает и закрепляет их. Согласно статье I-17 Конституционного договора, образование и профессиональная подготовка по-прежнему будут относиться к сфере, в которой Европейский союз располагает компетенцией «осуществлять поддерживающие, координирующие и дополняющие» политику государств-членов действия. ЕС должен «вносить вклад в развитие качества образования, поддерживая сотрудничество между странами-членами, полностью уважая ответственность стран-членов за содержание образования, организацию системы образования и их культурное и лингвистическое разнообразие». Конституция закрепляет ответственность союза за «развитие европейского измерения, мобильности студентов и преподавателей, сотрудничества образовательных учреждений» . Кроме того, большинство стран-подписантов Болонской декларации ратифицировали конвенцию Совета Европы (Лиссабонская конвенция 1997 года) о взаимном признании академических квалификаций. 1

1 Конституционный договор, часть III, глава V раздел 5, статья III-282.

М.В. Ларионова

Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы

В 1984 году Европейская комиссия выступила с инициативой создания ряда инструментов с целью повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда.

Один из таких инструментов, сеть национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности, существующих во всех странах — членах ЕС, присоединяющихся странах в Центральной и Восточной Европе, на Кипре и Мальте, обеспечивает граждан и университеты информацией о возможностях и требованиях по академическому признанию дипломов и отдельных курсов обучения в зарубежных университетах.

Второй инструмент, Европейская система перезачета кредитов, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы ERASMUS в 1988 году, и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В Европейской системе перезачета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 — семестр, 20 — триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации на программу и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

Третий инструмент, Приложение к диплому, подготавливается университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой, включающей экспертов Европейской комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной

М.В. Ларионова

Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы

Основные документы и цели Болонского процесса подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и результатах, информации о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информации о национальной системе образования. Приложение к диплому повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда и, одновременно с этим, защищая автономию университетов, предлагает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об университетских программах партнерские образовательные организации и граждан, способствует продвижению университетов за рубежом. Наконец, четвертым, поддерживающим инструментом системы является информационная сеть EURYDICE, в рамках которой подготавливается и распространяется надежная и сопоставимая информация о национальных системах образования в странах ЕС. EURYDICE возникла в 1980 году в результате резолюции Совета министров по образованию, принятой в 1976 году, о первой программе кооперации в сфере образования. В настоящее время сеть объединяет 30 стран (страны — члены ЕС, три страны Европейской зоны свободной торговли, Болгарию и Румынию). Подразделения в Брюсселе и странах — участниках системы осуществляют сравнительные анализы политики и организации национальных образовательных систем, готовят обзоры и статистические индикаторы по специальным темам. В мае 1998 года министры, ответственные за высшее образование во Франции, Германии, Великобритании и Италии, подписав Сор-боннскую декларацию, приняли на себя обязательства способствовать созданию общей системы критериев в области высшего образования для содействия независимому признанию степеней и развитию студенческой мобильности. В июне 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования». Декларация явилась ключевым документом нового этапа процесса гармонизации национальных систем с целью создания общеевропейского пространства высшего образования. В ней отражены усилия правительств и европейских институтов по поиску общеевропейского ответа на общеевропейские вопросы. Долгосрочная цель программы действий, начало которой положила Болонская декларация,— «создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспо-

М.В. Ларионова

Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы

собности европейского высшего образования». Основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, включают:

■ введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том числе и при помощи внедрения «Приложения к диплому»;

■ введение двухуровневой системы подготовки во всех странах: первая ступень (бакалавра) продолжительностью не менее трех лет и вторая ступень, ведущая к степени магистра и / или докторской степени;

■ создание системы кредитов, аналогичной Европейской системе перезачета кредитов как средства повышения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала университетов. Принятие общего рамочного подхода к квалификациям уровня бакалавров и магистров, обеспечение «сопоставимости» дипломов, отдельных курсов, кредитов. Создание целостной системы обеспечения качества образования (на базе European Network of Quality Assurance in Higher Education) и организация информационного обеспечения и обмена;

■ повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей;

■ развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий;

■ усиление «Европейского измерения» в высшем образовании.

18-19 мая 2001 года в Праге была проведена следующая после

Болоньи конференция. Министры, принявшие в ней участие, отметили, что цели, изложенные в Болонской декларации, получили широкое признание и были положены в основу развития системы высшего образования большинством стран, подписавших Болонскую декларацию, а также университетами и другими высшими учебными заведениями. В Пражском коммюнике были еще раз подтверждены цели Болонской декларации и особо подчеркнута важность мобильности, мер по обеспечению качества и аккредитации, а также значение «Европейского измерения» в области образования, обучения в течение всей жизни и вовлечения университетов и студентов в процесс создания единой Европейской зоны высшего образования. Кроме 30 стран, подписавших Болонскую декларацию (Лихтенштейн задним числом был признан государством, подписавшим документ), еще три государства — Хорватия, Кипр и Турция — присоединились в Праге к задачам формирования общеевропейского пространства высшего образования. Организационную основу процесса составляет так называемая Группа по реализации Болонского процесса, куда входят представители всех стран, подписавших документ. Президентом группы является представитель страны — председателя Европейского союза. Кроме того, в рабочую Группу входят представители

ТТо

М.В. Ларионова

Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы

стран, в которых проводилось предыдущее и будет проводиться следующее совещание министров, еще двух представителей стран ЕС (бывшего президента и следующего президента) и двух представителей стран, не входящих в ЕС. Европейская комиссия является полноправным членом этой Группы. Все это обеспечивает более полное взаимодействие в органах ЕС, деятельность которых охватывает сферу образования. Европейская комиссия принимает участие в заседаниях Группы в качестве ее полноправного члена; кроме того, в группу входят четыре наблюдателя (от Европейской Ассоциации Университетов (EUA), Национальных Союзов Студентов Европы (ESIB), Европейской Ассоциации Высших Учебных Заведений (EURASHE) и Европейского Совета). Европейский Совет присоединился к Болонскому процессу в качестве наблюдателя и, кроме прочих мероприятий, занимался организацией семинара 11-12 апреля 2002 года «От Лиссабона до Европейской зоны высшего образования — Вопросы признания квалификаций в рамках Болонского процесса».

До следующего совещания министров, которое пройдет в Бергене в мае 2005 года, рабочую Группу возглавляет Норвегия.

В странах — участницах Болонского процесса проводится большое количество конференций, семинаров и других мероприятий по вопросам формирования общеевропейского образовательного пространства. Особо следует упомянуть о следующих из них: Европейская конвенция университетов в Саламанке в марте 2001 года, на которой около 300 высших учебных заведений обсуждали процесс и сформулировали свои ожидания относительно Пражской конференции; ежегодные Европейские студенческие конференции, начиная с третьей в Гетеборге в марте 2001 года; конференция Европейской ассоциации университетов 12 апреля 2004 года, сформулировавшая политику по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике. Содержательные аспекты, обсуждавшиеся в рамках конференций и семинаров, будут рассматриваться в третьем разделе материала.

Во всех странах осуществляется постоянный мониторинг внедрения инструментов Болонского процесса в академическую практику с целью выявления наилучшего опыта и преодоления трудностей. Для содействия Болонскому процессу реализуется несколько панъевропейских проектов под эгидой Европейской комиссии и Европейской ассоциации университетов: «Настройка образовательных структур в Европе», «Анализ тенденций развития образовательных структур в Европе», «Анализ магистерских программ и программ двойных дипломов», проект «Культура качества». Программы Европейского союза ERASMUS, TEMPUS, ERASMUS —

М.В. Ларионова

Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы

MUNDUS также содействуют формированию общеевропейского пространства высшего образования. В странах-участницах осуществляются национальные программы и мероприятия, направленные на реализацию целей Болонского процесса, действуют национальные программы поддержки академической мобильности, финансирование университетов включает механизмы, стимулирующие процессы интернационализации. При подготовке к конференциям министров образования все страны-участницы формируют отчеты о мерах, предпринятых ими в рамках реализации целей Болонской декларации. Подробно анализ того, как реализуются цели Болонского процесса в странах-участницах, представлен в аналитическом обзоре «Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы» (Москва, Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004).

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, подписав Берлинское коммюнике. Однако важно помнить, что Болонский процесс — это рамка сотрудничества, участники которого, подтвердив приверженность его принципам и целям формирования общеевропейского образовательного пространства, свободны в определении подходов, приоритетов и выработке программ их реализации, что обеспечивает учет особенностей национальных систем образования.

Итак, подписав Берлинское коммюнике, Россия приняла на себя обязательства вместе с другими странами к 2005 году начать процесс по переходу на двухуровневую систему обучения и иметь действующую систему обеспечения качества, соответствующую согласованному на европейском уровне своду стандартов, процедур и принципов обеспечения качества. Что же необходимо сделать, чтобы прийти к конференции в Бергене с реальными результатами? С целью анализа проблем и перспектив интеграции российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего образования и разработки предложений по методическому, информационному и организационному обеспечению процесса, ГУ-ВШЭ в соответствии с программой Мининистерства образования и науки Российской Федерации «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» был реализован проект «Анализ проблем и перспектив интеграции российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего социально-экономического образования». В рамках проекта были проведены анкетирование, экспертный опрос и семинар. В целевую группу при проведении анкетирования вошли представители классических государственных университетов и экономических вузов: проректоры по

М.В. Ларионова

Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы

учебной и международной работе, деканы экономических факультетов и заведующие кафедрами экономического профиля, преподаватели социально-экономических наук и студенты.

Полученные данные были проанализированы и представлены для обсуждения на семинаре, в котором приняли участие 45 представителей из 23 вузов, осуществляющих подготовку специалистов по социально-экономическим направлениям из Москвы, Санкт-Петербурга и 15 регионов России, а также Министерства образования и науки Российской Федерации. Итогом работы семинара стали рекомендации по методическому, нормативному, информационному и организационному обеспечению участия российской системы высшего образования в процессе формирования общеевропейского образовательного пространства. Подробно результаты и рекомендации представлены в аналитическом обзоре «Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы» (Москва, Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004).

Основные предложения можно сгруппировать на рекомендации для российской высшей школы в целом и отдельно для университетов.

Задачи, стоящие 1.Создание организационной основы, обеспечивающей ин-

перед российской формационно-методическую поддержку Болонского процесса. высшей школой 2.Создание национальной программы грантовой поддержки

академической мобильности, как внутрироссийской, так и общеевропейской.

3. Разработка системы оценки мобильности и введение ее в качестве компонента в национальный рейтинг вузов.

4. Поддержка участия российской высшей школы в общеевропейских программах, нацеленных на выработку квалификационных рамок по различным направлениям подготовки. Нужны национальные проекты, аналогичные вышеописанной программе «Tuning educational structures in Europe», а также поддержка участия российской высшей школы в других общеевропейских программах, нацеленных на выработку квалификационных рамок по различным направлениям подготовки, систематическая поддержка — включая финансовую — развития совместных учебных планов/совмест-ных степеней. Для того чтобы покрыть высокие издержки совместных программ, необходимо выделять дополнительные финансовые ресурсы, ориентируясь прежде всего на качество партнерства и необходимость создания равных возможностей для участия студентов в подобных программах.

М.В. Ларионова

Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для российской высшей школы

5. Повышение привлекательности российского пространства высшего образования для остального мира. Разработка и реализация последовательной национальной политики, включающей деятельность посольств и представительств, создание специальных программ и выделение финансирования на гранты для зарубежных студентов, аспирантов и преподавателей на конкурсной основе, систематическую поддержку, включая финансовую, развития совместных программ.

6. Участие в европейской кооперации по обеспечению качества. Необходимо систематическое сотрудничество с EUA, Европейской ассоциацией по обеспечению качества и национальными ассоциациями стран-участниц Болонского процесса. Система обеспечения качества должна строиться с учетом принципов, изложенных в меморандуме EUA по политике в сфере обеспечения качества, соблюдение которых обеспечит сопоставимость, сохраняя особенности национальных систем.

Задачи, стоящие 1. Оценка всех расходов, связанных с Болонскими реформа-

перед ми, в том числе возросших текущих расходов, и последствий Бо-

университетами лонских реформ для всех институциональных процессов.

2. Осуществление изменений в структурах управления вузами, с тем, чтобы обеспечить соответствие задачам возросшей координации, коммуникации и организации сотрудничества и мобильности.

3. Выделение целевых средств в бюджетах на мобильность и международное развитие.

4. Повышение осведомленности студентов о Болонском процессе. Организация диалога между студентами и другими участниками процесса.

5. Обеспечение академического качества и практического характера программ обоих уровней. Отказ от механического подхода к пересмотру учебных планов и программ, простого «разрезания» существующих программ на два уровня. Создание программ бакалаврского уровня, обеспечивающих многовариантность продолжения карьеры выпускника.

Задачи, безусловно, масштабные и сложные, но их реализация является необходимым условием для полноценного участия России в формировании общеевропейского пространства высшего образования. Учитывая, что отказ от интеграции связан с риском снижения качества и потери конкурентоспособности российской системы высшего образования, важно объединение усилий всех субъектов российской системы высшего образования для реализации целей Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.