Научная статья на тему '2010. 04. 016. Шульц Т. Деление Интернета: юрисдикция, правопорядок и граница между частным и публичным международным правом. Schultz T. carving up the Internet: jurisdiction, legal orders, and the private/public International law interface // European j. of Intern. Law. - Oxford, 2008. - Vol. 19, n 4. - p. 799-839'

2010. 04. 016. Шульц Т. Деление Интернета: юрисдикция, правопорядок и граница между частным и публичным международным правом. Schultz T. carving up the Internet: jurisdiction, legal orders, and the private/public International law interface // European j. of Intern. Law. - Oxford, 2008. - Vol. 19, n 4. - p. 799-839 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лисицын-светланов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 016. Шульц Т. Деление Интернета: юрисдикция, правопорядок и граница между частным и публичным международным правом. Schultz T. carving up the Internet: jurisdiction, legal orders, and the private/public International law interface // European j. of Intern. Law. - Oxford, 2008. - Vol. 19, n 4. - p. 799-839»

- безопасность: создание атмосферы доверия в процессе сотрудничества;

- разнообразие: обеспечение языкового плюрализма и учета местных условий;

- доступность: политика и стоимость информационных систем связи;

- способность: строительство и развитие новых информационных систем как приоритетное направление деятельности.

Комментируя ход обсуждения, автор особое внимание уделяет доступности как одной из наиболее актуальных проблем. Сравнение показывает, что примерно 60% граждан США и европейцев имеют доступ к Интернету, 40 - жителей Азии, в то время как в Африке доступность равна 0,1%.

В заключительной части статьи Р. Балесте вносит ряд предложений по совершенствованию управления интернет-технологиями. В частности, в качестве механизма, позволяющего достичь высокого уровня кооперации, структурных преобразований и доступности, предлагается принятие Билля (Пакта) о правах в сфере Интернета. Сам Форум по управлению Интернетом мог бы сыграть ключевую роль в защите прав человека в связи с совершенствованием информационных технологий. Новая система могла бы эффективно функционировать в рамках Форума, расширяющегося сегодня структурно и служащего основой широкой кооперации, в том числе с целью реализации прав человека путем повышения доступности ко всем областям знаний и науки.

И.А. Умнова

2010.04.016. ШУЛЬЦ Т. ДЕЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТА: ЮРИСДИКЦИЯ, ПРАВОПОРЯДОК И ГРАНИЦА МЕЖДУ ЧАСТНЫМ И ПУБЛИЧНЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ. SCHULTZ T. Carving up the internet: jurisdiction, legal orders, and the private/public international law interface // European j. of intern. law. -Oxford, 2008. - Vol. 19, N 4. - P. 799-839.

В статье старшего преподавателя Женевского университета Томаса Шульца речь идет о национальных ценностях и глобальном законе Интернета, о тождествах и сохранении различий. В настоящее время Интернет оказался зажатым между устаревшими национальными регуляторами и новыми силами мировой экономики, что

может закончиться его делением на отдельные юридические сферы. Такое развитие противоречит традиционному видению Интернета как мира без границ. Разделение принимает две формы: вертикальную, которая отражает проблемы публичного порядка и защиты местных ценностей, и горизонтальную, связанную с коммерческой эффективностью. Вертикальная, не приведенная к должному виду, может привести к информационному обнищанию Интернета. Чтобы снизить риск, необходимы новые формы юрисдикции в национальном законодательстве. Должен быть создан двойной стандарт государственного регулирования интернет-содержания: один основан на принципе допустимости и применения санкций к противоправному поведению в сети, другой - на предотвращении подобных действий, выполняющий «очистительную» функцию закона. Горизонтальная форма деления должна, по мнению автора, заставить заново продумать определенные нормы законов, в особенности с точки зрения юридического плюрализма, и обнаруживать новые сферы, где закон необходим.

Данные процессы имеют значение для понимания закона в широком смысле. В Вестфалии в XVII столетии после 30-летней войны был заключен мир между католиками и протестантами, положивший начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета, равенстве государств и их невмешательстве в дела друг друга. Был учрежден принцип территориальности, понимаемой как политическое перераспределение власти и сфер влияния, а также право каждого государства на политическое самоопределение. С того времени закон и управление обществом были привязаны к территории. Сегодня произошла смена парадигмы: детерриторизация и транснационализм, замена национальной иерархии нормативности глобальными сетями распространяющегося нового порядка. Интернет - это парадигматическая иллюстрация транснационального движения. Скорее всего, Интернет и управление при его помощи «простая, удобная и утешительная» идея и, конечно, существуют тенденции к транснационализму в Интернете, однако она не сводится к глобальному миру без границ, о котором обычно говорят. Межнациональные и в значительной степени не зависимые от национального государства правовые системы развиваются, хотя не на базе международного права. Это - горизонтальная форма упомянутого выше деления.

Тем не менее можно также наблюдать усиление государственной власти и контроля над национальными территориями. Это - вертикальная форма деления.

Мир не безусловно глобален, утверждает автор. С одной стороны, глобальный интернет-бизнес, бесспорно, существует (хотя и не в виде международных законов), но, с другой стороны, защита местных ценностей имеет тенденцию возвращения к Вестфальской модели.

В Интернете, как в любом другом регулирующем контексте, ценности играют ключевую роль: когда они разделяются на межнациональном уровне и способствуют обеспечению надлежащего функционирования бизнеса, они позволяют и даже обязывают создавать межнациональный частный правопорядок. Это приводит к делению Интернета на дискретные межнациональные частные сферы, которые можно представить в виде слоев. Когда ценности различны, для какой-либо области или нации требуется сильное правительственное вмешательство, а это приводит к делению Интернета на отдельные национальные или региональные сферы. Возникает фундаментальный вопрос: «Могут государства использовать в своих интересах коммерческие и прочие мощности глобальной сети, в то же самое время защищая собственные ценности?»

Такая двойственность наблюдается не только в Сети. Международный арбитраж и Закон о международной торговле способствуют межнациональному регулированию, в то время как публичный порядок в арбитраже, общественная мораль и общественный порядок в законе о ВТО, «действия вопреки общественному интересу» препятствуют свободе движения капиталов, работ и услуг в Европейском союзе. Но в Интернете данная двойственность - явление более радикальное, свидетельство чему - межнациональные частные правовые системы. В этом смысле регулирование Интернета - пример диалектического прогресса закона в контексте дуальности глобализации.

Регулирование Интернета, по мнению автора, должно опираться и на его универсальный, и на национальный социальные контракты. Этот диалектический подход необходим для утверждения юрисдикций и отбора информации. Интернет в большей степени, чем другие контексты, призывает к возвращению естественного

права в разрешении коллизий правовых норм, к тому, чтобы коллизии правовых норм были «частью единственной международной системы, а не просто частью внутреннего закона». Это означает, что национальные законы должны учитывать свое влияние на территории и население других наций, так же как и на общественную пользу информационного богатства, которую предоставляет Интернет. Государствам необходимо признать, что у них одна глобальная задача - регулирование Интернета, что они не могут обойтись без собственного закона. Международное частное право было изобретено как механизм согласования естественного права с разнообразными законами. И в этом смысле сдержанность в осуществлении юрисдикции должна рассматриваться не как последствие добровольного уважения к иностранному государству, но как «требование естественного права», отвечающее главным целям международного частного законодательства, объединенного с новыми технологиями. Такой подход, как видится автору, обещает лучшее будущее для Интернета и его пользователей.

И.А. Лисицын-Светланов

2010.04.017. ОТТО П. РАЗУМНОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ШИФРОВАНИЯ В ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ.

OTTO P. Reasonableness meets requirements: regulating security and privacy in software // Duke law j. - Durham, 2009. - Vol. 59, N 2. -P. 309-342.

В статье магистра департамента компьютерных наук Университета штата Северная Каролина Поля Отто рассматривается вопрос о регулировании программного обеспечения. Проблемы безопасности программного обеспечения, шифрования вызваны опасениями краж данных, а также угрозами безопасности. Предлагаемые меры снижения подобных рисков включают разработку, принятие строгих инструкций и - время от времени - позволение вмешиваться рыночным силам. Разработчики программного обеспечения действуют в соответствии с гарантиями безопасности и структурой стандартов, помогающей ее усилению в интересах общества.

С распространением вычислительных технологий в современном обществе стали появляться соответствующие законы, изобретаться методы регулирования систем программного обеспече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.