ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
2010.04.015. БАЛЕСТЕ Р. ФОРУМ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИНТЕРНЕТОМ И ТЕХНОЛОГИИ: ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНОГО РАЗВИТИЯ.
BALLESTE R. The Internet governance forum &technology: a matter of human development // Loyola law and technology annual. - New Orleans, 2007. - Vol. 7, N 1. - P. 37-69.
Автор статьи Рой Балесте, преподаватель Университета округа Колубия в Вашингтоне, подчеркивает, что широкий доступ к Интернету и общественная реакция на новое технологическое пространство свидетельствуют о возрастающей необходимости реформирования законодательства и осознания политиками универсального значения интернет-технологий как для экономических, политических, социальных, культурных, так и для личных прав и свобод человека. При этом автор замечает, что правовой мир Интернета практически не исследован.
Новейшим международно-правовым механизмом, способствующим решению проблем управления электронными технологиями, стал Форум по управлению Интернетом (Internet Government Forum, IGF), потенциал которого позволяет вырабатывать предложения по защите информации и находить действенные пути обеспечения ее доступности.
В качестве основных направлений деятельности данного Форума автор называет согласование норм национального и международного права в сфере регулирования процессов использования информационного пространства Интернета, поиск и ликвидацию «черных дыр» в науке и образовании с использованием возможностей Интернета, выработку единых стандартов по применению информационного пространства международным сообществом и отдельными нациями (государствами).
Автор подчеркивает, что главной задачей статьи является акцентирование роли Интернета как инструмента информационного обеспечения и образования в контексте норм международного права по управлению Интернетом и тех возможностей, которые имеются у Форума по управлению Интернетом.
Формирование информационного общества как ключевая цель напрямую была поставлена ООН на саммите тысячелетия, который проходил с 6 по 8 сентября 2000 г. в Нью-Йорке. В качестве целей развития, обозначенных в Декларации тысячелетия ООН, были названы достижение к 2015 г. возможности получения детьми в полном объеме начального школьного образования и обеспечение глобального партнерства для развития, так как свыше половины населения имеет доступ к Интернету в развитых регионах и менее одного процента могут пользоваться им в 50 наименее развитых странах.
Автор отмечает, что за последние десять лет Интернет стал главным центром предоставления информации и, соответственно, -знаний, способствующих получению образования населением. Образование, как его нужно понимать с точки зрения перспектив развития прав человека, не вступает в конфликт с требованиями по безопасности и многообразия (многоканальности) Интернета. Многообразие легко достигается, если защищается его открытость и доступность Интернета. Образовательные стандарты и доступ к информации помогают создавать информированное общество, т.е. сообщество, которое уважает и помогает защищать безопасность и целостность Интернета. Этот подход отвечает целям Декларации тысячелетия.
С доступностью Интернета тесно связаны вопросы авторского права, собственности на информацию, продажи информации и знаний, т.е. все те сферы, которые касаются создания информационной экономики. Для бедных стран модель рыночного Интернета не подходит. В этой связи важное значение имеет продолжение дискуссии о доступности и открытости информации, поступающей через Интернет. Необходима дифференциация информации на общедоступную, т.е. затрагивающую жизнь каждого человека (в области медицины, науки, религии, истории, астрономии и пр.), и скрытую, которая признается по национальному законодательству закрытой или ограниченной для доступа. Примером национального
акта, в котором предпринята попытка провести такую дифференциацию, является принятый в США Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху (Digital Millenium Copyright Act of 1998 г.).
Сегодня перед интернет-технологиями стоит задача, чтобы они, как и образование, стали доступными для всех тех, кто из-за бедности еще не может пользоваться этими благами.
Р. Балесте отмечает, что управление Интернетом включает гражданские, культурные, социальные, экономические и технологические характеристики, которые касаются создания приемлемого (эффективного) информационного обслуживания. Все государства в лице органов государственной власти должны нести ответственность за внедрение международных стандартов по управлению Интернетом, обеспечивающих доступность и открытость. В Докладе рабочей группы Форума по управлению Интернетом содержится определение понятия «управление Интернетом», под которым подразумевается применение и развитие органами государственной власти (с подключением частного сектора и гражданского общества) принципов, норм, правил и правотворческих процедур, а также программ с целью развития и использования Интернета. Элементами гражданского общества, участвующими в развитии и использовании интернет-технологий, являются медиаструктуры (включая СМИ), молодежные и гендерные организации, волонтерские объединения, города и местные власти, профсоюзы, малые народы, образовательные учреждения и организации, научные и технологические сообщества, акционерные компании, коммуникационные сети, филантропические организации, общества инвалидов и пр.
Автор приводит открытый перечень главных субъектов информационного общества, или ключевых держателей «акций» по управлению Интернетом: правительства, частный сектор, гражданское общество, ООН и др.
Задачи правительств (органов государственной власти) состоят в том, чтобы обеспечивать будущее технологий, их доступность. Основную роль частного сектора автор статьи видит во внедрении технологических инноваций, чтобы совершенствовать Интернет для пользы всех. Гражданское общество участвует в развитии электронного мира через свои общественные организации, деятелей науки и культуры, через институты местного самоуправ-
ления, вовлечение в эти процессы молодежи, коренных народов, инвалидов и т.д.
ООН развивает информационные технологии путем проведения всемирных саммитов информационного общества (The World Summit on the Information Society, WSIS) и форумов по управлению Интернетом.
Р. Балесте подробно освещает итоги всемирных саммитов информационного общества (WSIS) и форумов. Во время Всемирного саммита 2005 г., проходившего в Тунисе, были приняты Заявление и Программа для информационного общества. Оба документа помогли проложить путь к реализации идей Форума по управлению Интернетом.
Тунисская программа непосредственно затронула вопросы управления Интернетом. Форум уполномочивался:
- обсуждать вопросы публичной политики по управлению Интернетом с целью усилить устойчивость, безопасность, стабильность и развитие информационных технологий;
- преодолевать разногласия и различия в политике по управлению Интернетом;
- облегчать обмен информацией и практикой и способствовать повышению качества экспертизы, проводимой академическими, научными и техническими кругами;
- вовлекать субъектов по управлению Интернетом в формирование информационного пространства в развивающихся странах;
- организовать дискуссию по проблемам интернет-ресурсов;
- публично обсуждать процедурные вопросы в контексте управления Интернетом;
- решать другие задачи в формате деятельности действующих и создаваемых в перспективе органов и организаций информационного общества.
По инициативе ООН в Женеве в мае и сентябре 2006 г. прошли заседания Консультативной группы Форума по управлению Интернетом с целью определения порядка и содержания саммитов и выработки повестки дня и программ. Консультативная группа рекомендовала Форуму следующие темы для обсуждения:
- открытость: свобода выражения мнения, свободное распространение информации, идей и знаний;
- безопасность: создание атмосферы доверия в процессе сотрудничества;
- разнообразие: обеспечение языкового плюрализма и учета местных условий;
- доступность: политика и стоимость информационных систем связи;
- способность: строительство и развитие новых информационных систем как приоритетное направление деятельности.
Комментируя ход обсуждения, автор особое внимание уделяет доступности как одной из наиболее актуальных проблем. Сравнение показывает, что примерно 60% граждан США и европейцев имеют доступ к Интернету, 40 - жителей Азии, в то время как в Африке доступность равна 0,1%.
В заключительной части статьи Р. Балесте вносит ряд предложений по совершенствованию управления интернет-технологиями. В частности, в качестве механизма, позволяющего достичь высокого уровня кооперации, структурных преобразований и доступности, предлагается принятие Билля (Пакта) о правах в сфере Интернета. Сам Форум по управлению Интернетом мог бы сыграть ключевую роль в защите прав человека в связи с совершенствованием информационных технологий. Новая система могла бы эффективно функционировать в рамках Форума, расширяющегося сегодня структурно и служащего основой широкой кооперации, в том числе с целью реализации прав человека путем повышения доступности ко всем областям знаний и науки.
И.А. Умнова
2010.04.016. ШУЛЬЦ Т. ДЕЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТА: ЮРИСДИКЦИЯ, ПРАВОПОРЯДОК И ГРАНИЦА МЕЖДУ ЧАСТНЫМ И ПУБЛИЧНЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ. SCHULTZ T. Carving up the internet: jurisdiction, legal orders, and the private/public international law interface // European j. of intern. law. -Oxford, 2008. - Vol. 19, N 4. - P. 799-839.
В статье старшего преподавателя Женевского университета Томаса Шульца речь идет о национальных ценностях и глобальном законе Интернета, о тождествах и сохранении различий. В настоящее время Интернет оказался зажатым между устаревшими национальными регуляторами и новыми силами мировой экономики, что