Осознавая вызовы, стоящие перед Дальним Востоком на пути его интеграции в АТР, российское правительство приступило к реализации следующих неотложных мер: обеспечение инвестиционной поддержки нового плана социально-экономического развития Дальнего Востока; активизация борьбы с коррумпированными чиновниками; депортация тысяч нелегальных китайских торговцев; стимулирование миграции этнических россиян в Приморье; развитие экономической кооперации на основе торговых зон и промышленных парков, а не челночной торговли.
Таким образом, Россия готовится расширять свое присутствие в АТР, с одной стороны, благодаря своему стратегическому партнерству с Китаем, с другой - рассчитывая шагнуть за его пределы и активно сотрудничать с другими странами региона. Подготовка к саммиту АТЭС в 2012 г. явилась мотивом для федерального правительства направить необходимые инвестиции в инфраструктуру Дальнего Востока, однако на трансформацию мышления местного населения и развитие способности местной экономики соответствовать «стандартам» АТЭС потребуется определенное время.
О.Н. Пряжникова
2010.04.006. ИНДИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУПЕРДЕРЖАВА: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ БУДУЩЕЕ?
Indian economic superpower: fiction or future? / Ed. by Swaminathan J.M. - London etc.: World Scientific Publishing, 2009. - 282 p.
После обретения независимости, в период ориентации на социалистический путь развития экономики, в Индии была распространена практика создания крупных государственных компаний в основных секторах экономики, таких как банковский, сталелитейный, угле- и газодобыча, энергетика. Направления деятельности этих компаний определяло государство, которое их активно субсидировало. В 1990-х годах, в период дерегулирования экономики, государство трансформировало крупнейшие государственные предприятия в финансово-автономные акционерные общества с участием частных институтов и лиц. В результате эти компании стали более рыночно ориентированными. Так, компания «Индийские железные дороги» существенно повысила качество обслуживания и в 2006 г. стала одной из самых прибыльных в секторе общественных услуг.
Кроме того, в период экономической либерализации возникло много новых достаточно успешных компаний, которые сейчас активно выходят на международные рынки. Например, «Bharti Telecom» широко применяет свой опыт развития беспроводной связи в странах с формирующимися рынками; энергетическая компания «Suzlon» занимает пятое место в мире по объему поставок турбин для ветряных электростанций, работает в 16 странах и владеет 7,7% мирового рынка в данном секторе (с. 250).
Рост индийской экономики, лидером которого является сектор информационных услуг, затрагивает также такие отрасли, как биотехнология, строительство, финансы и страхование. Компании, работающие в области биотехнологии при условии сохранения в будущем существующих темпов инвестирования со стороны частного и государственного сектора, по оценкам правительства Индии, уже в 2015 г. достигнут объемов продаж на уровне 25 млрд. долл. против 1,5 млрд. долл. в 2006 г. (с. 251). Одна из ведущих консалтинговых компаний мира «Ernst a. Young» выделяет Индию в числе пяти будущих лидеров в сфере биотехнологии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Индия активно увеличивает (за последние годы более чем в два раза) производство трансгенных сельскохозяйственных культур и занимает первое место в мире по производству вакцин. Мировые лидеры фармацевтической промышленности, такие как «Pfiser», «Merck» и др., активно создают здесь научно-исследовательские центры.
Рост экономической активности в городах, в частности в секторе информационных технологий, привел к острой потребности в строительстве офисных и жилых зданий. Правительство Индии, осознавая значение иностранных инвестиций в решении этой проблемы, либерализовало законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность. В результате в 2007 г. инвестиции в недвижимость составили 26% от общего объема инвестиций (с. 253).
Впечатляющими темпами развивается фондовый рынок Индии. Так, в 2006-2008 гг. стоимость размещаемых на фондовой бирже акций выросла на 83%, а стоимость сделок в 2008 г. достигла 17,4 млрд. долл. Девять индийских банков вошли в список 50 крупнейших азиатских банков, а семь институтов по микрофинансированию были включены в список 50 наиболее успешных организаций такого типа в мире.
Очевидно, что Индия становится мировым лидером в сфере аутсорсинга и офшоринга. Согласно недавним исследованиям, клиенты, пользующиеся услугами индийских аутсорсинговых компаний, ежегодно экономят 1,5 млрд. долл. Так, «General Electric» экономит 350 млн. долл. в год, переместив 900 технологических и бизнес-процессов в Индию. Американские финансовые компании сэкономили 6 млрд. долл. за последние шесть лет активного офшо-ринга в Индии (с. 19).
Бангалор, третий по величине город Индии, является важнейшим центром аутсорсинга. Здесь количество работников, занятых в аутсорсинге в сфере информационных технологий и бизнес-процессов, превышает число всех работающих в данной сфере в Китае. Ежегодно из высших учебных заведений города выпускаются 30 тыс. инженеров, несколько тысяч менеджеров по программе MBA, а также врачи, сертифицированные бухгалтеры и другие высококвалифицированные специалисты. В Бангалоре базируются аутсорсинговые подразделения IBM и «Goldman Sachs». Здесь открыли свои исследовательские офшоринговые центры «General Electric», «General Motors» и другие мировые компании. Опыт Бангалора активно перенимают многие крупные и средние города Индии - Хайдарабад, Мумбай и др.
Важно обратить внимание на эволюцию аутсорсинга в Индии. Если раньше это были преимущественно колл-центры, то теперь это аутсорсинг знаний (knowledge process outsourcing), важными элементами которого являются аналитические навыки персонала. Оказанием «сложных» услуг в настоящий момент занимается 65% из 180 тыс. индийских служащих, работающих в аут-сорсинговых компаниях (с. 25).
Важным фактором, стимулирующим развитие экономики, в ближайшие годы станет приватизация учреждений высшего образования, в частности технической и управленческой специализации. Многие американские университеты рассматривают возможности сотрудничества с индийскими вузами. Так, Бизнес-школа Мичиганского университета основала научно-исследовательский центр в Бангалоре. Профессора школы регулярно посещают центр, выбирают университетские факультеты и студентов-магистров, в течение нескольких недель проводят их обучение, закрепляют за ними исследовательские проекты и затем уже из Мичигана контро-
лируют выполнение заданий и курируют научные публикации. Колледж Шамплейн (Champlain college) (штат Вермонт, США) учредил свой «спутниковый» кампус в Мумбайе и дал возможность индийским студентам посредством дистанционного обучения получать дипломы по таким специальностям, как бизнес, менеджмент услуг в гостиничном и ресторанном секторах и программирование. В будущем студенты смогут все более широко пользоваться возможностью получения образования на мировом уровне, что, несомненно, повысит качество человеческого капитала.
Таким образом, по мнению авторов, индийская экономика имеет достаточно составляющих для того, чтобы Индия наряду с Китаем в будущем стала супердержавой. Для достижения такого положения в мировой экономике Индии необходимо поддерживать на достаточно высоком уровне приток инвестиционного капитала, активно совершенствовать законодательную базу для экономической деятельности и повышать эффективность использования такого богатого ресурса, как многочисленная рабочая сила.
О.Н. Пряжникова
2010.04.007. ЛЭМБ Дж. ШАНХАЙ НАБИРАЕТ СИЛУ.
LAMBE G. Shanghai steams in // Banker. - L., 2009. - Oct. - Mode of
access: http://www.thebanker.com/news/fullstory.php/aid/6894/
Когда в марте 2009 г. Госсовет Китая заявил о намерении сделать Шанхай международным финансовым центром (ФЦ) к 2020 г., незамедлительные реакции последовали из Нью-Йорка и Лондона, где амбиции Китая были оценены почти как угроза лидерству США и Европы в глобальных финансах. В то время как западные рынки оставались нестабильными, а их привлекательность снизилась из-за ужесточения регулирования, огромных бюджетных дефицитов, усиления налогового бремени и сокращения государственных расходов, Китай выглядел как победитель. Некоторые обозреватели считают поставленную китайским руководством задачу нереалистичной, поскольку правительство, сосредоточившееся на поддержке экспортеров и внутреннего потребления, не хочет отпустить национальную валюту в «свободное плавание» и снять ограничения на движение капитала. Но без этого цель создания международного ФЦ останется мечтой. Вместе с тем целый