Научная статья на тему 'Аутсорсинг в сфере информационных технологий'

Аутсорсинг в сфере информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Порунов А. Н.

В данной статье рассматриваются особенности «реакции» национальных рынков труда в ряде стран Европы, США и России на широко практикуемую в банковской сфере и в сфере высоких технологий практику транснационального аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в сфере информационных технологий»

аутсорсинг в сфере информационных технологий

Европейские банки в последнее время проявляют особый интерес к Индии. Сегодня, как ни в какой другой стране мира, они имеют хорошую возможность получать здесь рекордные прибыли. Индия, в свою очередь, надеется с их помощью через пять-семь лет стать одним из крупнейших финансовых центров в центрально-азиатском регионе. Особенность сегодняшней ситуации в банковской сфере состоит в том, что перевод высококвалифицированных рабочих мест из «метрополии» в зарубежные филиалы, своего рода территориальная диверсификация «мозгов», рассматривается как действенный способ повышения рентабельности активов.

Города Бангалор и Бомбей — крупнейшие центры банковской инфраструктуры в Индии. Этому есть достаточно оснований. Здесь банки могут получить то, что невозможно получить у себя дома — значительное сокращение налоговых выплат и возможность существенно сэкономить на заработанной плате персонала. Так, только за первые девять месяцев 2006 г., по заявлению

А.н. ПоРунов, кандидат экономических наук, доцент сызранский технический университет

президента «Deutsche Bank» Езефа Эккермана, за счет сокращения налоговых выплат на «индийской площадке» была получена прибыль в размере 6.3 млрд евро. В прошлом, 2006 г., этот банк перевел в Индию около 700 рабочих мест, а в 2007 г. эта цифра значительно вырастет и составит не менее 1 000 мест [7] (таблица).

Только в трех дочерних компаниях «Deutsche Bank» - «DNETS», «DBOI» и «GMC», расположенных в Бомбее и Бангалоре, число сотрудников увеличится с 350 человек в 2005 г. до 4 тыс. человек в 2007 г.

Формально, как заявляют официальные представители банковских структур ЕС, европейские банки осваивают этот субконтинент исключительно в целях расширения своей клиентской базы и благодаря работе на местном рынке депозитов и ценных бумаг. Немецкие банки действуют особенно напористо, так, например, в течение только одного 2005 г. между городами Нью-Дели и Ченнаи (до 1996 г. — Мадрас) было открыто 12 филиалов европейских банков (из них 8 — это филиалы не-

изменение территориальной структуры рабочих мест крупнейших банков мира за 1996-2006 гг., тыс.

Ранг Банк Внутри страны За границей Доход*, млрд евро

1996 г. 2006 г. * 1996 г. 2006 г. *

1 Barclays Bank 68,2 35,7 34,3 51,2 1343,15

2 UBS 64,3 35,1 32,1 49,7 1322,98

3 Mitsubishi UFJ Fin. Gr. 62,1 33,6 32,9 47,7 1273,1

4 HSBC Holdings 60,5 33,8 31,5 47,5 1267,62

5 Citigroup 63,4 33,4 30,8 46,9 1260,87

6 BNP Paribas 61,7 33,2 31,1 46,5 1252,51

7 Credit Agricole Group 54,8 31,8 29,2 43,4 1165,16

8 Royal Bank of Scotland 55,6 29,2 28,1 42,2 1128,79

9 Bank of America 56,4 28,8 27,3 41,1 1090,22

10 Mizuho Financial Group 50,9 27,6 25,4 38,9 1035,19

12 Deutsche Bank 49,7 26,3 24,7 37,1 992,16

26 HVB Group 24,4 13,1 12,3 18,5 493,52

29 Dresdener Bank 22,9 12,4 11,8 17,6 461,37

32 Commerzbank 23,2 11,7 11,1 16,6 444,86

Итого: 718,1 385,7 362,6 544,9 14531,5

Прирост: -332,4 182,3

* На 1 октября 2006 г. Источник: The Banker, 2006.

мецкого «Deutsche Bank»), в которых занято 1 600 индийцев. В ноябре 2006 г. дочерняя компания «DBOI», специализирующаяся на ценных бумагах, чествовала своего 100-тысячного клиента.

В последние два года западные банки активно используют «беловоротничковый аутсорсинг» в целях повышения доходности капитала. Так, «Deutsche Bank» с 2004 г. реализует четырехлетнюю программу увеличения доходности капитала с 17 % в 2004 г. до 30 % в 2007 г. за счет сокращения в

800 718,1-

vo с- оо о 0\ о\ о\

о\ о> ON

о I es m

о о о о

о о о о

CS CS CS CS

ТГ >Л1 ЧО ООО ООО CS CS CS

1 Внутри страны

1 За границей

Источник: The Banker, 2006. Рис. 1. Динамика территориальной структуры рабочих мест крупнейших банков мира (см. таблицу)

о

а «

и

1 Внутри

1 За границей

14000

11572,3

в среднем по совокупности

31,5%

Источник: The Banker, 2006. Рис. 2. Динамика территориальной структуры дохода крупнейших банков мира (см. таблицу).

десяти подразделениях «центрально-европейской площадки», включая Франкфурт, Париж, Цюрих, а также в Великобритании, численности сотрудников более чем на 7 000. Предполагается, что эти рабочие места будут «переведены» в Азию и Восточную Европу, причем большая доля из этого количества придется на Индию. Компании Европы прибегают к переводу рабочих мест не первый год. Так, французский банк «Societe Generale» уже давно разместил в Индии подразделения разработки программного обеспечения (ПО), a «British Airways PLC» и «Lufthansa» держат там крупные центры по работе с клиентами. Парижский гигант 1Т-услуг «Cap Gemini Ernst & Young» все больше должностей службы по работе с клиентами экспортирует в Китай и Индию.

Речь идет о радикальном переводе за пределы Европы, прежде всего, квалифицированных рабочих мест и изменении в целом территориальной структуры приложения труда (см. таблицу) и дохода в банковской сфере и их динамики (рис. 1 и 2). Как отмечают многие аналитики, это явление характерно не только для крупнейших игроков, оно сегодня свойственно для всей кредитной сферы ЕС.

Свои первые представительства по оказанию IT-услуг в Индии «Deutsche Bank» открыл в середине 1990-х гг. Однако в настоящее время речь идет о создании на зарубежных площадках управляющих компаний своего рода банковских центров, которые смогут предоставлять на местном рынке полный, по европейским меркам, пакет услуг, в том числе аналитику и кредитно-карточный бизнес. Стремление западных банков охватить каждого, кто испытывает дефицит в финансовых услугах и продуктах, превращает их в основных банковских игроков на местном рынке, поскольку до них такие виды банковского сервиса, как текущие счета, ипотечные и автомобильные кредиты, либо вообще не существовали, либо были доступны лишь ограниченной части населения этих стран.

Особенное значение придается созданию здесь крупных центров финансового менеджмента, аналитических подразделений, специализирующихся на мировой проблематике кредитных и биржевых операций. Уже сегодня количество занятых в таких подразделениях измеряется сотнями человек, что позволит сократить дорогие аналитические площадки в Европе, Лондоне и Нью-Йорке.

В начале 2006 г. в «Velankani Tech»-парке, недалеко от Бангалора, по индуистскому обряду было освящено новое здание дочерней компании «Deutsche Bank» — «Operations International»

(DBOI). Эта компания обеспечивает контроль и обслуживание международных торговых платежей, поставки и страхования товаров. Здесь же оптимизируются IT-системы бухгалтерского учета и разрабатывается программное обеспечение для внутрибанковской £4Р-системы. А в столице Филиппин, Маниле, в дочерней компании «Deutsche Knowledge Services» (немецкий интеллект-сервис) с недавних пор сотни контроллеров осуществляют процедуры учета и оценки курсовой стоимости ценных бумаг «Deutsche Bank» на фондовых биржах всего мира. Если раньше, еще два-три года назад, для реализации подобных задач привлекались высококвалифицированные специалисты из более «дорогих» азиатских стран, таких как Гонконг, Токио, Сингапур или Австралия, то теперь на местном рынке труда предлагается адекватная и в то же время более дешевая рабочая сила.

Такая тенденция не сулит ничего хорошего, прежде всего, для высококвалифицированных специалистов банковского сектора в самой Европе. Сегодня даже рабочие места в отделе кадров крупных банков находятся перед угрозой «переноса» на «азиатские площадки».

Новая организационная модель, применяемая в системе контроллинга крупнейшими банками мира, в самое ближайшее время приведет к масштабным сокращениям сотрудников в материнских компа-ниях, по некоторым оценкам до 8 тыс. человек [1].

Единственным сдерживающим фактором в этой ситуации служит относительная нестабильность политических режимов в Юго-Восточной Азии и в отдельных случаях — языковой барьер. Поэтому наиболее важнейшие, стратегические составляющие системы банковского менеджмента по-прежнему будут располагаться в метрополии.

До сих пор дипломированные сотрудники банков чувствовали себя защищенными, по меньшей мере, перед конкурентами из стран Азии и Восточной Европы. Для «чужаков» в абсолютном большинстве случаев были уготовлены места неквалифицированных рабочих на конвейере или рядовых конторских служащих. Однако мировые финансовые концерны, такие, как «Citigroup», «HSBC», «Bank of America»,» J. P. Morgan Chase» и «Capital», показали, какие «перспективы» открываются для Европы с «открытием» индийского рынка рабочей силы. Только эта «большая пятерка» за два последних года перевела, по данным американской консалтинговой фирмы «Boston Consulting», больше чем 30 000 рабочих мест [2].

Сегодня в Индии служащий — дипломированный выпускник высшей школы — «стоит» для банка, включая все побочные издержки, в среднем 10 000 евро в год, такой же служащий в Европе (Германии) — 100 000 евро [6].

Это обстоятельство, а также динамично развивающаяся экономика Индии и Китая во многом обусловливают растущие масштабы проникновения западных банков на рынки этих стран.

Не менее привлекательны, чем Индия и Китай, и страны Восточной Европы: Венгрия, Болгария, Польша, Украина и даже Эстония и Литва, если речь идет об аутсорсинге услуг. Языковой барьер в данном случае играет незначительную роль, поскольку инструктивные материалы настолько унифицированы, что не возникает никаких трудностей их перевода. При этом у работодателя значительно сокращаются (по некоторым оценкам, до 40 %), расходы по заработной плате. Однако отношение населения метрополии к «беловоротничковому» аутсорсингу значительно отличается от восприятия промышленного или технологического аутсорсинга, когда за пределы страны выносятся «грязные» или низкооплачиваемые работы. Если раньше свое недовольство активно выражали только американцы, то уже в прошлом 2006 г. по этой причине прошли акции протеста и в развитых странах Европы. И это не удивительно, только из банковской сферы за девять месяцев 2006 г. в страны Восточной Европы, Индию и Китай было выведено более 30 тыс. рабочих мест. Средний класс Запада озабочен значительным сокращением традиционно принадлежащих только ему рабочих мест. По оценке «Deloitte Research», к 2008 г. из секторов финансовых услуг и высоких технологий Западной Европы утечет более 800 000 мест. Они переместятся главным образом в Индию, а также в Восточную Европу, Китай, Африку и Латинскую Америку. Как отмечает техасская компания по заключению контрактов на аутсорсинг «Technology Partners International (TPI)», среди общего числа таких контрактов в мире доля европейских компаний выросла с 16 % в 2002 г. до 42 % к осени 2006 г. В 2007 г., по прогнозу ТР1, объем подобных сделок в Европе может сравняться с объемом сделок в США и Канаде.

В первую очередь от утечки рабочих мест страдают жители англоязычных стран — их легко заменить англо-говорящими индийцами. Проблема осложняется и тем, что, например, в отличие от Британии, где гибкая экономика способна быстро создавать новые рабочие места, в континентальной Европе с ее жестким трудовым законодательством

создание новых мест для потерявших работу идет гораздо медленнее. При том, что сокращаются рабочие места в таких секторах с большой добавленной стоимостью, как менеджмент, исследования и проектные разработки.

Для США этот тезис является обоснованным, для Европы же, где рынок рабочей силы является в известной степени консервативным, такая тенденция ничего хорошего не предвещает. Американцы имеют гибкую систему оплаты труда, какой нет в Европе. Здесь «жертвы» аутсорсинга практически не имеют возможности найти новое место работы, адекватное по своей доходности, в другом секторе экономики, в США, напротив, сегодня это не составляет большой проблемы. В Европе существует достаточно высокий уровень безработицы, поскольку высвобождение рабочей силы в любой отрасли национальной экономики не сопровождается снижением заработной платы, как это должно случаться в условиях нормально функционирующего рынка рабочей силы. Снижающийся уровень оплаты труда мог бы ограничить масштабы аутсорсинга, особенно в сфере обслуживания. Но, к сожалению, здесь этого не происходит. За последние восемь лет в ЕС соотношение числа сокращенных рабочих мест и вновь созданных составляет 7:1 [8].

В то же время аутсорсинг способствует повышению конкурентной устойчивости предприятий и, следовательно, предотвращает банкротство, что в свою очередь способствует сохранению рабочих мест, которых общество могло бы лишиться в случае отказа от аутсорсинга. На наш взгляд, аутсорсинг следует воспринимать как объективную реальность, как следствие международного разделения труда, со всеми его достоинствами и недостатками. Этот процесс необратим и развивается очень стремительно. В этой ситуации в Европе озабочены разработкой мер по смягчению социальных последствий этого процесса. Прежде всего, речь идет о разработке новой, более гибкой системы оплаты труда, в том числе приведение в соответствие заработной платы с реальной стоимостью труда.

Первый конкретный шаг в этом направлении Европа уже сделала. Имеется в виду принятая в Германии программа «Hartz-ГV», направленная на стимулирование деловой активности граждан в секторе экономики с относительно низким уровнем заработной платы. Пособие по безработице и прочие социальные трасферты в этой программе рассматриваются как основной барьер на пути к снижению занятости населения.

На аутсорсинг в ЕС пока еще смотрят по-разному. При этом некоторые эксперты усматривают в нем неизбежное расхождение между потребностями страны (и ее граждан) и потребностями фирм. Если фирмы делают капиталовложения за рубежом или получают необходимые им товары и услуги из внешних источников, это воспринимается как свидетельство нанесения ущерба стране или забвения ее интересов.

Однако расхождение между интересами страны и интересами фирм часто оказывается в конечном счете надуманным. Глобализация стратегии и перевод за рубеж менее сложных услуг или работ представляют собой неотъемлемую составную часть процесса усложнения и совершенствования конкурентного преимущества. В совершенствующейся экономике аутсорсинг не угрожает рабочим местам в своей стране, а поднимает производительность труда, способствует открытию «параллельных» рабочих мест, связанных с обеспечением или обслуживанием аутсорсинговых операций. В конечном счете аутсорсинг позволяет компаниям укрепить свои позиции на внешних рынках. Эта тенденция набирает силу, потому что невозможно противостоять требованиям экономической целесообразности. Чтобы сохранить конкурентоспособность, крупные европейские компании просто вынуждены идти по пути экспорта рабочих мест, причем в том же темпе, что и остальные транснациональные корпорации. «Если вам приходится конкурировать с кем-то вроде компаний «Citigroup», «HSBC», «Bank of America» или «Deutsche Bank», доходы которых растут втрое быстрее (благодаря переводу значительного количества рабочих мест в Индию), чем производственные издержки, у вас просто не остается выбора, — считает директор «Deloitte» по анализу ситуации в Европе Крис Джентл (Chris Gentle). — И это ведет к изменению операционной модели деятельности не только американских, но и европейских компаний» [3].

На фоне современной отнюдь не «перегревающейся» российской экономики, снижающихся мировых ценах на нефть, неудач на мировом рынке вооружений отечественная отрасль /Т-аутсорсин-говых услуг демонстрирует высокие темпы роста. И хотя в этой области Россия пока еще выглядит «ягненком» по сравнению с такими «монстрами», как Индия или Китай, однако многие эксперты склонны считать, что через 10 — 15 лет такое различие нивелируется и в рейтинге стран-аутсорсеров Россия с шестого места может перейти на третье.

Сегодня, по разным оценкам, объем сделок на отечественном рынке составляет от 650 до 700 млн

долл. в год, а численность занятых в этой сфере уже составляет 50-55 тыс. человек. Потенциал роста огромен, и это вселяет надежду. ТТ-аутсорсинг может стать той отраслью, которая реально сможет помочь национальной экономике обрести качественно новые конкурентные преимущества, изменить ее сырьевую направленность. По образному выражению министра информационных технологий и коммуникации Леонида Раймана, «ТТ-аутсорсинг — это наземная кладовая России». Такой оптимизм не беспричинен. По официальным данным того же министерства, сектор высоких технологий в последние три года растет ежегодно на 22 — 25 %, а сектор ТТ-аутсорсинговых услуг на 50 — 60 %, что на порядок выше, чем в любой другой отрасли экономики страны. В 2007 г. экспорт продуктов ТТ-аутсорсинга прогнозируется на уровне 1 млрд долл.

Если еще два-три года назад отечественные ТТ-аутсорсинговые компании в значительной степени ориентировались на рынки Западной Европы и США, то сейчас существенно выросла доля и российских заказов. Данное обстоятельство можно объяснить следующими моментами: во-первых, значительно расширился круг сырьевых компаний, проявляющих повышенный интерес к инвестициям в собственные ТТ-системы. Во-вторых, проникновение в отечественную промышленность и бизнес информационных технологий вызвало потребность в приближении стандартов управления информацией в компаниях-заказчиках к западному стилю. В-третьих, аутсорсинг позволяет регулировать расходы компании и снизить налогооблагаемую базу, это очень удобный перевод части расходов на себестоимость. Наконец, четвертый фактор — постепенное увеличение прозрачности бизнеса, рост популярности современных технологий корпоративного управления. Возможность строить и развивать бизнес, концентрируясь на его основных задачах, повышая тем самым эффективность бизнеса.

В России выделяются два типа наиболее заинтересованных в ТТ-аутсорсинге клиентов: первый — это крупные предприятия с развитой информационной инфраструктурой и второй — небольшие предприятия, имеющие несколько десятков сотрудников. Активизация рынка аутсорсинговых услуг за счет массового вхождения среднего бизнеса ожидается не ранее 2008 — 2010 гг.

Министерство информационных технологий и коммуникации трудно обвинить в безучастности по отношению к отечественным аутсорсерам. Так, по планам этого министерства около 18 млрд руб.,

примерно 650 млн долл., должны будут направлены в течение ближайших 5 лет из государственного бюджета в отрасль ТТ-технологий, кроме этого предполагается сооружение 10 технопарков, на что выделяется от 80 до 150 млн долл. Однако даже если бы размер поддержки был сопоставим с тем, что получают от государства аутсорсеры Индии и Китая, все же возникают большие сомнения в возможности реализации в намеченный период амбициозных планов Правительства. Динамизм в этой области определяется не размерами поддержки (что само по себе крайне важно), а характером кадрового обеспечения ТТ-сферы, качеством и масштабами подготовки отечественных специалистов. Для сравнения: в Индии сегодня «армия» программистов насчитывает около 2,5 млн человек, эта страна ежегодно выпускает 290 тыс. дипломированных специалистов — в шесть раз больше, чем в Китае [5]. В России же реально приходят в ТТ-сектор не более 18 — 19 тыс. человек! Причем качество подготовки специалистов в российских вузах непрерывно снижается, особенно на периферии. Например, если пять-семь лет назад с учебными заданиями, что предлагаются студентам «средних» вузов Европы, успешно справлялись 60 — 70 % наших студентов, три-четыре года назад — 30 — 40 %, а сегодня лишь 10 — 15 %. И сегодня как миф следует расценивать такие заявления, что «проекты, которые требуют оригинальных решений, а не простого написания программных кодов, заказчики с большей охотой отдают в Россию, а не в Индию» [11].

Проблема безработицы в сфере аутсорсинга для России не актуальна, и до создания «беловоротнич-ковых» профсоюзов дело дойдет не скоро. Эта отрасль сегодня испытывает гигантский «кадровый голод», поэтому риск потери ключевых сотрудников — головная боль многих ТТ-аутсорсеров на отечественном рынке. Как отмечают многие аналитики, «средний уровень утечки персонала составляет 2 — 7 % в год, что для интеллектуального бизнеса довольно опасный показатель. Кадровую конкуренцию российским 1Т-аутсорсерам составляют компании из Индии, Китая, Японии, США и ЕС, а величина кадровых перетоков во многом определяется конъюнктурой мирового рынка — по объективным причинам компании на ее колебания реагируют медленнее, чем отдельные ТТ-специалисты. На существенное кадровое пополнение рассчитывать сложно» [9]. То есть рынок растет быстрее, чем восстанавливается кадровый потенциал.

По данным четвертой конференции «ТТ-об-разования в России», дефицит ТТ-кадров только в

Москве на сегодняшний день составляет 40 — 45 тыс. специалистов в год, в Санкт-Петербурге — 50 — 55 тыс. специалистов. Аналогичная ситуация и в других региональных центрах страны. В период 2004 — 2006 гг. наблюдался рост количества персонала в ИТ-компаниях, от системных администраторов до менеджеров проектов, от 30 до 50 % ежегодно [10]. Решение этой проблемы видится в построении крупными компаниями собственных сетевых Центров не только по разработке и поддержке программного обеспечения, но и по подготовке квалифицированного персонала. Сегодня некоторые российские материнские компании уже берут на себя хлопоты по поиску, а в случае необходимости и по подготовке с помощью собственного учебного центра ТТ-специалистов нужной квалификации для региональных рынков. Так, компания «LUXOFT», например, управляет аналогичными центрами в Омске, Нижнем Новгороде, Дубне, Ереване, ориентированными на местные кадры. По тому же пути идут и другие аутсорсеры. Однако этот процесс еще не приобрел системного характера. Пока неизвестно, в какой степени сверхбыстрое развитие ТТ-аутсорсинга в России может привести к кадровому голоду. Но вероятность такого развития событий все же существует.

Если Россия намерена встать на один уровень с мировыми лидерами в сфере аутсорсинга, то Правительство должно сосредоточить свои усилия на нескольких приоритетных направлениях. К числу таких направлений относятся: поддержка экспорта ГТ и ликвидация бюрократических барьеров, мешающих инвестициям в эту сферу. Значительно увеличить средства в расширение и повышение качественного уровня образовательной базы, в обучение дисциплинам, связанным с ТТ-аутсор-сингом. Успех дальнейшего развития отрасли во многом зависит и от наличия соответствующей законодательной базы, а также от принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих на-

дежную защиту интеллектуальной собственности. Кроме того, Правительство должно поддерживать слияния и приобретения компаний, позволяющие создать аутсорсинговые корпорации масштаба, достаточного для конкуренции на международном уровне. Сейчас же отрасль не получает существенной поддержки от государства, хотя эта сфера названа стратегически важной для экономического развития страны и вообще для ее будущего.

Литература

1. Sustainable Migration Policies in a Globalizing World, Philip L Martin, IILS (ILO), März, 2006.

2. Boston Consulting, Strategic Review 2006, S. 41.

3. The New Global Job Shift, Pete Engardio u. a., Business Week, 2. Februar 2006.

4. Labour market and wages. «Information Technology Association of America». The report. New York. January 2007. W. 457.

5. EBR-Bericht über AXA Business Services, Bangalore, Mai 2006.

6. Outsourcing als Erfolgsfaktor. Outsourcingkonferenz in Landeshaus in Wiesbaden. Wiesbaden 10, Oktober 2006. S. 52.

7. Umfrage «Service-Offschoring in Europe». Rolan Berger Strategy Consultants und UNCTAD, Juli 2006. S. 45.

8. «Ich will Deutschland retten». Interview mit Prof. Hans-Werner Sinn, Präsident des ifo Instituts für Wirtschaftsforschung. MEDIEN-MONITOR, Januar 2006.

9. Бутрин Д., Михин М. Кадровое программирование. http://www. aplana. ru/.

10. Материалы IV-конференции «Преподавание ИТ в России - 2006». 15 - 16 мая 2006 г. Москва. http://www. it-education. ru/.

11. Бутрин Д. и др. Российский аутсорсинг между Россией и Западом. Http://www. kommersant. ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.