Научная статья на тему 'Аутсорсинг в инновационной сфере'

Аутсорсинг в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1091
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НОВОВВЕДЕНИЯ / АУТСОРСИНГ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власюк Юлия

Статья посвящена использованию аутсорсинга в инновационной деятельности. Показана динамика рынка и основные тенденции в области аутсорсинга. Проанализирована сущность инновационного аутсорсинга, представлена его классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outsourcing for Innovation

The article deals with the use of outsourcing in the innovation activities of enterprises, demonstrates the dynamics of the market and the main trends in the field of outsourcing. The analysis of the essence of innovation outsourcing, its classification, features are also presented.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг в инновационной сфере»

Б О

Аутсорсинг в инновационной сфере

В условиях научно-технического прогресса и усложнения технологий производства даже самой крупной структуре не просто быть одновременно самодостаточной и конкурентоспособной. Чтобы стать успешнее на рынке, многие компании прибегают к аутсорсингу - передаче некоторых процессов, которые ранее они выполняли самостоятельно, внешним специализированным исполнителям на договорной основе.

У аутсорсинга, таким образом, есть две стороны: производитель, приобретающий на стороне результаты бизнес-процессов, и исполнитель (аутсорсер), предоставляющий определенные услуги другим организациям. Устойчивый спрос послужил толчком для интенсивного развития этого сектора международного рынка, в том числе в инновационной сфере.

Современный бизнес, как правило, не представляют без аутсорсинга. Связано это как минимум с двумя причинами. Во-первых, предприятия стараются использовать все новейшие достижения науки, техники и технологии, чтобы выпустить качественную и конкурентоспособную продукцию,

которая бы полностью соответствовала запросам потребителей. Во-вторых, технологии, знания и опыт сегодня специализированы и сосредоточены в основном в руках профессионалов, которые с выгодой для себя и клиентов оказывают необходимые услуги. За счет этого можно серьезно сократить расходы, так как каждый участник осуществляет то, что умеет делать наилучшим образом, не прилагая лишних усилий и не затрачивая дополнительных ресурсов на освоение новых видов деятельности. Такая ситуация выгодна и потребителям, так как они могут рассчитывать на более качественный продукт по приемлемой цене.

Конкуренция представляет собой основу и движущую силу аутсорсинга. В некоторых странах предприниматели все еще могут строить свои планы, рассчитывая на доступность сырья и/ или дешевой рабочей силы. В такой ситуации можно сначала не уделять должного внимания снижению затрат и повышению качества обслуживания. Однако в большинстве лидирующих государств конкурентоспособность достигается за счет знаний, умений

чш

цгя

Юлия Власюк,

доцент кафедры

мировой экономики,

маркетинга,

инвестиций

Брестского

государственного

технического

университета,

кандидат

экономических наук, доцент

и творческих решений. К сожалению, не все эти преимущества долговечны, поскольку благодаря современным технологиям они довольно быстро распространяются среди конкурентов [1].

В настоящее время бытует мнение о том, что передавать исполнителям целесообразно лишь процессы, которые не оказывают ключевого влияния на конкурентоспособность фирмы, в то время как направления деятельности, предоставляющие стратегические преимущества, следует держать под контролем и ограждать. Действительно, операции, которые основаны на исключительных знаниях и технологиях (логистика, дизайн, разработка технологий и т.д.), производители редко доверяют сторонним лицам.

О возросшем научном и практическом значении аутсорсинга в управлении предприятием свидетельствует опыт развитых стран. Объем капитала в мировой экономике, связанный с аутсорсингом, увеличился с 2000 по 2010 г. приблизительно в четыре с половиной раза (с 100 до 448,6 млрд долл.). 53% оборота пришлось на Северную Америку, 44% - на Европу, 3% - на

о

X X

5

X

о

X X

5

X

Операции Процент передачи, %

Производство 54

ИТ-услуги и программирование 46

Научные исследования и разработки 35

Дистрибуция 35

Услуги колл-центров 35

Таблица 1. Количество передаваемых на международный аутсорсинг операций [4]

Таблица 2. Классификация инновационного аутсорсинга

Азиатско-Тихоокеанский регион. Годовая стоимость 100 наиболее крупных аутсорсинговых контрактов в США эквивалентна 70 млрд долл. Минимальная сумма сделки равна приблизительно 180 млн долл. В странах Европы стоимость 100 крупнейших контрактов в области аутсорсинга составляет около 40 млрд долл. в год [2]. В эти показатели включаются сделки как внутренние, так и международные. При этом международный аутсорсинг (табл. 1) распространен в большей степени: на него приходится 6 из 10 сделок.

Успешное применение аутсорсинга позволяет решать множество корпоративных задач, в первую очередь уменьшать производственные и сбытовые издержки. Новым витком развития аутсорсинговых отношений стало использование услуг зарубежных партнеров не только в сборке, но и в разработке изделий. Такого рода процесс называется инновационным аутсорсингом.

Хотя лидирующие компании, как и ранее, концентрируют НИОКР в первую очередь в стране происхождения, поэтапно они переходят к созданию множества различных по масштабу центров. Организация и размещение последних происходят в зависимо-

Классифика-№ ционный признак

1

вид

передаваемых функций

Виды

инновационного аутсорсинга

бизнес-процессов; производственный; кадровый; управленческий; маркетинговый; логистики; ИТ

объем

передаваемых функций

маржинальный; пакетный; элементный; трансформационный

этап

осуществления

разработка инновации;адаптация к производственным и рыночным возможностям; реализация на рынке

сти от специализации на конкретном рынке или в технологии.

Крупные американские и европейские корпорации инициируют глобализацию НИОКР, итогом которой являются передача некоторых операций в страны с более низким уровнем заработной платы и приближение к новым рынкам. Так, у General Electric, имеющей репутацию одной из лучших в мире по уровню менеджмента, существует пять центров исследований - в Нью-Йорке, Бангалоре, Мюнхене, Шанхае и Рио-де-Жанейро. Кроме того, было заключено соглашение, по которому в комплексе «Сколково» (РФ) должен быть создан научно-исследовательский центр GE.

Ожидается, что локомотивом следующего этапа глобального экономического роста будут страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). В таких условиях ТНК стараются укрепить свои позиции на их рынках, применяя особенные источники инноваций, меняя ассортиментный ряд проектируемой и выпускаемой продукции и услуг.

Некоторые страны Азиатского региона динамично развивают потенциал в области инноваций, о чем свидетельствует число наукоемких предприятий, а также объем инвестиций со стороны государства в исследовательские институты и научные парки. При этом Индия и Китай по вложению средств в НИОКР находятся позади США, но и стоимость их исследовательских работ ниже. Россия, Индия, Китай имеют значительный потенциал творческих сотрудников. Опытно-конструкторские центры и научные лаборатории двух последних стран в состоянии регистрировать десятки и сотни патентов.

В Тайване фирмы-аутсорсеры способны разработать новый ноутбук за 3 месяца, в то время как в Японии - за 6, а в США - за 9 месяцев. Благодаря таким преимуществам многие ведущие американские компании, к примеру HP, Motorola и Dell, решили открыть в Тайване центры по разработке новых устройств. По мнению специ-

2

3

алистов, на азиатские страны приходятся конструкции пятой части всех реализуемых в мире мобильных телефонов, трети цифровых фотоаппаратов, более половины ноутбуков и спутниковых приемников [4]. Фармацевтические компании GlaxoSmithKline и Eli Lilly пользуются услугами азиатских биотехнологических фирм для синтезирования лекарственных средств с уникальными свойствами.

Многие крупные производители наукоемкого оборудования самостоятельно совершают лишь 20-30% работы. В сфере инновационного аутсорсинга другая ситуация. Компания Dell, которая приступила к такого рода практике одной из первых, передала внешним исполнителям только незначительную часть собственных разработок в сфере ПК и цифрового телевидения. Аналогичным образом поступает и HP, несмотря на заявления о широкой кооперации при создании новых моделей, начиная с серверов и заканчивая принтерами. Motorola концентрирует в собственных руках все процессы по конструированию и производству приборов телеуправления и качественной мобильной связи.

Среди крупных бизнесменов есть и авторитетные противники такой глобализации бизнеса высоких технологий. Эти люди считают, что расширение инновационного аутсорсинга опасно стимулированием потенциальных соперников.

Фактором, который определяет применение услуг иностранных исполнителей в отношении НИОКР, является защита интеллектуальной собственности. Любые переговоры и соглашения лидирующих промышленных компаний с вероятными и действующими исполнителями проектов в сфере инноваций конфиденциальны.

Противники инновационного аутсорсинга также считают, что по мере его развития владельцы многих брендов утратят мотивацию к инвестициям в перспективные технологии. Вы-

сокотехнологичным фирмам не стоит полностью отказываться от собственных разработок: это рано или поздно приведет к снижению репутации предприятия, творческому и экономическому застою, а возможно, и упадку.

Можно выделить ряд причин, по которым компании прибегают к инновационному аутсорсингу:

■ отсутствие научно-технического потенциала;

■ сложность организации НИОКР на предприятии. Особенно это характерно для малого и среднего бизнеса. Инновационная направленность требует полностью перестроить его деятельность - стратегию, производство, менеджмент, маркетинг;

■ возможность ускоренного вывода готового продукта на рынок. Особенно актуально это стало в последнее десятилетие, когда жизненный цикл продукции существенно сократился и важно вовремя занять свою нишу;

■ недостаток инвестиционного потенциала.

Инновационный аутсорсинг целесообразно классифицировать по различным категориальным признакам (табл. 2).

В научной литературе достаточно полно рассмотрен алгоритм внедрения аутсорсинга в бизнес-процесс. Однако следует выделить факторы, специфические и значимые именно для инновационного аутсорсинга:

■ наличие стратегии. Инновации по сути своей имеют долгосрочную направленность и требуют от авторов и провайдеров стратегического типа мышления;

■ выбор эффективного аутсорсера. В этом процессе для традиционных видов аутсорсинга значимы стоимость и срок реализации проекта, имидж фирмы, опыт выполнения аналогичных заданий, квалификация персонала, а для реализации проектов в сфере инноваций наиболее значим инновационный потенциал аутсорсера;

■ интеграция функций, создание эффективного коммуникационного пространства и разработка механизма взаимодей-

Страна Затраты, евро/месяц Великобритания Германия Дания Польша Венгрия Беларусь

Средняя зарплата + бонусы старшего разработчика ПО 3500 4500 4077 1800 1900 1600

Средняя зарплата + бонусы руководителя ИТ-проекта 5300 5000 4750 2100 2200 1850

Стоимость аренды офиса (на 2 рабочих места) 1886 1194 1150 780 800 774

Всего 10686 10694 9977 4680 4900 4224

ствия. Инновационный аутсорсинг в силу своей повышенной рискованности предполагает более тесное общение заказчика и исполнителя.

В зарубежной практике для оценки того, насколько эффективна инновационная деятельность, пользуются методиками STAR и IRI. Показатели, применяемые в отечественной практике, принято разбивать на следующие группы: по затратам, времени, обнов-ляемости, структуре. Остается непроработанным вопрос о количественной оценке инноваций. Нередко декларируются социальная эффективность, оценка с позиции покупателя и другие качественные критерии, но методов их числового расчета не дается. Еще более сложным представляется определение результативности инновационного аутсорсинга.

За последние несколько лет Беларусь сумела стать одной из стран, предоставляющих качественные услуги в сфере ИТ-аутсорсинга и аутсорсинга НИОКР западным производителям. Бренд «белорусские программисты» уже известен многим зарубежным ИТ-компаниям.

К числу конкурентных преимуществ Беларуси в сфере инновационного и ИТ-аутсорсинга можно отнести следующие.

■ Географическая и культурная близость Запада. В каждой стране на выбор экспортного направления влияют уже существующие связи в экономической и социальной сферах. Например, ИТ-сектор Китая экспортирует услуги в основном в Японию, индийский ИТ-сектор - в Великобританию и США. Что касается Беларуси, то журналом «Форбс»

отмечено, что за последние несколько лет наша страна начала становиться индивидуалистической со всеми ценностями западного менталитета. Рабочий процесс и стиль ведения бизнеса схожи с американским и европейским [5].

■ Квалифицированный рынок труда. В настоящее время в республике существует 34 университета, которые ежегодно готовят 16 тыс. специалистов для сферы ИКТ. Их общее число составляет 25 тыс., 20 тыс. из них задействованы в секторе ИТ-аутсорсинга [6].

■ Более дешевая рабочая сила. Упрощенный расчет затрат на разработку программного обеспечения командой из двух человек в Беларуси и других европейских странах (табл. 3) наглядно демонстрирует данное конкурентное преимущество.

■ Поддержка ИТ-сектора со стороны государства. С 2005 г. в Беларуси функционирует Парк высоких технологий (ПВТ), клиентами которого выступают компании из 50 стран мира. Формируются благоприятные условия для разработки ПО, информационно-коммуникационных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики в мировом масштабе.

Нашу страну по праву можно назвать наиболее перспективной в сфере ИТ-аутсорсинга и привлекательной для западноевропейских клиентов, которым необходимы современные и экономически эффективные инновационные решения.

Беларусь постоянно повышает свои позиции на мировом рынке аутсорсинговых услуг. Отече-

Таблица 3. Сравнение затрат по запуску команды разработки ПО

о

X X

5

X

ственные ИТ-компании реализуют проекты для таких крупнейших производителей, как The Coca-Cola Company, Colgate, Thomson Reuters, Bosch, SAP, Microsoft, Oracle. В то же время доля республики в мировом экспорте ИТ-услуг составляет всего 0,1%, и ее нужно интенсивно увеличивать.

Однако существуют факторы, сдерживающие активное развитие инновационного аутсорсинга в нашей стране:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ узкие места в законодательной базе и правовом регулировании рынка аутсоринг-технологий;

■ слабая институциональная поддержка;

■ нехватка сведений о наличии услуг исполнителей;

■ недостаток профессиональных кадров в сфере аутсорсинга;

■ боязнь утечки информации как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков услуг;

■ ожидание значительного снижения издержек и быстрого результата, неправильные расчеты эффективности аутсорсинга;

■ разобщенность на рынке аутсорсинговых услуг;

■ отсутствие долгосрочных стратегий планирования у большей части хозяйствующих субъектов;

■ ментальный фактор (недоверие поставщикам, внутреннее сопротивление инновациям и т.п.).

Несмотря на видимую эффективность инновационного аутсорсинга, не в полной мере отработаны процедуры оценки осуществленных разработок, достижений высококвалифицированных сотрудников при создании уникальных решений в области техники. Кроме того, спорными моментами являются рентабельность раз за разом увеличивающихся вложений в развитие технической основы НИОКР, а также результативность инновационных планов компаний.

Чтобы выяснить, что именно позволило бы Беларуси прочно обосноваться на растущем рынке международного аутсорсинга, следует посмотреть на ситуацию со стороны крупных западных

компаний. Если они решают прибегнуть к услугам иностранных аутсорсеров, то сначала ищут страну, а потом - компанию-исполнителя.

Критерии выбора страны достаточно определенны: большая численность квалифицированных специалистов на рынке рабочей силы (это является гарантом того, что не предвидится значительное увеличение затрат на оплату труда), небольшая стоимость ведения бизнеса в целом, состоящая из расходов на телекоммуникации, аренду, зарплату сотрудникам. Бизнес-климат должен быть устойчивым, так как иностранный заказчик попадает в зависимость от экономического и политического положения в стране аутсорсера. Также желательно, чтобы страна исполнителя была близка стране заказчика с позиции культуры и языка.

Наша республика имеет множество преимуществ: разумное соотношение цена/качество работы, высокий профессиональный уровень специалистов сферы ИТ, государственную поддержку, выгодное географическое положение, близость культуры и менталитета к западноевропейским, развитую систему технического образования.

В последнее время руководители западных компаний начинают осознавать, что не следует поддерживать отношения лишь с ограниченным кругом стран. Например, Intel расположила порядка двух десятков центров разработки по нескольким регионам мира. Нежелание концентрировать все структуры в одном месте связано с тем, что на фирму стала бы сильно влиять политическая и экономическая ситуация в определенном государстве. О том, чтобы нивелировать такую зависимость, задумывается все большее число ИТ-бизнесменов из США. Такую направленность замечают и индийцы: к примеру, Tata Group покупает восточноевропейские компании, чтобы повысить свою конкурентоспособность.

Выбирая исполнителя, клиент стремится узнать абсолютно все и, в первую очередь,

профессиональный уровень сотрудников, размер и устойчивость организации, возможность сотрудничества в ходе осуществления проекта.

При небольшом населении в 9,5 млн человек Беларусь является страной, в которой функционируют наиболее крупные и успешные европейские поставщики ИТ-услуг. Два из них - EPAM Systems и IBA Group - только в нашей республике имеют более тысячи сотрудников каждый, в то время как Luxoft (следующий крупнейший аутсорсер региона) -около 850 в России. EPAM Systems и IBA Group являются движущей силой ИТ-отрасли Беларуси.

Эффективное управление аутсорсингом в инновационной сфере, обеспечивающее конкурентоспособность и конкуренто-устойчивость, требует применения современных подходов, методов и алгоритмов. Необходимо исследовать и обобщить опыт успешно действующих на глобальном рынке компаний, а после этого разработать мультикритериальный алгоритм аутсорсинга инноваций.

Summary

The article deals with the use of outsourcing in the innovation activities of enterprises. Shows the dynamics of the market and the main trends in the field of outsourcing. The analysis of the essence of innovation outsourcing, its classification, as well as features. Shows the competitiveness of the Republic of Belarus in the world market of innovative and IT-outsourcing.

Литература

1. Аксенов Е., Альтшулер И. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент. - СПб., 2008. С. 464.

2. Аутсорсинговые итоги и перспективы. - Электронный ресурс: http://www.outsourcing.ru/content/rus/277/2779-article.asp.

3. BDO - United States. Электронный ресурс: http://www. bdo.com/news/pr/1016.

4. Производство ноутбуков в Юго-Восточной Азии. Электронный ресурс: http://www.nbprice.ru/info/details/17542.htm.

5. Cultural Proximity and Mentality. Электронный ресурс: http://www.park.by/topic-culturaLproximity_mentality.

6. Belarus' Potential of Becoming Europe's «Silicon Valley» by 2015. Электронный ресурс: http://www.ciklum.dk/ it-outsourcing-knowledge-center/white-papers/Belarus-Potential-of-Becoming-European-Silicon-Valley-by-2015/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.