ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 1
Н.В. Ткачева, старший научный сотрудник
кафедры зарубежной журналистики и литературы
факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
ИНДИЯ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ИНДУСТРИЯ АУТСОРСИНГА
В статье рассмотрены основные этапы развития индустрии аутсорсинга — доминирующего сектора отрасли информационных технологий (ИТ) Индии.
Ключевые слова: офшорное программирование, ИТ-аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов, информационные технологии, технопарки по производству программного обеспечения.
The main stages of development of outsoursing industry — dominant sector of information technology industry is viewed in the article.
Key words: offshore programming, IT-outsoursing, business process outsoursing, information technology, software technology park units.
С давних времен Индия считалась страной чудес, а спектр этих чудес оставался весьма традиционным: «Махабхарата» и «Рамаяна» — величайшие литературно-художественные памятники древней цивилизации, мавзолей Тадж-Махал и другие архитектурные шедевры, построенные в эпоху Великих Моголов, традиции индуизма и законы кармы...
Однако бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и достижения ИТ-революции в стране все чаще заставляют говорить в мире об «индийском технологическом чуде».
С начала 2000-х гг. Индия является мировым лидером по объему экспорта ИТ-отрасли и занимает доминирующее положение на глобальном рынке ИТ-аутсорсинга. В 2005—2006 финансовом году рынок ИТ Индии оценивался в 42,2 млрд долл., что составило 5,8% ВВП с годовым ростом 22%.
Основы лидирующего положения, которое сегодня занимает Индия на рынке экспорта информационных технологий и ИТ-услут, были заложены несколько десятилетий назад.
В начале 1970-х гг. была принята государственная программа, которая обеспечивала максимально выгодные условия для национальных компаний, занятых разработкой программной продукции: для ИТ-компаний предусматривались суб-
сидии на развертывание экспортно-ориентированного производства, льготное кредитование, снижение таможенных ставок на ввоз зарубежного оборудования. Одновременно создавались специализированные индустриальные зоны с преференциальным налогообложением, вводилась практика присвоения компаниям престижного статуса экспортно-ориентированной фирмы, предоставлявшего им расширенные права и возможности предпринимательства.
В 1986 г. в Индии была принята новая государственная программа развития и экспорта программного обеспечения (Software Exports, Software Development and Training Policy), которая впервые рассматривала развитие данного сектора ИТ-индустрии в качестве ключевого направления развития национальной экономики.
Ограниченный объем внутреннего рынка заставлял отрасль ориентироваться преимущественно на экспорт продукции и услуг. Идея создания отрасли офшорного программирования — новой некапиталоемкой отрасли — выглядела для индийских экономистов весьма привлекательно, так как эта отрасль могла развиваться без масштабного импорта, создавать рабочие места и поднять уровень образования в стране. Первоначально основной формой участия Индии в мировой ИТ-индустрии была работа индийских специалистов за рубежом, главным образом в США.
В целях поддержания новой ИТ-отрасли правительство пошло на существенную либерализацию внешней торговли. В 1986 г. импортные пошлины на программное обеспечение были снижены до 60%, а пошлина на ввоз компьютерного аппаратного обеспечения для экспортно-ориентированных ИТ-компаний полностью отменена, индийским компаниям была разрешена торговля импортным программным продуктом.
Тогда же правительство Индии развернуло целую систему государственных льгот и гарантий для инвесторов в технологические фирмы и создало для их размещения огромные по размерам специальные экономические зоны с упрощенными и облегченными регистрационными и таможенными процедурами.
Другая схема поддержки производителей ИТ заключалась в концентрации компаний в технопарках и предоставлении им необходимых инфраструктурных условий. Именно в технопарках получило основное развитие индийское офшорное программирование — доминирующий сектор национальной ИТ-индустрии.
В 1988 г. было создано сообщество частных и государственных компаний, получившее название «Технопарки по производству программного обеспечения Индии» (The Software
Technology Parks of India, STPI), функционирующее в рамках Департамента электронной промышленности правительства Индии. В задачи STPI входит поддержка компаний—членов организации, включая инновационную деятельность, развитие в области технологий программирования, содействие экспорту программных продуктов компаний—членов организации, обучение персонала, поддержка маркетинга. STPI также являются провайдером услуг инфраструктуры и связью для организаций — членов сообщества.
В 1988 г. была основана Национальная ассоциация компаний по производству программного обеспечения и услуг (National Association of Software and Services Companies, NASSCOM), которая на момент создания объединяла 38 компаний отрасли, обеспечивавших 65% объема производства ИТ. NASSCOM представляет собой некоммерческую организацию. В ее функции входит содействие развитию национального производства ПО и ИТ-услуг, стимулирование исследований в области разработки программного обеспечения, оказание помощи в развитии национальных брендов в индустрии офшорного программирования. NASSCOM играет важную роль в определении политики отрасли и установлении отношений между ИТ-компаниями и государством. Представители NASSCOM принимают участие в работе многих государственных министерств и комитетов, поэтому в условиях сложной индийской бюрократической структуры Ассоциация оказалась способной эффективно лоббировать изменения в налоговом, торговом и инвестиционном законодательствах, необходимых для развития отрасли. Ассоциация активно продвигает интересы Индии в других странах, представляет национальную ИТ-отрасль в международных ассоциациях.
С началом масштабной либерализации экономики в начале 1990-х гг. производство и экспорт программного обеспечения и ИТ-услуг были окончательно определены в качестве национального приоритета. Важнейшими мерами, принятыми правительством в то время, стали снижение стоимости спутниковых линий, беспошлинный импорт телекоммуникационного оборудования национальными технопарками, снижение импортных пошлин на программное обеспечение в 1994 и 1995 гг., меры по либерализации импорта компьютерного аппаратного обеспечения и др.
Тогда же была сформирована действующая и ныне система организации компаний ИТ-сектора, которая включает в себя следующие виды:
3 ВМУ, журналистика, № 1
— специальные экономические зоны (Special Economic Zones);
— экспортно-ориентированные компании (Export Oriented Units);
— технопарки по производству компьютерного аппаратного обеспечения (Electronic Hardware Technology Parks);
— индустриальные парки (Industrial Parks). Однако в 2008 г. ИТ-отрасль была выведена из индустриальных парков;
— технопарки по производству программного обеспечения (Software Technology Park Units).
Вышеперечисленные виды технологических анклавов объединяет система льгот и инфраструктурная поддержка со стороны государства — освобождение от налогов на импорт и местных налогов, разрешение на стопроцентное участие иностранного капитала, упрощенные и облегченные регистрационные и таможенные процедуры.
Однако важнейшим видом организации компаний ИТ-индустрии остаются технопарки. В настоящее время более 90% национального экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг приходятся на предприятия, расположенные в технопарках. Такие технопарки размещены по всей территории страны почти в 50 населенных пунктах, включая города Бангалор, Ченнаи, Хайдерабад, Нойда, Лакхнау, Канпур, Аллахабад, Патна, Гандинагар, Мумбаи, Колката. Технопарки представляют собой комплексные научно-исследовательские центры с развитой инфраструктурой, с самыми современными средствами для НИОКР в области электроники и возможностью быстрого внедрения передовых технологий и ноу-хау в производство.
Массовое строительство технопарков в Индии стимулировало создание на их территории новых национальных компаний, а также дочерних фирм и филиалов крупнейших мировых производителей программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и электронной техники (Intel, AMD, Microsoft, Cisco, Ericsson, Motorola, Siemens, Kyocera и др.). Реализация программы создания технопарков стимулировала привлечение портфельных иностранных инвестиций в развитие крупных индийских компаний в области ИТ. Результатом активного развития отрасли явилось как расширение внутреннего рынка, так и, в первую очередь, наращивание объемов экспорта.
В течение всего лишь пяти лет в период с 1997 по 2002 г. Индия добилась десятикратного увеличения объемов экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг. Темпы роста объемов экспорта программного обеспечения продолжают оставаться
чрезвычайно высокими вплоть до настоящего времени и составляют порядка 30% в год.
Создание технопарков стало мощным фактором развития национальной ИТ-отрасли, что позволило Индии стать мировым лидером в глобальном аутсорсинге, прежде всего в секторе офшорной разработки программного обеспечения и управления ИТ-службами, а также в быстрорастущем секторе аутсорсинга бизнес-процессов (темпы роста сектора кол-центров аутсорсинга бизнес-процессов в начале 2000-х гг. достигли ежегодного прироста в 70%).
Столица южного штата Карнатака Бангалор стала первым и крупнейшим технопарком страны. В Бангалоре размещены представительства ведущих ИТ-компаний, включая крупнейшие индийские компании Tata Consultancy Services, Wipro Technologies, Infosys Technologies и мировые компании (Microsoft, Oracle, Motorola, Toshiba и др.). В 2004 г. на Бангалор приходилось 34% объема всего индийского экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг, в технопарке было сосредоточено более 1,5 тысячи ИТ-компаний.
Помимо офшорного программирования индийская индустрия информационных технологий специализируется на производстве компьютерного аппаратного обеспечения мирового уровня, прежде всего высокопроизводительных компьютеров.
Толчком для развития этого сектора послужил отказ США поставлять суперкомпьютер Cray индийской Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) в 1986 г. Позже, после проведения Индией ядерных испытаний в 1998 г., США наложили новые запреты на ввоз Индией техники из США. Экспортное ограничение США, по сути, способствовали тому, что местные ученые и инженеры самостоятельно наладили выпуск высокопроизводительных вычислительных систем и их отдельных компонентов, необходимых для быстро развивающихся космических программ и программ в области производства ядерной энергии. В индийских научных лабораториях были созданы суперкомпьютеры FLOSOVER, PARAM, ANUPAM, PACE.
Произведя в 2003 г. модификацию суперкомпьютера PARAM Padma производительностью 1 трлн операций в секунду, Индия стала третьей страной после США и Японии, которая располагала компьютером такой высокой мощности. К тому моменту было произведено 52 компьютера PARAM различной конфигурации, восемь из них были закуплены иностранными государствами, включая Россию, Германию, Сингапур. В нояб-
ре 2007 г. впервые Индия попала в пятерку лидеров рейтинга 500 самых мощных суперкомпьютеров мира ТОР-500.
В середине 1990-х гг. динамично развивающаяся ИТ-индустрия Индии стала испытывать нарастающий инфраструктурный дефицит, прежде всего в части телекоммуникационной связи. В связи с этим в марте 1998 г. была создана Национальная комиссия по развитию ИТ и производства программного обеспечения (National Task Force on IT and Software Development), объединившая государственных чиновников, ученых и производителей страны. Перед членами Комиссии правительством была поставлена амбициозная задача — выработать новую стратегическую программу развития национальных ИТ-производств, реализация которой поможет Индии в течение ближайших 10 лет превратиться в одну из ведущих мировых держав в сфере производства и экспорта программного обеспечения. В результате Комиссией были представлены план действий в сфере производства ПО, план действий в сфере производства компьютерного аппаратного обеспечения, разработана долгосрочная национальная политика развития индустрии. Были намечены пути развития современных телекоммуникаций, включая спутниковую и оптоволоконную связь, меры по стимулированию экспорта ИТ и росту внутреннего потребления информационных технологий.
В соответствии с решениями Комиссии были введены дополнительные льготы при финансировании компаний—производителей ИТ, снижены или отменены некоторые экспортные и импортные пошлины на продукцию отрасли, для целей ускорения внедрения ИТ в госструктурах были предусмотрены отчисления в размере 3% бюджетов министерств и ведомств федерального и регионального уровней (штаты и союзные территории).
Индийский рынок информационных технологий остается одним из самых быстрорастущих в мире. Экспорт ИТ-продукции и услуг в 2005—2006 финансовом году составил более 25,4 млрд долл., из которых 92% приходилось на программное обеспечение и услуги. Рост экспорта по сравнению с предыдущим финансовым годом составил 36%. Основными рынками сбыта индийской ИТ-продукции являются США, откуда поступает более 65% доходов, и страны Западной Европы. В 2006 г. на долю Индии приходилось две трети мирового рынка офшорных ИТ-услуг и половина рынка аутсорсинга бизнес-процессов.
По данным Национальной ассоциации производителей программного обеспечения и услуг (NASSCOM), за 2007—2008 фи-
нансовый год доход от экспорта программного продукта, услуг и аутсорсинга бизнес-процессов Индии достиг около 40 млрд долл. За предыдущий финансовый год доход этих секторов вырос на 33% — до 31,3 млрд долл. Число занятых в ИТ-секторе в 2007—2008 финансовом году составило 1,6 млн чел., не считая примерно 6 млн чел. персонала сферы обслуживания индустрии офшорной разработки программного обеспечения и аутсорсинга бизнес-процессов. Около 1,2 млн чел. занято в сфере разработки программного обеспечения и эксплуатации вычислительных центров и центров приема заказов по телефону (кол-центры). Уверенный рост экспорта программного обеспечения и услуг достигается благодаря повышению конкурентоспособности Индии и добавлению новых услуг, таких, например, как дистанционное управление инфраструктурой.
К крупнейшим индийским ИТ-компаниям относятся Tata Consultancy Services, Infosys Technologies, Wipro Technologies, Satyam Computer Services, HCL Technologies, Rolta India. Компании Wipro, Infosys Technologies, Satyam Computers и Rolta India в 2003 г. были включены журналом Forbes в список 200 наиболее успешных компаний за пределами США, чьи активы превысили 1 млрд долл. В 2005 г. компании Tata Consultancy Services, Infosys Technologies, Wipro Technologies вошли в список 50 крупнейших ИТ-компаний мира, составленный компанией ZDNet Asia.
Tata Consultancy Services Ltd (TCS) — крупнейший индийский экспортер программного обеспечения и ИТ-услуг, входит в финансово-промышленную группу Tata. Компания основана в 1968 г., штаб-квартира находится в Мумбаи, имеет представительства в 12 городах Индии, включая Бангалор, Хайдера-бад, Колкату. Международные представительства компании о ткрыты в 47 странах. В 2007 г. персонал компании насчитывал 108 тыс. чел., в том числе внутри страны — 45 тыс. чел. Доход компании TCS в 2005—2006 финансовом году превысил 2,2 млрд долл. Ежегодный рост доходов в период 2002—2005 гг. превысил 30%.
Другая крупнейшая компания — производитель ПО в Индии — Infosys Technologies Ltd была основана в 1981 г., штаб-квартира расположена в Бангалоре. В 2006 г. имела представительства в 39 странах, персонал компании насчитывал более 80 тыс. чел. Доход компании Infosys в 2005—2006 финансовом году составил 1,59 млрд долл. Ежегодный прирост доходов в период 2002—2005 гг. равнялся 43%.
Компания Wipro Technologies Ltd была основана в 1945 г. и развивала в качестве профильного бизнеса производство рас-
тительного масла. Позже компания перепрофилировалась на производство персональных компьютеров, в настоящее время входит в число ведущих аутсорсинговых компаний страны, фокусируясь на предоставлении ИТ-услуг. Штаб-квартира компании находится в Бангалоре. В 2008 г. имела более 53 представительств в мире, персонал превышал 72 тыс. чел. К 2005 г. европейское направление в международных сделках компании стало вторым по значимости после операций в странах Азии, демонстрируя ежегодный рост продаж более 50%. В 2005—2006 финансовом году доход Wipro составил 1,87 млрд долл., ежегодный прирост доходов в период 2002—2005 гг. превысил 39%. Wipro стала единственной индийской компанией, вошедшей в список 10 ведущих мировых аутсорсинговых компаний, составленный в 2006 г. Международной ассоциацией профессионалов аутсорсинга (International Association of Outsourcing Professionals, IAOP).
Ведущим индийским фирмам принадлежит 40% национального рынка аутсорсинга. Если в середине 1990-х гг. индийские фирмы занимали нижнюю ступеньку ИТ-услуг, то в настоящее время они успешно конкурируют с такими компаниями, как IBM Global Services, EDS, CSC, Accenture в области аутсорсинга интеллектоемких услуг — это разработка интегральных микросхем, подготовка финансового анализа для заказчиков с Уолл-стрит, обработка медицинских записей, бизнес-процессы и биотехнологии, то, что называется работой для белых воротничков.
Феноменальный успех индийской индустрии ИТ стал возможен благодаря сочетанию множества факторов.
Известно, что в связи с бурным прогрессом информационных технологий широкое распространение в мировой практике бизнеса получил аутсорсинг — передача сторонней организации некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании.
Институт аутсорсинга (Outsoursing Institute, USA) в своих исследованиях разграничивает ИТ-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов (производственный аутсорссинг, используемый крупным бизнесом с 30-х гг. прошлого столетия, в рамках данной статьи не рассматривается).
Аутсорсинг бизнес-процессов включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнес-образующими. На аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика. К аутсорсингу бизнес-процессов относится и такой вид сервиса, как обслуживание
телекоммуникационных сетей, необычайно динамично развивающийся в последние годы. Кроме того, в Индии широкий размах получила организация кол-центров, которые позволяют глобальным корпорациям сократить свои ИТ-бюджеты на 50%.
Аутсорсинг информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) — это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями, а именно обслуживание сетевой инфраструктуры; проектирование и планирование автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; системная интеграция; размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний; создание и поддержка публичных веб-серверов; управление информационными системами; офшорное программирование и т.д.
Офшорное программирование (разработка программного обеспечения по заказу иностранной компании) занимает довольно значительную часть общего объема рынка ИТ-аутсорсинга.
С развитием информационных технологий и распространением Интернета процесс написания программ и кодов (иными словами, разработка программных продуктов) становится круглосуточным, распределяясь по регионам мира с различными часовыми поясами. Например, программу начинают писать в Азии, продолжают в Европе, заканчивают в Северной или Южной Америке, и так непрерывно по кругу, «закрывая» все временные пояса.
В результате глобализации и развития международного рынка труда Индия получила ощутимые преимущества для развития ИТ-отрасли: Индия оказалась, во-первых, страной, расположенной в нужном для глобального аутсорсинга временном поясе (учитывая 12-часовую разницу с американскими производителями ПО), во-вторых, страной, обладающей необходимым количеством квалифицированных программистов со знанием английского языка.
В отличие от других стран, стремительно развивающих ИТ-аутсорсинг, — Китая, Республики Кореи, Малайзии, Чехии, Венгрии, Румынии, Бразилии и др., в Индии английский язык для большинства специалистов является вторым родным языком. Правда, данное преимущество постепенно нивелируется по мере роста уровня образования в других странах. Тем не менее этот фактор сыграл особую роль на первых этапах развития отрасли. Кроме того, большое значение имела и деятельность многочисленной индийской диаспоры за рубежом, прежде всего в США, помогавшей соотечественникам в полу-
чении заказов на программирование и техническую поддержку бизнеса от крупных компаний.
На сегодняшний день бизнес офшорного аутсорсинга невероятно востребован в мире. В число крупнейших компаний—заказчиков услуг программного офшоринга входят IBM Global Services, EDS, Computer Sciences, HP, Science Applications International, Unisys, Affiliated Computer Sciences, CGI, Group, Siemens Business Services и многие другие.
Индийские программисты с готовностью берутся за работу, которую, например, американцы считают рутинной и бесперспективной. В американских кол-центрах текучесть кадров составляет 80%, а в Индии, где к этой работе относятся как к долгосрочной карьере, текучесть кадров составляет около 15%.
Индийский ИТ-рынок характеризуется значительной численностью квалифицированных кадров, и местная рабочая сила стоит дешевле, чем в развитых странах мира. Если в США средняя годовая зарплата программиста в 2007 г., по оценкам экспертов, составляла порядка 90 тыс. долл., то в Индии труд высококвалифицированного инженера с полной занятостью в том же году стоил 30 тыс. долл. в год. Вместе с тем разрыв в оплате труда в Индии по сравнению с другими странами — участниками глобального аутсорсинга постепенно сокращается. Так, стоимость индийского персонала в 2007 г. сравнялась со стоимостью персонала в Восточной Европе и в два раза превышала стоимость персонала в Китае.
Большое значение в развитии национальной отрасли ИТ имел тот факт, что Индия необычайно успешно внедряла и применяет на практике западные модели ведения бизнеса и менеджмента. Индийские аутсорсинговые компании проводят тщательную подготовку персонала. Например, если у клиента американского банка в Техасе возникли проблемы с кредитной карточкой и он позвонит в банковскую сервис-службу, то велика вероятность того, что ответит ему индийский консультант из Мумбаи. Однако клиент-американец скорее всего этого не поймет, так как служащие кол-центров, ориентированных на развитые англоязычные страны, обязаны общаться с клиентами на чистом английском языке без индийского акцента. Если индийская фирма работает на американском рынке, то персонал проходит дополнительное обучение лингвистике, американскому произношению. Для удобства заокеанских клиентов индийские операторы кол-центров представляются английскими и американскими именами. Подобный подход к обслуживанию клиентов помог индийским компаниям быстро завоевывать иностранные рынки.
Весьма привлекателен индийский рынок информационных технологий и услуг также и по причине прозрачности управ -ления отраслью, которая характеризуется участием крупных игроков, объединившихся в рамках ассоциации NASSCOM (в июне 2007 г. в ассоциацию входило более 1100 компаний-участников). Такая система называется единым адресом и весьма удобна для иностранных партнеров: при необходимости установления контакта с представителями индийской ИТ-отрасли достаточно обратиться по адресу ассоциации NASSCOM.
В заключение следует отметить, что большую роль в создании «индийского технологического чуда» сыграла политика национального правительства, которое в течение долгого периода содействовало развитию индустрии аутсорсинга информационных технологий и ИТ-услуг. В то же время в самой отрасли не было создано жесткого государственного контроля и регулирования, присутствовавших в других отраслях индийской экономики, том же телекоммуникационном секторе. По этой причине мотором развития отрасли стала частнопредпринимательская деятельность, для которой характерна креативность мышления, реалистичная оценка бизнес-рисков, что имело важное значение при создании и укреплении отрасли. Правительство подключилось к развитию ИТ-отрасли на стадии, когда этот сектор экономики уже сформировался, и активная помощь государства заключалась в целенаправленной поддержке национального бизнеса.
Список литературы
Government of India. Ministry of Communications and Information Technology. Department of Information Technology (DIT), http://www.mit.gov.in/
International Association of Outsourcing Professional http://www.out-sourcingprofessional.org / International Telecommunication Union http:// www.itu.int/
Media Scene as India Globalizes. Prof. N. Bhaskara Rao, Ms. P N Va-santi. Centre for Media Studies (CMS), New Delhi. 2006.
NASSCOM. The Software Industry in India, 1996: Strategic Review. New Delhi: NASSCOM. 1996.
Поступила в редакцию 17.01.2009