Научная статья на тему '2010. 03. 066. Влияние экономического кризиса на соседние с ЕС страны. The impact of the global crisis on neighbouring countries of the EU. - Brussels: European Commission, 2009. - 141 Р. - (occasional papers. 2009. N 48)'

2010. 03. 066. Влияние экономического кризиса на соседние с ЕС страны. The impact of the global crisis on neighbouring countries of the EU. - Brussels: European Commission, 2009. - 141 Р. - (occasional papers. 2009. N 48) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА АЗЕРБАЙДЖАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 066. Влияние экономического кризиса на соседние с ЕС страны. The impact of the global crisis on neighbouring countries of the EU. - Brussels: European Commission, 2009. - 141 Р. - (occasional papers. 2009. N 48)»

компаниям трудно в очень короткий срок стать соответствующим всем требуемым международным стандартам и нормам. Не хватает собственного опыта и знаний, мешает инертность и ригидные структуры, а также ряд факторов, связанных с макроэкономикой. Однако к концу первого десятилетия ХХ1 в. Россия стала одним из крупнейших инвесторов среди развивающихся стран, а отдельные российские корпорации уже выступают в качестве достойных конкурентов ТНК ведущих стран в борьбе за клиентов, лучших специалистов и ресурсы. Подтянув свою бизнес-культуру и нарастив капитализацию, российские ТНК наряду с другими крупными компаниями из развивающихся стран могут стать одними из ведущих участников глобальной экономики XXI в.

М.А. Положихина

2010.03.066. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СОСЕДНИЕ С ЕС СТРАНЫ.

The impact of the global crisis on neighbouring countries of the EU. -Brussels: European Commission, 2009. - 141 р. - (Occasional Papers. 2009. N 48).

В исследовании, подготовленном департаментом по экономическим и финансовым вопросам (Directorate-general for economic and financial affairs) Европейской комиссии, анализируется влияние мирового финансового кризиса на экономику различных стран, граничащих с Европейским союзом. В реферате представлены материалы по Азербайджану, Беларуси и Украине.

Азербайджан. Несмотря на снижение темпов экономического роста в 2008 и 2009 гг., страна остается в числе наиболее быстро растущих экономик мира уже в течение пяти лет подряд. Наивысший показатель пришелся на 2006 г. - 34,5%. В течение первых трех кварталов 2008 г. экономический рост составил около 15%, а в последнем квартале - всего 10,8% (в 2007 г. этот показатель был на уровне 25%). Отражая изменения глобальной экономики, и в особенности конъюнктуру нефтяных цен, прирост реального ВВП в 2009 г. замедлился - за весь первый квартал он составил 4,1%. Продолжение снижения темпов роста ожидается и в 2010 г. вследствие серьезного ухудшения состояния мировой экономики, что негативно отражается на нефтяном секторе Азербайджана и частном потреблении.

Сектор ТЭК, основа экономики Азербайджана, вырос в 2008 г. на 7%. Рост ВВП в целом был выше, чем рост нефтяной промышленности. Прочие сектора экономики выросли за 2008 г. на 15,7% -это самые высокие показатели за последние пять лет. В начале 2009 г. соответствующая цифра составила 14% (причем для основного лидера роста - строительства - 57,5%). Важным компонентом экономического роста стали инвестиции. В 2008 г. их прирост равнялся 34,4% (в 2007 г. - 17,8%). Устойчивый рост строительства, услуг и сельского хозяйства является естественной реакцией на большой пакет фискальных мер стимулирования экономики.

Частный сектор аккумулирует около 84,5% ВВП Азербайджана. В феврале 2008 г. правительство продало 35,7% акций самого крупного мобильного оператора страны - «Azercell Telecom». В июле того же года была ликвидирована доля государства во втором крупнейшем банке страны «Kapital Bank».

Госрасходы в 2008 г. составили примерно 28% ВВП (прирост 76,6% по сравнению с 2007 г.). Основные статьи - военные расходы, социальная помощь, увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы. Рост госрасходов частично был профинансирован доходами нефтяного фонда (10% ВВП, или 3,2 млрд. евро), что снизило дефицит госбюджета. К 2009 г. официальные резервы страны составили 17,3 млрд. долл. (11,8 млрд. евро), т.е. были примерно в шесть раз выше государственного внешнего долга.

В третьем квартале 2008 г. из-за падения цен на нефть и объемов экспорта немного снизился курс маната по отношению к доллару США. В целях не допустить дальнейшего падения курса маната применение бивалютной корзины, которое было предложено в марте 2008 г., было отложено вследствие чрезмерных колебаний соотношения евро/доллар.

В апреле 2008 г. Национальный банк Азербайджана поднял ставку рефинансирования с 13 до 14%, а в июне - до 15% для сжатия ликвидности и замедления слишком быстрого роста кредитования. Кроме того, правительство ужесточило пруденциальное регулирование и надзор. Когда в октябре 2008 г. положение с ликвидностью несколько нормализовалось, Национальный банк Азербайджана начал постепенно снижать ставку - до 8% в декабре 2008 г. и до 3% в марте 2009 г.

Нефтяной сектор не является крупным работодателем в стране, но смежные отрасли (розничная торговля, строительство, телекоммуникации), вероятно, стимулировали рост занятости и доходов. В 2008 г. было создано примерно 120 тыс. рабочих мест (за прошедшие пять лет - 766 тыс.).

Уровень бедности снизился до 13,2% в 2008 г. (годом ранее он составлял 15,8%). Учитывая, что сельское хозяйство приносит 10% ВВП и занимает около 1,5 млн. человек (сельское население страны составляет 44%), правительство запустило Программу продовольственной безопасности (Food Security Programme) на 20082015 гг.

Весьма благоразумным признается намерение государства принять жесткие рамки госрасходов, особенно учитывая долгосрочные тенденции цен на нефть. С целью улучшения качества и эффективности государственных инвестиций для стимулирования экономики правительство разработало четкие правила для отбора, мониторинга и аудита проектов с участием госинвестиций. В качестве одной из мер антикризисного стимулирующего пакета и для увеличения конкурентоспособности в целом ставка налога на прибыль будет сокращена на два процентных пункта, а НДС - на один процентный пункт

Ослабление инфляционного давления позволит Национальному банку Азербайджана поддерживать экономическую активность и ликвидность в финансовом секторе. В настоящее время механизм передачи сигналов для банковского сектора должным образом не действует - сокращение ставки рефинансирования не повлекло снижения банковских ставок по займам и большему доступу к банковскому кредитованию.

В 2008 г. Азербайджан предпринял важные шаги для повышения прозрачности делового регулирования. В частности, улучшена защита миноритарных акционеров, появилась возможность подачи налоговых деклараций в режиме онлайн, а также введен единый реестр собственности. В то же время состояние предпринимательского климата в стране остается сложным в основном из-за коррупции и присутствия неформальных монополий во многих отраслях.

Основной слабостью экономики, как и ранее, остается зависимость от ТЭК. Увеличение добычи нефти (в 2009 г. - 61,8 млн. т)

призвано частично компенсировать падение экспортных доходов. Впрочем, маловероятно, что эта цифра будет достигнута. Снижение цен на нефть также уменьшит поступления от корпоративных налогов.

Проблема диверсификации экономики и стимулирование отраслей, не относящихся к ТЭК, остается ключевой целью Азербайджана в среднесрочном периоде. Но расширение прочих секторов экономики может быть затруднено внешней конъюнктурой. Замедление роста реального ВВП и предложения денег, а также падение цен на мировых товарных рынках будет способствовать снижению темпа роста (но не уровня) цен. Сальдо платежного баланса, составившее +1,8% ВВП в 2009 г., в 2010 г. будет расти по мере улучшения конъюнктуры нефтяных цен.

Для Национального банка Азербайджана необходима гибкая политика обменных курсов для перехода к таргетированию инфляции по окончанию кризиса.

Беларусь. На протяжении большей части 2000-х годов Беларусь впечатляла высокими темпами экономического роста. Средний прирост ВВП в 2001-2008 гг. составлял 8,3%. Экономический кризис и финансовая нестабильность, которые распространились на развивающиеся страны во второй половине 2008 г., сильно отразились на ее экономике. Если 2008 г. еще отмечался ростом ВВП (примерно 10%), то в 2009 г. сокращение ВВП составило около 4%.

Прирост ВПП страны все еще сохраняет положительное значение благодаря росту госинвестиций (на 23% в 2009 г. по сравнению с прошлогодним показателем) и увеличению запасов, хотя он и замедлился: в феврале 2009 г. прирост составил 2,3%, в то время как в 2008 г. - 10,3%. Быстрыми темпами сокращается промышленное производство: -6,5% в феврале 2009 г. по сравнению с 16%-ным ростом в феврале 2008 г. Наиболее значительно падение в самом важном секторе белорусской промышленности - производстве машин и оборудования (-23% в первом квартале 2009 г.), - которое занимает почти 20% всего производства и ориентировано преимущественно на российский и украинский рынки сбыта.

В 2007 г. дефицит торгового баланса страны практически удвоился с 4,5% до почти 9% ВВП. В 2008 г. этот показатель составил 10%. Таким положением Беларусь обязана резкому сокращению экспорта продуктов нефтепереработки и увеличению дефицита

торгового баланса со странами СНГ (в основном росту отрицательного сальдо торгового баланса с Россией и частичной отменой режима наибольшего благоприятствования в энергетике). На начало 2009 г. дефицит торгового баланса составил 340 млн. евро. Экспорт упал на 45%, импорт - на 33%.

Данные по системе госфинансов страны показывают бюджетный профицит в размере почти 1,5% ВВП, так как рост доходов составил около 55% ВВП. Инфляция возросла с 8,4% в 2007 г. до 14,8% в 2008, но в 2009 г. ее рост несколько замедлился благодаря экономическому спаду.

Социальная модель страны основана на полной занятости, а официальные показатели безработицы в Беларуси являются одними из самых низких в Европе (примерно 1%). Открытая безработица остается очень низкой даже с учетом кризиса, но уже отмечаются принудительные увольнения во многих отраслях промышленности. При этом в 2009 г. количество частично занятых в стране удвоилось.

Глобальный экономический кризис заставил правительство страны подписать соглашение о резервном кредите (stand-by) с МВФ. Тем самым Беларусь пополнила расширяющийся список стран, которые прибегают к финансовой помощи международных организаций. В половине (6 из 12) стран СНГ осуществляются программы МВФ (Россия к помощи МВФ не прибегает).

Соглашение о предоставлении Беларуси кредита от МВФ было подписано 31 декабря 2008 г. В число основных условий предоставления кредита входит:

- реформа обменного курса национальной валюты, балансирование бюджета посредством уменьшения расходов;

- рекапитализация банков, отмена соглашения о потолке процентной ставки, реформа банковского надзора, приватизация банков;

- применение метода возмещения затрат коммунальной сферой предприятиям энергетики;

- приватизация предприятий нефинансовых секторов экономики, отмена ценового контроля, сокращение роли государства в экономике, снижение налогов, улучшение инвестиционного климата для национального и иностранного капитала.

Перечисленные условия выходят за рамки обычных пакетов мер по макроэкономической стабилизации, так как включают крупные структурные реформы и либерализацию. Последний элемент антикризисного соглашения с МВФ отражает процесс постепенного открытия белорусской экономики, который начался практически вместе с кризисными явлениями.

Срок действия соглашения - 15 месяцев, в течение которых в страну будет направлено 1,8 млрд. евро (доступ к финансам в размере 420% от квоты страны в фонде). Соглашение было одобрено Советом МВФ в начале 2009 г. Примерно треть предоставленных средств была выплачена немедленно после подписания Соглашения, остальные переведены ежеквартальными платежами.

Программа фонда для Беларуси предусматривала 21%-ную девальвацию национальной валюты в январе 2009 г., затем валюта была привязана к корзине на основе доллара США, евро и российского рубля (в равных долях). Меры, принятые на сегодняшний день, включают отмену правила, согласно которому государство располагало правом ренационализации любой компании, которая ранее ему принадлежала, а также привлечение ПИИ и составление списка предприятий, подлежащих приватизации.

В целом на 2009-2010 гг. Беларуси потребуется 2,9 млрд. евро, из которых кредит МВФ покрывает только часть. Оставшиеся 1,1 млрд. евро будут взяты из других внешних источников. Свыше 60% этой суммы будут покрыты за счет второго стабилизационного займа от России (первый транш осуществлен в конце 2008 г.).

Весной 2009 г. Центральный банк страны подписал рассчитанное на три года соглашение с КНР, предусматривающее предоставление 2,2 млрд. евро на развитие двусторонних отношений (торговые кредиты). Россия объявила о разработке похожего соглашения.

Основная слабость белорусской экономики - слабые внешние позиции, а ее резервов, сократившихся до 2,6 млрд. евро в начале 2009 г., достаточно для покрытия импорта всего на один месяц (традиционно коэффициент покрытия импорта - три месяца). Кроме того, Беларусь почти полностью зависима от поставок энергоносителей.

Соглашение с МВФ было подписано с учетом более оптимистичных прогнозов развития экономики, чем это оказалось в реальности. В последнее время МВФ существенно ухудшил свой про-

гноз по Беларуси по сравнению с тем, на основе которого подписывалось соглашение о кредите (например, низкий, но все же положительный рост экономики в 2009 г.). Последние данные увеличивают необходимость дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников, чем это было предусмотрено ранее.

Для всех крупнейших торговых партнеров Беларуси (России, Украины и ЕС) прогнозы развития ухудшаются, что весьма негативно сказывается на открытой белорусской экономике. В свете того, насколько Беларусь зависит от внешних источников финансирования и больших краткосрочных рисков, прогнозы ее развития могут быть пересмотрены в сторону еще большего понижения. Бюджетные показатели (учитывая степень зависимости от налогов на продукты нефтепереработки, а также рост расходов на социальные цели) могут ухудшиться весьма значительно.

Украина. Из всех восточноевропейских соседей ЕС Украина испытывает самую тяжелую рецессию. Страна сильно пострадала от ценовых шоков на мировых рынках сырья (важнейшей статьей внешней торговли является экспорт стали) и неожиданным нарушением доступа к международному рынку капиталов. Рост ВВП снизился с 7,6% в 2007 г. до 2,5% в 2008 г. и продолжает снижаться. Интересно, что средние показатели роста экономики Украины схожи с показателями прочих «западных» стран СНГ, но среднее квадратическое отклонение темпов роста свидетельствует о том, что экономический цикл в стране имеет более ярко выраженные пики роста и падения.

Стремительное падение темпов экономического роста в 2008 г. было следствием сокращения внутреннего спроса, и в особенности инвестиций (в 2007 г. прирост составил 25%, в 2008 г. - всего 3%). В тот же период прирост частного потребления снизился с 15,3 до 6,5%. Банковский сектор страны также серьезно затронут кризисом, так как прежний кредитный бум был в основном финансирован иностранным капиталом. Ухудшения в банковском секторе существенно уменьшили возможность национальной финансовой системы прибегать к внешнему финансированию, от которого страна сильно зависит.

В 2009 г. падение в экономике ускорилось. Самым наглядным показателем остроты кризиса на Украине является резкое сокращение промышленного производства. В апреле 2009 г. оно со-

ставило 31,2% по сравнению с прошлым годом - это самый значительный спад в регионе. Выпуск продукции упал практически во всех отраслях, особенно в металлургии - 46% по сравнению с данными 2008 г. Это не могло не отразиться на экспорте, так как 80% его объема приходится именно на металлы. Спрос внутри страны также сокращается. Снижение реальной заработной платы составило 11,8% в начале 2009 г. по сравнению с 2008 г. Инвестиции сократились с 25% в 2007 г. до 2,5% в 2008 г.

В 2008 г. произошла 50%-ная девальвация гривны по отношению к доллару США. В связи с этим баланс счета текущих операций должен постепенно улучшаться: в 2008 г. отрицательное сальдо находилось на уровне 6% ВВП, в 2009 г. ожидалось положительное сальдо в 1,2%.

Международные резервы Банка Украины составляли 23 млрд. евро на конец 2008 г., что эквивалентно четырем месяцам покрытия импорта, к весне 2009 г. они упали до 18 млрд. евро. Несмотря на договоренности с МВФ о курсе гривны, национальную валюту Украины с декабря 2008 г снова привязали к доллару. Вследствие девальвации гривны, а также повышения коммунальных тарифов в связи с ростом издержек по импорту газа инфляция в начале 2009 г. увеличилась почти до 22%.

Официальный уровень безработицы в стране удвоился к весне 2009 г., но все еще значительно отстает от показателей, рассчитанных МОТ - ее аналитики оценивают украинскую безработицу в 6,5% на конец 2008 г.

Правительство страны имеет ограниченные возможности предоставления фискальной поддержки экономике, что связано с резким падением доходов, а также сокращением внешней торговли.

В ноябре 2008 г. страна согласовала антикризисную программу помощи с МВФ. МВФ одобрил кредит (stand-by) на сумму 11,7 млрд. евро сроком на два года для стабилизации экономики Украины. Программа стабилизации включает ужесточение фискальной политики. Кроме того, предусматривается ужесточение денежно-кредитной политики страны по мере улучшения положения с ликвидностью, а также значительная реформа валютной политики, включая применение плавающего курса.

Приоритетом на сегодняшний день является помощь банковскому сектору. Украинские власти при поддержке Группы Всемир-

ного банка и ЕБРР разработали специальную стабилизационную программу реструктуризации банковского сектора.

Что касается структурных реформ, здесь основное внимание уделяется процессу приватизации. Власти также обязались к 2012 г. привести цену на газ внутри страны в соответствие с импортной ценой.

В 2008 г. дефицит бюджета страны составил 1,5% ВВП, в 2009 г. - 2,9%, что нарушает договоренности с МВФ о нулевом балансе. Правда, с учетом пересмотра прогноза развития экономики Украины, МВФ все же допустил дефицит в 2009 г. в 4% ВВП.

Наиболее значительные риски для всей украинской экономики связаны с нестабильностью политической системы.

Не способствуют стабилизации и «газовые войны» с Россией. В начале 2009 г. очередная газовая война с Россией привела к прерыванию поставок газа на Украину и часть Западной Европы. Результатом конфликта стало подписание соглашения (при посредничестве ЕС) сроком на десять лет, согласно которому с 2009 г. цена на газ будет привязана к «европейским ценам» со скидкой в 20%. С 2010 г. скидка отменяется. Хотя соглашение и было подписано, в сфере российско-украинских газовых отношений все еще множество недоговоренностей.

Основными негативными факторами для банковской системы Украины являются кредиты в иностранной валюте незастрахованным заемщикам, высокий уровень корпоративной задолженности и высокие риски.

Позитивными моментами служат ослабление давления на гривну и улучшение экономической политики в соответствии с соглашением с МВФ.

Е.А. Сидорова

2010.03.067. БАНДЕЛЖ Н. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В

ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЕВРОПЕ.

BANDELJ N. Economic objects as cultural objects: discourse on foreign investment in post-socialist Europe // Socio-econ. rev. - Oxford, 2008. - Vol. 6, N 4. - P. 671-702.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.