по экономическому росту, в которых институтам придается большое значение, и описываются специфические каналы, посредством которых институты способны влиять на TFP и рост. Благодатной почвой для дальнейших исследований могли бы стать объяснения того, почему некоторые развивающиеся страны получают больше выгод от внешних эффектов ИР развитых стран, чем другие.
С.М. Пястолов
2010.03.021. ПАТРИСИУ М.Т. НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В
ПОРТУГАЛИИ.
PATRICIO M.T. Science policy and the internationalisation of research in Portugal // Journal of studies in international education. - 2009. -22 June. - Vol. 14. - P. 161-182. - DOI: 10.1177/1028315309337932. -Mode of access: http://jsi.sagepub.com/cgi/reprint/14/2/161
Ключевые слова: Португалия; научная политика; международное сотрудничество; мобильность студентов; научные публикации; публикации в соавторстве.
Автор - сотрудница университетов в Квебеке и Монреале (Канада) и Института исследований в области бизнеса и труда, входящего в состав Университета Лиссабона (Португалия), - рассматривает политику в сфере науки и высшего образования Европы в целом и Португалии в частности в свете двух ключевых показателей: международной академической мобильности и научных публикаций в соавторстве. В Европе насчитывается около 4 тыс. учреждений высшего образования, в которых зарегистрировано приблизительно 12,5 млн. студентов. В университетах занято 37% общего количества исследователей и проводится 80% фундаментальных исследований в Европе.
В фокусе программ международных обменов Европейского союза находятся схемы Фонда Марии Кюри, Европейская хартия исследователей и пакеты научной визы, призванные стимулировать тесное сотрудничество между европейскими исследовательскими организациями и сформировать внутренний рынок рабочей силы для ученых и исследователей. Пакеты научной визы адресованы неевропейцам, приезжающим в Европу с целью проведения исследований. В результате выполнения Четвертой и Пятой рамочных
программ (Framework Programme) по программе Фонда Марии Кюри прошли обучение около 12 тыс. исследователей; бюджет Шестой рамочной программы по развитию людских ресурсов и мобильности был увеличен на 50%, и еще большее развитие эти схемы получили в Седьмой рамочной программе. Однако только 5% соискателей ученой степени и 10% исследователей постдокторского уровня смогли извлечь выгоду из внутриевропейского опыта международных обменов. В докладе Европейской комиссии говорится о том, что мер, предпринимаемых ЕС, недостаточно для создания конкурентного и привлекательного рынка для исследовате-лей1. Проблемными остаются сферы социальной безопасности, пенсионного обеспечения и налогообложения, «утечки умов».
Данные, полученные в ходе выполнения проекта ERASMUS, значительно повысившего мобильность студентов, свидетельствуют о том, что за последние 20 лет в программах обмена участвовали около 2 млн. студентов, и ожидается, что почти 200 тыс. будут путешествовать ежегодно. В 2000 г. 2,3% европейских студентов получали образование в другой европейской стране. При этом за границей обучались 80% участников программы ERASMUS - первое поколение выпускников. Эту программу можно считать успешной, но до сих пор остаются проблемы: так, 55% студентов считают суммы полученных грантов недостаточными.
По мнению многих руководителей европейских вузов, студенческая мобильность - это важный дополнительный элемент, дающий возможность получать новые знания, знакомиться с культурами других стран. Она стала еще одним источником дохода для некоторых университетов и причиной уменьшающегося набора в других. Это главный образовательный проект для многих колледжей, университетов и цель для миллионов студентов.
Водоразделом данного процесса стала Болонская инициатива, которая за десять лет охватила 46 стран-участниц. В Болонском соглашении сформулированы основные принципы и цели построения «Европейского пространства высшего образования» (European Higher Education Area - EHEA), где студенческая мобильность активно поддерживается. В результате действия этого соглашения
1 European Commission (EC). The European Research Area: New perspectives: Green Paper / Brussels: European Commission COM (2007). 161 final. - 2007. -4 April. - 23 p.
значительно выросли взаимосвязи между студентами, факультетами, отделами, колледжами и университетами. Такие страны, как, например, Португалия, со сравнительно небольшим количеством исследований, более склонны к международному сотрудничеству вне национальных границ.
Португалия присоединилась к Европейскому союзу в 1986 г. и с тех пор участвовала в нескольких программах ЕС, направленных на исследования и технологическое развитие. В 1986 г. она вошла в Европейскую организацию по ядерным исследованиям (European Organisation for Nuclear Research - CERN), в 1993 г. - в Европейскую организацию по молекулярной биологии (European Molecular Biology Organisation - EMBO), в 1998 г. присоединилась к Европейской лаборатории молекулярной биологии (European Molecular Biology Laboratory - EMBL). В 2000 г. она стала членом Европейского космического агентства (European Space Agency), а в 2001 г. - Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory). Эти и другие международные партнерства стали катализаторами кластеризации ИР, экономических инноваций.
В середине 1990-х годов впервые в португальской истории было создано Министерство науки и технологий, а в 1997 г. было сформировано правительственное агентство - Институт научной и технологической кооперации (Instituto Cooperaçao Cientifica e Tecnologica Internacional - ICCTI), позднее переименованное в Международный центр науки и высшего образования (International Office for Science and Higher education - GRICES).
Португалия провозгласила политику открытости всех национальных подразделений ИР международным экспертным оценкам; всего в стране 510 исследовательских подразделений и 25 ассоциированных лабораторий с бюджетом 71 млн. евро (2007) (с. 5).
Объявив науку и технологии национальным приоритетом, правительство стремится повышать финансирование этих областей, а также активно развивать сферу профессионального образования. Изменения доли ИР в ВВП свидетельствуют о результатах этих усилий: в 1960-х годах этот показатель составлял 0,2%; к середине 1980-х годов он увеличился до 0,45%; в конце 1990-х он достиг 0,77% и в 2009 г. - 1% от ВВП. В настоящее время в Португалии на 1 тыс. человек активного населения приходится 3,6 исследователей и ученых (5,4 в ЕС-25 и 8 в США). Правительство стра-
ны намерено достичь величины 5,5 ученых на 1 тыс. человек активного населения. Оно также стремится увеличить количество выпускников - докторов философии (PhD) с 1000 до 1500 человек в год (с. 5). Тысячам аспирантов постоянную финансовую помощь оказывает Фонд науки и технологий (FCT). Сегодня в исследовательских центрах работают 10 тыс. докторов наук; за последние два года их число увеличилось на 20%, и более 50% из них составили женщины.
С 1997 по 2003 г. португальские ученые участвовали более чем в 6674 международных исследовательских проектах, было заключено 8 тыс. контрактов с Европейской комиссией с участием более 1 тыс. португальских организаций, в том числе исследовательских центров и компаний (с. 6).
10 сентября 2007 г. был принят стандарт для учреждений высшего образования (Legal Framework for Higher Education Institutions - RJIES), устанавливающий новые организационные принципы, в том числе независимость университетов и политехнических институтов, открытость и прозрачность финансовой отчетности. В частности, исследовательские центры стали частью университетской административной структуры. В 2006 г. установлены партнерские отношения с ведущими университетами США (Массачусетским технологическим институтом, Университетом Карнеги - Меллона, Университетом штата Техас).
Несмотря на определенные трудности, число студентов в системе высшего образования Португалии выросло с 30 тыс. в 1960-х годах до почти 400 тыс. в конце ХХ в. В соответствии с данными ОЭСР, международная студенческая мобильность в целом в мире увеличилась - с 0,06 млн. студентов в 1975 г. до 2,7 млн. в 2005 г. (для студентов, формально зарегистрированных в программе получения ученой степени). Португальские высшие образовательные учреждения привлекают от 17 тыс. до 18 тыс. иностранных студентов ежегодно, из них наибольшее число - студенты их африканских стран, затем - из европейских стран и наименьшее -из США. Хотя англоязычные страны привлекают иностранных студентов больше, Португалия в этом плане тоже занимает неплохое положение по сравнению с другими государствами Южной Европы, поскольку португальский язык остается государственным языком во многих странах Африки и Латинской Америки. Количе-
ство африканских студентов с 2001 по 2007 г. увеличилось с 8 тыс. до 11 600 человек (рост - 45%). Южноамериканцы приезжают преимущественно из Бразилии, в 2006-2007 гг. из Южной Америки прибыли 2700 студентов, а из Северной Америки - 200.
В период 1970-1980 гг. в Португалии было получено 340 степеней доктора наук, а за рубежом - 550. Но со сменой политического режима, который закрывал Португалию от остального мира, с середины 1980-х годов ситуация стала меняться, и число степеней, присваиваемых в португальских университетах, выросло до 1200 (с. 9). FCT ежегодно выделяет около 3 тыс. новых грантов для поддержки аспирантов и постдокторских исследований. Всего с 1990 по 2002 г. было выделено 8759 грантов. Была также введена система смешанных грантов: по условию гранта соискатель должен получить степень доктора в португальском университете, а затем пройти стажировку за границей с целью получения опыта международного сотрудничества. В настоящее время 21% PhD получаются за границей, но, кроме того, 23% включают также зарубежную стажировку. Такое «перекрестное опыление» достигает 80% в некоторых университетах Португалии. Однако это связано с риском «утечки умов». Недавние исследования подтвердили, что приблизительно 20% выпускников, получивших степень доктора за границей, остаются работать там, у 76% есть определенная связь с родной страной.
FCT выделяет гранты и для иностранных исследователей. От 7 до 10% соискателей ученой степени (300-400 человек) и около 30% постдокторантов (400-500 человек), получивших гранты, являются иностранцами, проживающими в Португалии. Это - студенты из Бразилии, Италии, Румынии, Германии, Китая, островов Зеленого мыса, Анголы, Болгарии, Кубы, постодокторанты - из Франции, Индии, Испании, Китая, Бразилии, Италии, России, Германии, Голландии, Великобритании.
Мобильность преподавателей поддерживается программами ERASMUS. По данным Европейского комиссара по образованию, в этих программах приняли участие 140 тыс. исследователей и преподавателей из Европы (2007, с. 11), а за период 2000-2007 гг. -3784 сотрудника учреждений высшего образования Португалии.
Еще одним показателем международного сотрудничества в научной сфере является число совместных публикаций. С 1988 по
2001 г. этот показатель в мире более чем удвоился: с 8 до 18% от общего числа всех научных статей во всех областях знаний. Эксперты уже довольно давно отмечают различия в областях естественных и инженерных наук (natural sciences and engineering - NSE) и в сфере социальных и гуманитарных наук (social sciences and humanities - SSH).
С точки зрения данного показателя Португалия вошла в группу стран с наиболее часто цитируемыми публикациями (top 1%). Наиболее резкий рост числа публикаций отмечается также для Бразилии, Китая, Кореи, Мексики, Сингапура и Турции. Публикации португальских ученых и их основных партнеров исследовались по базе данных Thomson Scientific database за период 1980-2006 гг. С 1997 по 2006 г. число публикаций выросло в 3 раза: с 2 тыс. до 6 тыс. Ежегодный рост в NSE с 1980 по 2006 г. составил 14% в Португалии, 6,5 - в Ирландии, 4,6 - в Австрии и 9,4% - в Греции.
В статье приводятся основные тенденции: наиболее высокий рост отмечен в области естественных и точных наук, это почти половина всех публикаций в NSE; в инженерных науках и технологиях отмечен рост публикаций от 16 в 1980 г. до более 1400 в 2006 г.; в естественных науках число публикаций выросло более чем в 5 раз за десять лет, в компьютерных науках число публикаций удвоилось за пять лет; в областях клинической медицины и биомедицины число публикаций выросло с 100 в 1980 г. до 1500 в 2006 г.
Процент соавторства в NSE колеблется от 30 до 50%, в социальных науках, которые традиционно демонстрируют более низкий уровень международного сотрудничества, - от 20 до 30%.
Практика международных научных публикаций португальских исследователей показывает некоторые интересные особенности. 1. Великобритания - главный научный партнер Португалии. Число совместных публикаций увеличилось в большинстве областей в естественных науках, в инженерном деле, в общественных науках. 2. У португальских исследователей есть публикации в соавторстве с тремя главными партнерами: Великобританией, США и Францией. 3. Число португальских совместных публикаций с Испанией увеличилось настолько, что Испания стала вторым научным партнером Португалии - после Великобритании. 4. Языковой фактор играет важную роль в понимании научных текстов. Хотя языком науки признан английский, статьи в области социальных и
гуманитарных наук, искусства часто печатаются на родном языке. Растет количество научных публикаций, написанных совместно с бразильскими коллегами.
В заключение автор отмечает, что европейские программы и сети играют ведущую роль в соединении португальских исследователей, преподавателей и студентов с их коллегами за рубежом. Участники процессов интернационализации науки, политические деятели хорошо понимают проявляющиеся преимущества. Зарождается новая культура, и эта культура необходима стране в новой глобальной экономике, основанной на знаниях.
С.М. Пястолов
2010.03.022. ШУКЛА Р., САТИШ Н.Г., РАО ПР. АСИММЕТРИЯ НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
SHUKLA R., SATISH N.G., RAO PR. Asymmetry in the science and technology base and its bearing on regional development // The journal of applied economic research. - 2009. - Vol. 3, N 1. - P. 63-96. - DOI: 10.1177/097380100800300104. - Mode of access: http://mar.sagepub. com/cgi/content/abstract/3/1/63
Ключевые слова: научный институциональный диспаритет; Резолюция о научной политике; индикаторы ИР; измерение экономического роста; региональное экономическое развитие.
Индийские авторы исследуют асимметрию в развитии науки и технологии в различных регионах Индии.
В Резолюции о научной политике (Science Policy Resolution -SPR), которая была принята Парламентом Индии при президенте Дж. Неру в 1958 г., было заявлено, что страна будет участвовать в марше науки. Но и в год золотого юбилея SPR приходится отмечать неприятные дисбалансы в экономическом развитии регионов страны. Диспаритеты в развитии науки и технологий (Science and Technology - S&T) могут не только тормозить общий прогресс S&T, но и воздействовать на устойчивость экономического и социального благосостояния.
С целью исследовать, являются ли 29 штатов и шесть союзных территорий равными партнерами в национальном предприятии S&T, Национальный институт передовых исследований (National