Научная статья на тему '2010. 03. 030. Орта У. Известные глобальные и национальные университеты: интернационализация, конкурентоспособность и роль государства. Horta H. global and National prominent universities: internationalization, competitiveness and the role of the State // Higher education. - Dordrecht etc. , 2009. - Vol. 58, n 3. - p. 387-405'

2010. 03. 030. Орта У. Известные глобальные и национальные университеты: интернационализация, конкурентоспособность и роль государства. Horta H. global and National prominent universities: internationalization, competitiveness and the role of the State // Higher education. - Dordrecht etc. , 2009. - Vol. 58, n 3. - p. 387-405 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ МИРОВОГО УРОВНЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / СТУДЕНТЫ / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булавинова М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 030. Орта У. Известные глобальные и национальные университеты: интернационализация, конкурентоспособность и роль государства. Horta H. global and National prominent universities: internationalization, competitiveness and the role of the State // Higher education. - Dordrecht etc. , 2009. - Vol. 58, n 3. - p. 387-405»

выражено в трех взаимосвязанных процессах. 1. Исследователи из «лучших регионов» предпочитают сотрудничать со своими коллегами из таких же регионов, а не с коллегами из отстающих регионов. Европейская политика, похоже, стимулирует концентрацию талантов в более богатых и академически лучше оснащенных регионах Европы. Отстающим регионам сложнее участвовать в работе успешных европейских исследовательских сетей и преодолевать барьеры качества и масштаба с этой целью. 2. Политика ЕС, направленная на стимулирование мобильности, приводит также к концентрации талантов в ограниченном числе регионов. Наиболее талантливые исследователи соревнуются за позиции в самых престижных университетах, а отсталым регионам получить таланты намного сложнее. 3. Секторальная структура в более бедных европейских регионах обычно характеризуется доминированием средне-и низкотехнологичных производств, что не соответствует тематическим приоритетам исследовательской политики ЕС. Тематические программы почти исключительно направлены на развитие высокотехнологичных секторов; таким образом создается ситуация, когда субсидии на исследования концентрируются в более богатых регионах, а это приводит к региональной дифференциации. В самое ближайшее время европейские системы высшего образования и исследовательские организации должны будут найти стратегические и институциональные ответы на эти вызовы.

С.М. Пястолов

2010.03.030. ОРТА У. ИЗВЕСТНЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ:

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА.

HORTA H. Global and national prominent universities: Internationalization, competitiveness and the role of the State // Higher education. -Dordrecht etc., 2009. - Vol. 58, N 3. - P. 387-405.

Ключевые слова: университеты мирового уровня; национальные университеты; интернационализация; академический персонал; студенты; роль государства.

У. Орта - сотрудник Центра развития высшего образования при Университете Тохоку (Сендай, Япония) и сотрудник Центра

исследований и изучения социологии при Институте исследований в области бизнеса и труда (Лиссабон, Португалия). Автор анализирует процесс интернационализации известных европейских университетов и роль государства в этом процессе.

Тема интернационализации высшего образования широко дискутировалась в научной литературе в последние десятилетия XX в. Для известных национальных университетов это означало принятие новых вызовов: «активную деятельность в условиях конкурентности и сотрудничества на глобальном уровне» (с. 388). Этот процесс вызвал немало столкновений интересов из-за активизации деятельности на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях. Сомнению стал подвергаться и статус университета, поскольку, будучи самым престижным вузом в данной стране или данном регионе, он может и не входить в рейтинг мировых знаменитых университетов. Руководители вузов испытывают своего рода давление таких рейтингов, что заставляет их выходить на мировую арену и активно действовать.

Глобализация, формирование общества знания во многих странах привели к институциональным изменениям в системах высшего образования этих государств и заставили университеты адаптировать свои функции, чтобы удовлетворить потребности и ожидания общества. Эти изменения коснулись всех аспектов деятельности вузов: преподавания, управления, культуры. Изменилась и роль государства - от позиции полного контроля до позиции управления на расстоянии. Результатом этих перемен стала институциональная автономия университета, но вместе с тем и быстрое увеличение различных процедур проверки и оценки деятельности.

Многие университеты вынуждены были развивать свою предпринимательскую деятельность, что заставило их выходить за границы своих государств. И чем активнее становились их действия на интернациональном (международная кооперация) и глобальном (конкурентность) уровнях, тем с большими вызовами приходилось им сталкиваться. Все университеты, входящие в рейтинг мировых престижных вузов (100-500 университетов), объединяет одна характерная черта: все они также признаны и как мировые исследовательские университеты. Исследовательская продуктивность, качество и результаты исследований определяют глобальную конкуренцию в высшем образовании. В таких университетах

нет проблем с привлечением студентов и наиболее квалифицированных преподавателей, поскольку эти университеты расположены в странах с сильной экономикой. Как показывает таблица, приведенная автором, количество иностранных студентов в таких вузах довольно высокое.

Таблица (с. 391)

Характеристика университетов, входящих в десятку лучших европейских вузов (2007)

Место в европейском рейтинге Место в мировом рейтинге Университет Страна Иностранные преподаватели (%) Иностранные студенты-бакалавры (от общего числа) (%) Иностранные аспиранты (от общего числа) (%) Иностранные студенты (от общего числа студентов) (%) Коэффициент иностранных студентов-бакалавров / иностранных аспирантов

1 4 Кембридж Великобритания 39 14 51 27 1,82

2 10 Оксфорд Великобритания 36 11 57 27 2,66

3 23 Имперский колледж Великобритания 39 34 49 40 0,77

4 25 Университетский колледж Лондона Великобритания 29 23 42 29 0,92

5 27 ЕТН* Цюрих Швейцария 53 13 35 23 2,38

6 39 Университет Париж 6 Франция 3 17 66 27 1,0

7 42 Университет Утрехта Нидерланды н. д. н. д. н. д. н. д. н. д.

8 46 Университет Копенгагена Дания 17 11 16 13 1,2

9 48 Университет Манчестера Великобритания 30 15 47 23 1,01

10 52 Университет Париж 11 Франция 10 10 27 17 2,12

*

Eidgenössische Technische Hochschule Zürich (ETH Zürich) - Швейцарский федеральный институт технологии.

Как правило, структура студентов в этих университетах организована в соответствии с основной миссией вуза - исследовательской деятельностью, поэтому основной акцент в них сделан на выпускников, аспирантов и исследования. В среднем в этих университетах 24% студентов - иностранцы, например, от 40% - в Имперском колледже Лондона в Великобритании до 13% - в Университете Копенгагена в Дании. Однако если провести более детализированный анализ по уровням обучения, получится более четкая картина: 16% - иностранные учащиеся на степень бакалавра, на уровне магистров это число увеличивается до 41%. Это означает, что интернационализация студенческой популяции происходит на уровне выпускников. Соотношение студентов-бакалавров и студентов-магистров показывает, что иностранных студентов-магистров в этих университетах больше на 36%. В трех университетах - Оксфорде, ETH Цюриха и Париже 11 - количество студентов-иностранцев в 2 раза больше, в Кембридже таких студентов более 50%, и только в Имперском колледже Лондона и Университетском колледже Лондона количество студентов-бакалавров превышает количество студентов-магистров.

Все эти данные говорят о том, что интернациональный состав студентов сосредоточен на тех уровнях, которые напрямую связаны с исследованиями. Во многом это зависит еще и от того, что цель образовательных программ ЕС заключается в развитии кооперации и мобильности с целью усилить культурные и социальные связи на европейском пространстве. На выполнение этих задач направлены европейские программы «Socrates» и «Erasmus», развивающие образование на уровне бакалавра.

Другая отличительная черта университетов, входящих в мировой рейтинг, - высокий процент интернационализации профессорско-преподавательского состава. В среднем 27% профессоров самых престижных университетов Европы - иностранцы. Это свидетельствует не только о том, что эти университеты глубоко укоренены в процессах интернационализации и глобализации, но и о том, что английский язык - это мировой язык общения. На английском языке люди общаются в аудитории, на конференциях, на английском печатается большинство научных статей, читаются многие курсы. На английском языке, как правило, люди общаются в

Интернете и по мобильному телефону. Использование этого мирового языка общения - одна из главных характеристик исследовательского университета.

Заметно отличаются от остальных европейских университетов французские университеты - Университет Париж 6 и Университет Париж 11. В них довольно высокое количество студентов-иностранцев, но низкое количество преподавателей-иностранцев. Это особенности французской системы образования, которые связаны с двумя факторами. Во-первых, процессы найма и дальнейшего продвижения по карьерной лестнице во французских университетах сопряжены с большими бюрократическими трудностями, которые делают их непривлекательными для иностранцев. Во-вторых, на французском рынке научных должностей приветствуются «местные» карьеры, число позиций в университетах сокращается, число выпускников-иностранцев - докторов наук снижается, и снижается число иностранцев, претендующих на должности во французских университетах. Это считается большой проблемой, поскольку «присутствие иностранцев среди университетского и исследовательского персонала становится показателем динамизма и успешности» (цит. по: с. 392). В основном во французские университеты приезжают учиться студенты из Алжира и Сенегала -франкоговорящих стран.

Для анализа автор выбрал два университета - Швейцарский федеральный институт технологии (ETH Zurich) и Институт высоких технологий (Instituto Superior Técnico - IST) при Техническом университете Лиссабона (Португалия).

ETH Zurich - один из ведущих европейских исследовательских университетов, расположенных не в англоговорящей стране, к тому же Швейцария располагает передовой исследовательской системой. По сравнению с другими европейскими вузами это относительно молодой университет. Он был основан в 1855 г. как федеральный политехнический институт, а в 1909 г. получил статус университета, что повысило значение его исследовательской функции, поэтому докторские степени здесь присуждались уже на ранних стадиях развития университета.

Интернационализация выражалась в основном в образовательных программах, их приведении в соответствие с международными моделями, а также в найме иностранных преподавателей.

В 1960-1970-х годах стало очевидно отставание университета от других европейских вузов в продуктивности его исследовательской деятельности, что привело к реформам и выделению необходимости интернационализации в качестве приоритетной. В последние десятилетия XX в. в университете усилилась предпринимательская функция, поскольку его финансирование теперь базировалось на результатах исследований и их успешной коммерциализации. Это усилило творческую активность исследователей и повысило качество их работы, а также привело к осознанию того, что необходимо привлекать зарубежные квалифицированные кадры. В 2007 г. в вузе работали 53% зарубежных профессоров, большинство из которых были немцы, поскольку университет имеет очень тесные связи с немецкими вузами (16% - немцы, 2% - австрийцы) (с. 394). Важно заметить, что при найме иностранных преподавателей для вуза в первую очередь важны квалификация, научные достижения человека и уже затем сходные культурные черты или немецкий язык. Конечно, университет старается нанимать сотрудников из ведущих научных держав: 42% его кадрового состава - ученые из США, Германии, Великобритании и Франции (с. 394). Это говорит о способности вуза конкурировать на международном рынке научной рабочей силы.

Интернационализация вуза проявляется и в интернациональном составе студентов. ETH Zurich - в высокой степени интернациональный университет. Количество студентов-иностранцев увеличивается на уровне подготовки магистров и докторов - 35%, и только 13% - на уровне бакалавра (с. 395). На с. 396 статьи приведены рисунки, ясно показывающие, что интернационализация преподавательского состава тесно связана с интернационализацией состава студентов на уровне подготовки докторов - ступени, на которой могут быть получены научные результаты, говорящие об исследовательских возможностях вуза и его продуктивности. Причем на ступени подготовки бакалавра преподавание ведется на немецком языке, а на более высоких ступенях - на английском.

Другой вуз, выбранный для анализа автором, - IST. Несмотря на свою принадлежность к ведущему португальскому университету, этот институт обладает достаточной автономией и может рассматриваться как независимое учебное заведение. Он имеет как сходные с швейцарским университетом, так и отличные черты.

Этот вуз был основан в 1911 г. как ведущий технический вуз страны, призванный стать базой создания новых технологий. В состав преподавателей входили немецкие, швейцарские, французские ученые. В 1930 г. вуз был объединен с Техническим университетом Лиссабона. Как и все португальские университеты, IST очень сильно зависит от политики правительства, проводимой в области науки и образования. Процессы интернационализации начались в институте только после того, как в 1986 г. Португалия присоединилась к Европейскому союзу. После этого вуз стал активно участвовать в различных европейских научных проектах (например, в проекте ЦЕРНа, в Рамочных программах ЕС). Процесс интернационализации в IST носит несколько иной характер, чем в ETH Zurich. Основной упор здесь сделан на сотрудничество с международными организациями и увеличение количества публикаций в международных научных журналах. За десять лет с 1983 г. авторами из этого вуза было опубликовано около 50 статей по математике, физике, инженерным наукам, электронике, 9% из них - в соавторстве с коллегами из зарубежных вузов. В 1993 г. количество статей выросло в 3 раза, и 27% из них были в соавторстве с зарубежными коллегами (с. 398). В 2003 г. количество статей выросло еще в 3 раза и возросло число статей в соавторстве с коллегами из ведущих европейских университетов (34% - один автор; 35% - в соавторстве с зарубежными коллегами) (там же). Это говорит не только о том, что в институте основное внимание уделяется сотрудничеству, но и о том, что преподаватели и исследователи института успешно интегрируются в национальные и интернациональные научные и исследовательские сети.

Однако, несмотря на такое быстрое развитие португальских университетов, их конкурентоспособность на международных рынках не столь высока. Очевидно, одна из причин этого заключается в невысоких зарплатах ученых в Португалии, но, сравнив их с аналогичными зарплатами в Германии, Франции и Великобритании, автор пришел к выводу, что различия эти незначительны. Основные причины, по его мнению, лежат в сложных бюрократических процедурах найма на работу и невысокой репутации португальских вузов в сравнении с другими европейскими вузами. В результате в отличие от других европейских университетов, где 1/4 преподавательского состава - иностранцы, в IST они составляют

всего 2% (с. 399). Здесь не только большинство преподавателей -португальцы, но и ученые, получившие свою докторскую степень в португальских университетах. Все это результат политики правительства, направленной на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, который остается еще довольно низким, а также увеличения докторских программ. Такие преподаватели менее склонны к сотрудничеству. Преподаватели-португальцы, получившие степень в зарубежных вузах, составляют 22%; они более общительные, сохраняют связи и контакты со своими зарубежными коллегами и могут легко интегрироваться в международные научные сети. Это позволяет IST влиться в процессы глобализации и принять стратегию многих европейских вузов, в которой приоритет отдан сотрудничеству.

Сравнивая два вуза, автор отмечает, что процесс интернационализации в португальском вузе происходит в основном на уровне подготовки бакалавра. В 2004 г. интернационализация состава студентов была в 3 раза выше на этапе подготовки бакалавра, чем на следующих за ним этапах. Это значительно отличается от ситуации в швейцарском вузе, где большинство студентов-иностранцев - на этапе подготовки магистров и докторов. В 2003 г. в ETH Zurich было на 3% иностранных студентов - докторантов больше, чем студентов-докторантов - швейцарцев. Это очень важный показатель, так как от него зависят исследовательские возможности университета, что, в свою очередь, помогает ввести университет в рейтинг ведущих мировых университетов. А студенты-докторанты не только помогают своим руководителям в исследованиях и высвобождают их для преподавательской деятельности, но и обогащают работу новыми идеями, содействуют установлению связей между студентами и исследователями, облегчают доступ к ресурсам. В 2004 г. в IST было всего 83 иностранных студента-докторанта, в то время как в ETH Zurich в 2003 г. - 1307 (с. 400).

Если сравнивать национальный состав студентов в обоих вузах, то швейцарский вуз можно назвать более интернациональным -он принимает студентов со всего мира; в португальский вуз поступают в основном молодые люди из стран, говорящих на португальском языке: Бразилии, Анголы, Мозамбика. Португальский язык -основной фактор привлекательности университета для студентов-иностранцев.

Таким образом, резюмирует автор, эти два университета используют различные модели интернационализации, соответственно у них и разные позиции на мировом рынке науки и образования. По мнению автора, беда португальского вуза заключается не столько в отсутствии стремления вырваться вперед или в неправильной политике вуза, сколько в финансировании. Например, за 2004 г. IST получил на развитие 98 млн. евро, из них 52 млн. - от правительства. В том же году общая сумма, полученная ETH Zurich, равнялась 704 млн. евро, из них 579 млн. евро предоставило швейцарское правительство (с. 401). В швейцарском вузе не только доход больше в 7 раз, но и намного больше вклад правительства. Из этого можно сделать два вывода: 1) португальскому вузу быть конкурентоспособным на мировом рынке не позволяет недостаточное финансирование; 2) роль правительства для обоих вузов является решающей.

В заключение автор отмечает, что, несмотря на значительные изменения в высшем образовании, произошедшие за последние 50 лет, статус университета мирового уровня не может быть достигнут без постоянной поддержки правительства и общества в целом.

М.П. Булавинова

2010.03.031. АБРАМО Дж., Д'АНДЖЕЛО Ч.А., ДИ КОСТА Ф. СОТРУДНИЧЕСТВО В ИР И ПРОДУКТИВНОСТЬ: ЕСТЬ ЛИ СВЯЗЬ?

ABRAMO G., D'ANGELO CA., DI COSTA F. Research collaboration and productivity: Is there correlation? // Higher education. - Dordrecht etc., 2009. - Vol. 57, N 2. - P. 155-171.

Ключевые слова: сотрудничество в исследовательской деятельности; университеты; продуктивность.

Авторы - сотрудники Университета Рима (Италия) - рассматривают связь сотрудничества в исследовательской работе с продуктивностью, а также факторы, влияющие на эффективность выполнения ИР.

В последние несколько десятилетий сотрудничество в исследовательской деятельности между учеными и различными организациями неуклонно растет. На этот процесс оказывают влияние несколько факторов: возрастающая специализация науки; необы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.