Научная статья на тему '2010. 02. 062. Хауптман А. М. , Ким Й. Затраты и уровень образования в странах ОЭСР: сравнительный анализ. Hauptman A. M. , Kim Y. cost, commitment and attainment in higher education. An International comparison. - Boston, ma: jobs for the future, 2009. - 25 p'

2010. 02. 062. Хауптман А. М. , Ким Й. Затраты и уровень образования в странах ОЭСР: сравнительный анализ. Hauptman A. M. , Kim Y. cost, commitment and attainment in higher education. An International comparison. - Boston, ma: jobs for the future, 2009. - 25 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Животовская И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 062. Хауптман А. М. , Ким Й. Затраты и уровень образования в странах ОЭСР: сравнительный анализ. Hauptman A. M. , Kim Y. cost, commitment and attainment in higher education. An International comparison. - Boston, ma: jobs for the future, 2009. - 25 p»

был существенным (Греция, Исландия, Чешская Республика). В любом случае изменение пропорции финансирования в пользу частного сектора влекло за собой определенное ускорение роста.

Оценивая перспективы развития высшей школы до 2020 г., автор отмечает, что рассмотренные тенденции, по-видимому, не ослабнут и в последующие годы. Сохранение тенденции к повышению роли высшей школы в экономике потребует все большей диверсификации учебных заведений с учетом требований рынка. Глобализация будет способствовать мобильности студентов и вознаграждать тех молодых людей, которые владеют иностранными языками, знают и уважают культуру других стран. Повышение профессиональных требований к выпускникам вузов, вероятно, увеличит спрос на специалистов с ученой степенью, а значит будет развиваться система послевузовского образования. В результате ожидается существенный рост затрат в расчете на одного студента.

Г. В. Семеко

2010.02.062. ХАУПТМАН А.М., КИМ Й. ЗАТРАТЫ И УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ОЭСР: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

HAUPTMAN A.M., KIM Y. Cost, commitment and attainment in higher education. An International Comparison. - Boston, MA: Jobs for the Future, 2009. - 25 p.

А.М. Хауптман, известный эксперт в области финансирования образования, и Й. Ким, сотрудник Центра политического анализа Американского совета по проблемам образования (American Council on Education), провели сравнение данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относительно затрат на высшее образование в странах - членах Организации1.

Затраты на одного студента, по статистике ОЭСР, включают средства, выделяемые вузу на осуществление преподавательской и научно-исследовательской деятельности, а также текущие расходы, включая расходы на транспорт, обеспечение студентов питанием и жильем. Что касается средств, выделяемых на развитие высшего образования, то этот показатель включает: 1) все государственные

1 В работе использованы данные, опубликованные в ежегодном докладе ОЭСР «Education at a Glance 2008».

средства, которые получают как вузы, так и студенты от государства; 2) средства, получаемые вузами из частных источников в виде платы за обучение и предоставленные услуги, в форме дарений и пожертвований от частных лиц и поступлений из негосударственных источников. Рассчитывается как доля суммы этих средств в ВВП. Уровень образования оценивается как доля лиц с высшим образованием в общем числе занятых; при этом учитываются все работающие, имеющие степень бакалавра или аналогичную степень или диплом.

По такому показателю, как затраты на одного студента, в первую тройку входят США, Швейцария и Канада. Причем показатель США в два раза превышает средний показатель по ОЭСР, составивший 11,5 тыс. долл. Затраты на одного студента в США равнялись 24 370 долл. На втором месте по данному показателю была Швейцария - 21 734 долл. Затем следовали: Канада (20 156 долл.), Швеция (15 946 долл.) и Норвегия (15 552 долл.). Средний показатель по ОЭСР составил 8 тыс. долл.

США лидировали и по затратам на обучение одного студента -18 656 долл. За ними следовали Канада (13 463 долл.), Швейцария (13 041 долл.), Австрия (9952 долл.) и Норвегия (9897 долл.) (с. 8).

Что касается затрат на научные исследования в расчете на одного студента, то по этому показателю первое место занимает Швейцария - 8694 долл.; затем следуют Швеция (7666 долл.), Норвегия (5571 долл.), Канада (5166 долл.) и Нидерланды (5164 долл.). США по этому показателю оказались на 15 месте - менее 5 тыс. долл. (с. 9).

Авторы отмечают, что при анализе данного показателя необходимо также учитывать общую динамику численности поступающих в вузы. В значительной степени этот показатель определяется состоянием экономики, в частности, во время рецессии многие выпускники школ предпочитают продолжить учебу в колледже, что сокращает показатель, в то время как сокращение числа поступающих ведет к росту показателя, даже если государственное финансирование вузов не увеличивалось в указанный период.

Что касается доли общих расходов на высшее образование в ВВП, то этот показатель в значительной степени зависит от политической и экономической структуры в различных странах, а также от степени вовлечения частных средств в сферу высшего образова-

ния. В большинстве западноевропейских стран система высшего образования финансируется из государственного бюджета за счет средств налогоплательщика. В частности, в Скандинавских странах (Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии) доля средств, выделяемых на развитие высшего образования, превышала средний показатель по ОЭСР, равный 1,3% ВВП. Причем речь идет исключительно о средствах государственного бюджета. В первую тройку по этому показателю вошли США - 2,9%, Канада - 2,6% и Южная Корея - 2,4%. При этом на долю частных средств в США приходился 1% ВВП. В Канаде доля государственных средств составляет 1,4%, а частных - 1,1%. В среднем же доля частных инвестиций в высшее образование в странах ОЭСР не превышает 30% от общей суммы; при этом в большинстве стран она чаще всего находится на уровне 20% и менее (с. 10).

Если в США, Южной Корее и Канаде высшее образование зависит в значительной степени как от частных инвестиций, так и от государственного финансирования, то в Японии и Австралии высшая школа в основном финансируется из частных источников. Это свидетельствует о том, что в этих странах высшее образование рассматривается как частное благо, а потому, как предполагается, граждане должны инвестировать собственные средства в эту сферу. В большинстве стран ОЭСР идея о высшем образовании как общественном благе сохраняет свои доминирующие позиции, о чем свидетельствует тот факт, что доля частных инвестиций в общих затратах на высшую школу не превышает 20%.

Анализ доклада ОЭСР о состоянии системы высшего образования в странах - членах этой организации показывает существенные различия в моделях подготовки дипломированных специалистов и соответственно в структуре занятости таких работников. Самая высокая доля работников, имеющих дипломы всех уровней, в общей численности занятых в возрасте от 25 до 64 лет отмечена в Канаде - 47% и Японии - 40%. За ними следуют США (39%), Новая Зеландия (35%) и Финляндия (35%). В то же время самый высокий показатель доли лиц, имеющих степень бакалавра, наблюдается в Норвегии - 31% и США - 30%. За ними следуют Нидерланды (28%), Дания (27%) и Исландия (26%). Канада и Япония в первую пятерку не вошли. Причина заключается в том, что в этих странах широко распространено получение дипломов млад-

ших специалистов (sub-bachelor)1. В Канаде дипломы младших специалистов имеют 23% работающих, а в Японии - 18%. В Бельгии, Финляндии и Новой Зеландии дипломы имеют 18, 16 и 15% работающих соответственно (с. 12).

Из доклада ОЭСР видно, что в группе работников в возрасте от 25 до 34 численность дипломированных специалистов выше, чем в группе от 25 до 64 лет. Так, в группе 25-34 года также лидирует Канада, где 55% работающих имеют дипломы всех уровней, и Япония - 54%. Затем следуют Южная Корея - 53%, Новая Зеландия - 44 и Норвегия - 42%. В этой возрастной группе самая высокая доля работников, имеющих степень бакалавра, наблюдается в Норвегии - 40%, за ней следуют Нидерланды (34%), Южная Корея (33%), Дания (32%) и Швеция (31%). Как и в возрастной группе 25-64 года, в группе 25-34 года Канада лидирует по такому показателю, как доля работников с дипломами младших специалистов, -их доля составляет 26% от общего числа работающих в возрастной группе 25-34 года. Затем следуют Япония (24%), Бельгия (22%), Южная Корея (20%) и Франция (18%). В некоторых странах соотношение доли работников, имеющих степень бакалавра, и работников, имеющих степень младшего специалиста, составляет 12 к 1, а в таких странах, как Норвегия, Италия, Нидерланды и Исландия, -3 к 1 как в США.

В целом за последние годы наиболее активно получали высшее образование молодые работники в Южной Корее - здесь разрыв между долей работников, имеющих дипломы всех степеней, в возрастных группах 25-34 года и 55-64 года составляет 42%. В Японии этот разрыв достигает 31%, во Франции и Исландии - по 25, в Испании - 24%. В последние годы в Южной Корее существенно возросла доля работников, имеющих дипломы бакалавров (разрыв между показателями для возрастной группы 25-34 года и

1 Как правило, речь идет об учебных программах, рассчитанных на срок обучения не менее двух лет, дающих право на получение соответствующей степени (sub-bachelor). В отличие от степени бакалавра - это менее дорогостоящая программа профессиональной подготовки специалистов. В США диплом младшего специалиста (associate degree) признается как диплом о высшем образовании и выдается по завершении академической программы, рассчитанной не менее чем на 60 и не более чем на 120 кредитных часов.

55-64 года составляет 23%), также как младших специалистов (здесь разрыв - 19%) (с. 13).

В целом авторы приходят к выводу, что в последние годы многие страны начинают активнее развивать систему подготовки младших специалистов, что позволяет повысить образовательный уровень рабочей силы с меньшими затратами, чем подготовка бакалавров. Выгода от таких программ связана также с более коротким сроком обучения.

В целом в последние годы в связи с усложнением производственных технологий, внедрением компьютерной техники и информационных технологий, переходом к экономике, основанной на знаниях, страны - члены ОЭСР всячески стремятся повысить образовательный уровень своей рабочей силы и увеличить долю специалистов с высшем образованием в общем числе работающих. Многие страны идут на пересмотр учебных программ с целью сокращения сроков подготовки специалистов. К таким мерам прибегают власти Австралии, Исландии, Японии, Новой Зеландии и Великобритании. Другие страны - Бельгия, Канада, Финляндия и Испания - активно внедряют программы подготовки младших специалистов. Многие страны стимулируют приток в вузы выпускников средних школ (Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия), широко используя для этого государственную поддержку развития высшего образования (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и Швейцария) или активно привлекая частный сектор (Япония, Южная Корея, Испания, США).

Оценивая позиции высшего образования США в сравнении с другими странами ОЭСР по рассмотренным показателям, авторы исследования приходят к следующему выводу: хотя США и занимают первое место по затратам на одного учащегося, имеются и другие цифры. В частности, по затратам на научные исследования на одного студента США занимает лишь 15 место. США лидируют по такому показателю, как доля частных расходов в общих затратах на высшее образование. В то же время по показателю доли государственных расходов на высшее образование в ВВП США находятся на 15 месте. США уступили лидерство и по уровню дипломированных специалистов в общей численности работающих. Первое место США по данному показателю сохранили лишь в возрастной группе 55-64 года. Утрата США лидирующих позиций

относится и к таким показателям, как доля бакалавров и доля всех дипломированных специалистов среди работающих. В возрастной группе 25-34 года США заняли 10-е место, а по показателю доли бакалавров в общей численности занятых - лишь 6 место (с. 14-15).

Авторы отмечают, что США существенно отстают от других стран по подготовке младших специалистов, в то время как развитие программ подготовки дипломированных кадров младшего звена позволяет повысить общий уровень квалификации рабочей силы при оптимальном сочетании затрат и полученного результата. В этих условиях, по мнению авторов исследования, американские политики должны уделить больше внимания развитию местных колледжей (community colleges), выделяя больше средств на нужды этого звена в системе высшего образования страны. Другим направлением политики в сфере высшего образования должно стать увеличение числа выпускников среди учащихся средних школ высшей ступени и двухлетних и четырехлетних колледжей. Увеличение количества поступающих в вузы, по мнению авторов, будет способствовать сдерживанию роста затрат на обучение одного студента и повышению производительности в сфере высшего образования.

И.Г. Животовская

2010.02.063. ЛЕВИ Д. ПРИБЫЛЬНЫЙ И БЕСПРИБЫЛЬНЫЙ

СЕКТОРЫ В ЧАСТНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ.

LEVY D. For-Profit vis-à-vis Nonprofit Private Higher Education //

Internat. higher education. - Boston, 2009. - N 54. - Mode of access:

http://www.bc.edu/bc_org/avp/soe/cihe/newsletter/Number54/p12_Levy.

htm

Хотя большая часть мирового частного высшего образования представлена бесприбыльными учреждениями, указывает Д. Леви, профессор и директор программы исследований в области частного высшего образования в Университете штата Нью-Йорк в Олбани, главная тенденция заключается в росте прибыльных (for-profit) частных вузов. В США прибыльные вузы являются наиболее быстро растущим сегментом высшей школы, и, по прогнозам, вскоре на них будет приходиться около 10% всех студентов в стране и примерно 1/3 студентов частного сектора. Это больше, чем в других странах мира, где данный сегмент частного высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.