Научная статья на тему '2010. 02. 046. Гроссман К. Межамериканская система защиты прав человека: вызовы будущему. Grossman C. The Inter-American system of human rights: challenges for the future // Indiana law J. - bloomington, 2008. - Vol. 83, n 4. - p. 1267-1282'

2010. 02. 046. Гроссман К. Межамериканская система защиты прав человека: вызовы будущему. Grossman C. The Inter-American system of human rights: challenges for the future // Indiana law J. - bloomington, 2008. - Vol. 83, n 4. - p. 1267-1282 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 046. Гроссман К. Межамериканская система защиты прав человека: вызовы будущему. Grossman C. The Inter-American system of human rights: challenges for the future // Indiana law J. - bloomington, 2008. - Vol. 83, n 4. - p. 1267-1282»

жениям1. Чтобы уменьшить разрыв между экономико-правовыми режимами, с которыми имеют дело китайские и западные компании, автор предлагает укрепить интеграцию финансовых рынков внедрением антикоррупционного законодательства (таких как, например, Foreign Corrupt Practices Act2 и схожие европейские правовые акты, ограничивающие действия частных компаний). Подобные усилия будут способствовать установлению гармонии между динамикой интеграции, вызванной финансовой глобализацией, и укреплением института прав человека.

Б.Л. Полунин

2010.02.046. ГРОССМАН К. МЕЖАМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ВЫЗОВЫ БУДУЩЕМУ. GROSSMAN C. The Inter-American system of human rights: Challenges for the future // Indiana law j. - Bloomington, 2008. -Vol. 83, N 4. - P. 1267-1282.

Межамериканская система защиты прав человека включает нормы о правах человека и контролирующие органы, действующие в Северной и Южной Америке. К нормативным правовым актам относятся прежде всего Американская декларация по правам и обязанностям человека (далее - Американская декларация) и Американская конвенция по правам человека (далее - Конвенция). Органами, ответственными за соблюдение установленных норм, являются: Межамериканская комиссия по правам человека (далее -Комиссия) и Межамериканский суд по правам человека (далее -Суд). Надзорные функции осуществляются посредством получаемых Комиссией докладов из стран американского континента и решений по индивидуальным жалобам о нарушении прав человека, защищаемых международным правом. Индивидуальные лица должны подавать жалобы в Комиссию, а не в Суд. Только Комиссия принимает решения о направлении жалоб в Суд, если государство по истечении трех месяцев не выполнит рекомендаций Комис-

1 Ярким примером могут послужить инвестиции Китая в Судане в освоение нефтяных месторождений. Данные китайские инвестиции были сделаны вне всякой конкуренции, поскольку западные компании не решились на такой шаг из-за опасения нанести ущерб своей репутации (в Судане полностью игнорируются права человека).

Принят Конгрессом США в 1977 г.

сии по рассматриваемому делу. Политические органы Организации американских государств (ОАГ) - Постоянная комиссия и Генеральная ассамблея - разделяют ответственность за соблюдение Американской декларации, Конвенции и решений Комиссии и Суда.

Межамериканская система защиты прав человека прошла в своем развитии несколько стадий. Можно выделить три основные. До 1980-х годов система имела дело с диктаторскими режимами, характеризовавшимися массовыми и грубыми нарушениями прав человека. Примерами противостояния этому насилию явились решения по первым трем делам, вынесенные Межамериканским судом, которые касались насильственных исчезновений людей в Гондурасе. Для второй фазы характерен подъем демократий. Комиссия и Суд в этот период сталкиваются с решением таких проблем, как безнаказанность, ограничение свободы слова, неприменение должной процедуры. Они разрабатывают обязательства государств согласно ст. 1.1 и 2 Американской конвенции по расследованию и наказанию виновных в нарушении прав человека, а также по приведению внутреннего законодательства в соответствие с Американской конвенцией. Принятие Межамериканской демократической хартии на 28-й специальной сессии Генеральной ассамблеи ОАГ 11 сентября 2001 г. ознаменовало наступление новой политической реальности. Хартия укрепила связь между демократией и правами человека, подчеркивая, что уважение к правам человека является существенным элементом демократии, послужила вкладом в консолидацию легитимности системы, укреплению демократии и фундаментальных прав и свобод на всем континенте.

Для третьей, современной, фазы развития системы насущными оказались проблемы неравенства и бедности. Западное полушарие отличается самым неравным распределением благ во всем мире.

Деятельность Комиссии и Суда способствовала значительному продвижению в деле защиты фундаментальных прав в течение всех трех фаз развития. В статье описывается и анализируется рассмотрение трех дел, характерных для каждой фазы развития.

Первое дело Velasquez Rodriguez v. Honduras (1988) касалось массовых и грубых нарушений прав, связанных с насильственным исчезновением людей в условиях авторитаризма и диктатуры. Исчезновения являлись мрачной политической и правовой реальностью Латинской Америки 1970-х и 1980-х годов. Веласкес Родри-

гес исчез в 1981 г., с тех пор его никто не видел. Правительство Гондураса отрицало свою причастность к его исчезновению, а суд отказал в приеме иска от семьи пропавшего. Отказ правительства Гондураса сотрудничать с Комиссией по выяснению обстоятельств исчезновения вынудил Комиссию признать обоснованность фактов, представленных в жалобе родственников пропавшего, что предусматривалось ст. 42 процедурных правил Комиссии. Только со сменой режима власти в Гондурасе Комиссия в 1986 г. направила дело в Суд. Последний постановил, что насильственные исчезновения людей являются многочисленными и повторяющимися нарушениями прав, предусмотренных Конвенцией, а именно: ст. 1 (предоставление гарантий безопасности); ст. 4 (право на жизнь); ст. 5 (право на личную безопасность) и ст. 7 (право на личную свободу). Это было первым спорным делом, решенным международным трибуналом, объявившим практику насильственных исчезновений людей незаконной.

До решения Суда по данному делу исчезновения не рассматривались как особое нарушение, а после него преступление, связанное с исчезновением людей, было кодифицировано как на региональном, так и на международном уровнях. В 1996 г. вступила в силу Межамериканская конвенция по насильственному исчезновению лиц, которая включала определение исчезновения, используемое в деле Веласкеса Родригеса, а также преступления, связанные с похищением детей, пытками, убийством. Исчезновение было также включено в Римский статут о Международном уголовном суде (1998) и Международную конвенцию против исчезновений (2006).

Поскольку это было первое дело, решаемое в данной инстанции, Комиссии и Суду пришлось столкнуться со многими новыми правовыми проблемами. Суду необходимо было определиться, какого типа судом он должен стать, какого уровня и типа должны быть доказательства, ответственность истцов, характер государственной ответственности или возмещения. Суду было необходимо вынести справедливое решение, сочетая запросы истцов с необходимостью сохранить участие государства в процессе.

Несмотря на первичную процедуру рассмотрения жалобы в Комиссии, Суд в данном случае позиционировал себя как суд первой инстанции, практически заново рассматривая дело. Были определены критерии доказательств, требуемых в делах об исчезновении

людей. Поскольку недостаток судебных свидетельств затрудняет доказывание исчезновения, Суд посчитал, что в некоторых случаях исчезновение может быть доказано на основании косвенных свидетельств и логических умозаключений. Прежде чем разрешить косвенные свидетельства, Суд требовал от Комиссии установления наличия образца (схемы) исчезновения. Комиссия должна была продемонстрировать такую схему и связать ее с конкретным делом путем косвенных доказательств. В этом случае бремя доказывания смещалось в сторону государства, которое должно было доказать, что оно не ответственно за исчезновение. Если бы Суд не разрешил косвенные свидетельства, было бы невозможно доказать государственную ответственность. А целью международных трибуналов является определение скорее государственной ответственности, нежели индивидуальной вины.

Далее, Суд впервые установил материальный и нематериальный ущерб, обосновав свое решение международным правом. Рассматриваемое дело укрепило идею, что права человека защищаются независимо от политического контекста или режима, находящегося у власти.

В статье анализируются еще два дела, рассмотренных Межамериканским судом. Дело Barrios Altos v. Peru касается убийства 15 невинных людей группой военных, якобы преследовавших террористов в местечке Барриос Алтос. В деле Avas Tingni v. Nicaragua рассматривалась жалоба коренного племени Авас Тингни на нежелание правительства Никарагуа произвести демаркацию их земель, на которых они проживают с незапамятных времен.

Размышляя о будущем межамериканской системы защиты прав человека, автор отмечает ее значительный вклад в те политические изменения, которые произошли в двух Америках. 34 из 35 стран Западного полушария имеют избранные правительства. Общества этих стран стали более открытыми, с большим участием гражданских институтов, чем прежде. Однако еще остаются серьезные проблемы: судопроизводство не воспринимается как справедливое, исполнительная власть не подотчетна парламентам, а бедность не способствует демократии и участию.

Для реализации всего потенциала системы необходимо достижение ряда требований. Автор отмечает, что по сути каждое дело должно доказываться дважды: сначала перед Комиссией, а затем

перед Судом. Это увеличивает стоимость судебного разбирательства, поскольку свидетели должны представать перед двумя трибуналами. Это также делает процесс менее строгим, поскольку возможности со временем утрачиваются и свидетели не могут четко помнить о прошедших событиях. Кроме того, рассмотрение дел Судом заново как бы дает сигнал государствам-членам не сотрудничать с Комиссией, что значительно ослабляет роль последней.

Эти озабоченности привели к принятию в 2000 г. Правил процедуры, согласно которым Суд, сохраняя свое право «пересмотреть» дело, может придать доказательную ценность разбирательству Комиссии, если, по мнению Суда, такое разбирательство соответствует необходимым стандартам. Все же, считает автор, эту проблему следует решать более полно, чтобы избежать дублирования усилий и достичь процедурной экономии, которая, в свою очередь, должна привести к сокращению периода рассмотрения дела.

Автор обращает внимание и на то, что доступ к системе не гарантирован, учитывая высокую стоимость судебных расходов в Вашингтоне и Коста-Рике, где заседают основные контролирующие органы системы. К тому же Комиссия не имеет прозрачной схемы для обеспечения слушаний, допуска дел к рассмотрению. В результате заявители часто не знают процедурного статуса своих требований, что сказывается на возможности их компетентного и своевременного представления.

Решающим препятствием, ухудшающим работу системы, служит недостаток материальных и политических ресурсов. Члены Комиссии и судьи не являются служащими на полной ставке. Для полушария с 800 млн. жителей Комиссия располагает только 24 судьями с полным рабочим днем и девятью в Суде. Неспособность ОАГ вложить достаточные ресурсы свидетельствует о слабости политической воли.

Хотя нарушения прав человека создают основу для действия политических органов ОАГ, все же они не полностью используют эту возможность. Объясняется ли это нехваткой демократической солидарности? Может быть, легче противостоять диктатурам, нежели недостаткам демократии? Может быть, причина в том, что в то время как все страны Западного полушария входят в межамериканскую систему защиты прав человека, не все из них ратифицировали Американскую конвенцию, особенно такие страны, как Кана-

да и США? Независимо от причин, без материальной и политической поддержки, в которой она нуждается, межамериканская система не будет способна полностью реализовать свой потенциал.

К.Ф. Загоруйко

2010.02.047. ЖЕНЩИНЫ И ПРАВО.

Women and the law: Reprinted from the 2007 Annual report of the U.S. Congr.-executive comiss. on China, 110th Congr., 1st sess., Oct. 10, 2007. - Wash.: Gov. print. off., 2007. - IV, 38 p.

Анализу и оценке правового положения женщин в современном Китае посвящен Ежегодный доклад Исполнительной комиссии Конгресса США по правам женщин в Китае, представленный 100-му Конгрессу США (10 октября 2007 г.). В нем содержится характеристика положения женщин Китая в различных сферах общественной жизни, затрагиваются такие проблемы, как планирование семьи, системы образования и здравоохранения, положение беженцев из Северной Кореи, свобода выбора местожительства, свобода передвижения.

За период 2004-2006 гг. экономические реформы в Китае расширили возможности женщин в сфере бизнеса, но они не привели к серьезным переменам. Значительное число женщин по сравнению с мужчинами подвергается дискриминации в сфере занятости, в оплате труда, в доступе к получению образования, профессиональной подготовке и переподготовке. Особенно в бесправном положении находятся женщины в сельских районах. И хотя, как подчеркивалось в ежегодном докладе комиссии за 2005 г., в Конституцию Китая и принятые законодательные акты были внесены изменения по предоставлению женщинам равных прав, но уже в докладе за 2006 г. отмечалась нечеткость формулировок, особенно в части, касающейся применения правовых норм, предусмотренных Конституцией и национальным законодательством. В результате эти меры не привели к улучшению положения женщин.

Вместе с тем, согласно данным доклада, вклад женщин в развитие экономики страны составляет свыше 40% ВДП (валовый домашний продукт). На долю женщин приходится 44,8% рабочей силы. Однако женщины сталкиваются с целым рядом препятствий в поисках работы, их часто первыми увольняют и последними нанимают. В стране существуют слабая система охраны труда и мате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.