Научная статья на тему '2010. 02. 040. Хоуэллс Дж. Новые направления НИР: текущие и перспективные задачи. Howells J. new directions in r&d: current and prospective challenges // r A. d management. - Oxford, 2008. - Vol. 38, n 3. - p. 241-252'

2010. 02. 040. Хоуэллс Дж. Новые направления НИР: текущие и перспективные задачи. Howells J. new directions in r&d: current and prospective challenges // r A. d management. - Oxford, 2008. - Vol. 38, n 3. - p. 241-252 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ УПРАВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 040. Хоуэллс Дж. Новые направления НИР: текущие и перспективные задачи. Howells J. new directions in r&d: current and prospective challenges // r A. d management. - Oxford, 2008. - Vol. 38, n 3. - p. 241-252»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

2010.02.040. ХОУЭЛЛС Дж. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НИР: ТЕКУЩИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ.

HOWELLS J. New directions in R&D: Current and prospective challenges // R a. D management. - Oxford, 2008. - Vol. 38, N 3. -P.241-252.

Профессор Манчестерской школы бизнеса и исполнительный директор Института инновационных исследований Манчестерского университета (Великобритания) отмечает, что в последнее время специалисты высказывают озабоченность относительно эффективности научных исследований и разработок (НИР). Наблюдается снижение внимания к сфере НИР со стороны промышленных компаний. Так, согласно недавно проведенному исследованию, внутрифирменные НИР оказались по своей важности на восьмом месте в качестве источника инноваций.

Вместе с тем сфера НИР продолжает развиваться и расширяться как на уровне фирм, так и на национальном и международном уровнях. В 2000 г. глобальные расходы на НИР составили около 729 млрд. долл., а в 2006 г. они приблизились к 1 трлн. долл.; согласно оценкам, во всем мире в этой сфере занято не менее 4 млн. человек. Европейская Комиссия поставила цель к 2010 г. увеличить расходы на НИР на уровне 3% ВВП (с. 241, 252).

На современном этапе развитие НИР характеризуют следующие процессы и явления:

1. Углубление распределенного и открытого характера исследований и инноваций и развитие сетевых форм организации. Проявлениями этих процессов, в том числе на международном уровне, служат исследовательская кооперация, партнерские связи, аутсорсинг, сложные распределенные сети. При этом следует учитывать значительные масштабы дополнительных издержек, связан-

ных с созданием и обслуживанием сетей. Кроме того, динамичный характер сетевых форм, рост числа участников увеличивают вероятность конфликтов и опасность потерь интеллектуальной собственности, что также требует расходов на мониторинг и защиту. Развитие сетевых структур НИР становится необходимостью и даже ключевой компетенцией фирмы, однако при дальнейшем росте стоимости и комплексности НИР может превратиться в непосильное бремя.

2. Снижение доли внутрифирменных и увеличение доли внешних источников НИР. В США в 2003 г. фирмы, осуществляющие НИР, затратили 10,2 млрд. долл. на контракты по проведению НИР, заключенные с другими фирмами внутри страны. Ежегодный темп роста контрактных НИР в 1999-2003 гг. в два раза превышал темп роста внутрифирменных НИР (9,4% и 4,9% соответственно) (с. 243). Среди основных факторов, определяющих эти сдвиги, -высокая стоимость внутренних НИР, отсутствие технических компетенций, сложности освоения новых знаний.

3. Меры по удешевлению, повышению продуктивности и эффективности корпоративных НИР. В 1980-х и начале 1990-х годов решение этих задач в основном связывалось с экономией затрат и нередко выливалось в существенные организационные изменения, направленные на ликвидацию централизованных лабораторий и децентрализацию структур. К концу 1990-х годов центр внимания переместился на совершенствование планирования и отбор перспективных проектов на ранних стадиях разработки. Подобные инициативы наиболее отчетливо проявились в фармацевтической промышленности, но во многих других отраслях все еще остаются на стадии зарождения.

4. Процессы глобализации и географического распространения НИР. Новая фаза глобализации НИР по сравнению с предшествующей (в основном связанной с деятельностью ТНК) выражается в значительном расширении географии размещения НИР; поиске более дешевых вариантов за счет размещения НИР в оффшорах; приближении к потребительским рынкам в растущих экономиках. Согласно последнему обследованию ЮНКТАД, по данным на 2004 г. Китай занял третье место после США и Великобритании по объему привлеченных иностранных инвестиций в НИР, а Индия - шестое (с. 244).

5. Изменение преимущественной целевой ориентации НИР со сферы производства на сферу услуг. В странах - членах ОЭСР с 1990 по 2001 г. объем НИР в секторе услуг рос в среднем на 12% и лишь на 3% в секторе обрабатывающей промышленности. В 2002 г. в США доля сферы услуг во всех внутрифирменных НИР составляла 39,1%, в ЕС эта доля возросла с 11,5% в 1997 г. до 15,1% в 2002 г. (с. 245). Во всем сегменте услуг важнейшее значение имеет сектор обслуживания НИР («услуги в области исследований и разработок»), являющийся поставщиком НИР для других сегментов экономики. Очевидно, что в ближайшие десятилетия это направление НИР станет доминирующим.

Основными перспективными тенденциями в развитии НИР на ближайшие 5-10 лет автор считает следующие:

1. Конкуренция за привлечение специалистов в глобальном масштабе. Один из аспектов глобализации НИР заключается в обострении проблемы обеспеченности квалифицированными специалистами и техническим персоналом в свете демографических тенденций и структуры университетского образования. Этот фактор уже стал важнейшим для размещения инвестиций в НИР. Имеет место положительная корреляция между численностью ученых и инженеров с университетским образованием в стране и притоком иностранных инвестиций в сферу НИР. Значение этого фактора будет увеличиваться.

2. Изменение характера НИР и их более тесная взаимосвязь с другими видами деятельности фирм. При дальнейшем развитии автоматизированного проектирования в ряде отраслей (автомобилестроение, электроника) наблюдается интеграция НИР с технологическим проектированием, моделированием опытных образцов, тестированием и другими этапами освоения инноваций. В разработке изделий промышленного назначения участвуют их потребители. В динамичных, работающих на потребительский рынок отраслях усиливается координация НИР с маркетингом и стратегическим планированием. Все это означает, что управление НИР, их результаты с точки зрения затрат и эффективности приобретают еще большее значение для общего успеха предприятия.

3. Стирание граней между исполнителями и потребителями НИР как внутри, так и вне фирмы. Наблюдается развитие процессов совместного производства НИР и совместного потребления их

результатов. Взаимодействие ассоциируется с успешностью проектов. Многие потребители осуществляют инновации, а фирмы, систематически привлекающие основных потребителей к своим НИР, способны получить таким способом конкурентное преимущество.

4. Новые подходы к проблеме соотношения контроля над функционированием подразделений НИР и их творческой самостоятельности. Проблема состоит в необходимости усиления мониторинга и контроля для повышения эффективности НИР, с одной стороны, и стимулирования творческих и предпринимательских подходов и привлечении квалифицированного и креативного персонала - с другой. Она решается с помощью таких приемов, как: «контролируемая свобода» (т.е. фактическое ослабление контроля, что применяется все реже); «взятие тайм-аута» (предоставление 510% времени на неконтролируемую работу); скрытый надзор (выделение лиц, берущих на себя административные функции с целью высвобождения времени творческого персонала); «зонирование» (выделение групп, пользующихся большей свободой, чем другие).

5. Появление новых форм организации НИР. Введение матричных организационных структур известно с 1970-1980-х годов, горизонтальных структур - с 1980-х годов. Информационные и коммуникационные технологии позволяют внедрить новые гибкие и разнообразные организационные формы. Многие из них направлены на усиление связи между разработкой и внедрением, между фундаментальной и прикладной наукой. Среди перспективных форм: совместные лаборатории, организуемые, например, двумя фирмами или фирмой и университетом; очень небольшие подразделения внутри фирмы при отдельных производствах для работы над конкретной задачей; временные подразделения для аналогичных целей; полностью автоматизированные подразделения с дистанционным контролем для специфических процессов; подразделения, создаваемые для работы непосредственно с ключевыми потребителями; специальные связующие подразделения, создаваемые для интеграции усилий отдельных частей сферы НИР или НИР и производства.

6. Появление новых участников НИР. Помимо традиционных участников - фирм, университетов и государственных организаций -растет число разнообразных гибридов, часто представляющих собой комбинации и варианты частногосударственных партнерств.

2010.02.041-042

Современный глобальный рост масштабов НИР и их результативность требуют дальнейшего исследования. Их значение для фирм и государств определяется способностью генерировать добавленную стоимость в виде инновационных продуктов, услуг и процессов. НИР обеспечивают успешность национальных инновационных систем и путь к экономике знаний, способствуют занятости и региональному развитию, имеют широкомасштабные культурные и социальные последствия.

И.Г. Минервин

2010.02.041-042. ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ. (Сводный реферат).

1. YUSUF Sh. From creativity to innovation // Technology in soc. -N.Y. etc., 2009. - Vol. 31, N 1. - P. 1-8.

2. STEVENS G.A., SWOGGER K. Creating a winning R&D culture // Research-technology management. - Wash., 2009. - Vol. 52, N 2. -P. 22-28.

Советник Группы по исследованиям в области экономического развития Всемирного банка Ш. Юсуф (1) отмечает, что коммерчески эффективные инновации представляют основной источник экономического роста в развитых индустриальных странах. При этом они возникают далеко не только в форме продуктовых инноваций. Институциональные инновации меняют экономические структуры и рыночные стимулы, способствуют появлению новых идей, продуктов, технологий, бизнес-методов и их коммерческому освоению.

Инновация возникает в результате творческого применения знания и, следовательно, зависит от двух составляющих: уровня креативности и запаса знаний. Однако рыночным потенциалом обладают лишь немногие инновации, этапы их отбора и доведения до стадии коммерческой эффективности не менее важны, чем первоначальная идея. Коммерческий успех есть функция организационного потенциала и зависит от управленческих, финансовых, маркетинговых и правовых компетенций, которые, в свою очередь, нуждаются в поддержке различных институтов. Условия, обеспечивающие общественную креативность, многообразны, многие с трудом поддаются изменению, а некоторые являются результатом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.