Научная статья на тему '2010. 02. 025. Хоффман Д. М. Изменение моделей академической мобильности и международной миграции: что будет означать академическая мобильность в XXI В. ? Hoffman D. M. changing academic mobility patterns and international migration: what will academic mobility mean in the 21st century? // Journal of studies in international education. - 2009. - Vol. 13, n 3. - p. 347-364. - doi: 10. 1177/1028315308321374. - Mode of access: http://jsi. Sagepub. Com/cgi/content/abstract/13/3/347'

2010. 02. 025. Хоффман Д. М. Изменение моделей академической мобильности и международной миграции: что будет означать академическая мобильность в XXI В. ? Hoffman D. M. changing academic mobility patterns and international migration: what will academic mobility mean in the 21st century? // Journal of studies in international education. - 2009. - Vol. 13, n 3. - p. 347-364. - doi: 10. 1177/1028315308321374. - Mode of access: http://jsi. Sagepub. Com/cgi/content/abstract/13/3/347 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / МОБИЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖЕЙ / НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ НАЕМ И УДЕРЖАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ФИНЛЯНДИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пястолов С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 025. Хоффман Д. М. Изменение моделей академической мобильности и международной миграции: что будет означать академическая мобильность в XXI В. ? Hoffman D. M. changing academic mobility patterns and international migration: what will academic mobility mean in the 21st century? // Journal of studies in international education. - 2009. - Vol. 13, n 3. - p. 347-364. - doi: 10. 1177/1028315308321374. - Mode of access: http://jsi. Sagepub. Com/cgi/content/abstract/13/3/347»

образования. «Благодаря достижениям и интеллектуальному и моральному превосходству господствующая социальная группа становится для остальных примером для подражания» (с. 170). Японский опыт показывает, что воздействие глобализации на высшее образование проходит в контекстной, национально-специфической манере. При этом нужно учитывать ту шаткую позицию, в которой оказались японские исследовательские университеты. Даже ведущие японские вузы сталкиваются с огромными трудностями в попытке остаться конкурентоспособными в условиях, когда английский язык является основным мировым языком не только в бизнесе и политике, но и в науке, исследованиях и образовании. «Возросшая свобода в передвижении, обмен знаниями, конкуренция предоставляют огромные возможности для перемен в высшем образовании сегодня. В то же время мы должны помнить о существовании и объеме той силы, которая может привести все к единому стандарту и усреднению, тогда как наука только выиграет от многообразия и несхожести интеллектуальных траекторий» (с. 171).

В.О. Тимченко

2010.02.025. ХОФФМАН ДМ. ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ: ЧТО БУДЕТ ОЗНАЧАТЬ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В XXI в.?

HOFFMAN D.M. Changing academic mobility patterns and international migration: What will academic mobility mean in the 21st century? // Journal of studies in international education. - 2009. - Vol. 13, N 3. -P. 347-364. - DOI: 10.1177/1028315308321374. - Mode of access: http://jsi.sagepub.com/cgi/content/abstract/13/3/347

Ключевые слова: академическая мобильность; преподавательский состав; мобильность преподавателей колледжей; наемные работники - наем и удержание; Европейский союз; Финляндия.

Д. Хоффман - член Исследовательской группы по изучению высшего образования Института образовательных исследований (Йювяскюля, Финляндия). На основании анализа электронной переписки с 20 учеными-мигрантами, имеющими опыт академической мобильности, автор делает попытку выделить модели академической мобильности и создает основу для проведения дальнейших иссле-

дований по вопросу определения взаимосвязей между академической мобильностью и международной миграцией.

Исследовательская база включает 77 электронных сообщений, полученных от 27 из 29 участников. Подробные ответы были получены от 20 респондентов, среди которых 13 мужчин и 7 женщин в возрасте от 22 до 65 лет. Они являются уроженцами восьми стран, во время исследования проживали в семи странах. С целью иллюстрации ряда положений в статье приведены с соблюдением требований конфиденциальности выдержки из некоторых писем.

Согласно определению миграции, сделанному Международной организацией миграции (International Organization for Migration - IOM), «миграция - это движение человека или группы людей из одной географической единицы в другую, сопровождающееся пересечением административной либо политической границы, с целью поселения на временной или постоянной основе в месте, отличном от места их происхождения» (цит. по: с. 348).

Особое внимание в работе уделяется аспекту временных рамок как фактору, позволяющему качественно разграничить и выделить формы академической мобильности. На основании проведенного исследования автор представляет следующую классификацию форм академической мобильности. В качестве двух основных типов моделей академической мобильности выделены: 1) традиционный (conventional) и 2) развивающийся (emerging), в рамках каждого из которых выделяется по три отдельные модели.

Традиционная академическая миграция включает следующие модели миграции.

1. Краткосрочный обмен и путешествия (short-term exchange and excursions). Двумя отличительными свойствами этой модели являются короткие временные рамки (менее одного года) и тот факт, что обе стороны, вовлеченные в подобные отношения, как правило, рассматривают их как временные (с. 352).

2. Модели национальной карьеры (national career patterns). В эту категорию выделяются ученые, которые смогли построить карьеру, к примеру в одном университете, куда они попали в результате миграции. Отмечается, что в связи с длительностью работы в одной стране сам ученый может уже и не применять к себе понятие академической мобильности. Данный вариант мобильности тесно связан с социокультурным контекстом (с. 353).

3. Мобильность, основанная на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), что подразумевает использование таких возможностей ИКТ-инфраструктуры, как электронная почта и др. (с. 354).

К развивающимся моделям академической миграции автор относит следующие виды.

1. «Боковая» мобильность (lateral mobility), которая представляет собой выход на рынок труда, сопровождающийся пересечением национальных границ сроком более чем на один год. Автор подчеркивает, что в отличие от концепции «горизонтальной» мобильности (horizontal mobility), применяемой к студентам и начинающим исследователям, рассматриваемая модель относится к квалифицированным участникам рынка труда, способным успешно конкурировать за рабочее место (с. 355).

2. Вертикальная мобильность (vertical mobility). Данная модель отличается от предыдущей тем, что к ней относятся участники, вошедшие в систему высшего образования вертикально, «снизу», в отличие от высококвалифицированных участников «боковой» миграции. В качестве иллюстрации автор приводит биографию участника исследования, который был ребенком мигрантов и после переезда в новую страну уже на новом месте окончил среднюю школу, стал студентом и затем нашел свою профессию (с. 357).

3. Мобильность, относящаяся к определенному поколению (generational mobility). В отличие от модели вертикальной миграции, эта модель отражает социальную мобильность индивидов из групп мигрантов в обществе посредством системы высшего образования. Указанная концепция отражает новый тип проблем, появляющихся во многих странах: существует ли возможность для представителей всех групп мигрантов получить высшее образование на любом уровне и работу по своему выбору (с. 358).

В заключение автор отмечает, что результаты проведенного исследования характерны для развитых стран со стареющим населением, эффективной экономикой, относительно гомогенной культурой и противоречивыми отношениями между группами мигрантов. Наиболее значимым результатом автор считает представление мнений участников таким образом, который позволил высветить аналитические различия между традиционными и развивающимися моделями академической мобильности, связанными с временными

характеристиками каждой из них. Подчеркивается также, что ни одна из указанных моделей не может быть выделена как наиболее значимая в сравнении с остальными.

С.М. Пястолов

2010.02.026. БРУКС Р., УОТЕРС Дж. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

BROOKS R., WATERS J. International higher education and the mobility of UK students // Journal of research in international education. -2009. - Vol. 8, N 2. - P. 191-209. - DOI: 10.1177/1475240909105204. -Mode of access: http://jri.sagepub.eom/content/abstract/8/2/191

Ключевые слова: высшее образование; мобильность; обучение за рубежом; студенты; университеты Великобритании.

Исследователи из университетов Саррея и Ливерпуля (Великобритания) в своей статье анализируют вопросы международной мобильности студентов университетов в контексте интернационализации образования. Основными целями исследования стали: 1) понять, как и почему студенты британских университетов принимают решение об обучении за рубежом, в частности: факторы/соображения, приводящие к подобному решению, социальный и семейный контекст процесса его принятия, взаимосвязи между социальным положением, полом, этнической принадлежностью и зарубежным образованием; 2) сформировать новое знание по поводу опыта людей, уже прошедших обучение за рубежом, в том числе: как они определяют ценность зарубежного образования, заметные преимущества или недостатки подобного опыта в отношении трудоустройства, приводит ли мобильность для обучения к мобильности после обучения (с. 192).

Интернационализация образования в последние годы стала глобальным трендом. По данным ОЭСР, в программах по получению высшего образования за рубежом в 2005 г. участвовали более 2,87 млн. студентов. Международные формы образования занимают важное место и в британской политике в области высшего образования, в том числе в связи с участием Великобритании в Болон-ском процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.