Научная статья на тему '2010. 02. 024. Ишикава М. Рейтинг университетов, мировые модели и развивающаяся гегемония: критический анализ из Японии. Ishikawa M. University Rankings, global models, and emerging hegemony: critical analysis from Japan // Journal of studies in international education. - 2009. - Vol. 13, n 2. - p. 159-173. - Mode of access: http://jsie. Sagepub. Com'

2010. 02. 024. Ишикава М. Рейтинг университетов, мировые модели и развивающаяся гегемония: критический анализ из Японии. Ishikawa M. University Rankings, global models, and emerging hegemony: critical analysis from Japan // Journal of studies in international education. - 2009. - Vol. 13, n 2. - p. 159-173. - Mode of access: http://jsie. Sagepub. Com Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ / МИРОВЫЕ МОДЕЛИ / ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕГЕМОНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 02. 024. Ишикава М. Рейтинг университетов, мировые модели и развивающаяся гегемония: критический анализ из Японии. Ishikawa M. University Rankings, global models, and emerging hegemony: critical analysis from Japan // Journal of studies in international education. - 2009. - Vol. 13, n 2. - p. 159-173. - Mode of access: http://jsie. Sagepub. Com»

2010.02.024. ИШИКАВА М. РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ, МИРОВЫЕ МОДЕЛИ И РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ГЕГЕМОНИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗ ЯПОНИИ.

ISHIKAWA M. University rankings, global models, and emerging hegemony: Critical analysis from Japan // Journal of studies in international education. - 2009. - Vol. 13, N 2. - P. 159-173. - Mode of access: http://jsie.sagepub.com

Ключевые слова: рейтинг университетов; мировые модели; элитное образование; гегемония; глобализация.

Автор - сотрудник университета в Осаке (Япония) - анализирует влияние доминантных моделей в высшем образовании на незападные, неанглоязычные университеты, в частности японские вузы. Университеты многих стран стремятся сегодня участвовать в мировых рейтингах, занять там место и стать институтами мирового класса. Такие рейтинги вызывают формирование новых стандартов и моделей в высшем образовании, которые представляют собой угрозу существующим традициям в ведении образовательного процесса и исследований на государственных языках, а также в подготовке квалифицированных кадров. Новые модели академического превосходства вносят изменения во внутреннюю динамику университетов и их иерархические системы.

Усиливающийся транснациональный характер высшего образования не только придает динамизм прогрессу в науке и технологии, но и дает прекрасные возможности для улучшения, трансформирования национальных систем высшего образования через сотрудничество, соревнование, обмен идеями и информацией. Однако вместе с этим перед национальными вузами встают новые проблемы и угрозы.

На протяжении длительного периода времени Япония поддерживала самодостаточную модель высшего образования, основанную на традициях своей культуры, национального языка и имеющую специальный механизм стратификации для подготовки и отбора будущих лидеров и профессионалов. Эта модель существовала вне сферы западного высшего образования, и научные степени, полученные на Западе, не имели значения для продвижения по карьерной лестнице. Тем не менее за последние десять лет система стала терять свою независимость вследствие действия различных

социальных, политических, демографических и экономических факторов, имеющих как внутреннее, так и международное происхождение.

Университеты, входящие в первую десятку в мировых рейтингах, подпадают под категорию университетов мирового класса: это так называемая «Большая тройка» (Гарвардский, Йельский и Принстонский университеты), элитные колледжи в США и Оксб-ридж в Великобритании. Эти университеты предлагают образ абсолютного лидерства (в том числе и по тем показателям, по которым обычно ранжируют вузы составители различных рейтингов) и служат «мировыми моделями», на которые ориентируются все остальные. Связи с такими университетами зачастую довольно привлекательны для «неамериканских» и «неевропейских» университетов, которые тем самым «грезят» о том, что они входят в мировую элиту. Элитные университеты, в свою очередь, ищут выгоду в финансовых стимулах и создают транснациональные университетские союзы. Примером такого союза может служить союз Массачусетского технологического института с Национальным университетом Сингапура. Образ университета высшей лиги часто воздействует на региональные и национальные иерархии и прямо и опосредованно. Новые местные университеты стараются сформировать новое региональное ядро, привлекая студентов как на местном, так и на региональном уровне. Развитие учебных планов строится на моделях ведущих университетов с преподаванием на английском языке.

Сегодня японские университеты сталкиваются с процессом глобализации высшего образования, который оказался весьма болезненным. Существующие долгое время академические традиции, способствовавшие национальной независимости и самодостаточности, меняются под воздействием глобальных моделей и уже не ценятся так, как раньше. Японский язык как средство обучения и символ культурной и языковой автономии стремительно теряет свои позиции и становится непопулярным среди студентов, особенно в сфере естественных наук.

Большие опасения у политических лидеров страны, бизнес-сообщества и руководителей в высшем образовании вызвал тот факт, что все больше китайских студентов выбирают для обучения вузы США, Великобритании и Канады, хотя традиционно в Япо-

нии китайских студентов обучалось больше, чем где-либо еще. Только 181 студент решил учиться в японских университетах в 2008 г., что существенно меньше первоначальных прогнозов -10% желающих получить образование за рубежом. Этому способствовала принятая китайским правительством специальная международная программа подготовки кадров.

Международный рейтинг университетов ясно отражает существующую международную иерархию в высшем образовании. Он рисует такой образ университета международного класса, который оставляет в тени любые отечественные вузы. Университеты, входящие в мировой рейтинг, обещают будущий успех на международной арене благодаря лучшей академической подготовке, обучению английскому языку и формированию личных связей, что привлекает студентов, способных оплатить дорогое заграничное образование. И таких студентов становится все больше. В Японии между тем сегодня ощущается некий вакуум в сфере элитного образования. Послевоенные реформы в системе высшего образования сделали его более универсальным и доступным, было достигнуто общее единообразие как символ равенства, но вместе с тем в некоторой степени снизилось качество, образование из элитного превратилось в массовое. Все эти процессы сформировали предпосылки для повышения популярности иностранных вузов мирового уровня у следующего поколения японцев.

Международные рейтинги изменили картину внутреннего образования Японии. Ведущие вузы страны, к примеру семь бывших имперских университетов, а также лидирующие частные университеты, потенциально могут попасть в список 100 ведущих мировых вузов. Они четко осознают свою позицию относительно своих конкурентов в этих списках и тот вред, который может принести их недостаточно эффективная деятельность. Растут также опасения, что недостаточно высокие позиции в мировой иерархии могут негативно повлиять на растущую конкуренцию внутри страны, особенно с учетом того, что население страны стареет, а число абитуриентов стремительно снижается.

С изменением национальных приоритетов в сторону интернационализации многие университеты соревнуются в привлечении иностранных студентов и преподавателей, поскольку это значительно повышает статус и престиж вуза. В январе 2008 г. была про-

возглашена национальная цель - привлечь в японские вузы 300 тыс. иностранных студентов, и правительство планировало выбрать 30 университетов для финансирования в этих целях. Более того, в последние годы стало нормой, что для получения лучшего государственного финансирования исследовательских проектов требуется высокий процент задействованных в них иностранных ученых. Таким образом государство надеется повысить конкурентоспособность национальных университетов на мировой арене.

Автор отмечает, что японские университеты, попадающие в сотню мировых лидеров, как правило, являются исследовательскими университетами с сильными естественно-научными и технологическими факультетами. Наиболее часто используемый показатель оценки интенсивности проводимых исследований - индекс цитируемости, который базируется преимущественно на публикациях на английском языке и редко признает результаты исследований на национальном языке. По этому показателю наблюдается сильный разрыв между представителями социальных и гуманитарных наук, которые в основном публикуют свои исследования на японском языке, и естественно-научных и технических дисциплин, которые довольно легко перешли на публикацию материалов на английском языке. В связи с этим многие преподаватели естественных и технических наук нередко рассматривают своих коллег-гуманитариев как тянущих вниз международную репутацию университета.

Основная проблема заключается в том, что в настоящее время азиатские ученые, занимающиеся социальными науками, побуждаются публиковаться на английском языке, хотя быстрое увеличение объема социальных исследований с 50-х годов ХХ в. было достигнуто именно за счет увеличения количества исследований на национальных языках. Такое повышение значимости публикаций на английском языке, как отмечает автор, может привести к замедлению развития гуманитарных наук на местном, региональном и национальном уровнях, что, впрочем, является проблемой не только национального языка, но и проблемой представительства и принадлежности вообще.

В заключение автор отмечает, что глобальные модели, как показывает большинство мировых рейтингов, говорят о развивающейся в настоящее время гегемонии в мировой системе высшего

образования. «Благодаря достижениям и интеллектуальному и моральному превосходству господствующая социальная группа становится для остальных примером для подражания» (с. 170). Японский опыт показывает, что воздействие глобализации на высшее образование проходит в контекстной, национально-специфической манере. При этом нужно учитывать ту шаткую позицию, в которой оказались японские исследовательские университеты. Даже ведущие японские вузы сталкиваются с огромными трудностями в попытке остаться конкурентоспособными в условиях, когда английский язык является основным мировым языком не только в бизнесе и политике, но и в науке, исследованиях и образовании. «Возросшая свобода в передвижении, обмен знаниями, конкуренция предоставляют огромные возможности для перемен в высшем образовании сегодня. В то же время мы должны помнить о существовании и объеме той силы, которая может привести все к единому стандарту и усреднению, тогда как наука только выиграет от многообразия и несхожести интеллектуальных траекторий» (с. 171).

В.О. Тимченко

2010.02.025. ХОФФМАН ДМ. ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ: ЧТО БУДЕТ ОЗНАЧАТЬ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В XXI в.?

HOFFMAN D.M. Changing academic mobility patterns and international migration: What will academic mobility mean in the 21st century? // Journal of studies in international education. - 2009. - Vol. 13, N 3. -P. 347-364. - DOI: 10.1177/1028315308321374. - Mode of access: http://jsi.sagepub.com/cgi/content/abstract/13/3/347

Ключевые слова: академическая мобильность; преподавательский состав; мобильность преподавателей колледжей; наемные работники - наем и удержание; Европейский союз; Финляндия.

Д. Хоффман - член Исследовательской группы по изучению высшего образования Института образовательных исследований (Йювяскюля, Финляндия). На основании анализа электронной переписки с 20 учеными-мигрантами, имеющими опыт академической мобильности, автор делает попытку выделить модели академической мобильности и создает основу для проведения дальнейших иссле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.