с ним поместий» (с. 292), «Объединенная структура землевладения» Вустершира (с. 294) и Лестершира (с. 302-303), «Структура феодальных поместий Норфолка» (с. 298-299), «Типы поместий северного Дербишира» (с. 295).
В заключительной десятой главе «"Книга Страшного суда" сегодня» автор подводит основные итоги своего исследования. Земельная перепись 1085-1086 гг. и создание «Книги Страшного суда» - это две совершенно разных истории. Точка зрения большинства медиевистов, согласно которой «Книга» явилась воплощением воли Вильгельма Завоевателя, была изначально неверной и породила множество последующих противоречий. Более глубокое прочтение «Книги Страшного суда» дает современному исследователю новые возможности для ее интерпретации, а также позволяет взглянуть по-новому на английское общество последней трети XI в.
С. С. Ходячих
2010.02.012. ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАН К ИУДЕЯМ В СРЕДНИЕ ВЕКА.
Christian attitudes toward Jews in the Middle Ages: a casebook / Ed. by M. Frassetto. - N.Y., L.: Routledge, 2007. - (Series: Medieval casebooks.) . - 224 p.
Ключевые слова: XI-XIII вв., иудеи и христианский мир.
В сборник, изданный под редакцией Микаэля Фрасетто, сотрудника ун-та Делавейра, включены исследования, освещающие различные аспекты отношений иудеев и христианского мира в XI-XIII вв.
Рассматривая во вступительной статье христианско-иудей-ские отношения в более широкой исторической перспективе, М. Фрасетто указывает, что в период раннего Средневековья в отношениях между христианами и иудеями не было той враждебности, которая характерна для более позднего периода; иудеев считали полноценными членами общества. Такое восприятие имело своим источником, во-первых, идеи блаженного Августина, утверждавшего, что иудеи занимают важное место в истории спасения, поскольку наглядно подтверждают своей судьбой правоту христианского вероучения; во-вторых, традиции римского права, которое в свое время обеспечивало иудеям надлежащий статус и защиту. По-
вторяющиеся в решениях соборов У-У1 вв. статьи, ограничивающие социальные взаимодействия христиан и иудеев, сами по себе являются свидетельством того, что такого рода общение и сотрудничество имели место. Григорий Великий писал о недопустимости насильственного обращения иудеев в христианскую веру и требовал выплаты возмещения за ущерб, причиненный синагогам. Подобное положение дел сохранялось и в каролингскую эпоху. Антииудаизм как явление впервые возникает в XI в. Переломным моментом в этом плане согласно принятому мнению является 1096 год: в этом году участники первого крестового похода учинили избиение еврейского населения в городах долины Рейна. Однако, полагает М. Фрасетто, годом рождения антииудаизма следует считать, скорее, 1009 год - дату разрушения храма Гроба Господня в Иерусалиме по приказанию александрийского халифа ал-Хакима. Анализ перемен, происходивших в отношении христиан к иудеям начиная с этого времени, а также причин этих изменений является основной темой реферируемой книга в целом.
Открывает сборник статья Патриции Скиннер (преподавателя истории Средних веков в ун-те Саутгемптона) - «Столкновение традиций: попытки определить статус иудеев в Южной Италии в 800-1150 гг.». Используя различные источники, как христианские, так и иудейские, исследовательница прослеживает, каким образом изменялся статус иудеев в Южной Италии в 1Х-Х1 вв. Крайне интересные результаты дает проведенный ею анализ грамот, в которых фигурируют иудеи. Первая разновидность такого рода текстов -грамоты, где иудеи выступают как частные лица. По ним можно составить представление о взаимодействии иудеев с их соседями-христианами и о тех способах, которыми они пользовались, чтобы приобрести землю или жилье. В грамотах из второй группы в качестве фигурантов выступают иудейские общины: обычно речь идет о передаче их во владение светскому сеньору, духовному лицу или монастырю. Патриция Скиннер отмечает, что подобная практика, типичная для Северной Франции, появляется в Южной Италии только с приходом нормандцев. Хозяевами общин были, как правило, представители рода Отвилей (адресатом первой грамоты такого рода была жена Роберта Гвискара). По мнению исследовательницы, покровительство нормандских сеньоров, на первый взгляд выгодное для еврейских общин, означало изменение их ста-
туса; иудеи из равноправных членов сообщества превращались в зависимых людей, что намного облегчило впоследствии переход к восприятию их как «людей второго сорта». Если эти предположения справедливы, указывает П. Скиннер, то перед нами первый пример того, что приход к власти нормандцев принес серьезные социальные изменения.
Анализу исторического контекста первых проявлений антииудаизма во втором десятилетии XI в. посвящены статьи трех исследователей: Даниэля Каллахана, профессора истории в ун-те Де-лавейра («Крест, иудеи и разрушение храма Гроба Господня в сочинениях Адемара из Шабанне»), Филиса Джестиса, доцента истории ун-та Южного Миссисипи («Великий заговор иудеев? Ухудшение христианско-иудейских отношений и разрушение храма Гроба Господня»), и редактора сборника Михаэля Фрасетто («Еретики и иудеи в начале XI в. Сочинения Родульфа Глобера и Адемара из Шабанне»). Отправной точкой для исследователей служит представленная в хрониках Адемара из Шабанне (ок. 1020 г.) и Родульфа Глобера (1040-е годы) история о том, что разрушение храма Гроба Господня произошло из-за подстрекательства европейских иудеев, которые убедили халифа в том, что христианские паломники, посещающие храм, могут представлять военную угрозу, а европейские властители лелеют мысль отвоевать Иерусалим и завладеть храмом. Оба хрониста пишут о том, что французские иудеи были наказаны за свое предательство - и действительно, первые упоминания о насильственных действиях против иудеев относятся к 1010-м годам. Но есть ли между названными событиями по крайней мере косвенная связь? Авторы трех статей рассматривают различные аспекты данной проблемы.
Д. Каллахан, специалист по творчеству Адемара из Шабанне, подготовивший издание его проповедей и монографию, посвященную его воззрениям, анализирует литературно-теологический контекст истории об иудейском заговоре. Он показывает, что корни ее лежат в популярной в Европе в то время легенде об обретении Креста, в которой важное место занимали образы иудеев, стремившихся скрыть в позорном небрежении эту главнейшую христианскую реликвию. Поскольку разрушенный храм Гроба Господня был святилищем, где хранился Крест, в сознании Адемара новое покушение на «святое древо» без труда связывалось с иудеями, отвергав-
шими спасительную миссию Христа. Рассматривая проповедь Адемара на праздник Обретения Креста, исследователь отмечает также ее общий милленаристский настрой. По его мнению, именно эти два фактора - ожидание последних времен и традиция почитания Креста, которая распространилась повсеместно в XI в., - послужили поводом для того, чтобы история о заговоре иудеев обрела популярность и стала предлогом для более поздних антииудейских выступлений.
Ф. Джестис основное внимание уделяет поиску исторических причин ухудшения христианско-иудейских отношений в начале XI в. Опираясь на свидетельства арабских хроник Х11-Х111 в. (возможно, восходящих к общему протографу XI в.), исследователь утверждает, что поводом для разрушения храма послужило недовольство халифа сомнительным (с его точки зрения) «чудом нисхождения священного огня»; некто, как сообщают хронисты, рассказал халифу, что священники, служащие в храме, обманывают людей с помощью хитрых манипуляций. Если верить этим сведениям, «подстрекательство» действительно имело место, но исходило оно, очевидно, от человека, знавшего «внутреннюю кухню» храма, а не от иудея.
Что касается анти-иудейских выступлений начала XI в., то спровоцировало их, по мнению исследователя, не в последнюю очередь изменение отношения иудеев к христианству. Во второй половине X - первой половине XI в. христианский культ претерпевает трансформацию в сторону все большей «телесности» (учение о реальном присутствии тела и крови Христа в Евхаристии, поклонение мощам, поклонение распятию, плачущие или кровоточащие статуи и распятья). С точки зрения иудеев, такого рода проявления благочестия выглядели идолопоклонством и становились предметом насмешек и критики. По мнению историка, отнюдь не случайно авторы XI в. часто объединяют в своих описаниях иудеев и еретиков, т.е. христиан - приверженцев прежних традиций.
Более подробно данный аспект рассмотрен в статье М. Фрасетто. Исследователь показывает, что еретики, судя по описаниям их действий, протестовали в первую очередь против почитания материальных объектов - распятий, статуй, облаток, мощей, которое получило, с одобрения церкви, очень большое распространение в этот период. Вывод М. Фрасетто сводится к тому, что объ-
единение в одну группу иудеев и еретиков для авторов текстов не было просто риторическим приемом; оно основывалось на сходстве позиций. В глазах большинства христиан еретики, оскверняющие распятия, и иудеи, отвергающие их, были в равной степени врагами веры, и, возможно, именно действия еретиков послужили поводом к антииудейским выступлениям.
Завершает анализ событий XI в. статья Мэтью Габриэле, доцента Технологического ун-та Вирджинии «Против врагов Христа: роль графа Эмико в антииудейских погромах во время первого крестового похода». Речь в ней идет о «погромах» 1096 г., в которых важную и весьма зловещую роль сыграл граф Эмико Флонхайм-ский. М. Габриэле утверждает, что действия Эмико были продиктованы не только политическими соображениями и желанием утвердить свою независимость от церковных властей (покровительствовавших иудеям), но и его попытками взять на себя роль легендарного «последнего императора». Согласно легендарной традиции, возникшей в Византии в VII в. и получившей распространение в Европе в VIII в., «последнему императору» суждено в конце времен прийти в Иерусалим и одержать победу над всеми врагами Христа. Именно эта легенда стала поводом для насилия над иудеями. По мнению М. Габриэле, сама идея Первого крестового похода была связана в сознании людей с эсхатологическими ожиданиями в существенно большей степени, чем это принято считать. При этом со временен Исидора Севильского в церкви получает распространение мнение, что все, кто находятся вне церкви -будь то иудеи, мусульмане или язычники, - воплощают собой антихриста. По логике «легенды о последнем императоре» они должны быть в конце концов повержены христианским героем-властителем, и Эмико попытался претворить эту логику в жизнь. Основой для подобной трактовки исследователем действий графа Эмико послужило свидетельство иудейского хрониста Соломона бар Симсона. Соломон пишет, что Эмико, перед тем как выступить в поход, увидел сон, в котором ему было предсказано, что он победит всех врагов и станет царем в «италийской Греции». Тот факт, что иудейский хронист включил в свое повествование подобную деталь, отмечает М. Габриэле, указывает на то, что иудеям были вполне ясны эсхатологические чаяния крестоносцев. Но хронист
использовал бесславную историю Эмико по-своему, представив его как лже-мессию.
Статьи Констанса Меуза, доцента Школы исторических исследований в ун-те Монаш (Австралия) («Абеляр и Элоиза об иудеях и Hebraica Veritatis»), и Алекса Новикова, преподавателя истории Средних веков в университете Пенсильвания («Разум и естественный закон в сочинениях Пьера Альфонси, Петра Абеляра и Иегуда Халеви»), посвящены проблемам восприятия ветхозаветной и раввинистической традиций в XII в. К. Меуз, рассматривая три сочинения Абеляра - «Введение в теологию», «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином» и комментарий на Послание к римлянам - утверждает, что отношение Абеляра к иудеям не сводимо к простой формуле и со временем изменялось. Главной целью прославленного схоласта было не критическое сопоставление доктрин, а поиски той общей основы, на которой философ, иудей и христианин смогли бы вести диалог. А. Новиков сравнивает «Диалог» Абеляра с сочинением под таким же названием Пьера Аль-фонси, обращенного иудея, и трактатом «Хазары» Иегуды Халеви. Основными пунктами для сопоставления являются взаимоотношения разума, естественного закона и откровения.
Томас Ренна, профессор истории в Саджино Валей ун-те (Мичиган), в статье «Иудеи в "Золотой легенде"» анализирует образы иудеев в известнейшем средневековом легендарии, созданном Иаковом Ворагинским. Хотя «Золотая легенда» составлялась в период, когда негативные образы иудеев стали основными в искусстве, полемической и назидательной литературе, а также художественных произведениях, в сочинении Иакова Ворагинского иудеи предстают не столько как враги христиан, сколько как заблуждающиеся, которым суждено в конце концов обратиться. Даже популярный сюжет о надругательствах иудеев над христианскими святынями разворачивается таким образом, что итогом становится чудо, которое повергает в трепет святотатца и заставляет его поверить в Христа.
Две последние статьи в сборнике посвящены истории антииудаизма в Англии XII в. Морис Болтон, профессор французской литературы в ун-те Нотр Дам («Антииудейские тенденции в англонормандских религиозных текстах»), показывает, как негативные образы древних иудеев, присутствующие во французских перево-
дах и переложениях латинских текстов, в том числе апокрифического «Евангелия от Никодима», становятся моделью для создания демонических образов английских иудеев XIII в. в «Житии св. Гуго Линкольнского», повествующего о ребенке, якобы принесенном в жертву иудеями.
Джон Хослер, доцент британской истории в ун-те Моргана в Балтиморе («Генрих II, Уильям Ньюбургский и распространение антииудейских настроений в Англии»), раскрывает логику формирования антииудейских настроений на примере сочинения известного хрониста второй половины XII в. Уильяма Ньюбургского. В Хронике Уильяма антииудаизм получает оправдание в рамках идеи «божественного суда» и ставится в один ряд с разрушением второго храма и передачей христианам права именоваться «семенем авраамовым».
З.Ю. Метлицкая
ИСТОРИЯ РОССИИ И СССР
2010.02.013. РЭНДОЛФ Дж. ДОМ В САДУ: СЕМЕЙСТВО БАКУНИНЫХ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ИДЕАЛИЗМА. RANDOLPH J. The house in the garden: The Bakunin family and the romance of Russian idealism. - Ithaca: Cornell univ. press, 2007. -XVI, 287 p.
Ключевые слова: Россия, 1780-1830-е годы, русский идеализм, «премухинская идиллия», место и роль женщины, М.А. Бакунин, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский.
Монография американского историка Джона Рэндолфа, отмеченная в 2008 г. в Америке несколькими премиями, посвящена истории одного из «дворянских гнезд» - поместья Бакуниных Пре-мухино, которое сыграло значительную роль в формировании мировоззрения таких представителей русского идеализма 1830-х годов, как М.А. Бакунин, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский. Полагая, что семья и частная жизнь занимают немаловажное место в становлении видных мыслителей и общественных деятелей прошлого, автор исследует широко известную в истории русской литературы «премухинскую идиллию» во всей полноте. Привлечение новых архивных материалов, в частности переписки сестер Бакуниных,