ЭТНОЛОГИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
2010.01.041. КУЛЬТУРНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НАРОДОВ ЕВРОПЫ.
ZAPROGRAMOWANIE KULTUROWE NARODOW EUROPY / Pod red. Zakowskiej M. et al. - Lodz: Wydaw. Uniw. Lodzkiego, 2007. -247 s.
Ключевые слова: народы Европы, нации, культуры, культурное программирование.
В реферируемом сборнике статей, подготовленном в Лодзин-ском университете, анализируются различия, существующие между отдельными нациями и культурами. В предисловии к сборнику отмечается, что «ценности, культурные практики, механизмы, связанные с восприятием действительности, самооценкой, оценкой других, можно наблюдать практически в каждом взгляде, каждом действии из повседневной жизни...» (с. 5). Любая форма «ритуального» поведения имеет глубокие корни, уходящие в культуру народа. Авторы сборника, используя понятие социального психолога Г. Хофштеде «культурное программирование», включающее отношение к государству и властям, индивидуализм и коллективизм, роль полов в жизни общества и другое, задались целью выделить основные черты каждого из рассматриваемых народов.
Сборник открывает статья И. Вружиньской, посвященная англичанам. Автор отмечает, что черты англичан формировались под воздействием исторического развития их страны. Они пережили вторжение римлян, набеги германских племен, и только благодаря Вильгельму Завоевателю в Англии усилилась королевская власть и были объединены входящие в состав современной Великобритании земли. В Англии большое символическое значение имеет королевская семья, но со смертью королевы-матери оно несколько уменьшилось. Англичане - приверженцы индивидуализма. Для них самое важное - благополучие отдельной личности, стремящейся к самореализации. Англия - страна с партнерскими отношениями между людьми во всех сферах жизни, а сам англичанин
«немного флегматичный и замкнутый в себе, но в целом может нравиться» (с. 22).
Статья И. Сувалы посвящена албанцам. В Албании, именуемой в литературе «Швейцарией Балкан» и «Тибетом Европы», проживает 95% албанцев. На поведении современных албанцев отразился исторический опыт послевоенных лет, когда у власти была коммунистическая партия и страна находилась в международной изоляции. В 1990-х годах коммунисты потеряли власть, но Албания осталась государством с политической и экономической нестабильностью. В современной Албании остро ощущается социальное неравенство, а отношения в семьях и учебных заведениях опираются на уважение к старшим. Албанцы очень экспрессивны, их описывают «как симпатичных болтунов, подчеркивающих жестикуляцией свои рассказы» (с. 29).
В статье М. Возьняк анализируется самосознание арабов-мусульман, проживающих в Европе. В настоящее время в Европе проживают более 20 млн. мусульман, главным образом, арабов. Арабская культура эгалитарна, но на практике велико уважение к старшим и духовным лидерам, что продиктовано исламскими традициями. В основе жизни арабов патриархальная семья, включающая несколько поколений родственников и большое количество детей. Для них характерен коллективизм. Очевидно, что самосознание арабов-мусульман Европы является в первую очередь религиозным. Автор отмечает, что в настоящее время невозможно определить, насколько арабы «будут открыты, толерантны и доброжелательны в отношении интеграции» (с. 39).
Публикация И. Школьницкой касается австрийцев. Австрийцы вышли из многонациональной Австро-Венгрии, поэтому вопрос об их самоопределении весьма сложен. Для них характерны партнерские отношения между работодателями и работниками, а политики -любимый объект австрийских анекдотов. Австрийцы избегают, по выражению Хофштеде, национальной «неопределенности». Только 5% австрийцев живут за границей, остальные не имеют желания покидать страну. В Австрии женщина играет большую роль в политике, хоть и воспринимается прежде всего как домохозяйка. В целом австрийцы разнородный и противоречивый народ. Он соединяет в себе «немецкую трезвость и деловитость со славянской
впечатлительностью, фантазией, а также определенной долей фатализма» (с. 49).
А. Янчак посвятила свою статью бельгийцам. Бельгия является бинациональным государством, что затрудняет характеристику бельгийцев. Факторы, которые помогли создать единую страну, продолжают играть важную роль в ее жизни. К таким факторам относится католическая вера, объединившая валлонов и фламандцев. Однако между этими народами существуют языковые различия и нетерпимость. В Валлонии, в состав которой входила Бельгия, уровень жизни, образования и всех институтов был и остается выше, чем во Фландрии. Здесь широко использовался французский язык, а фламандский считался «языком крестьян и слуг» (с. 51). В целом бельгийцы достаточно консервативны, но менее националистичны, чем любая другая нация Европы. Это одна из немногих наций, «больше склонная к критике собственного государства, чем к расхваливанию и рекламированию его на международной арене» (с. 55).
Статья П. Климчик посвящена болгарам. Болгария - это этнически и культурно разнородная страна. Здесь проживают 83,9% болгар, 9,4% турок, почти 5% румын, 2% македонцев. Полную независимость де-юре она получила только в 1908 г. До этого болгары мирно сосуществовали с другими народами в составе Османской империи. Болгары считались толерантными людьми, интересующимися другими культурами, но с годами их отношение к соседним народам изменилось. Произошли изменения и в распределении общественных ролей между полами. Многие женщины делают карьеру, занимают высокие должности в правительстве. В целом болгары любят стабильность, боятся рискованных предприятий и предпочитают жить «с одной правдой, одной верой, одной философией» (с. 61).
С. Шиманьский пишет о хорватах. Хорватия - своеобразная страна, особая «федерация» регионов и малых «городов-государств». Разные части Хорватии находились под властью Австро-Венгрии, Венеции и Турции. Поэтому в континентальной и приморской частях Хорватии сформировались совершенно разные общности. Хорваты на протяжении своей истории редко обретали независимость, но сумели сохранить «славянскую душу» и культуру. Они живут патриархальными большими семьями. Распростра-
нено уважение к старшим, учителям, вышестоящим по должности. Хорваты ревностные католики и приверженцы коллективизма. Они считают себя «жителями Центральной Европы, находящимися ближе к Западу» ( с. 70).
Статья П. Хробот посвящена чехам, типичному немногочисленному народу Центральной Европы. Несмотря на то, что наиболее распространенной религией в Чехии является католицизм, обычно так или иначе присутствующий во всех сферах жизни, именно в Чешской Республике церковь практически не оказывает влияния ни на общество, ни на государство. Для чехов характерны демократичные отношения между руководителями и подчиненными. В обществе имеется многочисленный средний класс. Чехия -страна с дружественными отношениями между людьми, «когда люди, а не деньги играют самую важную роль» (с. 75). Тем не менее в стране отмечены проявления антисемитизма, германофобии и русофобии, вызванные историческими причинами.
В статье М. Гоньды рассматриваются национальные особенности эстонцев. Эстонцы составляют 68,5% населения Эстонии, остальные ее жители - русские, украинцы и белорусы. Эстонская территория, расположенная на путях, связывающих Скандинавию с Россией и Западом Европы, всегда находилась в сфере интересов более крупных государств. В Средние века и Новое время она попадала под польское, шведское и русское правление, большую роль играла здесь также немецкая культура. В 1940-1991 гг. Эстония входила в состав СССР. Современные эстонцы уважают демократические нормы, но не имеют полностью сформированного среднего класса. Они считаются индивидуалистами и большое внимание уделяют личному развитию и семейным интересам.
Ю. Пастушек посвятила свою публикацию финнам. Финляндия относится к разряду тех стран, где существует равенство полов и толерантность ко всему, что считается из ряда вон выходящим. Однако социальное неравенство финнам преодолеть не удалось. В их стране по-прежнему существует «неравный доступ к богатству, престижу...» (с. 90). Характеризуя финнов, автор отмечает, что они очень пунктуальные люди и требуют этого от других. Они известны также своей нетерпимостью к иностранцам, «зачастую проявляющейся как враждебность и даже расизм» (с. 95).
Последующие три статьи А. Давид, П. Свечковской и М. Штельмаха посвящены соответственно французам, грекам и испанцам. Из этих народов толерантны в отношении иностранцев только испанцы. Французов обвиняют в ксенофобии, расизме и антисемитизме, а греки дискриминируют национальные меньшинства и иноверцев. Испанцы не любят четкой организации и планирования, греки непунктуальны, французы капризны и склонны к алкоголизму. Но авторы не отказывают им и в положительных качествах, отмечая, что французы очень ценят интеллект и высокую квалификацию, греки чтут традиции, а испанцы «в одинаковой степени ценят равенство и свободу» (с. 111).
А. Ольшевская, говоря о голландцах, задается вопросом, кто такой «хомо нидерландикус». По ее мнению, голландцы спокойные, сдержанные и скучные люди. Они нуждаются во внешних стимуляторах, роль которых выполняют, в частности, чай и кофе. Жестикуляция у голландцев отсутствует. К иностранцам голландцы относятся с осторожностью, даже игнорируют их, считая все неголландское смешным. Голландское общество - это общество индивидуалистов. Голландцы ценят «непосредственность, свободное выражение мнения, однозначность» (с. 116).
Статья О. Лоренц посвящена исландцам, «малому народу» Европы со своей уникальной культурой. Исландцы - потомки викингов и до сих пор пользуются их языком. Они критически относятся к другим народам, за исключением люксембуржцев и канадцев. Женщины Исландии отличаются независимостью характера. Здесь много одиноких матерей, а показатель рождаемости внебрачных детей самый высокий в Европе. Кроме того, эта страна занимает одно из первых мест по продолжительности жизни (80,9 лет для женщин, 77,4 лет - для мужчин). В целом «исландцы, постоянно сталкивающиеся с капризами погоды и моря, совершенно неорганизованные и непунктуальные люди, приходящие на встречу не в назначенное время, а когда у них появляется желание» (с. 126).
Т. Лапа исследует самосознание латиноамериканского меньшинства в Италии. В 1997 г. в Италии было зарегистрировано 86 тыс. мигрантов из Южной Америки. Их главное занятие - уличная или пляжная торговля. Они приверженцы коллективизма, который в Италии не является распространенным. Кроме того, выходцы из андских стран с ярко выраженным женским доминированием
сталкиваются в Италии с превосходством мужчин. Но есть и факторы, объединяющие латиноамериканцев и итальянцев: «отношение ко времени и непунктуальное распоряжение им, религиозность, экспрессивность» (с.132).
В сборник вошли также статьи, посвященные литовцам (авт. Б. Куницкая), немцам (авт. Ю. Здуньчик и М. Жаковская) и норвежцам (авт. Л. Михальский).
Две статьи посвящены самосознанию поляков-католиков (авт. М. Жаковская) и, соответственно, православных поляков (авт. О. Надскакула). Отличительной чертой поляков-католиков является «глубокое неверие в жизнь и пессимистическое в целом видение мира» (с. 172). Для них характерен фатализм, они не верят в собственные силы. Многие ставят знак равенства между понятиями «поляк» и «католик». Между тем в Польше проживают 200 тыс. православных поляков. Православные более терпимы ко всему чужеродному, симпатизируют слабым, стремятся разрешать конфликты путем компромиссов.
Статья М. Пацельт посвящена русским. Автор отмечает, что в России высоко ценят власть, и у русских существует своего рода историческая привычка находиться в зависимости от кого-либо. Социальное неравенство в России считается нормой. Работодатели могут быть недоступными для работающих, но при этом требуют уважения к себе и послушания. К самостоятельным действиям русские чаще всего не готовы, так как привыкли с советских времен рассчитывать на помощь государства. Современная русская женщина не имеет таких прав, как мужчина. По-прежнему некоторыми профессиями могут владеть только мужчины. В политике женщин немного.
Обобщенные характеристики представлены в статьях, посвященных румынам (авт. М. Бобиньская), сербам (авт. М. Скшек), словенцам (авт. М. Важивода), швейцарцам (авт. М. Дрождж) и шведам (авт. М. Мось).
А. Фортуна посвятила свою статью туркам. Турки ассоциируются прежде всего с исламом, но в культурном отношении это самый близкий европейцам мусульманский народ. Этому способствовали многовековые контакты турок с населением стран Европы. Турки в своем большинстве законопослушны и выступают сторонниками общественного порядка. Большую роль в государстве
играют армия и полиция. Турецкая семья обычно традиционная, патриархальная, включает несколько поколений родственников, хотя есть семьи и европейского типа.
В статье К. Росяк анализируется самосознание украинцев, которое схоже с русским, так как история Украины тесно связана с историей России. Украинцы тоже рассматривают социальное неравенство как норму, а сильных и богатых уважают. В семьях детям прививают уважение к старшим, послушание. На Украине распространен коллективизм. Он проявляется и в больших семьях, и в отношениях в школах и вузах, и в рабочих коллективах. Украинцы «придают большое значение связям между людьми, ощущению безопасности, заботе о других...» (с. 228).
Публикация М. Рочек посвящена венграм. Венгерская земля находится на стыке различных культур. Поэтому венгры ощущают себя «неславянским островом, окруженным славянскими соседями и находящимся на пограничье между Востоком и Западом» (с. 232). Характерные черты венгров - пессимизм и цинизм. Они упрямые индивидуалисты и гуманисты, не любящие неопределенностей. Самая важная черта венгров, с точки зрения автора, - «вера в добро и других людей, исходящая из убеждения, что каждая личность является самой важной, в чем находит подтверждение венгерский гуманизм» (с. 240).
Заключительная статья касается итальянцев (авт. Н. Дембец). Автор утверждает, что итальянцы являют собой яркий пример противостояния унификации и глобализации культуры. На протяжении пяти тысячелетий на итальянской земле происходили культурные и этнические перемены. В настоящее время Италия поделена на 20 областей. Богатый Север противостоит бедному Югу. Каждая область имеет свои традиции, которые строго соблюдаются. Распространена ксенофобия. В обществе доминируют мужчины. В целом итальянцы «полны энергии, светлые, открытые, дружелюбные, но при этом неорганизованные и недисциплинированные...» (с.247).
О. В. Бабенко