Научная статья на тему 'Поляки и россияне дистанции и сближения в контексте межкультурного образования'

Поляки и россияне дистанции и сближения в контексте межкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поляки и россияне дистанции и сближения в контексте межкультурного образования»

5. Мелкие шаги соединять с четкими целями, иначе можно ожидать разочарований и перегрузки.

6. Работа с травмированными людьми очень тяжела, поэтому все эти советы применительны и к специалистам, которые должны заботиться о своем психическом здоровье.

Таким образом, приведенные выше примеры демонстрируют, каким образом экстремальные травматические ситуации могут сказаться на пострадавших. Кроме самих пострадавших не надо забывать и об их родных. Из исследований, которые проводились с детьми и внуками жертв Holocaust (а) - массового истребления евреев, нам известно, что эти травмы передавались другим поколениям.

Наша точка зрения ориентирована на индивидуум, она призывает нас к протесту и борьбе против пыток, изнасилований и концлагерей, т.к. пока все это существует, мы будем иметь дело с их жертвами.

Библиографический список

1. Этимологический немецкий словарь. - Мюнхен, 1995. и Уве Хенрик Петерс. Словарь психиатрии, психотерапии, медицинской психологии, 5-ое издание. -Мюнхен - Вена: Урбан & Шварценберг, 1999.

2. Илька Леннертц. Травма-модели в психоанализе и клинической психологии / traumaResearchNet Special Issue 2006 www.traumaresearch.net/fr-special.htm

Д. Лалак, К. Рыхлицка-Марашек ПОЛЯКИ И РОССИЯНЕ - ДИСТАНЦИИ И СБЛИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты поверхностных наблюдений показывают, что отношения между поляками и россиянами, взаимные связи не являются позитивными. Можно сказать, что никогда в послевоенной истории они не были такими напряженными. Наибольшее влияние на их характер и форму постоянно оказывает историческое прошлое, а на протяжении многих лет создателем этих отношений является политический мир. Не хватает на сегодняшний день сотрудничества в области культуры и образования, совместных исследовательских программ, обмена студентами.

В поисках сближения в отношениях между поляками и россиянами стоит обратиться к источникам возможных предубеждений или антипатий и в тоже время заново интерпретировать стереотипы и существующие отношения. Стоит подчеркнуть области сотрудничества, указать общие корни культурной тождественности, узнать уровень взаимной акцептации и восприимчивость к перспективам развития социально-экономического сотрудничества между представителями обоих народов.

Целью нашего исследования явилась характеристика польско-российских отношений в глазах разных групп польских граждан. Мы использовали три основных источника информации: результаты опросов, проведенных Центром Изучения Обществен-

ного Мнения - ЦИОМ; социологические и педагогические опросы, концентрирующиеся на межкуль-турных отношениях; собственные опросы, проведенные нами в Варшавском Университете.

I Отношения поляков к другим народам и собственным национальным меньшинствам

Польша - это в принципе мононациональная страна, которая имеет традиции федерации, хотя они и находятся в глубоком прошлом. Период реального социализма создал барьер для отношений поляков с западными странами. Во второй половине XX в. существенным политическим событием, которое направило внимание многих стран мира на Польшу, было появление «солидарности». Были начаты изменения, которые вели к распаду предыдущей системы. Сегодня очевидной потребностью становится открытие национальной культуры, достояния и опыта других культур. Наш современный межкультурный опыт -это прежде всего лучшие и худшие отношения с национальными и этническими меньшинствами, отношение к иммигрантам и политическим беженцам. Исследования ЦИОМ показывают, что поляки, по сравнению с другими обществами, например, с Вышеградской Группой, более активно поддерживают принцип открытых границ

© Д. Лалак, К. Рыхлицка-Марашек, 2007

197

для иммигрантов. 62 % взрослого населения Польши считает, что каждый человек, который этого хочет, должен иметь возможность поселиться в нашей стране, в Словакии эту идею поддерживают 34 % граждан, в Чехии - 26 %, наиболее недоброжелательны к иммигрантам являются венгры, за введение этого принципа высказываются менее чем четверть опрошенных, а 73 % - против. Результатом анализируемого рапорта является также то, что в Польше замечается противоречие между ценностным отношением к иммиграции и интересом к ней, поляки признают принцип открытых границ, но не замечают выгоды, исходящей из этого. В случае если речь идет о политических беженцах, то 13 % опрошенных считают, что право пребывания в Польше должны иметь все люди, которые должны были покинуть свою страну из-за своих убеждений или политической деятельности, треть считают, что мы вообще не должны принимать беженцев, а почти половина высказываются за проведение отбора.

Отношение поляков к иммигрантам, а также к собственной эмиграции - это более сложное явление [1]. Почти три четверти опрошенных (71 %) считают возможным то, что кто-то может иметь два отечества. Это мнение разделяют жители больших местностей, более образованные люди, а также те, кто хорошо оценивает свое материальное положение. Ставился вопрос о том, должны ли люди, которые решаются на постоянное место жительства вне страны происхождения как можно скорее принять культуру и язык новой страны проживания. Этот вопрос имеет важную диагностическую ценность, потому как позволяет показать ассимиляционное или интеграционное отношение поляков. Мнения по этому поводу расходятся. Почти половина (46 %) опрошенных считают, что иностранцы, имеющие постоянное место жительства в Польше, должны как можно скорее принять культуру и язык как собственные, и одновременно такая же группа (42 %) имеет противоположное мнение. В случае если вопрос связан с поляками, проживающими за границей, пропорции являются другими. Треть (32 %) считают, что они должны как можно скорее принять культуру и язык страны эмиграции, но более половины (53 %) имеют противоположное мнение. Сопротивление к ассимиляции намного чаще высказывают люди образованные, проживающие в больших городах, хорошо обеспеченные, а также знающие люди из числа национальных меньшинств, то есть граж-

дане, имеющие непосредственные контакты с теми, кто приехал из других стран или представителями других культур [1, с. 5-6].

Интересно выражены также мнения поляков о национальном составе государства. Более половины опрошенных (56 %) считают положительным, если в одной стране живут люди одной и той же национальности. Модель мононационального государства преобладает в сознании старших и менее образованных людей. Среди младшего поколения и людей с высшим образованием возрастает количество сторонников поликультурного государства. Более личный характер имел вопрос об акцептировании соседей, которые являются представителями другой культуры, имеют традиции и обычаи, отличные от польских [1, с. 7-8]. Более половины опрошенных (53 %) не имели бы ничего против соседства с зарубежными традициями и культурами, но четверть (26%) считают, что такое соседство невыгодно. И в этом случае возникла важная зависимость между акцептированием такого соседства и личным знакомством с кем-то, кто принадлежит к национальным меньшинствам.

Чувства, которые пробуждают в поляках другие народы, можно считать показателем эмоционального поведения по отношению к представителям этих народов. Необходимо также обратить внимание, что отношение к другим народам -это равнодействующая опыта из исторического прошлого, текущей политической ситуации, укоренившихся в общественном сознании стереотипов, а также личных обсерваций и опытов с представителями этих народов.

Поляки проявляют симпатию к итальянцам, чехам, а также испанцам и англичанам, к американцам, французам, грекам, венграм, голландцам, шведам и словакам. Амбивалентное отношение, хоть и преимущественно недоброжелательное, поляки декларируют к немцам, украинцам и болгарам. Отношение к четырем из учтенных в опросе тридцати двух народов более половины поляков декларируют недоброжелательность, а только несколько процентов - симпатию. Это россияне, румыны, цыгане и арабы [1, с. 3].

Достаточно легко можно заметить, что поляки симпатизируют прежде всего западным странам (исключая немцев, поскольку польско-немецкие отношения обременены историческим прошлым), но к широко понимаемому востоку мы относимся с большой сдержанностью и даже недоброжелательностью. Среди народов, которым

мы симпатизируем, находятся наши южные соседи - чехи, словаки, венгры, а также в меньшей степени жители стран Балтии - литовцы, латыши, а также эстонцы.

Этот вид опросов ЦИОМ проводит с 1993 года и благодаря этому можно проследить изменения симпатий к конкретным народам. Изменилось прежде всего наше отношение к американцам (уменьшение симпатии) и чехам, словакам и украинцам (увеличение симпатии). В случае если речь идет о россиянах, то поляки декларировали самую высокую степень симпатии в 2001-2002 гг.

П, Восприятие польско-российских отношений

Распад СССР, завершение холодной войны, новые деления, стратегии и альянсы (Польша с 1999 г. является членом НАТО, с 2004 г. - членом ЕС) создали новый климат в международных отношениях. В период реального социализма исследования отношений между народами не проводились, либо основывались на общих декларациях, удерживаемых в рамках действующего тогда политического режима. Основным источником знаний о польско-российских отношениях являются также результаты опросов, проводимых центрами изучения общественного мнения. Последние результаты не являются оптимистическими. Польско-российские отношения оцениваются поляками плохо - так считает 57 % опрошенных ЦИОМ, и только немногие (3 %) считают их хорошими [2]. На протяжении нескольких лет Польша граничит с семью странами, и именно Россия воспринимается как государство наиболее недоброжелательное к Польше. В 2005 г. впервые большинство опрошенных однозначно признало польско-российские отношения плохими.

Особенно часто такие негативные мнения формулируют образованные люди, руководящие кадры и интеллигенция. Они появляются тем чаще, чем выше уровень образованности опрошенных. Отношения Польши с тремя самыми большими соседями - Россией, Германией и Украиной в современной истории характеризировались конфликтами и напряжениями. «Все же до сих пор преобладающее большинство опрошенных (69 %) считает возможным налаживание польско-российский отношений не только по принципу партнерства, но и дружелюбия» [3]. Результаты представляемых опросов можно интерпретировать.

Наиболее очевидной кажется интерпретация негативных оценок польско-российских отношений в категориях текущих политических событий, а они связаны прежде всего с решениями и образом политиков, находящихся на данный момент у власти. Согласно опросу, опубликованному в октябре 2005 г., изучающему симпатии и антипатии поляков к иностранным политикам, а также степень знания о них [4], среди вождей народов, глав государств и глав правительств не существует на данный момент политика, о котором можно было бы сказать, что ему симпатизирует большинство поляков. К группе тех, которым все же наиболее симпатизируют, принадлежат Джордж Буш и Тони Блэр. В 2003 г., главным образом из-за операции в Ираке, симпатия к Джорджу Бушу уменьшилась, хотя в тех опросах, которые проводились до 2004 г. поляки консеквентно декларировали наибольшую симпатию очередным президентам США. С другой стороны, наиболее недоброжелательно поляки относятся к Владимиру Путину, Александру Лукашенко и Фиделю Кастро.

В случае если речь идет о главах России, то к М. Горбачеву и Б. Ельцину опрошенные чаще декларировали недоброжелательность, чем симпатию. Ситуация четко изменилась, когда президентом России стал Владимир Путин. Он был очень хорошо воспринят поляками. В первое время более половины поляков декларировали к нему симпатию, но в последующие годы эта симпатия уменьшалась, в прошлом году стала равняться недоброжелательности, которая на данный момент возросла до рекордных размеров [4; 6].

Ш. Поляки и россияне - стереотипы, дистанции и сближения

Рассмотрим более эмоциональную и более личную плоскость восприятия отношений между поляками и россиянами. Молодые поляки, что четко фиксируют социологические опросы, проводимые в начале девяностых, имеют европейские аспирации [4]. Сравнение выбранных, опрошенной молодежью, черт поляка и европейца приводит к выводам о том, что состояние сознания молодых поляков характеризируется комплексами по отношению к Европе. Для поляков чаще всего были характерны такие черты, как гостеприимство, пьянство, ленивость, нечестность, религиозность, храбрость. Чаще всего называемые черты европейцев: культура бытия, трудолюбие, образование, хозяйственность, экономия.

Чрезвычайно интересные опросы, проведенные в 1990 г. среди студентов и учеников варшавских школ, были связанны с межкультурной дистанцией [6]. Было проанализировано чувство отчуждения и близость к следующим народам: австрийцам, белорусам, чехам, французам, литовцам, россиянам, украинцам, венграм, итальянцам. Самые высокие показатели доверия в этом опросе получили литовцы и чехи, самые низкие зафиксированы по отношению к шведам, немцам и австрийцам. Зафиксировано, хотя и в небольшой степени, преимущество показателей близости над отчуждением по отношению к белорусам, французам, россиянам, венграм. Не удалось получить однозначных результатов, указывающих на социально-демографические обстоятельства чувства культурной дистанции. В случае использования других мер межкультурных отношений в отличие от простых оценок симпатий и недоброжелательности (как в опросах ЦИОМ) можно дойти до источников культурной идентификации, например, со славянами, которые чаще считаются «своими» по сравнению со скандинавами.

Стоит вернуться к источникам стереотипов польского и российского народов, функционирующим во взаимном сознании поляков и россиян.

Источники стереотипов России и россиян глазами поляков Исторические конфликты польского и российского народов до сих пор остаются в польской национальной памяти. Поэтому россиянам приписываются дикость, жестокость, неграмотность и хитрость, а также вероломство и пьянство.

«Коммунистическая власть в Польше, с помощью доктринальной пропаганды польско-советского дружелюбия, достигла прямо противоположного результата. Потому как противоречивый поляк возвращался к историческому негативному стереотипу, отождествляя россиянина с идеологической системой» [7].

Основы стереотипов поляков глазами россиян Среди россиян закрепился образ поляка-тор-говца. Другой эмпирический опыт говорит, «что пьют почти как мы», и это в большинстве случаев позитивная оценка, потому как подобный стиль употребления спиртного способствует пониманию. Кроме того, поляки в виде этнической группы занимают в повседневном сознании россиян

небольшое место. «Для следующего поколения россиян, воспитанного на видеофильмах, поляк будет означать особенную разновидность американца, иногда также обманщика», - пишет Константин Душенко [8].

Стереотипы не говорят о тех, к кому они относятся, а характеризируют тех, кто их создает и распространяет - такую мысль выразил польский историк А. Галицки. Она оказывается полезной в понимании сути явления стереотипа.

IV, Поляки и россияне глазами студентов

1. Характеристика исследуемой группы

В проведенных в мае 2006 года в Институте Социальной Профилактики и Ресоциализации (Варшавский Университет) опросах, связанных с польско-российскими отношениями, участвовало 100 студентов. Большинство из них (более 70 %) -это люди в возрасте 21-22 лет, более 70 % составляли девушки.

Знание иностранных языков или возможность их изучения на школьном уровне является фактором, который может повлиять на большую акцептацию и более эмоциональное отношение к данной стране. Еще недавно, когда изучение русского языка было обязанностью, это отношение зачастую было негативным. В настоящее время ситуация изменилась: русский язык изучают около 60 % опрошенных, наибольший процент студентов имел связь с английским (96 %) и немецким языками (61 %). Русский язык рассматривается в категории языка будущего, который стоит изучать не только в связи с расширением торговых связей и экономическим обменом с Россией, но и из-за его «мелодичности, прелести, красоты» и возможности чтения в оригинале произведений русских классиков - таковы результаты высказываний опрошенных студентов.

2. Восприятие польско-российских отношений

Как уже было сказано, польско-российские отношения не принадлежат к наилучшим, это также отразилось на результатах проведенных нами анкетных опросов. Наибольшее влияние на эти отношения имеют, по мнению опрошенных студентов, разное понимание истории (32 %), отсутствие понимания со стороны государственных властей (18 %), стереотипы и предубеждения (13 %).

Студенты указывали также на такие факторы, как «неурегулированные вопросы Катыня», «под-

ход к Польше свысока, пренебрежение ею при заключении договоров», «историческая память о многих годах царской и большевистской оккупации», «стремление России к восстановлению своей международной позиции бескомпромиссными методами». С другой стороны - «честолюбие» поляков и нежелание быть «зависимыми от России в какой-либо области», «скрытость России от мира», «подчеркивание Россией отдельности и желание сепарации от европейских влияний».

Тем не менее, опрошенные с оптимизмом относятся к будущему польско-российских отношений, 52 % утверждают, что многосторонние польско-российские связи могут принести экономическую выгоду, на которой выиграют обе страны. Рост экономического сотрудничества и развитие торговли может повлиять на развитие сотрудничества в области культуры и улучшение отношений между нашими государствами, а также на разрушение стереотипов и предубеждений.

3. Поляки и россияне - ассоциации, стереотипы, дистанции и сближения

В части опросов, связанных со стереотипами, были применены два вида вопросов: открытые вопросы, в которых студенты должны были назвать свои ассоциации и представления на тему России и россиян, а также ответить, как, по их мнению, россияне воспринимаются поляками (так называемый открытый стереотип). Среди черт (ассоциаций), которые связаны с Россией и россиянами, были названы следующие: чрезмерное употребление алкоголя (67 %), Владимир Путин (23 %), коммунизм, СССР (22 %), памятники, известные города (21 %); а также в категории «другое»: «Пушкин», «сентиментализм», «восточная душа», «хороший дешевый алкоголь», «гостеприимство», «газопровод», «церковь, православие», «спонтанность», «матрешка», «волк и заяц».

Если речь идет о стереотипных представлениях, которые поляки имеют о россиянах, результаты были несколько иные. Опрошенные польские студенты утверждали, что россиян характеризи-рует: чрезмерное употребление алкоголя - 82%, бедность, отсталость, отсутствие образования -34 %, нечестность, контрабанда - 32 %, преобладание, империализм - 16 %. Именно поэтому можно рискнуть, утверждая, что высшее образование, а также юный возраст способствуют более позитивному восприятию России и россиян, даже помимо исторических обременений.

Интересные выводы, связанные со стереотипами и культурной дистанцией, преподнесла часть опроса, связанная с закрытым стереотипом (в котором студенты среди 36 черт должны были выбрать те, которые, по их мнению, характерны для поляка, россиянина и европейца). Ответы показали, что больше совместных (позитивных и негативных) категорий связывает поляков и россиян, нежели поляков и европейцев. Таким образом, как для поляков, так и для россиян характерными, по мнению опрошенных, являются: гостеприимство, веселость, ловкость и изобретательность. Кроме этого полякам присвоены черты: честь, упорство, сообразительность, внутренняя солидарность, открытость. А россиянам присвоены такие черты, как твердость, простота, отсутствие образования, небрежность, неопрятность, упорство. Для европейцев же, по мнению опрошенных, характерными чертами являются образование, умение ладить с людьми, открытость, трудолюбие и хозяйственность.

Также исследуемый нами вопрос культурной дистанции указывает на то, что эта близость хоть и условная, но замечается. Инструментом, который мы использовали в исследованиях дистанции, была специально адоптированная для потребностей настоящего исследования шкала Богардуса, на которой опрошенные указывали, хотели бы они иметь россиян в стране, по соседству, на работе, в семье. Дистанция оказалась относительно небольшой: около 9 баллов из 27, причем 0 обозначал отсутствие дистанции, а 27 - максимальную культурную дистанцию.

4. Отношения поляки-россияне, личные отношения

Насколько польско-российские отношения складываются неоднозначно, настолько же оптимистическими кажутся личные отношения поляков и россиян. Помимо исторических событий, которые тенью ложатся на образе России, в Польше четко видно в высказываниях студентов, чьи дедушки, бабушки или родители имели связь с Россией, что не так они плохи, как может показаться. Конечно, 35 % среди тех, кто имел контакт с россиянами, указывают на негативный военный опыт. Следом за ними расположены те, которые считают россиян гостеприимными и открытыми людьми (32 %). Стоит здесь привести также высказывания студентов, которые значительным образом раскрывают сложные польско-российские

отношения: «моя прабабушка жила там некоторое время, мама училась в вузе. Дедушка очень уважает Россию, как и мой папа»; «дедушка был заключенным двух советских лагерей после Второй Мировой войны. Сейчас его отношение кажется нейтральным. Бабушка была вывезена со своей семьей в Казахстан, в Сибирь. Мне кажется, что каждый из них простил»; «все (дедушки, бабушки, родители) были очарованы красивыми городами России (Москвой и Петербургом) и считают, что это целиком и полностью приятная страна, но там много остатков коммунизма».

Преградой при налаживании взаимных позитивных связей между поляками и россиянами являются не огромные культурные различия, разные стили жизни или отсутствие взаимопонимания, а, как указывают опрошенные в более чем 50 % ответов, взаимные предубеждения, которые может перебороть именно меж-культурное образование, обмен молодежью и студентами, а также широко налаженные связи между культурными и образовательными учреждениями

Подводя итоги наших рассуждений, необходимо сделать некоторые выводы. Последняя декада второго тысячелетия прошла под лозунгом сильных межкультурных связей, взаимопроникновения культур и интенсивных миграционных движений. В результате оценок, проведенных в конце прошедшего столетия, получается, что около 150 млн. людей эмигрировало из своих стран и легально проживает за пределами их территории. Численность туристов увеличилась с 260 миллионов в 1980 г. до 590 миллионов в 1996 г. Это явление имеет много взаимообусловленных причин. Польша как страна трудовой миграции переживает явления, которые проходили в странах Западной Европы в 60-70-х гг. Увеличение интенсивности миграционных движений дает нам возможность осознать области некомпетентности в межкультур-ных контактах как сознательного характера (недостаточные знания о других народах и культурах, действия согласно стереотипам), так и образовательного (отсутствие языковых и коммуникационных компетенций).

Экономика быстрее всего подвергается процессам глобализации. Как бы мы ни оценивали результаты экономической глобализации, она неизбежна. Рыночные права, если они будут единственным фактором, на основании которого будет

развиваться глобализация, сделают гражданами мира только тех, кто сможет себе это позволить. Какими могут быть и de facto являются результаты этого конфликта в области межкультурных отношений? Увеличение напряженности и взаимной недоброжелательности между народами, невыгодная пропаганда, и т.п. Этого рода явления мы можем увидеть в настоящее время в мире, а также в польско-российских отношениях. Если финансовая мотивация является главным мотором активности человека и социальных групп, то она становится угрозой для этнических ценностей - в борьбе с желанием и потребностью прибыли проигрывает уважение, чувство справедливости, а также соблюдение прав человека.

В образовательных программах и в путях реализации коллективизм должен быть заменен индивидуализмом. Индивидуалисты являются формацией, которая намного лучше функционирует в рыночной экономике и экономических системах, основанных на конкурентоспособности. Коллективизм присваивался социалистической системой. По результатам исследований, индивидуалисты показывают больше оптимизма по отношению к будущему, чувствуют ответственность за себя, а также являются более открытыми к представителям других культур и более толерантными к разным убеждениям в их собственной стране. Наиболее индивидуалистическое поведение показывают люди с высшим образованием. Коллективизм гармоничен с авторитаризмом, низкой степенью толерантности и низким уровнем образования.

Практическим заданием межкультурного образования в нашем государстве является увеличение интенсивности и модернизация изучения иностранных языков, для того чтобы сделать возможными для молодежи личные, индивидуальные связи с иностранцами, дополнение школьного образования на каждом уровне обмена молодежью с целью обогащения знаний о других обществах и народах. Это ведет к разрушению стереотипов и предубеждений между представителями разных культур. Исследования показываю, что люди, которые имели личные связи с иностранцами, проявляют по отношению к ним больше симпатии и склонны к тому, чтобы присваивать им больше позитивных черт. Этим целям непосредственно помогает оживление научных связей и вызовы в адрес совместных исследовательских изучений.

Библиографический список

1. ЦИОМ СО/84/2005 Тождественность поляков, а также отношение к национальным и этническим меньшинствам в Польше. Коммюнике опроса. - Варшава, май 2005, http://www.cbos.pl.

2. ЦИОМ СО/113/2005 Мнения поляков об отношениях с соседними странами. Коммюнике опроса. -Варшава, июнь 2005, http://www.cbos.pl.

3. ЦИОМ СО/98/2006 Мнения об отношения с Россией, Германией и Украиной. На кого поляки могут положиться, а кого должны бояться. Коммюнике опроса. - Варшава, июнь 2006, http://www.cbos.pl.

4. ЦИОМ. СО/163/2005. Симпатии и антипатии поляков к иностранным политикам, а также степень знаний о них. Коммюнике опроса. - Варшава, октябрь 2005, http://www.cbos.pl.

5. Социально-культурная интеграция Европы согласно исследованиям над сознанием молодежи / Социальные предпосылки расслоений и интеграции Европы / Под ред. J. Kwasniewski, R. Suchocka. -Краков, 1991.

6. Wnuk-Lipinska Е. Чувство культурной дистанции по отношению к европейским народам // «Культура и Общество”. - № 3. - 1992.

7. Kepinski А. Генеза и функционирование негативного стереотипа России и россиянина / Народы и стереотипы / Под ред. T. Walas, Международный Центр Культуры. - Краков, 1995. - 157 с.

8. Душенко К. Поляк и полька в глазах россиян / Народы и стереотипы / Под ред. T. Walas, Международный Центр Культуры. - Краков, 1995. - С. 161-162.

Ю. В. Баканова К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Целью нашего исследования является подготовка студентов-будущих переводчиков к будущей профессиональной деятельности. Все увеличивающийся спрос на переводческую профессию и возрастающие требования к качеству перевода обусловили необходимость переоценки методологических основ подготовки профессиональных переводчиков.

В настоящее время переводчик выступает центральной фигурой и равноправным субъектом межкультурной деловой коммуникации. Современный специалист выполняет не только свои непосредственные переводческие функции, но и решает различные коммуникативные задачи, выходящие за рамки языкового посредничества, поскольку современный переводчик - это и организатор, и информатор, и координатор.

Профессиональное владение языком предполагает «умение учитывать специфическое восприятие информации адресатом сообщения и, при необходимости, предотвратить непонимание» [4, с. 35].

В жизни человека процессы общения, коммуникации играют очень важную роль. Коммуникация обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу социального опыта, разделение труда, организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры.

В рамках коммуникативного поведения человека межличностная коммуникация представля-

ет собой процесс, регулируемый определенными социокультурными закономерностями и культурно установленными правилами, определяемыми внешними воздействиями и внутренним состоянием коммуниканта.

В межличностной коммуникации, когда в роли отправителя, и в роли получателя выступают отдельные индивиды и существует непосредственный контакт между субъектами общения, характерными особенностями являются богатство видов общения (вербальное, невербальное) и двухсторонний обмен информацией, происходящий в виде диалога, так называемая обратная связь, регулирующая ход общения. Для такой коммуникации очень важно межличностное восприятие, которое подразумевает целостное отражение, понимание и оценку внешнего облика и поведения другого человека. Будет ли межличностное восприятие адекватным или искаженным зависит от индивидуальных особенностей партнеров, наличия у них навыков общения и умения понимать намерения других партнеров в межкуль-

© Ю. В. Баканова, ооок

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.