Научная статья на тему '2010. 01. 014. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. - изд. 2-е. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 360 с'

2010. 01. 014. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. - изд. 2-е. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 360 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1842
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / РЕЧЬ ПСИХОЛОГИЯ / РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 014. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. - изд. 2-е. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 360 с»

2010.01.014. ЩЕРБИНИНА Ю.В. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ. -Изд. 2-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 360 с.

Юлия Владимировна Щербинина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и культуры речи филологического факультета Московского государственного педагогического университета.

Автор комплексно исследует феномен вербальной агрессии в среде детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в среде учащихся средних классов общеобразовательной школы, освещая лингво-риторический, психолого-педагогический и социально-философский аспекты проблемы. Изучаются проявления агрессии слова в условиях повседневно-бытового и профессионально-педагогического общения, намечаются пути преодоления вербальной агрессии в детском коллективе. В качестве источников практического материала используются произведения художественной литературы, а также реальные ситуации речевого общения.

Связывая широкое распространение вербальной агрессии с социальной нестабильностью в современном российском обществе, автор рассматривает агрессию слова как однозначно негативное коммуникативное явление, так как она «препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения... снижает уровень жизнедеятельности коммуникантов; способствует усвоению и укреплению негативных моделей речевого поведения» (с. 98).

С опорой на дефиницию А. Басса вербальная (также речевая, или словесная) агрессия определяется как «словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме» (с. 15). Выделяются два основных аспекта вербальной агрессии: 1) внешний, или формальный, аспект включает словесное воплощение агрессивных высказываний (лингвистические и паралингвистические средства); 2) внутренний, или содержательный, аспект относится к дискурсивным характеристикам агрессивных высказываний, их тематике, интенциональной направленности.

Сопоставляя понятие агрессии с близким ему понятием враждебности, Ю. В. Щербинина определяет враждебность как пассивное и возможно внешне не выраженное состояние, тогда как агрессия представляет собой активные и объектно-направленные

действия. Отмечается, что для учащихся средней школы характерна агрессия без враждебности; в то же время можно наблюдать проявления враждебности без агрессии. Вербальная агрессия отграничивается от ряда таких смежных явлений, как конфликт, спонтанные словесные реакции на стресс, речевая самоагрессия, словесные агрессивные фантазии, имитирование речевой агрессии, вульгарное и инвективное словоупотребление, языковое насилие.

Выделяются следующие основные факторы агрессивности высказывания: отрицательное коммуникативное намерение говорящего; несоответствие формы и/или содержания высказывания характеру общения и социальной роли адресата; отрицательные эмоциональные реакции адресата на данное высказывание, причем последний фактор является решающим.

Освещая существующие подходы к изучению человеческой агрессивности, автор противопоставляет два основных подхода -биологический, в рамках которого агрессия изучается как врожденное, генетически обусловленное качество человека, и социальный, рассматривающий агрессию как качество, приобретаемое в процессе социализации или ситуативного поведения.

Причины возникновения вербальной агрессии делятся на пять групп: 1) биологические (врожденные механизмы возникновения агрессии); 2) психологические (потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите); 3) социальные (общая социальная нестабильность, пропаганда насилия в СМИ); 4) социокультурные (терпимость по отношению к вербальной агрессии в русской речевой культуре, ослабление сдерживающих вербальную агрессию социокультурных механизмов, изменение социокультурной парадигмы российского общества); 5) коммуникативные (негативные тенденции развития современного русского литературного языка, непродуктивные модели педагогического общения и речевого поведения в семье, отрицательный коммуникативный опыт конкретного человека). Автор видит главную опасность словесной агрессии в недооценке таких ее характеристик, как «широкая социальная распространенность и относительная социальная разрешенность» (с. 96).

С целью диагностировать общий уровень речевой агрессии в детско-подростковой среде, а также выделить наиболее типичные виды и формы агрессии слова среди учащихся 5-8-х классов был

проведен констатирующий эксперимент. При этом использовались следующие методы диагностики словесной агрессии: 1) визуальное наблюдение с вербальной регистрацией; 2) опрос; 3) мини-сочинение; 4) проективный метод (рисунок несуществующего животного, ассоциативный эксперимент, метод незаконченных фраз); 5) полевой метод. На основании полученных данных автор заключает, что «речевая агрессия типична для учащихся средней школы, широко распространена в детской коммуникативной среде и имеет место практически на всех социальных уровнях общения: межличностном, внутриколлективном, общешкольном» (с. 124). Проявления речевой агрессии в среде школьников не зависят от условий общения, специфики речевой ситуации, адресата. Общий уровень агрессии определяется как стабильно высокий с тенденцией к повышению. Установлены гендерные различия в проявлениях агрессии: если в 5-м классе вербальная агрессия преобладает у девочек, физическая у мальчиков, то с 6-го класса с осознанием запрета на применение физической силы физическая агрессия замещается речевой. Выявлены такие основные черты поведения и характера школьников, склонных к вербальной агрессии, как неуравновешенность, высокая степень тревожности, неуверенность в себе, эгоцентризм, бескомпромиссность. Среди лексических особенностей их речи выделяется частое употребление бранной лексики, использование оценочных слов с отрицательной семантикой, неоправданно частое употребление глаголов в повелительном наклонении, недостаточность использования этикетных средств. Автор приходит к выводу, что «большинство учащихся средней школы явно недостаточно осознают наличие агрессивных компонентов в собственной речи, неспособны к ее объективной оценке и, следовательно, анализу и контролю» (с. 129).

В монографии приводятся различные классификации видов вербальной агрессии: по интенсивности (сильная и слабая вербальная агрессия); по степени осознанности говорящим и целенаправленности (целенаправленная / нецеленаправленная, враждебная / инструментальная, инициативная / оборонительная, активная / пассивная вербальная агрессия); по характеру, способу выраженности (явная и скрытая вербальная агрессия); по отношению к объекту (переходная и непереходная, или смещенная, речевая агрессия); по

числу участников ситуации общения (массовая и социально замкнутая - групповая, межличностная - речевая агрессия).

Создавая единую классификацию форм проявления речевой агрессии, Ю.В. Щербинина опирается на теорию речевых жанров М.М. Бахтина. Понимая под речевым жанром «феномен речи, особую модель высказывания» (с. 153), автор подробно анализирует следующие модели речевых жанров, отмеченных вербальной агрессией: оскорбление; угроза; грубое требование; грубый отказ; враждебное замечание; порицание (упрек, обвинение); насмешка (колкость); жалоба; донос; клевета; сплетня. Ссора выделяется в гипержанр. «При анализе ситуаций, отмеченных проявлениями вербальной агрессии, целесообразным представляется описывать не отдельные функционирующие в них жанры, а целостные коммуникативные стратегии и внутрижанровые тактики» (с. 197). Вслед за К.Ф. Седовым выделяются инвективная, куртуазная и рационально-эвристическая стратегии речевого поведения в конфликтной ситуации, причем в школьной коммуникативной среде учащиеся используют преимущественно инвективную стратегию, учителя - рационально-эвристическую и куртуазную. Среди возможных ответных реакций на вербальную агрессию в детской среде установлены следующие: ответная речевая агрессия (наиболее частая реакция школьников на речевую агрессию); сообщение другим лицам (агрессивные жалобы); игровые способы реагирования; физическая агрессия; реакция «ухода-несопротивления»; попытка установления дружеского или партнерского коммуникативного контакта.

По мнению автора, «полностью устранить вербальную агрессию из жизни современного общества. не представляется возможным» (с. 253), однако можно и необходимо снизить проявления вербальной агрессии. Рассматриваются возможности контроля над вербальной агрессией и коррекции агрессивного речевого поведения. Агрессивному общению автор противопоставляет «ассертив-ное речевое взаимодействие на конвенциональном уровне» (с. 256), предполагающее самоутверждение и «ненанесение вреда другому». Выделяются постулаты бесконфликтного общения - самоанализ, сопереживание, снисходительность. Среди частных приемов контроля речевой агрессии автор анализирует следующие: игнорирование; переключение внимания; самоотвлечение; метод проециро-

вания позитивных личностных качеств и поведенческих реакций; прямое порицание вербальной агрессии; косвенное порицание вербальной агрессии; «проговаривание негативного переживания»; шутка, юмор; амортизация; «если не можешь чему-то противостоять - возглавь это»; частичное согласие; позитив в негативе; прямота против агрессивных намеков; привлечение «союзников»; поиск альтернатив; прием отсроченного диалога; апелляция к жалости; прием «предупредительного выстрела»; самонаказание; ритуализация негативного высказывания. Предотвращению вербальной агрессии способствует соблюдение норм речевого этикета, а также использование законов риторики в образовательной деятельности. Предлагается включить риторику в систему обязательных предметов в средней школе. Необходимой видится реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении родному языку, который предполагает овладение коммуникативными тактиками и приемами гармонизирующего педагогического диалога, выполнение нравственно ориентированных коммуникативных заданий на уроках русского языка и использование текстов нравственно-этической направленности.

А.А. Клиновская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.