Научная статья на тему 'Природа вербальной агрессии'

Природа вербальной агрессии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2972
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / КОНФЛИКТ / НАМЕРЕНИЕ / ИНВЕКТИВНАЯ ЛЕКСИКА / ОБЪЕКТ АГРЕССИИ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВОЙ АКТ / ОСУЖДЕНИЕ / CONCEPTS / VERBAL AGGRESSION / ASSESSMENT OF BEHAVIOUR / INTENTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бакиев А. Г.

В настоящей статье приводятся анализ и обобщение основных понятий вербальной агрессии. В ходе анализа сделан вывод, что все существующие концепции понятия «вербальной агрессии» можно разделить на две группы. В основе первой лежит оценка поведения, в основе второй – намерение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL AGGRESSION ESSENCE

The article presents the analysis of the basic concepts of verbal aggression. In the course of analysis it is concluded that all essential concepts of verbal aggression can be divided into two groups. The former group of notions takes into account the assessment of behaviour, while the latter – intention. Despite the variety of approaches to the study of aggression there is a tendency to develop a unified theoretical and methodological basis for the study of verbal aggression and to integrate different concepts in new methods development for studying this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Природа вербальной агрессии»

УДК 811.11

ПРИРОДА ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ © А. Г. Бакиев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Коммунистическая, 19.

Тел./факс: +7 (927) 962 45 65.

E-mail: [email protected]

В настоящей статье приводятся анализ и обобщение основных понятий вербальной агрессии. В ходе анализа сделан вывод, что все существующие концепции понятия «вербальной агрессии» можно разделить на две группы. В основе первой лежит оценка поведения, в основе второй — намерение.

Ключевые слова: вербальная агрессия, конфликт, намерение, инвективная лексика, объект агрессии, межличностная коммуникация, речевой акт, осуждение.

Вербальная агрессия в настоящее время исследуется в рамках таких различных гуманитарных наук, как психология, социология, психолингвистика и лингвистика. Агрессия, прежде всего, является явлением психологическим, и в психологии феномен агрессии довольно глубоко изучен. В последнее время агрессия все больше привлекает внимание лингвистов, поскольку она часто воплощается в речи, и в этом случае мы имеем дело непосредственно с вербальной агрессией. В теории, объясняющей природу и сущность агрессии человека, существуют несколько подходов. Все они отражают воззрения конкретных исследователей и психологических школ разного времени. Таким образом, в данной статье мы попытаемся обобщить и проанализировать основные концепции понятия «вербальной агрессии».

Прежде всего, целесообразно рассмотреть дефиницию слова «агрессия». По данным «Словаря иностранных слов», слово «агрессия» было впервые зафиксировано в русском языке во второй половине XVIII века со значением «вооруж енное нападение на государство с целью захвата его территории и насильственного подчинения» [1]. Ко второй половине XX века у слова появилось новое значение, а именно: «активно враждебное поведение одного человека по отношению к другим» [2].

Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой приводит следующие определения: 1. Незаконное с точки зрения международного права применение вооруж енной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. 2. Открытая неприязнь, вызывающая враждебность [3]. Как видим из приведенных дефиниций, семантика слова «агрессия» со временем расширялась. Так, в XVIII веке слово означало лишь «вооруженное нападение на государство», в XX веке обрело новое значение, а именно «активно враждебное поведение одного человека по отношению к другим». Впоследствии появился более узкий термин «вербальная агрессия», который рассматривается в рамках психолингвистического подхода. Известно, что агрессия

возникает в процессе мышления, то есть различные внешние реакции на негативные раздражители преобразуются во внутренние. А поскольку «формой выражения эмоций у человека является речь» [4], то возникает речевая агрессия. А. Р. Лурия указывает на социально-биологическую связь речевых реакций: «Речевые реакции, являясь сложной нервно-психической деятельностью, опираются на интеллектуальные процессы, на прежний жизненный опыт, построенный в форме рефлекса» [5]. Однако все же феномен вербальной агрессии остается мало исследованным. Объясняется это тем, что вербальная агрессия не является единой формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение. Этот термин употребляют при описании самых разнообразных действий. Некоторые исследователи отмечают, что даже простой крик без формулирования речевого высказывания часто носит агрессивный характер. К тому же проявления речевой агрессии неоднородны по мотивации, ситуациям проявления, формам выражения, результатам и т.д.

Нередко под вербальной агрессией понимают схожие реакции, которые агрессией не являются. Чаще всего слова «вербальная агрессия» и «конфликт» считаются синонимами, поскольку оба термина предполагают отрицательные эмоции, переживания, столкновения. Конфликт - это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, спор. Таким образом, конфликт представляет собой ситуацию, связанную с определенным противоречием, причем это противоречие возникает в том числе в процессе роста и развития нравственных отношений [6]. Исследователи выделяют такие разновидности конфликта, которые напрямую связаны с вербальной агрессией, как раздор, ссора, ругань, клеветничество, дрязги и так далее. Однако в целом конфликт не следует отождествлять с подобными формами агрессивного поведения. Конфликт - это категория более высокого порядка, способствующая в определенных случаях нравственному совершенствованию общества и социума, например, «конфликт между новаторами и консерваторами». Как отмечает Ю. В. Щербинина, речевая агрессия может быть одним из способов

разрешения конфликта, способом выплеска эмоций. Однако это не конструктивный способ разрешения конфликта, провоцирующий лишь его эскалацию [7].

Аналогичное, по сути, определение предлагает и российский исследователь агрессии Л. М. Семенюк: агрессия - целенаправленное разрушительное поведение, которое противоречит всем нормам человеческого существования и наносит вред, а зачастую физический ущерб, психический стресс (переживание, состояние страха, угнетенности и т.д.) объектам нападения. И это не просто прямое нападение, но и угроза, желание причинить физическую и/или психологическую боль жертве. Типичное состояние агрессии Л. М. Семенюк характеризует неконтролируемым переживанием гнева, импульсивностью и подчеркивает, что это агрессивное поведение не прирожденная биологическая реакция, но форма поведения, обусловленная социальными связями и отношениями. Л. М. Семенюк предлагает следующее определение агрессии: «Агрессия - это мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, приносящие вред, причиняющие боль и страдания людям» [8].

Но агрессия не всегда трактуется только как поведение. Н. Д. Левитов рассматривает агрессию как психологическое явление, в котором он выделяет познавательный, эмоциональный и волевой компоненты [9]. Познавательный компонент включает в себя понимание угрожающей ситуации, видение объекта для нападения. Эмоциональный компонент агрессии заключается в выражении таких отрицательных чувств человека, как гнев, ярость. Волевой компонент агрессивного состояния проявляется в целеустремленности, настойчивости, решимости, инициативности.

Необходимо отметить, что среди форм речевого поведения человека исследователи выделяют такие, которые имеют сходство с речевой агрессией, но ею не являются - это «вербальная самоагрес-сия», «спонтанные реакции на стресс». Известно, что реакции на стресс, вызванные страхом, резкой болью, разочарованием, удивлением, становятся эмоциональными, близкими к междометиям высказываниям, содержащие инвективную лексику («Пропади ты пропадом»). Однако такие высказывания не имеют конкретного адресата и даже не являются собственно высказываниями. Самоагрес-сия определяется как чрезмерно критические высказывания в свой собственный адрес, своего рода самобичевание. Такие высказывания не наносят окружающим вреда. Напротив, в некоторых ситуациях вербальная самоагрессия способствует предупреждению ответной грубости адресата, выступая ритуальным способом смещения настоящего словесного нападения [7].

В исследованиях некоторых лингвистов понятие «вербальной агрессии» приравнивается к понятию «инвективы». Однако под «инвективой» мы понимаем использование бранных слов, руга-

тельств, а агрессия может быть реализована в речи без их использования. То есть инвективная лексика рассматривается как один из способов вербализации агрессии и является частным случаем. К тому же использование инвективы не всегда агрессивно. Ругательства могут выступать как средство установления контакта между равными по возрасту и социальному положению людьми [10]. Как известно, определенное снижение регистра общения снимает официальность ситуации и придает ей дружеский, доверительный характер. Кроме того, инвектива может быть средством дружеского подбадривания [10]. Данная функция реализуется, когда, например, спортивный тренер ругает своего подопечного всевозможными оскорбительными словами с целью мобилизовать его силы перед ответственным поединком.

Стоит отметить, что все существующие определения агрессии в рамках рассматриваемых нами концепций можно разделить на два типа:

1. В основе определения лежит оценка поведения: агрессия - «это любой вид поведения, приносящего вред другому». Подобного определения придерживается, в частности, А. Басс [11].

2. В основе определения лежит понятие намерения: агрессия - «это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому», «это любая форма поведения, нацеленного на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [7].

Первое определение представляется более простым, поскольку выделяет доступный наблюдению исследователя поведенческий критерий наличия агрессии (причинение вреда). Второе - сложнее, так как намерения не поддаются визуальному наблюдению. Вторая формулировка, на наш взгляд, является более точной, поскольку вербальная агрессия свойственна только человеку и отличается от агрессии животных именно своей целенаправ -ленностью.

В связи с этим важно выяснить, что следует понимать под объектом агрессии. Большинство исследователей настаивают на том, что агрессивным может считаться такое поведение, которое предполагает намеренное причинение вреда только живым существам. Однако существуют ряд ситуаций, выходящих за рамки подобного подхода. Как, например, должно интерпретироваться битье посуды во время ссоры? Или, применительно к вербальной агрессии, высказывания в адрес принадлежащих «жертве» предметов , типа «Какое дурацкое платье!» В связи с этим по справедливому, на наш взгляд, замечанию американских исследователей Р. Бэрона и Д. Ричардсон, включение в понятие «объект агрессии» неодушевленных предметов наряду с одушевленными целесообразно в том случае, когда от состояния этого объекта зависит физическое или психологическое благополучие его обладателя или пользователя. Таким образом, на

основании изложенного можно дать следующее определение агрессии: агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту.

Анализ зарубежных исследований по данной проблематике позволил заключить, что наиболее точное определение «речевой агрессии» было предложено А. Бассом: «вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань)» [11]. Данное определение является, на наш взгляд, наиболее верным, поскольку с его помощью можно выделить основные аспекты вербальной агрессии, а именно:

1. Внешний, формальный - изучение словесного оформления агрессивных проявлений: специфика лексических средств и речевых конструкций, в которых воплощается вербальная агрессия; интонация, тембр, темп, громкость речи, особенности дикции, суггестивные качества голоса и т.д.

2. Внутренний, содержательный - анализ темы, содержания, цели высказывания.

В зарубежной и отечественной психологии существуют подходы, по-разному объясняющие сущность, причины и механизмы возникновения человеческой агрессии: инстинктивистские теории, берущие свое начало от З. Фрейда, К. Лоренца, А. Адлера; теория фрустрации, последователями которой являются Л. Берковиц, Р. Джин, Дж. Дол-лард, Н. Миллер и др., теория социального влияния, которую развивали Р. Браун и Р. Смит и т.д.

В зарубежной психологии одной из распространенных концепций, объясняющих детерминацию человеческой агрессии, является теория фрустрации. Согласно данной теории, агрессия берет начало от побуждения, «неинстинктивной мотивационной силы, являющейся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающей по мере усиления такого рода деривации» [12]. Другими словами, агрессия представляет собой результат действия фрустрато-ров, т.е. непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели, вызывающих состояние растерянности.

Однако стоит подчеркнуть, что иногда об агрессии говорят как о положительном явлении. В связи с этим можно вполне согласиться с мнением одного из наиболее известных отечественных исследователей психологического аспекта агрессии Н. Д. Левитова, отметившего, что в «некоторых случаях об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Однако «положительная» агрессия является, скорее, исключением, имеющим место в узко специальной сфере» (например, имитация агрессии в психотерапии). «Агрессия, - утверждает Н. Д. Левитов, - должна рассматриваться в свете новых сведений, прежде всего в аспекте воли, направленной в дурную, а часто и порочную сторону. Такие образные понятия, как, например, «благо-

родная ярость», «праведный гнев», «героическая ненависть», выходят за рамки явления вербальной агрессии». Как справедливо замечает Г. Линден-филд, «гнев и агрессия - не одно и то же» [9]. При этом, если в определенном смысле целесообразно говорить о позитивном значении и продуктивной направленности отдельных негативных переживаний (позиция ряда современных психологов), то в отношении словесных проявлений переживаний, отрицательно воздействующих на адресата (эмоциональных выплесков в агрессивной словесной форме), аналогичные утверждения представляются неправомерными. На этих основаниях, несмотря на то, что ряд ученых разделяют проявления агрессии на деструктивные (враждебность, ненависть, жестокость, экспансивность, нетерпимость, нанесение вреда, причинение ущерба, жажда мести и т.п.) и недеструктивные, или конструктивные (настойчивость, упрямство, защита, преодоление барьеров, актуализация личности, конфронтация без причинения вреда и т.п.), в нашем случае речевая агрессия рассматривается как однозначно негативное, имеющее отрицательные последствия коммуникативное воздействие и взаимодействие, а агрессивная речь оценивается в таких пейоративных определениях, как грубая, бранная, ругательная, обидная, оскорбительная, неприязненная, невежливая, унижающая, подавляющая и т.п.

Поэтому предложенное ранее определение вербальной агрессии целесообразно дополнить и уточнить, в частности, такими понятиями, как негативный способ коммуникативного взаимодействия; отрицательное речевое воздействие; обидное общение; деструктивное общение; проявление грубо -сти в речи.

Стоит также отметить, что в нашем исследовании мы рассматриваем проявление вербальной агрессии в межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация предполагает обмен сообщениями двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Единицей коммуникации является речевой акт. Речевой акт -минимальная основная единица речевого общения, в которой реализуется одна коммуникативная цель говорящего и оказывается воздействие на адресата. Важно отметить, что в соответствии с семантикой оценки - выражением отношения говорящего в понятиях «хорошо/ плохо» - основными видами оценочных речевых актов являются осуждение, одобрение. Остальные виды, сохраняя инвариантное значение, варьируют в разной степени иллокутивную функцию. Объектом нашего исследования является речевой акт осуждения, поскольку именно в его рамках реализуется вербальная агрессия.

Вербальная агрессия, являясь «первым шагом на пути к агрессии физической» [13], имеет с ней общую структуру и общие мотивы. Так, И. Р. Гальперин говорит о том, что речевое действие строится как отражение действия материального. «Пере-

несение действия в речевой план означает не только выражение действия в речи, но и, прежде всего, речевое выполнение предметного действия - не только сообщение о действии, но и действие в новой, речевой форме. Речь есть форма предметного действия, а не только сообщение о нем» [14].

Таким образом, несмотря на различия в подходах к изучению агрессии, можно отметить стремление ученых разработать единую теоретикометодологическую основу для изучения человеческой агрессии, интегрировать различные концепции для выработки новых методов исследования этого явления. В современной науке наблюдается отказ от абсолютизации какого-либо одного фактора, определяющего человеческую агрессию, возрастает роль факторов природной и социальной среды. В ее возникновении выражена тенденция к детерминации агрессивного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый

словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. М.: Азбуковник, 2003.

2. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. М.: Гос. ин-т Сов. энцикл.; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

3. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: С включением сведений о происхождении слов. М.: Институт русского языка Российской академии наук, 2007. 1165 с.

4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.

М.: Прогресс, 1979. 308 с.

5. Лурия А. Р. Речевые реакции ребенка. М.: Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, 1927. 283 с.

6. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 1999. 383 с.

7. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006. 360 с.

8. Семенюк JI. M. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста: Метод, рекомендации в помощь педагогам-практикам. М.: АПН СССР, 1991. 16 с.

9. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. №»6. С. 120-123.

10. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М.: Ладомир, 2001. 350 с.

11. Buss A.H. The psychology of aggression. New York: Willey, 1961.

12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1999. 352 с.

13. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. М.: Просвещение, 1996. 416 с.

14. Г альперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. Т. I. С. 455-456.

Поступила в редакцию 11.12.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.