Научная статья на тему 'Функционирование инвективы в текстах отечественной рок-музыки'

Функционирование инвективы в текстах отечественной рок-музыки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
375
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ИНВЕКТИВА / ОСКОРБЛЕНИЕ / ОБСЦЕННАЯ ЛЕКСИКА / РОК-МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михайлова А.И.

В статье кратко рассмотрены основные точки зрения на такие понятия, как «вербальная агрессия» и «инвектива», обозначены предпосылки появления инвектив и других явлений, в которых проявляется текстуальная агрессия, в рок-музыке, а также описаны возможные модели и особенности, связанные с формальной отнесенностью текстов музыкальных произведений к лирическим произведениям. Статья снабжена примерами ситуаций употребления инвектив в текстах различных по функции, стилистике, грамматике и другим признакам и дает краткий обзор картины неоднородности данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF INVECTIVE IN THE RUSSIAN ROCK MUSIC LYRICS

In the article the general views on such notions as verbal aggression and invective (as well as their connection) are presented, the premises of invectives appearing and other phenomena, in which textual aggression can be expressed, in rock music are given. Also, possible specific models and peculiarities that are connected with formal attribution of lyrics to lyric works are described. The article is provided with examples of the invectives usage that differ in function, stylistics, grammar and other characteristics, and gives a short overview of heterogeneity of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Функционирование инвективы в текстах отечественной рок-музыки»

2. Харченко В. К. Дневник как жанр в аспекте лингвоат-трактивистики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12(83). Вып. 6. С. 49-55.

3. Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 7-38.

4. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 320 с.

УДК 81.42

функционирование инвективы в текстах отечественной рок-музыки

В статье кратко рассмотрены основные точки зрения на такие понятия, как «вербальная агрессия» и «инвектива», обозначены предпосылки появления инвектив и других явлений, в которых проявляется текстуальная агрессия, в рок-музыке, а также описаны возможные модели и особенности, связанные с формальной отнесенностью текстов музыкальных произведений к лирическим произведениям. Статья снабжена примерами ситуаций употребления инвектив в текстах различных по функции, стилистике, грамматике и другим признакам и дает краткий обзор картины неоднородности данного явления.

Ключевые слова: вербальная агрессия, инвектива, оскорбление, обсценная лексика, рок-музыка.

5. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88-98.

6. Риторические основы журналистики / З. С. Смелко-ва, Л. В. Ассуирова, М. Р. Саввова и др. М.: Флинта: Наука, 2003. 320 с.

© Кочеткова М. О., 2014

А. И. Михайлова A. I. Mikhaylova

FuNcTioNiNG oF INVEcTIVE

iN the Russian rock music lyrics

In the article the general views on such notions as verbal aggression and invective (as well as their connection) are presented, the premises of invectives appearing and other phenomena, in which textual aggression can be expressed, in rock music are given. Also, possible specific models and peculiarities that are connected with formal attribution of lyrics to lyric works are described. The article is provided with examples of the invectives usage that differ in function, stylistics, grammar and other characteristics, and gives a short overview of heterogeneity of this phenomenon.

Key words: verbal aggression, invective, insult, obscene vocabulary, rock music.

Сегодня мы имеем дело с ситуацией, когда всевозможные проявления языковой агрессии перебираются из сферы личного, как правило, конфликтного общения, в сферу массовой коммуникации и культуры. Средоточием вариантов проявления речевой агрессии становятся многие художественные тексты: от театральных пьес и выполненных на их основе киносценариев до стихотворений, впоследствии становящихся текстами музыкальных произведений. Исследователи озабочены тем фактом, что в современном обществе изменилось отношение к вербальной агрессии: она стала регулярно осознаваться скорее как норма, нежели как отклонение. Говоря об этом, лингвисты и социологи отмечают тенденцию к «общей агрессивности» языка. Так, пожалуй, чаще других сфер культурной жизни общества современная рок-музыка регулярно становится причиной недовольств и предметом негативных высказываний ввиду своей агрессивности. При анализе текстуального компонента большинства рок-композиций можно убедиться в том, что они действительно весьма насыщены всевозможными агрессивными элементами, в частности, на уровне лексики.

Следует отметить, что языковая агрессия как таковая определяется филологами по-разному: данным термином называют различные проявления общей агрессивности на уровне речи - от конкретно лексического наполнения

текста до общей фоносемантической и интонационной агрессивности высказываний. Следуя за рассуждениями исследователя В. И. Жельвиса, можно сказать, что вербальная агрессия есть инвективное действие, возникшее на почве преобразования посыла сознания индивидуума к агрессивному поступку [1]. При этом языковая агрессия отождествляется с инвективой в широком смысле слова.

В широком смысле инвектива определяется как речевое явление (событие): словесная атака, нападки, далеко не всегда выраженные в форме собственно брани, но так или иначе реализующие агрессивный посыл автора высказывания [2, с. 132]. В современном языкознании одни исследователи говорят о том, что инвектива является одним из видов вербальной агрессии, а другие, что акт вербальной агрессии есть один из видов инвективы. Второе утверждение весьма сомнительно, так как не допускает возможности реализации агрессивности на других уровнях языка, кроме лексики, соответственно, исключает вербальную агрессию на уровне семантики высказывания. В контексте данной статьи следует рассматривать инвективу как оскорбление, т. е. придерживаемся узкого подхода в понимании исследуемого феномена. В центре нашего внимания - существительные, дающие «обидное наименование» того или иного лица или предмета, резкое осмеяние, слово, основанное на выделении отрицатель-

ных черт (присутствующих или умышленно придуманных) лица, по отношению к которому оно произнесено. К инвективе относят угрозы, запугивания, упреки, обвинения, обиды, издевки, насмешки, колкости, иронию, провокации, словесный «наезд», навешивания ярлыков, нападки, разоблачение, стеб, претензии, оскорбление (или, как его часто называют, «собственно инвектива») - все эти явления исследователи условно называют «инвективными речевыми жанрами» [3, с. 108]. При всей условности такого выделения и новаторстве подобной научной точки зрения эти «жанры» точно отображают действительное содержание высказываний. Все их объединяет так называемый негативный «мотив речи», т. е. сознательное желание нанести моральный вред.

Подытоживая сказанное, следует выделить некоторые принципиальные аспекты понятия «инвектива», важные для данной статьи:

- инвектива подразумевает под собой оскорбление (вне зависимости от того, как оно выражено: с использованием ли ненормативной, «ругательной» лексики, или путем «насмешки», не содержащей никаких слов с ярко выраженной отрицательной эмоционально-оценочной окрашенностью);

- обсценная лексика может быть способом создания инвективного высказывания, но не обязательно является его образующим фактором, а может носить характер, например, «бранного междометия» [4] и в таком случае относиться к эмоциональной вербальной агрессии, а не к инвективе;

- инвектива есть один из распространенных и узнаваемых способов реализации вербальной агрессии, а определенные инвективные жанры есть не что иное, как конкретные модели ее реализации.

Основными характеристиками инвективы как языкового явления являются:

- универсальность (может использоваться во всех ситуациях и сферах общениях);

- полезность (может приводить к достижению достаточно большого спектра коммуникативных целей из-за того, что даже при ограниченном выборе лексических средств выражает целый ряд негативных эмоций и чувств);

- стабильность (80 % случаев инвективного словоупотребления - это касается по преимуществу бранной и обсценной лексики - составляют 10 корневых основ, которые остаются неизменными на протяжении нескольких десятилетий).

Если рассматривать понятия инвективы и агрессии с точки зрения речевого конфликта, то можно отметить, что инвектива - это всегда «конфликтогенная» форма общения, которая либо приводит к конфликту, либо сопровождает его. Речевая агрессия, как мы уже ранее отмечали, не обязательно связана с ситуацией конфликта, хотя также может быть «конфликтогеном».

Инвектива может быть литературной и ненормативной (в том числе обсценной), иногда инвектива также рассматривается как разновидность литературного жанра.

Различными авторами разработаны списки групп слов, которые могут стать инвективой в рамках опреде-

ленного рода высказываний, основная часть таких списков - это наименования человека, носящие ругательный характер, т. е. не что иное, как оскорбление в адрес читателя/слушателя или героя, описываемого или упоминаемого лица.

Носителями негативной оценки являются достаточно разнородные слова: нейтральные, эмоционально окрашенные, стилистически сниженные, откровенно грубые. Одни из них сами по себе служат лишь средством выражения оценки как таковой, другие же изначально несут в себе заряд агрессивности, поскольку стоящее за ними содержание обидно или оскорбительно для объекта оценивания. Важно подчеркнуть, что в любом дискурсе и в любом жанре, в том числе в текстах рок-музыки, эффект речевой агрессии может возникать на базе как тех, так и других.

Агрессивность некоторых музыкальных текстов, в том числе приводимых в качестве примеров в данной статье, имеет оттенки антиполитической, милитаристской агрессии, связанной с идеологической борьбой, т. е. они являются своего рода «культурным ответом» на социально-политическую ситуацию, поэтому объектами инвективы становятся государство, политические лидеры, социальные явления современности. Общая концепция творчества многих поздних советских и постсоветских (1990-2000-е гг.) рок-групп включает враждебность против мира, общества, моральных устоев. В рамках этой концепции и создаются «агрессивные тексты».

Учитывая направленность статьи на поэтические художественные тексты, отметим, что большая часть инвективных моделей языковой агрессии в таких текстах является средоточием именно проявлений авторской агрессивности. Это обусловлено двумя особенностями лирики. Во-первых, лирика (а точнее подавляющая часть ее жанров) является тем родом литературы, в котором личное пространство автора, его переживания, жизненная философия и настроение являются ключевым фактором организации произведения. Поэтический текст почти всегда воспроизводит личные субъективные переживания поэта, таким образом, все проявления агрессивности в нем есть не что иное, как вариант отражения желаний, настроения, эмоций и чувств автора. Во-вторых, поэтическая форма (а особенно текст, который впоследствии будет использован в музыкальном произведении), как правило, не предполагает наличия цитат или прямой речи, естественно, мы не берем в расчет масштабные поэтические жанры типа поэмы или романа в стихах.

Еще одна особенность выделяемых моделей состоит в том, что, в отличие от диалога или другого вида личного общения, в котором речевая агрессия, если она там присутствует, всегда выражена явно и последовательно, у стихотворного текста обычно нет конкретного адресата (именно в качестве поэтического текста рассматривались все песни отечественных рок-исполнителей). Можно сказать, что агрессия направлена «на все общество» или на любого конкретного слушателя. Однако инвектива - это явление, требующее адресата (естественно, нужно помнить, что мы не учитываем «бранные междометия», основанные на обсценной лексике, которую некоторые лингвисты также

относят к инвективе вне зависимости от ситуации ее употребления и функции), и оно может выражаться только для определенного обозначенного лица, предмета.

Фактором выделения определенного объекта инвективы служит наличие в высказывании, содержащем указанный (или в совокупности с ним другие) прием реализации вербальной агрессии, обращения. Как закричали вы: «Вы, что, еврей? Ах, лучше бы сердце пронзили мне пулей, Вы погубили меня, вы злодей, Вы обманули, вы обманули!» («Агата Кристи», «Декаданс») Также в тексте может быть выделен герой, обозначенный путем употребления местоимений второго лица без прямого обращения (обращение может содержаться в последующем или предыдущем простом предложении, входящем в состав сложного).

Опираясь на вышеуказанные два варианта, можно говорить о таких способах появления в тексте инвективы - типичного маркера вербальной агрессии, как функционирование ее в качестве собственно обращений и в качестве приложений.

Инвектива - то понятие, которое объединяет явления, совершенно разного уровня наполненности агрессией, в какой-то степени инвективные обращения могут быть приятными или нейтральными, иначе говоря, исследуя рок-музыку, мы можем проводить градацию насыщенности отрицательной эмоционально-оценочной окрашенностью всех встречающихся в текстах инвективных единиц. Существует масса примеров формальных инвектив, несущих в себе минимальный агрессивный заряд: А он в ответ: «Брось, баламут, Господь нас уважает» («ДДТ», «Разговор на войне»). В итоге мы имеем ситуацию, противоположную проявлению ольфакторной [5] агрессии (а также «осязательной», «звуковой») - агрессия может реализоваться посредством слов, являющихся абсолютно нейтральными вне контекста. Но словосочетание, не являющееся связанным, может обозначать настолько отвратительный предмет или явление, что вкусовая или любая другая агрессия достигает наивысшего уровня, в таком случае нейтральное, негрубое, общеупотребительное сочетание становится маркером вербальной агрессии.

Традиционно принято считать, что наивысшим уровнем инвективности, как уже упоминалось, обладает обсценная лексика, однако нельзя говорить о том, что в большом количестве текстов имеются подобные обращения. Если по форме они напоминают обращения, то по смыслу представляют собой вводные слова, и в подобном случае их принято считать не вариантами инвективы, а бранными междометиями.

Высокой степенью инвективности также обладают такие бранные слова, как сволочь, падла, мразь и т. п., часть которых даже не считаются литературными, подобные единицы в рамках обращения в текстах рок-песен встречались неоднократно.

Инвективность, так же как и, скажем, деструктивность, может быть сосредоточена и выражена не в одном лишь существительном, а в сочетании - свободном или связанном. Традиционно такое сочетание представляет собой

связь типа согласование (прилагательное и существительное).

Я вам ответил: «Мадам, вы кокотка, Падшая женщина, жалкая гойша,

Так улетайте же Вы одиноко, Нам разговаривать не о чем больше!» («Агата Кристи», «Декаданс») Как можно заметить из приведенного примера, в рок-текстах содержатся инвективные обращения разнообразного характера от типичных распространенных оскорбительных лексических единиц типа сволочь до инвектив, связанных с определенными предубеждениями - сексуальными или национальными. Так, жалкая гойша - уничижительное выражение, обозначающее девушку нееврейского происхождения. Выражение падшая женщина толкуется как «Книжн. Неодобр. Грешница, согрешившая женщина» [6, с. 139].

Текст рок-песни может содержать и последовательность (или сочетание) инвективных обращений, в том числе различных по стилистике, по оттенкам значения, уровню насыщенности инвективностью и агрессией, но тем не менее объединенных в одном предложении: Ох вы, девы спесивые, жизнь и смерть - дуры грязные («ДДТ», «Забери эту ночь»).

Вербальная агрессия выражается путем инвективы не только с помощью ввода ее в обращение, но и в качестве членов предложения, в том числе согласованного определения.

С юга ветер приполз, неспособный на бег, Пожирает, дохляк, пересоленный снег. («ДДТ», «Ленинград»)

В принципе инвектива может быть любым членом предложения, особенно если учитывать, что, по мнению некоторых лингвистов, инвективой может быть признана любая часть речи, но наиболее активно заложенный в сути инвективы конфликтогенный посыл реализуется именно в обращениях. Следуя же за логикой, по которой любая инвектива есть пример проявления агрессии на уровне языка, мы можем составить около десятка различных моделей, маркером агрессии в которых выступили бы инвективные глаголы и их формы, оценочные прилагательные и слова других частей речи. Порвали мечту, порвали мечту, Такие тупые, что хочется выть, («Агата Кристи», «Порвали мечту») В заключение нужно сказать, что упомянутые инвективы, в том числе и грубая ненормативная лексика, в текстах большинства, даже самых смелых, исполнителей является не правилом, а, скорее, исключением. Сам факт наличия в тексте такой лексики является показателем лишь высокого уровня вербальной агрессии, которая, возможно, и не проявляется на уровне смысловом. Но нельзя отрицать и то, что существует тенденция постоянного роста количества инвектив в музыкальных произведениях, как, впрочем, и других проявлений некоторого «неуважительного» отношения к слушателям. Теряется связь между метафорической, обличительной, протест-ной смысловой наполненностью текста и его насыщенностью лексикой с агрессивным посылом, с отрицательной

оценочной окрашенностью. В условиях лирического произведения первая должна определять вторую, и только в таком случаем мы можем говорить о том, что у всех инвектив есть литературное основание, а не только проявления личностного настроя и состояния автора.

1. Жельвис В. И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 2001. 349 с.

2. Шарифуллин Б. Я. Языковая агрессия и языковое насилие в свете юрислингвистики: проблемы инвективы // Юрислингвистика-5: Юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права / под ред. Н. Д. Голева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. С. 126-138.

3. Курьянович А. В. Инвективные речевые жанры в пространстве современной межличностной коммуника-

УДК: 81.22

знаковая модель лингвокогнитивной компетенции

языковой личности в сфере профессиональной деятельности

В статье рассматривается процесс формирования и развития способности к общению в сфере профессиональной деятельности на уровне определенной знаковой модели субъекта речи, который стремится к реализации общения на уровне лингвокогнитивной компетенции. Процесс языкового развития личности опосредован образом языка специальной предметной области, которая концептуально представляет собой субъективную идею о возможности общения с другим человеком по содержанию профессиональной деятельности. Обучение иноязычному общению посредством усвоения терминологических единиц как знаковых моделей трансформируется в профессиональное общение и структурируется не в соответствии с единицами и уровнями языковой системы, а согласно уровням сформированности языковой личности.

Ключевые слова: знаковая модель, языковая личность, субъект речи, профессиональной общение, профессиональная деятельность, терминологическая единица.

Сформированная в учебном процессе способность к общению в сфере профессиональной деятельности на уровне субъекта речи находит наиболее полное свое воплощение в готовности к реализации общения на уровне лингвокогни-тивной компетенции - в таком акте общения, в котором используются следующие наиболее репрезентативные в этом плане приемы и способы, образующие своеобразную технику культуры профессионального общения:

- «осознанное замыкание» в акте профессионального общения цепочки ассоциативных операций со специаль-

ции // Вестник ТГПУ. Томск: Изд-во Томского гос. пед. унта, 2005. Вып.3 (47). Серия «Гуманитарные науки (Филология)». С. 106-112.

4. Вельмезова Е. В. «Междометия конфликта» в русском языке: из истории и современности грамматических описаний // Конфликт в языке и коммуникации: сб. статей / сост. и отв. ред. Л. Л. Федорова. М.: РГГУ, 2011. 534 с.

5. Зыховская Л. Н. Ольфакторная агрессия в художественном тексте // Речевая агрессия в современной культуре: сб. науч. тр. Челябинск, 2005. С. 196-203.

6. Мокиенко В. М., Никитина Т. Словарь русской брани (матизмы, обсценизмы, эвфемизмы). СПб.: Норинт, 2003. 448 с.

© Михайлова А. И., 2014

Т. В. Некрасова T. V. Nekrasova

sign model of lingvo-cognitive competence of language personality in professional activity

The article deals with the process of formation and development of the ability to communicate in the area of professional activity at a certain sign model of the subject of speech, which is committed to implementing communication at the level of linguo-cognitive competence. The process of the personal language development is indirectly connected with the linguistic image of the special subject area, which conceptually is a subjective idea of the possibility of communicating with another person on matters of professional activity. Teaching foreign language communication through acquisition of terminological units as sign models transforms into "professional communication" and is not structured in accordance with the units and levels of the language system, but according to the level of the linguistic personality formation.

Key words: sign model, linguistic personality, subject of speech, professional communication, professional activity, terminological unit.

ными лексическими единицами и терминами за счет обоюдного понимания содержания деятельности;

- уместное использование в контексте речи образцов словесного искусства, выступающих носителями профессиональных концептов и опирающихся на владение субъектом речи когнитивными, в том числе и структурно-содержательными, а также семантическими и прагматическими пресуппозициями;

- корректное отображение в знаках речи на лингвоког-нитивном уровне предметов и объектов профессиональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.