Научная статья на тему '2010. 01. 001. Лафитский В. И. Воскресение права. Часть третья. Книги Завета. - М. : изд. Тихомирова М. Ю. , 2009. - 153 с'

2010. 01. 001. Лафитский В. И. Воскресение права. Часть третья. Книги Завета. - М. : изд. Тихомирова М. Ю. , 2009. - 153 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИЯ / ПРАВО И РЕЛИГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 001. Лафитский В. И. Воскресение права. Часть третья. Книги Завета. - М. : изд. Тихомирова М. Ю. , 2009. - 153 с»

ТЕОРИЯ ПРАВА

2010.01.001. ЛАФИТСКИЙ В И. ВОСКРЕСЕНИЕ ПРАВА. Часть третья. КНИГИ ЗАВЕТА. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2009. - 153 с.

Книга В.И. Лафитского «Воскресение права» посвящена исследованию христианской традиции права и идее возрождения права на основе его религиозно-этических начал. Ранее вышли первые две части этой книги: «Дни созидания» (о воздействии религиозных, этико-правовых учений на право) и «В мире распятого Христа» (о развитии идеи христианства в литературном наследии прошлого). Часть третья посвящена исследованию содержащегося в Библии правового наследия, с одной стороны, оказавшего огромное влияние на становление современных правовых систем, с другой - в значительной части игнорируемого современным обществом. По мнению автора, «одна из самых удивительных историй Ветхого Завета - история обретения, расцвета и забвения права... Такого поклонения праву история больше не знала. Впрочем, не было и другого права, которое оказывало бы столь мощное воздействие на ход истории, как Библия. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что именно библейское право было положено в основу трех цивилизаций: иудейской, христианской и исламской» (с. 10).

Работа разделена на два больших раздела: Книги Ветхого Завета и Книги Нового Завета, в каждом из которых раскрывается несколько аспектов этих книг в виде своего рода научных новелл, сочетающих изложение библейских правовых основ в соответствующем историческом контексте с комментарием о современном положении в исследуемом вопросе. Каждая Книга сопровождается притчей, раскрывающей суть проблемы и ее дальнейшее развитие. Работа в целом опирается на многочисленные научные исследования и сама является таковым, хотя материал изложен в поэтической манере.

Автор стремится осмыслить причины влияния библейских идей о праве и увидеть их «отражение» в современном праве.

Изложение идей Книг Ветхого Завета начинается с главы «Книга храма». В ней излагается история получения Моисеем первых заповедей от Бога на Синайской горе. Эти заповеди, как подчеркивается в работе, затрагивали самые важные стороны бытия: во-первых, они устанавливали единобожие (народ скрепляла единая вера); во-вторых, обеспечивалась прочная связь поколений (заповедь чтить родителей); в-третьих, устанавливались запреты, хранившие внутриобщинный мир (не убий, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай ничего, что у ближнего твоего). Как гласит Библия, эти заповеди были начертаны на каменных скрижалях «перстом Божи-им», чем подчеркивается их непреходящее значение. К этим первым десяти заповедям (Декалогу) позднее был присоединен Завет служения и новые законы и заповеди, составившие первую книгу законов - Книгу Завета. Автор выделяет в ней несколько важнейших групп правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с: а) рабством; б) насильственными преступлениями и наказанием за них по принципу зеркально отраженного действия («око за око, зуб за зуб»); в) ответственностью и правами владельцев животных; г) имущественными нарушениями (при этом имущественные споры должны были решаться только судом); д) ответственностью за нарушение нравственно-религиозных норм; е) гарантиями прав наиболее незащищенных слоев общества (пришлые люди, вдовы, дети, бедные); ж) судоустройством; з) основами ведения хозяйства; и) основами религии (утверждение единобожия, религиозные праздники, духовное единение народа). Книга Завета защищала нравственные устои общества и тем самым обеспечивала сохранение божественного порядка вещей. Эти основы были развиты и дополнены во Второзаконии - дополнениях Книги Завета, сформулированных Моисеем после того, как завершились странствия по пустыне его народа. Закончив Книгу Завета, Моисей передал ее левитам и завещал раз в семь лет в праздник читать народу вслух эти законы. Обращаясь к современности, автор отмечает огромное влияние Книги Завета на множество законодательных актов прошлого и настоящего, однако это отражение никогда не было полным.

В «Книге судей» показано, что в Библии много страниц посвящено судебной власти. Как известно, после исхода Моисей создал для странствующего народа систему судов и сформулировал критерии отбора судей. Судьи должны были обладать определенными знаниями, пользоваться уважением соплеменников, верой в Бога и сознанием ответственности перед Богом за неправедные решения (верой в Высший суд), правдивостью, неприятием корысти. Судьи должны были стремиться к познанию истины. Высокие требования к судьям определялись тем, что, решая судьбу отдельных людей, судьи тем самым решали судьбу всего общества. Ветхий Завет содержит множество идей о правильной и справедливой организации судебной системы. Многие из них стали аксиомами для демократического общества. Многие черты судебной процедуры, сакральные формулы судебных решений, архитектура зданий и облачение судей напоминают о религии, однако, как отмечается в работе, религии в них нет, поскольку нет святости, без которой нет правосудия.

Глава «Книга правителей» посвящена анализу идей Ветхого Завета о правителях. Моисей, будучи первым правителем народа Израиля, являлся одновременно пророком, пастырем для своего народа, законодателем, открывавшим Божественные законы. В осуществлении правосудия ему помогали судьи и собрание старейшин. «Созданная Моисеем форма правления отличалась от всех форм власти, которые когда-либо существовали в истории» (с. 51): она не была ни монархией, ни родоплеменными формами демократии, в ней все исходило от Бога. Автор называет ее пастырской формой правления. Власть от Моисея должна была перейти к другому пастырю - Иисусу Навину, а после него к следующему пастырю. На пастыря должен был указать Господь. Однако из-за того, что народ в полной мере не уверовал в единого Бога, пророки могли и не появиться в будущем. Понимая это, Моисей допускал установление царской власти и сформулировал шесть заповедей, ограничивающих ее. Эти заповеди следовало исполнить при утверждении царской власти (царь должен был избираться Богом, т. е. исключалось как наследование власти, так и избрание народом или его частью; царем не мог стать иноземец; запрещалось возвращение народа Израиля в рабство; вводились меры против чрезмерного накопления богатств; цари должны были неукоснительно со-

блюдать законы и бояться Бога). В работе показано, как к власти стали приходить неправедные правители, неразумные, жестокие, циничные, подчиненные своим прихотям и страстям. В современном конституционном праве существует множество механизмов, направленных на недопущение тирании, тем не менее ее не удается избежать даже в странах с давними демократическими традициями. Другая проблема состоит в том, что власть обособлена, оторвана от народа и существует сама по себе, о ней вспоминают только во время выборов. Современным правителям чужда пастырская миссия. Таким образом, они далеки от идеи совершенного правителя, заложенной в Ветхом Завете.

«Книга жизни» раскрывает путь праведных, т.е. тех, кто принял Заветы Всевышнего и безгранично верит в Бога. Автор выбирает из Ветхого Завета стихи, посвященные дороге к вечности, открытой праведникам, их пророчествам. Возвращаясь к современному праву, автор отмечает, что в нем нет пророчеств, наполняющих право смыслом и страстью, отсутствуют вдохновенные слова - под ворохом ненужных слов утрачена главная цель права - всеобщее благо. «Все остальное в праве - вторично и не имеет самостоятельного значения, в том числе демократия, правосудие, законность, права и свободы, иные "начала" и "принципы" современного права. Они лишь средства достижения указанной цели. Без нее они обречены вырождаться в недолговечный фарс» (с. 80).

«Книги Нового Завета» начинаются с «Предисловия пророчеств», в котором говорится о роли библейских пророков как провозвестников истины, предсказавших появление Христа. Одна из важнейших тем пророчеств - картины будущей земной жизни Христа.

«Книга странствий» описывает земную жизнь Христа как странствия с самого рождения. «Следы» его странствий видны в наставлениях, которые он давал ученикам, предупреждая их об опасностях в языческих городах, косвенных свидетельствах об отсутствии Христа дома долгие годы. Полученный в странствиях опыт вызвал у Христа желание изменить мир, посадив семена Небесного царства на землю. В настоящее время, как отмечается в работе, идея Царства Божия больше не освещает законодательство, не определяет содержания решений судов, это приводит к мелочности права. Принципы права без дающей им жизнь духовной идеи бесплодны либо мертвы. Однако в сознании ряда стран (к их числу

автор относит и Россию) идеалом остается христианская идея Царства Божия, отдельные отражения которого сохраняются в законодательстве и встречаются в повседневной жизни.

«Книга двух царств» посвящена исследованию содержащейся в Библии идеи двух царств - Царства Небесного и земного Царства Божьего, идеи, положенной в основу учения Христа. Первое существует в вечности, второе предстояло создать на земле. В отличие от Царства Небесного, обращенного к каждому, земное Царство Божье обращено к обществу в целом и содержит призыв искоренить ставшее привычным зло и установить в нем новые начала справедливости и милосердия. Автор подчеркивает, что Нагорная проповедь (напоить и накормить нищих, утешить плачущих, защитить кротких, помочь алчущим и жаждущим правды, поддержать милостивых и чистых сердцем, возвысить миротворцев, вернуть изгнанных за правду) осуществима. Однако до сих пор эти заповеди не исполнены.

«Книга новой церкви» посвящена проблеме раздробления христианства на множество церквей и обоснованию важности единой Церкви Христовой. Автор озабочен тем, что еще немного и мир потеряет церковь, т.е. место, где совесть человеческая обретает свою первозданную чистоту (по выражению Алексия II).

«Книга Божественного света» раскрывает причины стремительного распространения учения Христа. Содержащееся в учении Христа живое слово истины рассеивало туман заблуждений, освобождало от нечистых побуждений, лукавства, дарило людям свет христианской любви. В современном праве, по мнению автора, нет света свободы, в нем есть цена, которую за нее надо заплатить, нет света любви, а есть доктрина прав и свобод человека, абсолютизирующая его интересы и превращающая право в арену вечной борьбы (с. 144).

Завершается работа «Послесловием Судного дня», т.е. дня, в который согласно Ветхому и Новому Завету наступит расплата за совершенное в этом мире зло.

Г.Н. Андреева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.