Научная статья на тему '2009. 04. 038. Мартин дж. Габриель Гарсиа Маркес. Martin G. Gabriel Garcia Marquez: a life. - L. : Bloomsbury, 2009. - 664 p'

2009. 04. 038. Мартин дж. Габриель Гарсиа Маркес. Martin G. Gabriel Garcia Marquez: a life. - L. : Bloomsbury, 2009. - 664 p Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРСИА МАРКЕС Г
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 038. Мартин дж. Габриель Гарсиа Маркес. Martin G. Gabriel Garcia Marquez: a life. - L. : Bloomsbury, 2009. - 664 p»

решимости снова и снова встраивать в свою прозу сомнительные и оттого особенно привлекательные фрагменты» (2, с. 103), - констатирует автор статьи, угадывающий здесь еще одну «метафизическую калитку», показатель «открытости» текстов. Примечательно, что писатель ни в одном из подобных мест «не спешит на помощь читателю со своими разъяснениями» (2, с. 104), полагая, что собственный жизненный опыт читателя даст ему возможность заполнить пробелы способом, необходимым именно ему.

В понимании А. Дёблина, литература - лишь инструмент, позволяющий прислушиваться к «изначальному хаосу жизни» (2, с. 104) и иногда его слышать. Жизнь говорит сама и в некоторых случаях пользуется для этого поэтическим языком, разговаривая «через писателя», который выступает как медиум.

Е.В. Соколова

2009.04.038. МАРТИН Дж. ГАБРИЕЛЬ ГАРСИА МАРКЕС. MARTIN G. Gabriel García Márquez: A life. - L.: Bloomsbury, 2009. -664 p.

Английский литературовед Джералд Мартин опубликовал книгу, над которой работал 17 лет - фундаментальную биографию, возможно, самого известного в мире латиноамериканского писателя, колумбийца, Габриеля Гарсиа Маркеса (6.3.1928, Аракатака), лауреата Нобелевской премии (1982), именуемого «латиноамериканским Сервантесом».

Автор детально и последовательно представляет разные периоды жизни Гарсиа Маркеса, с множеством занятных историй, с исчерпывающей информацией о родословной писателя, его сельском детстве и юности, его образовании (учебе в университетах Боготы и Картахены). Важную роль в жизни писателя сыграла работа корреспондентом либеральной газеты «El Espectador» («Наблюдатель») в Колумбии и в Европе. В дальнейшем он жил в основном во Франции и в Испании.

Первые рассказы Гарсиа Маркес опубликовал в 1947-1948 гг. В повести «Палая листва» (1955) наметилась специфика эстетико-философских интересов писателя: история национального бытия и его современное состояние, возникли образы вымышленного городка Маконда и его основателей - первых Буэндиа, в дальнейшем героев большинства произведений Гарсиа Маркеса.

Дж. Мартин анализирует все произведения писателя. В частности, особое значение он придает концовке одной из ранних повестей писателя - «Полковнику никто не пишет» (1961), в центре которой (как и в романе «Недобрый час», 1962) - темы гражданской войны, насилия в политической истории страны. Герой повести - старый полковник (напоминающий дедушку писателя), решительно заявляет, что скорее «съест дерьмо», чем отдаст своего бесценного боевого петуха, которого как приз получил его политически активный сын, убитый властями. Это гневное с бранью высказывание обычно очень выдержанного, осторожного человека имеет катарсический характер и выражает чувство обретения героем «свободы», передающееся читателю. Так, по мнению Дж. Мартина, «восстановлено достоинство», чувство, всегда крайне важное для Гарсиа Маркеса.

Характерные для «магического реализма» Гарсиа Маркеса элементы фантастики возникают в сборнике рассказов «Похороны мама-Гранде» (1962). И в полной мере развиваются в знаменитом романе-эпопее «Сто лет одиночества» (1967), где воссоздана мифологизированная история Колумбии и всей Латинской Америки. Дж. Мартин придает особое значение началу романа, где основатель Макондо учит своих детей читать и писать, раскрывая им «магические чудеса» мира, и доводя до предела возможности своего и их воображения. Здесь, на взгляд Дж. Мартина, намечена модель, «магическо-реалистического текста». Исследователь находит в романе, учитывая его масштабную специфику, образец «политического воображения», изображение «новой реальности» и в то же время отмечает имплицитно присутствующее здесь, как и во всей прозе Гарсиа Маркеса, понимание того, что литература - это не более, чем вымысел, любая художественная реальность - не более, чем фантазия. В конце романа, когда один из персонажей, поверивший в реальность официально санкционированного, но замалчиваемого избиения бастующих рабочих на банановой плантации, принадлежащей США (ключевой эпизод повествования), спрашивает приходского священника, правда ли это, тот устало отвечает, что хотел бы быть уверен хотя бы в том, что они оба существуют в «данный момент».

Писатель использовал и травестировал в романе многие мифологические и фольклорные мотивы мирового арсенала и литера-

турных источников. История рода Буэндиа позволяет писателю поставить серьезные проблемы судеб гуманизма. «Смеховая» тональность романа сочетается с трагической темой одиночества и вырождения личности. В жизни Гарсиа Маркеса, по мнению Дж. Мартина, преобладает смесь надежды и меланхолии.

Одно из достоинств книги - признание и изучение ее автором мифов о Гарсиа Маркесе, изобретательном и хитром мифотворце, притягивавшим к себе «мифы». Однако главная цель ученого - установление фактов. С самого начала он четко указывает дату рождения писателя - 6 марта 1927 г. в 9 часов утра в воскресение, отвергая «заманчивую» выдумку писателя (и критиков) в духе магического реализма о том, что это событие покрыто тайной и точная дата неустановима. Дж. Мартин правдиво излагает (известную в разных версиях) историю об источнике возникновения романа «Сто лет одиночества»: во время отдыха на мексиканском курорте Акапулько перевернулся семейный автомобиль и именно в этой ситуации в голове писателя неожиданно, как откровение возникло первое предложение романа и вся его суть, вместе с тем исследователь подробно излагает и другие версии.

Дж. Мартин прослеживает политическую эволюцию писателя, не скрывающего, как и многие латиноамериканские писатели, своей «левизны». Известно, что он дружил с Фиделем Кастро. Но суждения его о политиках достаточно реалистичны. Так, о венесуэльском президенте Уго Чавесе он отозвался как о человеке, имеющем возможность «спасти свою страну», и как об «иллюзионисте», который может войти в историю как еще один деспот. Порой Дж. Мартину кажется, что политическая «левизна» Гарсиа Маркеса трансформировалась в скептицизм, приобрела параметры «экзистенциальной болезни», по крайней мере в его художественной прозе. Для него главная тема латиноамериканской истории -это слишком частое завершение великих мечтаний сокрушительными неудачами. Персонажи Гарсиа Маркеса - постоянные участники такого рода «сюжетов», в которых эхом отзываются истории судеб таких латиноамериканских героев, как Симон Боливар и Эр-несто Че Гевара.

В известном романе Гарсиа Маркеса «Осень патриарха» (1975) изображен мифический диктатор, вобравший в себя черты реальных диктаторов Латинской Америки и представляющий

крайнюю степень деградации человека. Единственным реальным историческим произведением Маркеса Дж. Мартин считает вызывающий у него восхищение роман «Генерал в своем лабиринте» (El general en su laberinto, 1989) - о последних днях жизни Симона Боливара (1783-1830), возглавившего борьбу за независимость испанских колоний в Латинской Америке, освободившего Венесуэлу (ее Национальный Конгресс в 1813 г. провозгласил его Освободителем), Новую Гранаду (современная Колумбия и Панама), провинцию Кито (современный Эквадор) и ставшего в 1819-1930 гг. президентом Великой Колумбии, созданной на территории этих стран; а в 1824 г., освободив Перу, он возглавил образованную на территории Верхнего Перу республику Боливия, названную в его честь. Однако его «латиноамериканская мечта» безнадежно «разбилась» о повседневную реальность, его последние дни мрачны.

Дж. Мартин не только представляет крупнейшего латиноамериканского писателя, его произведения, он погружает читателя в особый мир латиноамериканской культуры, истории и современности, прежде всего Колумбии (включая войны с наркомафией, проблему партизан, рассматриваемую сквозь призму более дипломатичного отношения к ней Гарсиа Маркеса уже в его зрелые годы).

Исследователь повествует о буме латиноамериканского романа в 1960-е годы, о периодах признания, а затем и славы в жизни Гарсиа Маркеса, и, наконец, о его старости. После победы над раком писатель в 2001 г. опубликовал начало автобиографии «Жить, чтобы рассказывать о жизни» («Vivir para contarla»). Однако обещанное продолжение не последовало, зато вышел последний, на взгляд Дж. Мартина, разочаровывающий роман «Воспоминания моих меланхоличных проституток» («Memorias de mis putas tristes», 2004), продолживший многие из тем Гарсиа Маркеса.

Т.Н. Красавченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.