Научная статья на тему '2009. 04. 019. Булгарин Ф. В. Лицевая сторона и изнанка рода человеческого / Ф. В. Булгарин; сост. , вступ. Ст. , коммент. Н. Л. Вершининой. - М. : Высш. Шк. , 2007. - 551 с'

2009. 04. 019. Булгарин Ф. В. Лицевая сторона и изнанка рода человеческого / Ф. В. Булгарин; сост. , вступ. Ст. , коммент. Н. Л. Вершининой. - М. : Высш. Шк. , 2007. - 551 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛГАРИН Ф.В
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 019. Булгарин Ф. В. Лицевая сторона и изнанка рода человеческого / Ф. В. Булгарин; сост. , вступ. Ст. , коммент. Н. Л. Вершининой. - М. : Высш. Шк. , 2007. - 551 с»

тарным течением шло противоположное ему? Нет, потому, что сама история рассеяла призраки, и потому, что в борьбе со старым вырождающимся гуманизмом была великая правда - правда борьбы за то, что, может быть, будет опять названо гуманизмом новым, -что создает новую личность» (цит. по: с. 118). Эти слова можно, по мнению автора, отнести и к Каткову, имя которого несколько раз вспоминается в подготовительных материалах к поэме «Возмездие».

В первом разделе опубликованы также статьи: «Князь Барятинский и Катков о дворянстве» Л.Л. Черниченко, «Михаил Катков и имперский национализм» Джефри Хоскинга (Лондон), «М.Н. Катков и М.П. Погодин о национально-политическом единстве и целостности России» и «Еще раз о М.Н. Каткове» А.А. Ширинянца, «Заключительное слово» протоиерея Артемия Владимирова.

Во втором разделе представлены публикации: М.Н. Катков «Пушкин» (впервые: Русский Вестник. 1856. № 1-2), «Памятник Глинке» (впервые: Московские Ведомости. 1855. № 137); приводится «Краткая летопись жизни и деятельности М.Н. Каткова».

Т.М. Миллионщикова

2009.04.019. БУЛГАРИН Ф.В. ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА И ИЗНАНКА РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО / Ф.В. Булгарин; Сост., вступ. ст., ком-мент. Н.Л. Вершининой. - М.: Высш. шк., 2007. - 551 с.

Книга знакомит читателя с творчеством одного из заметных и неоднозначных литераторов первой половины XIX в. - журналиста, издателя, критика и прозаика Ф.В. Булгарина (1789-1859). Опубликованы некоторые его сочинения, снабженные обширным комментарием, в том числе «Картины русских нравов», отрывки из романов «Иван Выжигин» и «Счастье лучше богатырства» (последний совместно с Н.А. Полевым).

В разделе «Pro et contra» публикуются работы А. С. Пушкина, С.П. Шевырёва, В.Ф. Одоевского, В.Г. Белинского, Н.И. Греча, О.А. Пржецлавского, А.Л. Погодина о Булгарине (некоторые напечатаны в сокращении).

По мнению автора вступительной статьи Н.Л. Вершининой, Булгарину была совершенно чужда позиция «поздних романтиков», в чьих произведениях пошлость представлена глобальными образами всепоглощающей посредственности. Перед их натиском

бессильна противопоставленная им духовность. По булгаринским же меркам пошлость - не более, чем привычная обыденность - не всегда отрадная, но от этого не менее существенная в силу своей укорененности в реальном мире. Писатель представлял на суд публики свой идеал героя - в сущности, себя самого, спроецированного на массовую и разнородную аудиторию. Подобной установкой узаконивалась типологическая общность сочинений Булгарина с авантюрно-бытовым повествованием «жилблазовского типа» (с. 8).

Предшественниками Булгарина в развитии жанра плутовского романа были А.Е. Измайлов и В.Т. Нарежный, но ни тот, ни другой не сформировали позиции автора, декларированной Булгари-ным - «позиции созидания совместного с читателем опыта» (с. 9). «Текст жизни», не меняясь в принципе, обновлялся за счет включения в его состав «чужого материала», который также не оставался неизменным. Присвоение при этом не осознавалось и не именовалось «плагиатом», а предполагало «переусвоение» и «переписывание» своей картины мира с добавлением все новых красок, взятых из жизни и литературы. Например, упоминаемый в зарисовке «Корнет» романс из «Жоконда», одна из «завоеванных» песен (по выражению Пушкина), привезенных из заграничного похода 1814 г., -это подробность булгаринской биографии. Вместе с тем это и литературная деталь, уже имевшая место в пушкинской «Метели» а также в переводной комедии Грибоедова (сочиненной совместно с А. Жандром) «Притворная неверность». В жанре «военного рассказа» Булгарин стал одним из основоположников «сказовой тенденции», выступив в конце 1820-х годов с короткими фабульными историями («анекдотами») из военного быта. В рассказе «Отставной солдат» полемически утверждается «натуральность глубокого сердечного чувства», пробуждаемого воспоминаниями о воинских подвигах участников и очевидцев событий 1807-1812 гг. (с. 23).

Всерьез Булгарин начал заниматься литературным трудом с 1815 г.; образцом для него стала газета сатирической ориентации, основанная Товариществом шубравцев (в переводе с польского шубравец - пройдоха, плут); в ней он проявил себя как сатирик-фельетонист. В Петербурге в 1819 г. началась активная пора его журналистской деятельности. Все издания, в которых он участвовал: альманах «Русская Талия», журналы «Северный архив» и «Сын отечества», приложение к «Северному архиву» «Литератур-

ные листки», а главное, газета «Северная пчела» (издававшаяся совместно с Н.И. Гречем) осуществляли общую цель - быть наблюдателем и собирателем фактов прошлого и настоящего, своеобразным бытописателем-летописцем. Много лет наполняя материалом самый читаемый раздел «Северной пчелы» - «Журнальная всякая всячина», Булгарин учитывал опыт и польской словесности, и русской сатирической журналистики XVIII - начала XIX в. Форма анекдота-новеллы, к которой особенно часто прибегал Булгарин-нравоописатель, закономерно вела его к роману соответствующей структуры, воплощенной в «Иване Выжигине». Резкое неприятие Булгариным «натуральной школы» основывалось на общей его убежденности в невозможности иного способа воссоздания действительности, чем его собственный. Обнаруженные им методы изображения «среднего человека» в многочисленных его ипостасях сделали булгаринских героев «образами без лиц» и в этом смысле предопределили «их нескончаемое бытие во времени» (с. 34). В «Иване Выжигине» заметны элементы многоразличных жанров и стилей, которые приводят, казалось бы, к совмещению несовместимого, «хаотическому» смешению. Тут и «анекдот», и «притча», и вставная сентиментальная повесть, и идиллия, и сатирическая аллегория, и предвестие гоголевских «вещных метафор», и образцы лаконичного, емкого повествования.

Отклики современников на булгаринскую прозу разноречивы как в этической, так и в художественной ее оценке. В 1846 г. увидели свет первые части «Воспоминаний» Булгарина, опубликованные автором при жизни, что незамедлительно было квалифицировано демократической критикой как обстоятельство столь же закономерное, сколь и этически сомнительное, учитывая личность и репутацию их создателя. Современники Булгарина, в том числе В.Г. Белинский, усматривали в «Воспоминаниях» откровенную приоритетность идеологии по отношению к художественному творчеству, нарушение этики журналиста, что допускало и политическое доносительство - известный факт биографии Булгарина. Что касается самой прозы, то она воспринималась и в положительном, и в отрицательном смысле как отражение самой жизни и личности Булгарина. Так, мемуарист и критик О.А. Пржецлавский, симпатизировший Булгарину, говорил, что все действующие лица в романе «Иван Выжигин» являлись «фотографическими портрета-

2009.04.020-023

ми» существовавших в действительности людей, и прежде всего самого автора (с. 11). А самый язвительный антагонист Булгарина Н.И. Надеждин иронически называл его «наш Лесаж».

В отличие от самого писателя, утверждавшего двуединство «лицевой стороны и изнанки рода человеческого» (с. 14), публика и критика видели в Булгарине или то, или другое. С видимой стороны он был известен как профессиональный журналист, наделенный талантом и трудолюбием. К.А. Полевой в своих «Записках» вспоминал, какое удовлетворение испытывал его брат, Н.А. Полевой, познакомившись в 1823 г. с Гречем и Булгариным; он был очарован их обществом, отмечая в их суждениях блеск, остроумие, современность. Но с «изнаночной» стороны Булгарин был героем анекдотов и скандальных историй, персонажем водевилей и сатирических портретов, объектом эпиграмм и далеко не дружеских шаржей и карикатур. Именно Булгарин - один из самых отталкивающих обитателей сатирической поэмы А.Ф. Воейкова «Дом сумасшедших», именно с ним остро полемизировал А.С. Пушкин. В то же время, оставаясь чужим многим современникам, Булгарин по-своему отражал менявшееся время, что отмечали и его противники.

О.В. Михайлова

2009.04.020-023. «ГОГОЛЕВСКИЙ ТЕКСТ» В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА. (Сводный реферат.)

2009.04.020. НЕВЯРОВИЧ Н.Ю. «Гоголевский текст» в гротескном дискурсе повести А. Королёва «Голова Гоголя» // Русская литература. Исследования: Сб. науч. тр. / Киев. нац. ун-т им. Тараса Шевченко. Ин-т литературы им. Т.Г. Шевченко; Редкол.: Мережин-ская А.Ю. и др. - Киев: БиТ, 2008. - Вып. 12. - С. 307-323.

2009.04.021. НЕФАГИНА Г.Л. Стилевая палитра творчества Анатолия Королёва // Научные труды кафедры русской литературы БГУ. - Минск: РИВШ, 2006. - Вып. 4. - С. 149-162.

2009.04.022. Осипова Н.О. Идиллия в системе интертекстов постмодернистского сознания («Старосветские помещики» Н. Коляды) // Историческая поэтика пасторали: Сб. науч. тр. / Отв. ред.: Сасько-ва Т В. - М.: Экон-Информ, 2007. - С. 132-141.

2009.04.023. САФРОНОВА Л.В. Дискурс управления в романе А. Синявского «В тени Гоголя» // Сюжет и мотив в русской литературе ХХ-ХХ1 вв.: Сб. ст. - СПб.: Фак-т филологии и искусства,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.