Научная статья на тему '2009.03.036. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БАНКОВСКОГО КРИЗИСА. L'IMPACT MACROéCONOMIQUE DES CRISES BANCAIRES // FOCUS. - Р., 2008. - N 2. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/PUBLICATIONS/TELECHAR/.PDF'

2009.03.036. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БАНКОВСКОГО КРИЗИСА. L'IMPACT MACROéCONOMIQUE DES CRISES BANCAIRES // FOCUS. - Р., 2008. - N 2. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/PUBLICATIONS/TELECHAR/.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009.03.036. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БАНКОВСКОГО КРИЗИСА. L'IMPACT MACROéCONOMIQUE DES CRISES BANCAIRES // FOCUS. - Р., 2008. - N 2. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.BANQUE-FRANCE.FR/FR/PUBLICATIONS/TELECHAR/.PDF»

2009.03.036. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БАНКОВСКОГО КРИЗИСА.

L'impact macroéconomique des crises bancaires // Focus. - Р., 2008. -N 2. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/publications/telechar/.pdf.

В статье, подготовленной специалистами Банка Франции, рассматриваются влияние банковских кризисов на экономический рост и способы их преодоления. Банки находятся в самом центре процесса финансирования экономики, и когда их положение ухудшается, то финансирование экономики затрудняется и темпы ее роста падают. Именно поэтому во многих странах разработаны меры по поддержке банковского сектора. Замедление экономического роста, связанное с банковским кризисом, объясняется тем, что разрыв «пузырей» на бирже и в сфере недвижимости не только вызывает трудности у банков, но и уменьшает богатство других экономических субъектов, оказывая тем самым давление на частное потребление. В этих условиях очень трудно выделить последствия банковского кризиса как такового.

Банки обладают методами, позволяющими судить о качестве проектов, предлагаемых заемщиками, восполняя в известной мере «асимметрию информации» между потенциальными кредиторами и заемщиками. Когда подобная асимметрия слишком велика, возникает опасность недостаточного покрытия рисков, связанных с проектами, не создающими богатства. Банки, имеющие долгосрочные отношения с клиентами, могут значительно уменьшить указанную асимметрию. Конечно, крупные компании, пользуясь услугами рейтинговых агентств, могут привлекать средства на финансовых рынках, но такой способ привлечения средств имеет определенные границы. Особенно трудно использовать средства финансовых рынков для малых и средних предприятий (МСП) и домашних хозяйств, которым приходится обращаться за банковскими кредитами.

В условиях кризиса банки не могут эффективно осуществлять посредническую деятельность из-за так называемого «сжатия кредитов» (credit crunch), которое возникает по двум главными причинам.

1. Недостаточность собственных капиталов банков. Правила пруденциального надзора предписывают, чтобы собственный капитал банка был достаточен для покрытия рисков. В условиях обострения экономических и финансовых трудностей могут появиться потери, которые уменьшают размер собственного капитала. К этому следует добавить последствия введения новых правил учета некоторых активов на основе рыночных цен, которые в условиях кризиса имеют тенденцию к снижению, что еще больше уменьшает размер собственного капитала банка.

2. Недостаток ликвидных средств. Когда рынки перестают функционировать и банки не получают новых средств, они перестают предоставлять кредиты.

Эти два канала комбинируются и взаимно усиливают друг друга, особенно при накоплении сомнительных кредитов, что ставит банки перед угрозой банкротства, которое может вызвать «эффект домино». Вся банковская система оказывается заблокированной, и финансирование экономики больше не осуществляется.

Издержки банковского кризиса. Все банковские кризисы различаются между собой, хотя и имеют некоторые общие черты. Как правило, они следуют за периодом сильной экспансии кредитов и значительного повышения стоимости биржевых активов и недвижимости, которые используются в качестве гарантий при получении займов и кредитов. Любой внешний шок, который ставит под сомнение стоимость этих активов и выявляет их низкое качество, вызывает кризис. Связанные с ним потери уменьшают размеры собственных капиталов банков, некоторые из них становятся неплатежеспособными, а рынок начинает страдать от дефицита ликвидности. Подсчет потерь от кризиса очень сложен. Идеально было бы сравнить действительный рост с тем, который мог бы быть достигнут при отсутствии банковского кризиса.

Как показывает пример Японии, кризис может продолжаться долго и обходиться довольно дорого, несмотря на предпринимаемые меры в бюджетной сфере и низкие процентные ставки. В 1992-2002 гг. темпы экономического роста в Японии были ниже 1% (против 3,8% в 1982-1992 гг.); в 2002-2007 гг. средние темпы увеличились до 2,1%. В условиях кризиса власти Японии не оставались безучастными: в 1992-1999 гг. было принято девять планов оздоровления бюджета, с июня 1991 г. по июнь 1996 г. Банк Япо-

нии снизил базовую процентную ставку с 6 до 1%, а в марте 1999 г. -до 0%. Денежно-кредитная политика Банка Японии несла ответственность за экономический кризис: вначале она была слишком «терпимой», что стимулировало часто необоснованные инвестиции; затем она носила инфляционистский характер, способствовала порождению спекулятивных «пузырей» на бирже и в сфере недвижимости и развития дефляции.

Как показывает опыт прошлых банковских кризисов, их природа, скорость распространения и условия, в которых осуществляются мероприятия правительства, в значительной мере определяют масштабы и издержки кризиса. Восстановление «здоровья» банковской системы, т.е. увеличение собственных капиталов банков и повышение их рентабельности, является предварительным условием подъема, достигаемого с помощью мер макроэкономической политики, в том числе бюджетной и политики установления процентных ставок.

Власти извлекли уроки из прошлых кризисов и приняли меры, которые должны обеспечить подъем экономики до конца 2009 г. Сегодня ясно, что перед лицом нынешнего кризиса («с сильным банковским компонентом») нужно действовать быстро, чтобы 1) река-питализировать банковскую систему; 2) восстановить условия финансирования экономики; 3) временно поддержать экономическую активность с помощью мер бюджетной политики. Это как раз то, что делается сегодня во многих странах. Обычно деградация финансовой системы происходит очень быстро, и государственные власти должны столь же быстро реагировать: скупать сомнительные долговые обязательства, увеличивать собственные капиталы банков, осуществлять реструктуризацию и консолидацию банковской системы. Ответ органов ЕС на нынешний кризис базировался на следующих двух четких принципах: 1) гарантия того, что ни один финансовый институт не потерпит банкротства и что права вкладчиков будут полностью защищены; 2) обеспечение нормального финансирования экономики, особенно МСП и домашних хозяйств.

В действительности существуют два типа действий. Первые предусматривают укрепление собственных капиталов банков, чтобы обеспечить их платежеспособность. Это осуществляется через подписку органами государственной власти на ценные бумаги,

эмитированные банками, или путем установления государственного контроля над терпящими бедствие банками. Во Франции Общество государственных участий (Société de prise de participation de ГЕМ, SPPE) расходовало 40 млрд. евро на подписку на ценные бумаги французских банков. Это позволило банкам продолжать свою деятельность по предоставлению кредитов.

Второй тип действий заключается в обеспечении успешного функционирования банков, чтобы они могли осуществлять кратко-и долгосрочное финансирование экономики. Центральные банки должны регулярно предоставлять банкам необходимую им ликвидность, в том числе с помощью следующих мер: удлинение сроков рефинансирования; (так, Евросистема увеличила этот срок с трех до шести месяцев); расширение перечня используемых для обеспечения залоговых средств, чтобы распределить максимальное количество ликвидности в системе; расширение списка средств, используемых при рефинансировании (в рамках Евросистемы потенциал рефинансирования был почти удвоен); радикальное изменение способов рефинансирования (объем рефинансирования не ограничивается, средства предоставляются в результате аукционов по фиксированным, а не плавающим ставкам); интенсивная международная координация действий.

Со своей стороны, правительства предоставили гарантии банкам для получения ими долгосрочных средств. Во Франции было учреждено Общество финансирования французской экономики (Sociеtе de financement de économie franсaise, SFEF), которое обеспечило государственные гарантии долговым ценным бумагам сроком до пяти лет и предоставило соответствующие средства кредитным учреждениям; общая сумма этих операций установлена в 320 млрд. евро. В целом все европейские банки отныне получили неограниченный доступ по фиксированным ставкам к краткосрочной ликвидности в евро и долларах, а также облегченный доступ к средне- и долгосрочному финансированию. Эти механизмы сочетаются с быстрым и значительным снижением базовой процентной ставки, что существенно уменьшает издержки финансирования. Центральные банки почти во всех странах мира смягчили свою денежно-кредитную политику, не ожидая дефляции и комбинируя согласованные действия по снижению базовой процентной ставки с индивидуальными мерами, учитывающими положение дел в каж-

дой стране. В целом все эти меры были направлены на снижение издержек финансирования экономики.

Все предпринимаемые скорые и масштабные действия должны иметь временный характер, чтобы избежать структурной деградации государственных финансов, которая может отрицательно повлиять на поведение в области сбережений, когда, например, домашние хозяйства в ожидании будущего увеличения налогов начнут сберегать большую часть доходов, поступающих из бюджета, а не использовать их на потребление или инвестиции.

Сегодня все страны, затронутые кризисом, разработали и приняли планы подъема экономики. Недавно такой план был принят Европейской комиссией на общую сумму в 200 млрд. евро, или 1,5% ВВП Евросоюза; при этом каждая страна - участница ЕС должна расходовать 1,2% своего ВВП, а остальные 0,3% приходятся на долю Европейского инвестиционного банка. Принято решение о смягчении требования действующего в ЕС Пакта стабильности и роста, связанного с тем, что дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП. Этот лимит в 2009-2010 гг. может быть превышен, а в будущем опять должно быть достигнуто равновесие госбюджета (при этом точный срок этого достижения не установлен).

Укрепление банковской системы, снижение базовых процентных ставок, бюджетная политика - все эти меры должны приниматься согласованно, чтобы избежать ошибок прошлого. Сегодня наблюдается снижение уровня инфляции, что должно стимулировать дополнительный рост покупательной способности домашних хозяйств, что, в свою очередь, вызовет рост потребления. Подобные изменения помогут уже в 2009 г. стабилизировать экономику, минимизируя издержки банковского кризиса.

Л.А. Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.