Научная статья на тему '2009. 03. 019. Николаев В. Г. Элсуорт фэрис: предисловие к статье'

2009. 03. 019. Николаев В. Г. Элсуорт фэрис: предисловие к статье Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / ФЭРИС Э
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 03. 019. Николаев В. Г. Элсуорт фэрис: предисловие к статье»

CURRICULUM: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИКА

2009.03.019. НИКОЛАЕВ В.Г. ЭЛСУОРТ ФЭРИС: ПРЕДИСЛОВИЕ К СТАТЬЕ1.

Элсуорт Фэрис, американский социолог и социальный психолог, родился 30 сентября 1874 г. в Сейлеме, шт. Теннесси2. В 1894 г. он окончил Техасский христианский университет со степенью бакалавра наук, в 1896 г. был направлен в Бельгийское Конго для открытия миссии Заморского христианского миссионерского общества Учеников Христа. Там он провел семь лет, с 1897 по 1904 г., после чего был вынужден ввиду болезни вернуться в США. Влияние миссионерского опыта и прямого контакта с африканскими культурами позже весьма сильно сказывалось на его идеях: он выступал за поддержание тесных связей между социологией и антропологией, жестко критиковал концепции «примитивного человека», утвердившиеся в Х1Х в. в социологии и антропологии, предложил употреблять термин «дописьменные народы» взамен прежнего «примитивные».

Вернувшись в Америку, Фэрис буквально начал жизнь заново. Прежде всего, он сделал выбор в пользу академической карьеры и продолжил свое образование - в Техасском христианском университете (1907, магистерская степень) и Чикагском университете (1905-1906). Одновременно началась и его преподавательская карьера; с 1906 по 1913 г. он занимал в альма-матер пост профес-

1 См. 2009.03.020.

2 Биографические данные почерпнуты из следующих источников: Odum H.W. American sociology: The story of sociology in the United States through 1950. - N.Y.: Longmans, Green & co., 1951. - Р. 180-186; Locke H.J. Ellsworth Faris, (1874-1953) // American sociological rev. - N.Y., 1954. - Vol. 19, N 1. - P. 226; http://www.brocku. ca/MeadProject/Faris

сора (по одной версии - философии и психологии, по другой - философии и священной истории). В 1911 г. Фэрис вторично отправился в Чикагский университет с намерением написать и защитить там докторскую диссертацию по психологии; в 1914 г. он ее защитил (magna cum laude). Эти годы стали в его карьере поворотными. Какое-то время он преподавал то в Чикаго (на факультете психологии Чикагского университета и в Чикагском институте изящных искусств, 1914-1915), то в университете штата Айова (1915-1918), пока, наконец, ему не предложили место профессора социологии в Чикагском университете, освободившееся после ухода У. А. Томаса. В 1919 г. он принял это предложение, и вся последующая его жизнь связана с работой на факультете социологии и антропологии этого университета.

Фэрис был приглашен в Чикаго, с одной стороны, как этнолог, хорошо знавший африканский материал, с другой стороны -как идеальная фигура для налаживания более тесных связей между социологией и психологией. Для Чикагского университета была характерна ориентация на тесный контакт между разными дисциплинами. Связка между социологией, антропологией и социальной психологией, отличающая чикагскую социологическую традицию, во многом обеспечивалась именно Фэрисом. Он читал курсы по социальной психологии, происхождению институтов, африканской этнологии, а также «примитивному поведению». Особенно значимым был первый из них: вопреки распространенному представлению, интеракционистские идеи Дж.Г. Мида воспринимались чикагскими социологами во многом не напрямую, а через ту их интерпретацию, которая содержалась в лекциях и публикациях Фэриса.

В 1925 г. Фэрис стал вторым деканом факультета социологии и антропологии Чикагского университета, сменив на этом посту А. Смолла. В 1926 г. он унаследовал у Смолла также и пост редактора «American journal of sociology», который занимал до 1936 г. Ко времени отхода Смолла от дел факультет начинал терять свои позиции, и Фэрис в каком-то смысле его возродил. Стараниями Фэриса на факультете был собран по-настоящему «звездный» состав, включавший, помимо него, Р.Э. Парка, Э.У. Бёрджесса, У. Огборна, С. Стауффера, Л. Вирта и Г. Блумера. Именно в годы деканства Фэриса факультет окончательно занял лидирующие позиции в американской социологии и обрел ту заслуженную славу,

которой пользуется по сей день. В лице Огборна и Стауффера чикагская социология приобрела солидный статистический компонент, дополнивший «качественное» течение, которому отдавали предпочтение Парк и (в меньшей степени) Бёрджесс. При Фэрисе случился послевоенный наплыв студентов, желающих изучать социологию; в два раза выросло число защищаемых докторских диссертаций.

Фэрис сыграл важную роль и в укреплении чикагской антропологии, которую руководство университета собиралось вообще исключить из числа своих специализаций. При его участии на факультет были привлечены такие видные антропологи, как Ф. Купер Коул, Э. Сепир, Р. Линтон и Р. Редфилд, а в 1929 г. был образован отдельный факультет антропологии.

Фэрис руководил факультетом социологии в Чикаго до 1939 г. Уйдя в отставку, он продолжал деятельно участвовать в научной и общественной жизни. Неугомонный от природы человек, он и в преклонном возрасте ездил по всему миру для наблюдения происходящих в нем социальных изменений: в 1932-1933 и 1947 гг. посетил Бельгийское Конго, в 1947 г. - Гватемалу, Коста-Рику и Мексику. В 1937 г. его избрали 27-м президентом Американского социологического общества (впоследствии АСА). Он умер 19 декабря 1953 г.

Научное наследие Фэриса включает около полусотни очерков. Книг он после себя не оставил. В значительной мере это было связано с семейными обстоятельствами. У него было много детей; кто-то из членов семьи, судя по воспоминаниям близких ему людей, был серьезно болен. Необходимость содержать семью заставляла Фэриса все время где-нибудь подрабатывать: на счету Фэриса -11 лет круглогодичного преподавания, без отпусков и без свободного времени; заканчивая занятия в университете, он тут же бежал вести вечерние занятия в университетском колледже; свободные семестры были заняты преподаванием в других американских университетах.

По настоянию друзей Фэрис составил из написанных очерков сборник «Природа человеческой природы»1; в него вошли 32 его работы. Этот сборник - единственная его книга.

1 Faris E. The nature of human nature and other essays in social psychology. -N.Y.: McGraw-Hill, 1937.

Социологию Фэрис видел как «основополагающую науку о человеческой природе». Такое видение побуждало его настороженно относиться к любым попыткам жестко ограничить ее предметное содержание и с восторгом встречать каждое новое расширение ее исследовательских интересов. При этом он исходил из строгого понимания научности, высоко оценивал отход социологии от философских спекуляций в сторону изучения эмпирического мира и приветствовал применение измерений и количественных методов к социальным фактам.

В сфере его интересов находились такие темы, как личность и группа, природа, происхождение и развитие личности, поведение и установки, проблема «инстинктов» (критика теорий Макдаугал-ла, Уотсона и Фрейда), корни девиантного поведения, проблемы воспитания и образования, расовые отношения и конфликты, религиозные движения и конфликты. Его наиболее значимыми вкладами в социологию являются авторитетная интерпретация социально-психологических идей Дж.Г. Мида и Ч.Х. Кули, оригинальная ин-теракционистская теория подражания (имитации), введение в оборот термина «дописьменные народы» и анализ различий между до-письменными и письменными обществами, а также популяризация социологических работ Э. Дюркгейма, М. Хальбвакса, М. Мосса, Л. Леви-Брюля, В. Парето и др. в то время, когда они еще не были переведены на английский язык и, собственно говоря, еще не стали классическими.

Фэрис считал, что социология должна исходить из следующих общих посылок: «1. Реальность культуры как совокупности феноменов со своими особыми законами. 2. Первичность культуры, что значит: наиболее важные аспекты личности должны прослеживаться к влияниям, существующим в той культуре, в которую она входит. 3. Инерция культуры; иными словами, она меняется медленно и стремится воспроизводить себя до бесконечности. 4. Культура - это феномен природы, или результат деятельности человека как животного, стремящегося питаться, растить детей и т.д. 5. Действия людей предшествуют их мышлению, разумное мышление является попыткой преодолеть трудности, препятствующие действию. 6. Воображение - фаза событий; желание - начало акта. 7. Человек - это существо, обладающее Я (self), и никакие другие существа этой чертой не обладают. 8. Личность

соотносится с группами. Это драматическая роль, играемая для других, и ее можно понять только в социальных терминах. 9. Организованная личность состоит из склонностей к способам действия, называемых установками, и является продуктом социальной жизни. 10. Цель воспитания - производство одобренных и полезных привычек и установок. 11. Изучение происхождения и природы культурных формулировок и культурных изменений -единственный способ понимания, оценки и изучения различных культур. 12. Конфликты между нациями, расами, классами и сектами должны рассматриваться как проблемы, требующие решения, и адекватная наука о человеческой природе способна их решить. 13. Ценности нерациональны по происхождению, но их можно видоизменять разумом или силой. Адекватная наука о человеческой природе могла бы помочь в нахождении ценностей мирового сообщества без обращения к оружию»1.

Эти посылки вписывают Фэриса в интеракционистскую традицию в социальной психологии и социологии. Развиваемые им идеи в общем и целом мало отличаются от тех, которые мы находим у таких более именитых представителей этой традиции, как Дж.Г. Мид, У.А. Томас, Ф. Знанецкий, Ч.Х. Кули и Г. Блумер. Многие очерки Фэриса близки к их работам не только по тематике, но и по названиям. Что для Фэриса специфично, так это более прозрачное по языку представление интеракционистской точки зрения. Его работы яснее представляют, так сказать, «здравый смысл» символического интеракционизма. В каких-то чертах его версия инте-ракционизма обладает своеобразием и не вполне совпадает с другими его версиями.

В работах Фэриса мы находим не только общетеоретические идеи, но и интеракционистские интерпретации ряда проблемных областей, в том числе некоторых значимых феноменов религиозной жизни. Небольшой очерк «Секта и сектант», впервые опубликованный в 22-м томе «Публикаций Американского социологического общества»2 и позже перепечатанный в качестве классического текста в специальном выпуске «American journal of sociology»

1 Um\ m>: Odum H.W. Op. cit. - Р. 185-186.

2 Faris E. The sect and The sectarian // Publications of the American sociological society. - Wash., 1927. - Vol. 22. - P. 144-159.

(1955)1, - одна из наиболее влиятельных работ Фэриса. Изучение сект, наряду с изучением толп, сборищ, магии в дописьменных обществах и поведения детей, Фэрис считал ключом к природе личности и человеческого поведения; эта идея, характерная для чикагской социологической традиции, проходит сквозной нитью через весь очерк. Еще один важный смысл этого очерка сформулировал Э.Ч. Хьюз: «Он [Фэрис] писал его в тот период, когда американские социологи полнее всего использовали сектантское сообщество как лабораторию. Северная Америка кишела и до сих пор кишит общинами, созданными в качестве экспериментальных небесных царств. Как в наших городах иммигрантские сообщества и институты дают нам лабораторию для изучения культурного контакта, так тем же самым для нас в сельской местности и на фронтире было сектантское сообщество. Сектантские сообщества служили также живыми моделями для изучения социального эксперимента»2. Хьюз отмечает, однако, что к середине ХХ в. секты уже не выполняли для социологов эту функцию и теоретический интерес к ним угас. В силу этого социология долгое время, вплоть до современного оживления интереса к так называемым «новым религиозным движениям», не давала значительных текстов на эту тему. Учитывая социологическую значимость самого феномена секты - выходящего за рамки религии в узком смысле слова, - мы сочли полезным предложить вниманию читателя перевод этого раннего классического текста.

1 См. следующую статью.

2 Hughes E.C. The early and the contemporary study of religion: Editorial foreword // American j. of sociology. - Chicago, 1955. - Vol. 60, Suppl. 6. - P. II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.