Научная статья на тему '2009. 03. 015. Денисов В. Н. Технология развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка. - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - 107 с'

2009. 03. 015. Денисов В. Н. Технология развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка. - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - 107 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 03. 015. Денисов В. Н. Технология развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка. - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - 107 с»

2009.03.015. ДЕНИСОВ ВН. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - 107 с.

В монографии В.Н. Денисова рассматриваются проблемы развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка. Данная проблематика в настоящее время представляется исключительно важной, поскольку открывает новые возможности в поиске путей совершенствования профессиональной подготовки в системе высшего образования.

Монография состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы, приложений.

В современном мире, когда пристальное внимание уделяется вопросам профессионально ориентированной коммуникации, проблема общения как на родном, так и на иностранном языке встает как никогда остро. Автор монографии исходит из того, что в современном мире общение понимается как важное, сложное и многогранное явление и служит предметом изучения многих гуманитарных дисциплин. В отечественной научной литературе по педагогике и близким ей наукам проблемы общения обсуждаются давно, однако единой позиции по отношению к этому сложному процессу выработано не было. Общение рассматривается как особый, самостоятельный вид деятельности, как самостоятельная категория, как взаимодействие субъектов, партнеров, как форма взаимодействия, дифференцирующаяся в зависимости от среды, используемая в общественно-коммуникативной сфере деятельности.

Глава первая «Научные основы развития речевого взаимодействия субъектов обучения», включающая в себя три параграфа «Речевое общение как область научного знания», «Сущностные характеристики речевого взаимодействия в аспекте профессиональной подготовки будущего специалиста», «Условия развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранных языков», обращается к историческому аспекту вопроса общения. Общение как важное, сложное и многогранное явление является предметом изучения многих гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, психологии, социологии, культурологии, лингвистики. Специфичность взаимодействия людей в процессе

жизнедеятельности базируется на мышлении и связана с использованием языка и речи.

Системообразующим элементом речевого общения, используемого в образовательном процессе, выступает речевое взаимодействие субъектов обучения, под которым автор монографии понимает «процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между субъектами общения посредством языка, создающий единство взаимозависимых дополняющих друг друга субъектов» (с. 22). В процессе речевого взаимодействия людей, отмечает исследователь, участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, а также знания. Элементарной формой речевого взаимодействия является речевой акт, основными типами которого являются: информативные акты сообщения, побуждения, акты-обязательства, формулы речевого этикета, выражения эмоциональной реакции на ситуацию или сообщение, речевые акты, обеспечивающие завязывание, поддержание и прекращение речевых контактов. «Речевые акты, объединенные в единицы более высоких уровней, образуют дискурс» (с. 24). В практике преподавания иностранных языков опора на речевые акты способствует оптимизации обучения и повышению его мотивации.

Рассмотрение различных характеристик речевого взаимодействия субъектов обучения позволило В.Н. Денисову выделить показатели, характеризующие различные уровни развития речевого взаимодействия. К ним он относит: «Эффективность выражения своих мыслей, мнения, намерений, основанную на владении литературной и деловой устной и письменной речью на родном и иностранном языках; характер техники речевого взаимодействия, выражающийся в умениях привлекать и удерживать внимание, вступать в речевое взаимодействие, передавать инициативу собеседнику, стимулировать его речевую активность и т.д.; характер стратегий социально ориентированного взаимодействия, выражающийся в способах разрешения проблемных ситуаций и решения задач, идентификации и оценки трудностей, проблемных точек соприкосновения, принятии согласованных решений и т.д.; характер реализации речевого взаимодействия в межкультурной коммуникации, выражающийся в пользовании этикетом и другими аутентичными формами иноязычного общения, в том числе

невербальными, а также интерактивными речевыми клише и т.д.» (с. 46).

Поскольку наиважнейшей задачей при обучении иностранному языку является «задача максимального приближения программных целей содержания обучения иностранному языку к профессионально ориентированным результатам овладения иностранным языком студентами, их умению воспринимать, интерпретировать коммуникативные иноязычные тексты и адекватно приходить к решению в проблемно-ориентированном задании в профессиональном контексте» (с. 30-31), то «основным действием, с помощью которого осваивается иностранный язык, является процесс общения, речевое взаимодействие» (с. 32). Согласно автору монографии, соблюдение двух групп условий (условий эффективности речевого взаимодействия и условий обучения речевому взаимодействию при изучении иностранного языка) позволяет в условиях современного образовательного процесса в школе реали-зовывать задачу повышения уровня речевого взаимодействия субъектов обучения.

Глава вторая «Проектирование педагогической технологии развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка» включает в себя два параграфа: «Обоснование педагогической технологии развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка в неязыковом вузе» и «Описание и результаты применения педагогической технологии развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка в неязыковом вузе».

Для эффективного развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка в неязыковом вузе автор монографии предлагает применять авторскую педагогическую технологию, которая включает в себя классификационные параметры технологии; целевую ориентацию, особенности содержания профессиональной подготовки будущих юристов, процессуальные характеристики, объединяющие методы, формы, средства и результаты развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. Целевая ориентация технологии состоит в создании дидактических условий для развития речевого взаимодействия субъектов обучения при изучении иностранных языков в неязыковых вузах.

Содержательный компонент технологии определяется тем, что владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалистов. В последние годы термин «язык для специальных целей», под которым понимают изучение той подсистемы языка, которая необходима для профессиональной работы специалиста в какой-либо области, получил широкое распространение. Это свидетельствует о том, что проблема изучения языка для специальных целей в современном вузе приобретает особую значимость.

Организация обучения в проектируемой автором технологии осуществляется на коммуникативной основе при использовании типизированных ситуаций, кейс-метода, метода развития критического мышления в процессе работы с текстом. Проверка эффективности разработанной технологии осуществлялась в процессе проведения формирующего эксперимента с 2003 по 2006 г. на базе Саратовской государственной академии права, где автор исследования преподает английский язык. Эффективность применения разработанной педагогической технологии была обусловлена тем, что в процессе ее применения формировалась субъектная позиция студентов в речевом взаимодействии. Этому способствовала ориентация преподавателя на субъектное развитие студента; учет особенностей формирования речевого взаимодействия студентов на основе их включения в речевое общение посредством не только использования данных извне, но и самостоятельно конструируемых разноуровневых речевых ситуаций; использование приемов развития критического мышления при создании речевых ситуаций, направленных на формирование субъектной позиции студентов; ориентацией на учет выделенных условий развития речевого взаимодействия субъектов обучения в изучении иностранных языков. Данные, получаемые на каждом этапе опытно-экспериментальной работы, показывали определенную тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня развития речевого взаимодействия у студентов экспериментальной группы. Позитивные результаты экспериментальной работы подтверждаются данными применения методов математической статистики.

В заключение подводятся итоги работы.

Список используемой литературы включает работы в основном на русском языке, всего 175 наименований. В приложениях

приводятся тестовые материалы по определению уровня обученно-сти студентов на различных этапах эксперимента, технологическая схема создания кейса.

М.Б. Раренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.