2009.02.065. РУДО М. КОНТРАФАКТ НАВОДНЯЕТ ЕВРОПУ. ROUDAUT M. Counterfeiting in Europe: in full swing // European issues. - Bruxelles, 2008. - N 86. - Mode of access: http://www.robert-schuman.org/question_europe.php ?num=qe-86
В статье раскрывается роль организованных преступных группировок (ОПГ) в производстве и торговле контрафактной продукцией (КП), а также экономические последствия этой деятельности.
В последние годы отмечается значительный рост производства и торговли подделками. Объем КП обычно оценивается по объему конфискованных компетентными органами товаров. По данным ЕК, в 2005-2006 гг. количество конфискованных в ЕС товаров возросло на 330%, притом что только 3-5% товаров, попадающих на общеевропейский рынок, подвергаются контролю. Подобная картина наблюдается и в других странах и регионах мира. Например, в США объем конфискованной продукции возрос в 2006 г. на 83%. По данным Интерпола, темпы роста торговли КП в 8 раз превышали темпы роста мировой торговли. Оборот КП в 2004 г. оценивался в 500 млрд. евро, что составляет 7-10% мировой торговли.
Наряду с ростом объемов для индустрии фальшивок характерна диверсификация. Прошло время массированных подделок предметов роскоши. Сегодня подделывается все - от игрушек до высокотехнологичных продуктов, и часто подделки практически неотличимы от оригинальных продуктов, что осложняет работу правоохранительных органов. Как и любая другая отрасль, индустрия фальшивок располагает солидной структурой материально-технического обеспечения, включающей заводы, цеха, оптовиков и розничных торговцев. Перевозки осуществляются не чемоданами или грузовиками, а контейнерами через основные воздушные или морские порты (Дубай, Шанхай, Антверпен и т.д.).
Производство контрафактной продукции имеет серьезные экономические последствия, приводя, в частности, к значительным налоговым потерям, которые только во Франции достигают 6 млрд. евро в год. Помимо прямых налоговых потерь индустрия фальшивок, ставя в неблагоприятное положение владельцев торговых и промышленных марок, снижает их инвестиционные и исследовательские возможности, тогда как в условиях экономики знаний инновации являются основным фактором роста занятости. В особенно
сложном положении оказываются мелкие и средние предприятия, которые зачастую не могут защитить свои права. По некоторым оценкам, производство контрафактной продукции приводит к потере в Европе примерно 200 тыс. рабочих мест в год. Германии производство фальшивок обходится в 70 тыс. рабочих мест ежегодно, а Франции - в 30 тыс.
Кроме того, контрафактные продукты, в частности лекарства, которые в последнее время являются объектом пристального внимания ОПГ, представляют большую угрозу здоровью потребителей. В этом, как и в других случаях незаконного оборота, закон спроса и предложения (по минимальной цене) играет на руку организованной преступности. При этом, по оценкам экспертов, распространение фальшивых лекарств более «рентабельно» и менее рискованно, чем распространение наркотиков. Если 1 кг героина приносит прибыль в 200%, то 1 кг активного компонента виагры, покупаемого в Индии, - 2000%. По данным ВОЗ, на контрафактные лекарства в 2004 г. приходилось 10% мировой торговли лекарственными препаратами (против 0,2% в Европе), т.е. 35 млрд. долл. Предполагается, что к 2010 г. этот объем удвоится. По оценкам этой же организации, 50% лекарств, продаваемых через Интернет, являются фальшивыми. Доля фальшивых лекарств на российском рынке составляет 10%, на индийском - 25, на ливанском - 35, перуанском - 40, нигерийском - 48, ангольском - 70%. При этом в Европе ОПГ стремятся внедриться в легальные сети распространения не только лекарств, но и товаров широкого потребления, что подтверждается многочисленными судебными решениями.
Подделки, как и легальные товары, являются объектом торговых стратегий, направленных на оптимизацию рентабельности трафика. Изучение рынка позволяет определить стоимость, при которой копирование будет наиболее рентабельно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что индустрия подделок в состоянии воспроизводить сложные продукты и продавать их, в частности через Интернет, даже до выведения на рынок оригинальной продукции.
Рассматривая причины незаконных покушений на право интеллектуальной собственности, автор выделяет сочетание следующих факторов: высокая рентабельность и низкий риск наказания; технологический прогресс, особенно в области полиграфии и пи-
ратства; процесс глобализации (увеличение потока товаров, облегчающий сокрытие фальшивых товаров); развитие электронной торговли. Среди этих факторов наибольшее значение имеет Интернет, предлагающий специалистам по подделкам новые рынки и средства распространения в условиях относительной безнаказанности.
Организованная преступность использует в производстве контрафактной продукции те же методы, что и в других нелегальных сферах деятельности при высокой степени адаптативности криминальных сетей. Прежде чем попасть в место назначения, товары проходят транзитом через многие страны. ОПГ владеют множеством помещений для складирования и перераспределения подделок. Строгость контроля проверяется посылкой КП в виде запасных частей, которые частично собираются в стране-источнике, а окончательно - в стране назначения. Кроме того, в одной поставке часто КП смешивается с оригинальной. Высокие прибыли позволяют ОПГ создавать, уничтожать, а затем возрождать предприятия на новых местах в зависимости от состояния репрессивной системы. Все структуры скрываются за подставными фирмами.
КП производится во всех странах, но основным ее производителем является Азия. Ее производство также распространено в России, Южной Америке, Африке и некоторых европейских странах (Турции, Италии, Испании и Португалии). Болгария, Украина, Россия, Белоруссия и Польша специализируются скорее на пиратстве (музыкальные произведения и кинофильмы, игры, программное обеспечение). Во всех странах производство подделок, давая жизнь производству, позволяет «купить» социальный мир: население приобретает фальшивки по низким ценам, давая жить торговцам, которые в свою очередь подкупают полицейских, чтобы получить возможность продолжать свою деятельность. Операции по борьбе с контрафакцией при отсутствии политической воли со стороны властей служат для них своего рода алиби.
Хотя незаконно присваивать право интеллектуальной собственности могут и отдельные индивиды, в промышленных масштабах воровство интеллектуальной собственности скорее осуществляется ОПГ. В качестве примера криминализации промышленной цепочки автор приводит кражу в 2001 г. образцов коллекции весны-лета 2002 г. одной итальянской текстильной марки. Преступ-
ным сетям, особенно имеющим опыт распространения наркотиков, т.е. нелегального товара, очень легко сменить сферу своей деятельности. Производство КП дает возможность строить предприятия в районах с избыточной и дешевой рабочей силой, т. е. создавать рабочие места и поддерживать экономический рост. Таким образом, производство фальшивок обеспечивает отмывание средств, полученных от других видов криминальной деятельности, одновременно умножая источники прибыли криминальных сетей. Как показывает практика, воровство интеллектуальной собственности является отнюдь не маргинальной сферой деятельности ОПГ, оно полностью интегрировано в криминальные стратегии.
Производство подделок и пиратство являются источником средств и для террористических организаций. Тесная связь между производством КП организованной преступностью и терроризмом выявляется в ходе полицейских операций. Так, генеральный директор Интерпола перечисляет несколько случаев финансирования терроризма через производство подделок, подчеркивая, что такой способ финансирования получает все более широкое распространение.
Автор подчеркивает, что репрессивные меры борьбы с подделками часто оказываются неэффективными, тогда как технические (с использованием новых технологий) и юридические (адаптация законодательства к изменениям в криминальной среде) средства обеспечивают лучшую защиту права интеллектуальной собственности. Некоторые предприятия или их объединения обзаводятся настоящими разведывательными службами, чтобы нивелировать неэффективность государственных структур в этой сфере. По мнению автора, наряду с техническими и юридическими средствами борьбы с контрафакцией необходимо воздействовать на спрос, «воспитывать» потребителя, что позволит сократить производство подделок.
И.Ю. Жилина