Научная статья на тему '2009. 01. 027. Томас Б. Индийская политика Путина: взаимные приобретения для будущего. Thomas B. Putin's India policy: mutual gains for future // India Quart. - new Delhi, 2007. - Vol. 63, n 1. - p. 121-149'

2009. 01. 027. Томас Б. Индийская политика Путина: взаимные приобретения для будущего. Thomas B. Putin's India policy: mutual gains for future // India Quart. - new Delhi, 2007. - Vol. 63, n 1. - p. 121-149 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 01. 027. Томас Б. Индийская политика Путина: взаимные приобретения для будущего. Thomas B. Putin's India policy: mutual gains for future // India Quart. - new Delhi, 2007. - Vol. 63, n 1. - p. 121-149»

2009.01.027. ТОМАС Б. ИНДИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ПУТИНА: ВЗАИМНЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО. Thomas B. Putin's India policy: mutual gains for future // India quart. -New Delhi, 2007. - Vol. 63, N 1. - P. 121-149.

Автор (Университет Махатмы Ганди, г. Атхирампужа, Индия) анализирует отношения России и Индии в годы президентства ВВ. Путина.

После прихода к власти Путина значение Индии во внешней политике России выросло. Несмотря на прозападную ориентацию президента, противоречия с Западом во многих сферах сохраняются. В Европе Россия сближается с Германией и Францией; в Азии таким партнером оказывается Индия.

Россия превратилась в региональную державу, у которой на первом месте стоят проблемы перехода к рыночной экономике и стабилизации политической системы. На международной арене Россия видит угрозу со стороны США, здесь говорят о ее геополитическом окружении американцами (принятие стран Прибалтики и Восточной Европы в НАТО, контроль над правительством Афганистана, военные базы в Узбекистане и Киргизии).

«Индия во внешней политике России имеет скорее стратегическое, нежели экономическое значение. Хотя Россия нормализовала отношения с Китаем, она по-прежнему видит угрозу, исходящую от него на Дальнем Востоке в виде миграции населения и территориальных притязаний» (с. 124). В Афганистане влияние России уменьшилось, как и в Средней Азии, страны которой укрепляют связи с Китаем и США. Пакистан - по-прежнему союзник США. В таких обстоятельствах Индия - единственная страна, способная оставаться для России долгосрочным партнером.

К настоящему времени в российско-индийских отношениях уменьшилась асимметрия, отношения развиваются на равных (если не считать ядерного потенциала). По ВВП Индия обогнала Италию и Великобританию и фактически догнала Германию, уступая лишь США, Китаю и Японии. По численности научных и технических работников со знанием английского языка это вторая страна в мире (800 тыс. человек). Индия собственными усилиями создала ядерное оружие, ракету для выведения спутников на орбиту, суперкомпьютеры, аналоги которых есть только в США и Японии. В 2008 г. она

планирует отправить беспилотную экспедицию на Луну, а ее Вооруженные силы занимают четвертое место в мире по численности и оснащены современной техникой (с. 125).

У России и Индии немало точек соприкосновения. Обе державы предпочитают многополярное устройство мира, что отражено во всех основных документах, подписанных ими. Важный шаг на пути к многополярности - регулярные трехсторонние встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая. Первая такая встреча прошла в 2002 г. в Нью-Йорке, вторая в 2005 г., третья в 2007 г. в Нью-Дели. «Целью этого взаимодействия не является создание стратегического треугольника в противовес США, как предложил в 1998 г. тогдашний премьер-министр России Е.М. Примаков: три страны заинтересованы в поддержании тесных связей с США. Если Россия, Индия и Китай по-настоящему объединятся в создании многополярного мира, силы их партнерства будет достаточно для удержания США от односторонних действий в международной сфере. Предвидя такой сценарий, США улучшили двусторонние отношения с этими странами» (с. 127). Если Россия использует идею многополярности, чтобы повысить свой статус, снизившийся с распадом СССР, то для Индии многополярный мировой порядок - самоцель, так как у нее никогда не было сверхдержавных амбиций.

Американцы, конечно, пытаются втянуть Индию в свою орбиту. Их цель - наладить со всеми крупнейшими игроками на международной сцене более тесные связи, чем те, которые существуют у них друг с другом. Определенные успехи в этом направлении у американцев есть: после «холодной войны» отношения Индии с США улучшились (беспристрастная позиция американцев в индо-пакистанском Каргильском конфликте, совместные военные учения, соглашение 2004 г. о передаче высоких технологий, поддержка Индией санкций США против Ирана). Все это тревожит Россию, тем более что Индия диверсифицировала закупки вооружений. И все же сотрудничество продолжается.

Одной из его сфер является борьба с терроризмом. Москва и Нью-Дели вели ее задолго до терактов 11 сентября 2001 г., а после них активизировали консультации. В декабре 2002 г. была создана индо-российская Совместная рабочая группа по борьбе с международным терроризмом. Каждые два года регулярно проводятся со-

вместные учения вооруженных сил России и Индии. Первое такое мероприятие - военно-морские учения Индра-2003. Две страны сходятся в определении терроризма и, учитывая их географическое соседство и связи с исламским миром, сознают свое особое место в поисках решения его острых проблем.

В кашмирском вопросе Россия занимает проиндийскую позицию. Отношения России с Пакистаном вообще находятся на очень низкой точке. Поддержка России требуется Индии и с учетом тесных связей Пакистана с Китаем, который оказывает последнему военную помощь (помимо прочего, этим он вынуждает Индию держать больше войск на границе с Пакистаном и меньше - на своей границе). Частично проблему китайской угрозы Индия пытается решать, укрепляя стратегические отношения с США. Только после 11 сентября, в 2002 г., американцы сняли эмбарго на поставки вооружений в Индию. Однако за такие уступки Индии приходится платить: против Ирана в МАГАТЭ она голосовала вопреки своей воле. «Любой шаг Индии в ущерб интересам США расстроит их отношения. В контексте неясной природы индо-американских стратегических отношений отношения с Россией остаются для Индии решающими в противостоянии связке Китай-Пакистан» (с. 135).

У России и Индии схожие взгляды и на роль ООН. Россия последовательно поддерживает стремление Индии войти в Совет Безопасности. Условия для более тесного сотрудничества двух стран создает и декларация о стратегическом партнерстве 2000 г., подписанная в ходе первого визита Путина в Индию. В ней стороны объявили о необходимости строить многополярную мировую структуру и заявили о своей «особой ответственности в силу того, что они входят в число крупнейших многоэтнических, многоязычных и многорелигиозных государств» (с. 136). Декларация создает условия для совместных инициатив по ключевым международным вопросам, для информирования друг друга о планируемых внешнеполитических инициативах и для «неучастия в любых военных, политических или иных союзах или ассоциациях, а также вооруженных конфликтах, направленных против другой стороны, или в любых договорах, соглашениях, ущемляющих независимость, суверенитет, территориальную целостность или интересы национальной безопасности другой стороны» (с. 136-137). Было подписано 16 других важных соглашений, в том числе о сотрудничестве

в разведке месторождений нефти и газа в Бенгальском заливе, поощрении торговли, военно-техническом сотрудничестве, мирном использовании ядерной энергии.

В декабре 2002 г., в ходе второго визита Путина в Индию, была подписана декларация о дальнейшем укреплении стратегического сотрудничества. Заключен ряд соглашений и в последующие годы. Одна из важнейших сфер сотрудничества - оборона.

Россия рассматривает Индию как долгосрочного военного партнера. Вооружения составляют 3—4% российского экспорта, а 70% экспортируемого оружия приходится на Индию и Китай (с. 138). В 2001 г. Россия подписала с Индией протокол, детализирующий долгосрочную программу оборонного сотрудничества до 2010 г. Она предусматривает поставки Россией военного оборудования и технологий на 10 млрд. долл. (с. 138). Упомянутый протокол смещает акцент с продажи военного оборудования на его совместную разработку и производство. Крупнейшие контракты — лицензированное производство нового поколения дизельных подводных лодок «Амур-1650», разработка и установка электронного оборудования глушения для истребителей Су-30 МКТ и поставки реактивных систем залпового огня «Смерч».

Индия останется идеальным военно-промышленным партнером России: в отношениях с ней нет военного риска. Ценность индийского партнерства заключается еще и в следующем. Если Китай покупает у России те виды вооружений, которые доказали свою эффективность годами использования в российских Вооруженных силах, то Индия сосредоточилась на новых технологиях: количество поставок в Китай сбалансировано качеством поставок в Индию. Министр обороны Индии А.К. Энтони признает, что Россия — единственная страна, с которой у Индии есть институированный механизм на уровне министров обороны для управления военно-техническим сотрудничеством.

Правда, в целом объем российско-индийской торговли очень невелик — менее 1,5% внешнеторгового оборота каждой из стран (с. 143). У Индии мало стимулов экспортировать в Россию, так как по соглашению 1993 г. индийский экспорт идет в счет погашения долга. Высокие издержки перевозок и их длительность делают индийские товары менее конкурентоспособными на рынке России в сравнении с товарами из Европы или Китая.

Несмотря на это, связи укрепляются. Индия получила свою долю нефти в рамках проекта «Сахалин-1». Принятие Индией масштабных программ развития промышленности, транспорта, телекоммуникаций создает условия для увеличения Россией экспорта оборудования и высоких технологий. В рамках принятой в 2000 г. долгосрочной (до 2010 г.) программы сотрудничества в области науки и технологий Россия и Индия уже осуществили более 150 совместных проектов. В 2002 г. Россия, Индия и Иран подписали соглашение о коридоре Север-Юг, которое должно облегчить перевозку товаров. В российско-индийском экономическом сотрудничестве упор делается на совместные предприятия. Для подготовки программы развития экономического сотрудничества создана объединенная исследовательская группа. Цель этой программы - увеличить торговый оборот к 2010 г. с 2 млрд. до 10 млрд. долл. (с. 144). «Все это подтверждает взаимный интерес к расширению сотрудничества на уровне двусторонних, региональных и многосторонних отношений» (с. 146).

К.А. Фурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.