Научная статья на тему 'Индия в интеграционной стратегии России и сша: риски соперничества'

Индия в интеграционной стратегии России и сша: риски соперничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
661
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ДОКТРИНА ОБАМЫ / OBAMA DOCTRINE / ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ ПАРТНЕРСТВО / PRIVILEGED PARTNERSHIP / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / EURASIAN SPACE / МИЛИТАРИЗАЦИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ / SOUTH ASIA MILITARIZATION / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЛИЯНИЯ / GLOBAL CENTER OF INFLUENCE I

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дунаева Юлия Генриховна

Индия вошла в XXI век как глобальный центр влияния, верный Уставу ООН и принципам международного права. В дипломатии России партнерство с Индией с давних времен играет исключительная роль. В индо-российских отношениях отсутствуют идеологические споры, совпадают подходы по многим международным проблемам, Россия и Индия успешно сотрудничают в ООН, Группе двадцати, БРИКС, на евразийском пространстве. Внешнеполитические процессы в Южной Азии имеют сходство с постсоветским пространством. Общие экономические тренды двух государств включают стремление к интеграции в мировое хозяйство, повышение конкурентоспособности на мировых рынках, сотрудничество в энергетике, обороне и высоких технологиях. Но Россия как партнер теряет исключительность для Республики Индия. Период «нулевых» годов получил название «политикой присоединения Индии к США». "Доктрина Обамы" по сдерживанию Китая отводит Индии одну из главных ролей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. США объявили Индию своим стратегическим союзником и зоной своих экономических и политических интересов, начала работать индийско-американская группа по оборонной политике. Присутствие России в регионе является нежелательным для США, поскольку конкуренция ослабляет американское влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

India in the Integration Strategy of Russia and the USA: risks of rivalry

India has stepped over the threshold of the XXI century being a global center of influence loyal to the UN Cheater and to the principles of international law. For a long time partnership with India has been playing an exceptional role in Russian diplomacy. There are no ideological disputes in Indo-Russian relations. Their approaches to the great number of international problems coincide. Russia and India successfully cooperate in the framework of the UN, G20, BRICS, Eurasian space. International political processes in South Asia have resemblance with that of the Post-Soviet space. Common economic trends of the two states include efforts to be integrated into the world economy, improving of the competitiveness on the global markets, cooperation in the power engineering, defense and high tech spheres. However Russia is losing its exclusiveness for the Republic of India. The decade of 2000s was called “the policy of joining India to the US”. “The Obama Doctrine” to contain China assigns one of the principle parts in the Asia-Pacific region to India. The USA declared India its strategic ally and the zone of its economic and political interests. An Indo-American group on defense politics was established. Russian presence in the region is undesirable for the US as soon as the concurrence is weakening American influence here.

Текст научной работы на тему «Индия в интеграционной стратегии России и сша: риски соперничества»

DOI 10.5862/JHSS.220.6 УДК 327.5

Ю.Г. Дунаева

ИНДИЯ В ИНТЕГРАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ И США: РИСКИ СОПЕРНИЧЕСТВА

Индия вошла в XXI век как глобальный центр влияния, верный Уставу ООН и принципам международного права. В дипломатии России партнерство с Индией с давних времен играет исключительную роль. В индийско-российских отношениях отсутствуют идеологические споры, совпадают подходы по многим международным проблемам, Россия и Индия успешно сотрудничают в ООН, «Группе двадцати», БРИКС, на евразийском пространстве. Внешнеполитические процессы в Южной Азии имеют сходство с процессами на постсоветском пространстве. Общие экономические тренды двух государств включают стремление к интеграции в мировое хозяйство, повышение конкурентоспособности на мировых рынках, сотрудничество в области энергетики, обороны и высоких технологий. Но Россия как партнер теряет исключительность для Республики Индии. Политика периода 2000-х годов получила название «политики присоединения Индии к США». «Доктрина Обамы» по сдерживанию Китая отводит Индии одну из главных ролей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. США объявили Индию своим стратегическим союзником и зоной своих экономических и политических интересов, начала работать индийско-американская группа по оборонной политике. Присутствие России в регионе является нежелательным для США, поскольку конкуренция ослабляет американское влияние.

ДОКТРИНА ОБАМЫ; ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ ПАРТНЕРСТВО; ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО; МИЛИТАРИЗАЦИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ; ГЛОБАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЛИЯНИЯ.

Индия стремительно занимает позицию глобального игрока на мировой арене. Как ведущая держава Южной Азии, обладая важным экономическим, политическим и цивилиза-ционным весом, Индия становится центром азиатской модели регионализации. Возрастает ее значение в решении вопросов глобального политического и экономического миропорядка и региональных вопросов безопасности. Индия является одной из самых инвестиционно привлекательных стран в мире. Она обладает высококвалифицированными специалистами мирового уровня и колоссальным интеллектуальным потенциалом. Научно-технологический потенциал Индии, особенно в сфере информационных технологий, фармацевтики, биотехнологий, делает это государство перспективным рынком для экспорта.

Индия усилит Евразийский экономический союз как новое геополитическое объединение, поскольку она стала третьей мировой державой, обогнав Японию, и стремительно за-

няла место среди крупнейших экономик мира по высоким темпам развития. В Индию пришли иностранные инвестиции: там молодой и растущий рынок, приватизация предприятий, развивающаяся инфраструктура, государственные льготы. Индия является одной из стран, активно участвующих в международных экономических форумах. Индийский лидер Н. Моди позиционирует себя деловым и практичным политиком, который отстаивает идеалы национализма и быстрого экономического развития страны. Премьер-министр выдвинул инновационную стратегию развития индийской экономики под названием «Make in India» («Делай в Индии») [1]. Во время глобального финансового кризиса в Индии наблюдается увеличение числа долларовых миллиардеров, удвоилось число владельцев бизнеса. В течение 2010 года число собственников выросло на 50 % — это наибольший прирост по сравнению с другими странами мира. Конфедерация индийской промышленности состоит из 64 региональных

офисов внутри страны и 9 представительств за рубежом, отдел по поддержке инвестиций и технологий МИД Индии сотрудничает с Советом по развитию экспорта, КИП, Федерацией индийских торговых и промышленных палат и др. Индия имеет более 70 торговых палат и советов по бизнесу.

демографические показатели Индии не знают себе равных. В стране проживают 1,2 млрд человек, и демографы ООН полагают, что в 2030 году Индия с 1,5 млрд человек будет самой населенной страной мира. количество экономически активного населения в Индии больше, чем в КНР. Элитарная модель индийской цивилизации проявляется в сфере образования. Если в 1970 году грамотной была лишь треть населения страны, то в 2014 году грамотой овладели уже 62,8 %, а через 25 лет более 90 % населения будут грамотными. Уступая многим странам по государственному финансированию, Индия находится в числе лидеров по расходам на высшую школу — 18 % от всех расходов на образование (для сравнения: в Японии — 14 %, в Южной Корее - 13 %, в Италии - 17 %). В 2012 году 12 % индийской молодежи училось в вузах, к 2025 году этот показатель увеличится до 30 %. По качеству высшего образования Индия превосходит Китай.

рассмотрим роль республики Индии в Азиатско-Тихоокеанском (АТР) регионе и основные этапы ее внешней политики. Индия после получения независимости в 1947 году провозгласила нейтралитет, который в XXI веке стал курсом на стратегическую независимость. Нейтралитет начался при Махатме Ганди, продолжился созданием ядерной программы, утвердился в движении неприсоединения и проявился в желании занять постоянное место в Совете Безопасности ООН. Вторая половина ХХ века — приоритет советско-индийского сотрудничества во внешней политике Индии. В декабре 1953 года, после смерти И.В. Сталина, между главами государств было подписано торговое соглашение, а после встречи д. Неру и Н. Хрущева в 1955 году отношения между странами стали по-настоящему дружественными. СССР сыграл решающую роль в становлении и развитии индийской оборонной промышленности: с 1960 года объем военно-технического сотрудничества России и Индии оценивается почти в 40 млрд долларов. За полвека Индия

из страны легкой и пищевой промышленности превратилась в страну с развитой тяжелой индустрией. Причиной сближения советской и индийской экономик стали противоречия с Китаем: именно во время конфликта Индии и КНР в 1962 году начались регулярные поставки советского вооружения в Индию. Во время индо-пакистанской войны 1971 года Индия и СССР подписали Договор о мире, дружбе и сотрудничестве [2], и в Бенгальский залив, где находилась эскадра США, была послана советская эскадра. В 1974 году Индия провела испытания ядерного оружия и стала членом «ядерного клуба».

Во второй половине 1970-х годов в индийском городе Насик началось лицензионное производство советских истребителей МиГ-21 и МиГ-27. По количеству советское вооружение в Индии значительно превосходило аналоги из Англии и Франции: танков Т-54, -55, -72 было больше английских «Виккерс» и «Виджаянта», советских истребителей МиГ-23 и МиГ-27 больше, чем англо-французских «Ягуаров». Советский Союз поставил в Индию 596 боевых самолетов, тогда как из Западной Европы их было поставлено 180. Интенсивным было военно-морское сотрудничество: в 1960-1970-х годах Индия получила подводные лодки, плавучую базу, сторожевые корабли и катера. В 1976 году флот Индии получил 8 ракетных катеров, а в 1977—1978 годах — 3 ракетных корабля. В 1974 году Индия и СССР подписали контракт на строительство 5 эсминцев на заводе им. 61 коммунара в Николаеве — ранее СССР не строил такие крупные военные корабли для внешнего заказчика [3]. Получение в 1980—1988 годах кораблей, вооруженных противокорабельным зенитным ракетным комплексом, с противолодочным вертолетом и газотурбинной установкой значительно повысило боевые возможности военного флота Индии. За полвека сотрудничества на территории Индии с помощью СССР было построено более 70 промышленных предприятий, была вооружена индийская армия. Советский Союз поставлял не только вооружение, но и технологии его производства, радиоэлектронное оборудование для трех индийских фрегатов типа Godavari, построенных в 1982—1988 годах, консультировал. В январе 1988 года Москва дала Индии в аренду советскую атомную лодку К-43, которая назы-

валась Chakra, с противокорабельными ракетами «Аметист» [3]. Впервые в истории одно государство передало другому государству атомную подводную лодку, что наглядно демонстрировало уровень военно-технического и политического сотрудничества двух стран. В 1980-х годах Индия начала самостоятельно строить боевые корабли, которые были спроектированы советскими конструкторами и оснащены советским вооружением.

В 1980 году около 75 % вооружения Индии было обеспечено за счет поставок из СССР [4]. К моменту распада Советского Союза половина индийских танков, три четверти боевых самолетов, две трети артиллерийских орудий, 90 % подводных лодок и все ракеты были советского производства, и это были лучшие образцы российской промышленности и науки [5]. Индийские заказы стимулировали проведение масштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. С 1986 по 2000 год Индия закупила 10 дизель-электрических подводных лодок и стала крупнейшим покупателем подводных лодок отечественной постройки [6]. Одна из лодок — Sindhushastra — впервые была оснащена ракетным комплексом С1иЬ^, которого не имел даже флот России. В рамках первой программы России и Индии 1987 года было реализовано 400 совместных проектов в области математики, механики, химии, физики, материаловедения, лазерной техники, электроники, океанологии. Научно-техническое сотрудничество России и Индии сыграло огромную роль в период холодной войны для безопасности на азиатском континенте.

К середине 1990-х годов Россия и Индия восстановили двусторонние политические консультации, в 1994 году начала свою работу межправительственная комиссия по торговле, экономическому, технологическому и культурному сотрудничеству. В 1994 году премьер-министры П.В. Нарамсимха Рао и В.С. Черномырдин подписали примерно 20 соглашений: по долгосрочным закупкам индийских товаров в счет погашения долга; по исследованию космического пространства; об установлении «горячей линии» между Москвой и Дели и т. д. В декабре 1994 года была подписана Долгосрочная программа по военному и техническому сотрудничеству на период до 2000 года [Там же]. В дальнейшем такие программы утверждались

на 2000-2010 и 2011-2020 годы [7, 8]. Чрезвычайно политизированным направлением взаимодействия была торговля оружием. Предложение Е.М. Примакова премьер-министру Индии Деве Гоуда в 1998 году, вначале холодно встреченное индийской элитой, сразу после начала бомбардировок Сербии в 1999 году получило поддержку премьер-министра А.Б. Вадж-паи. Программа России и Индии по военному и техническому сотрудничеству до 2010 года [7] включала поставки индийской стороне не только готового вооружения, но и лицензий и технологий. После 2000 года все индийские лодки проходят модернизацию и оснащаются ракетными комплексами С1иЬ^ в объединении «Адмиралтейские верфи» (сейчас ОАО «Звездочка»). Не будет преувеличением сказать, что Индия спасла российский военно-промышленный комплекс после распада СССР.

Реформы рубежа ХХ-ХХ1 веков, проводимые правительствами А.Б. Ваджпаи, Сони Ганди, М. Сингха, превратили экономику Индии в одну из самых быстроразвивающихся в мире. К двум традиционным лозунгам Индийского национального конгресса (светское общество и сильная социальная политика) необходимо прибавить третий - экономическая модернизация. Индия взяла курс на создание собственной промышленности. В Декларации 2002 года приоритетными сферами сотрудничества России и Индии названы высокие технологии, телекоммуникации, космос, энергетика, в том числе строительство в Индии атомных станций [4]. Программа на сумму 18 млрд долларов по вооружениям, лицензиям и модернизации российской военной техники по всем позициям выполнена. Новая политика Индии не всегда выгодна России, так как российские специалисты предоставляют научный потенциал, а образцы оружия и техники в итоге принадлежат не только России. Приглашение президента В.В. Путина в Дели в 2014 году — доказательство деловых отношений России и Индии [9]. Таким образом, можно констатировать, что отношения между Россией и Индией в XXI веке приобрели прагматичный характер, обе страны рационально подходят к развитию двусторонних связей, учитывая стратегический баланс сил.

В Южной Азии идет активная милитаризация. Приоритетом военного строительства Ин-

дии являются высокотехнологичные современные вооруженные силы. Сложная обстановка на границе Индии с Пакистаном и Китаем ускоряет перевооружение: Индия занимает первое место, а Пакистан вошел в пятерку стран — крупнейших оборонных импортеров в мире. Новая индийская политика допускает на рынок военной техники СшА, Израиль, европейские страны. Однако политическая игра очень сложна: Россия важна для Индии как альтернатива Китаю, который активно продвигает в Индийском океане стратегию под названием «Нить жемчуга». Индия создает антикитайскую коалицию за счет углубления сотрудничества с такими странами, как Япония, Австралия, Россия и СшА.

История взаимоотношений Индии и СшА складывалась сложно. Курс Индии на нейтралитет и независимость в ХХ веке не одобрялся Белым домом. Когда в Индии в 1998 году были проведены ядерные испытания, Вашингтон ввел против нее экономические санкции. Но в 2001 году США начали нормализацию отношений с Индией и признали за государством статус ядерной державы. В 2006 году визит Д. Буша в Нью-Дели завершился договором о сотрудничестве США и Индии в ядерной сфере [10], нацеленным на сдерживание Китая и Ирана в АТР. Ядерная сделка является примером политики двойных стандартов США, угрожающей региональной безопасности в Южной Азии. Таким образом, в XXI веке в индийской внешней политике начинается новый, американский этап.

Сближение Индии и США привело к охлаждению в российско-индийских отношениях: в октябре 2007 года министр иностранных дел С. Лавров не стал встречаться с П. Мукерджи, своим индийским коллегой, во время приезда того в Москву. Визит М. Сингха в Москву в ноябре 2007 году впервые за 8 лет не завершился совместной декларацией.

Изменение стратегического курса США объясняется важными факторами, и среди них провалы США в разрешении конфликтов исламского мира. Объявив в августе 2010 года о завершении миссии в Ираке, Б. обама был вынужден признать неудачи иракской кампании, нарушения единства внутри страны и экономический спад. К 2010 году представитель США на Ближнем Востоке Дж. Митчелл признал неспособность Вашингтона примирить Из-

раиль и палестинцев. Неудачи США в исламском мире продолжались: в 2011 году потерпела крах Ливия; в сентябре 2012 года в Бенгази был убит американский посол К. Стивенс; в 2013 году в Египте власть снова перешла к военным; Сирия использовала химическое оружие, которое привело к гибели более тысячи гражданских лиц. Б. Обама согласился, что десятилетия войн в Ираке и Афганистане продемонстрировали неспособность США к победам и раскололи американское общество. Ближний Восток в результате арабской весны по американскому сценарию превратился в регион насилия и репрессий, но не демократии и права. В 2014 году Обама вновь привлек конгресс на свою сторону, решив бомбить экстремистов из «Исламского государства» в Ираке и Сирии и ввести жесткие санкции против России. Но всеобщее разочарование действиями Обамы заставило его разрабатывать новое направление внешней политики.

Во второе десятилетие XXI века «мантия американского лидерства» раскинулась над Южной Азией. Регион характеризуется ростом проамериканских настроений, поскольку начавшаяся в 1960-х годах третья волна индийской миграции привела к тому, что в индийской элите многие имеют родственников или ближайших друзей в США. В Индии появились лидеры, призывающие ориентироваться исключительно на Соединенные Штаты. Администрация Оба-мы, используя эти обстоятельства, начала свое «завоевание Азии». В ноябре 2011 года Обама, выступая в Джакарте и Канберре, сформулировал цели азиатского вектора американской политики: «Будучи тихоокеанской страной, Соединенные Штаты станут играть более весомую и долговременную роль в формировании облика этого региона и его будущего, отстаивая коренные принципы в тесном партнерстве с союзниками и друзьями» [11].

Курс на стратегический диалог с Соединенными Штатами позволил экспертам говорить о создании «четырехугольника» Вашингтон — Канберра — Токио — Дели под названием «союз крупнейших демократий». Для реализации этой идеи с 2007 года стали проводиться масштабные военно-морские учения «Малабар» в Бенгальском заливе, совместные американо-индийские военные учения в Ладакхе и Мизораме рядом с границами Китая [Там же]. Обама

в своих речах всегда выступал за удвоение помощи иностранным государствам, утверждая, что борьба с экстремизмом является вопросом национальных интересов США. Американо-индийское сотрудничество в военной сфере включило создание координационных комитетов, поставки Индии новейшего военного оборудования, регулярные встречи по борьбе с терроризмом и консультации по Афганистану. Полвека военно-транспортная авиация Индии состояла из российских самолетов Ил-76 и Ан-32 [6, 7], но в 2008 году эту нишу, которую Россия считала своей, заняли американские «Геркулесы» C-130J [12]. Индия закупила у Соединенных Штатов восемь самолетов Eagle. Поступление американских самолетов P-8i улучшило морскую авиацию Индии. Очень дорогой в обслуживании Ту-142М становится все менее популярным в индийских военно-морских силах, в 2015 году началось его списание. Из-за старения бортового оборудования этот самолет был оснащен современной израильской авионикой, которая включает радар Elta EL/M-2022A, систему радиоэлектронной разведки Elbit AES-210, а также Homi ELINT/ESM разработки DRDO [Там же]. Новое поколение авионики значительно повысило бы технические возможности, но возраст самолетов в ближайшее время решит их судьбу.

В сентябре 2014 года премьер-министр Н. Моди побывал в США на заседании Генеральной Ассамблеи оон и встретился с президентом Б. Обамой. Будучи министром, Моди еще в 2013 году встречался с послом США в Индии Н. Пауэлл, и они обсудили вопросы двусторонних отношений, региональной безопасности, прав человека, а также американских инвестиций и торговли [1]. Но диалог не получил развития, поскольку очень скоро дестабилизировалась ситуация на Ближнем востоке, разразился украинский кризис, возникло серьезное противостояние между демократами и республиканцами в самих США. Этой ситуацией воспользовался президент России В.В. Путин.

После проведения в 2012 году саммита АТЭС во Владивостоке [13] никто в мире не ставит под сомнение тезис, что Россия является частью АТР. В противовес американскому проекту «четырехстороннего альянса» (США, Япония, Австралия и Индия) создается альянс Россия — Индия — Китай. Эту идею продви-

гает Москва. Для России важно использовать традиционно дружественные отношения с Индией, чтобы лоббировать российские интересы в АТР. В ответ Б. Обама использует отработанный американцами долларовый рычаг, увеличивая в 5 раз товарооборот между США и индией. сшА готовы выделить десятки миллиардов долларов на развитие сотрудничества в ядерной энергетике — в обмен на отказ Индии от диалога с Россией, которая уже подписала соглашение с Дели о строительстве 12 атомных реакторов. сшА расширяет сотрудничество в атомной промышленности, хотя Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия. Белый дом увеличивает инвестиции в индийскую экономику, чтобы сделать ее конкурентоспособной Китаю. Вашингтон стал серьезным конкурентом Москвы на оружейном рынке: за последние три года Индия потратила на военную технику и вооружение 14 млрд долларов, из них 5 млрд приходится на оружие США, а Россия заняла 2-е место (4 млрд долларов ) [14]. В соглашении по ядерной программе Ирана США пытаются перетянуть Индию на свою сторону, чтобы полностью изолировать Тегеран от внешнего мира. Резкое улучшение индийско-американских отношений ставит под сомнение активное участие Индии в деятельности БРИКС [Там же].

В декабре 2014 года, после подписания Индией и Россией договора о стратегическом партнерстве [15], правительство США выразило свое недовольство действиями Индии, но подтвердило визит президента Б. Обамы на празднование Дня Республики в январе 2015 года. В Дели Б. Обама заявил, что США и Индия могут улучшить жизнь своих народов через инвестиции, возобновляемые источники энергии и борьбу с изменениями климата. Н. Моди высказал готовность сотрудничать на саммите ООн по проблемам климата в декабре 2015 года. Обама хотел продать Индии истребители Boeing и Luck Martin в то время, когда Россия вела переговоры с Индией о 126 многоцелевых самолетах МиГ-35 на сумму в 11 млрд долларов [Там же]. на военном параде было продемонстрировано новейшее военное вооружение индийской армии. Россия представила военно-транспортные вертолеты Ми-17, индийский аналог советской боевой машины БМП-2 «Сарат», танк Т-72 «Урал», а также сверхзвуковую ракету «БраМос»,

которую называют гордостью вооруженных сил Индии [16]. В параде участвовала самая мощная авиация Индии - истребители Су-30МКИ, МиГ-29К, а также танки Т-90 «Бхишма» [8]. На параде демонстрировалась и американская авиация: военно-транспортный самолет С-130, патрульный противолодочный самолет P-8 и сверхтяжелая летная машина С-17 [11]. США выделят кредиты Индии в размере 4 млрд долларов, чтобы создать проблему долга и в последующем продвигать свои интересы. Кроме того, США саботируют продвижение китайских промышленных парков (на сумму в 20 млрд долларов) и строительство железной дороги (32 млрд долларов) [Там же].

Попытки правительства Индии отойти от принципов движения неприсоединения и вступить в союз с Вашингтоном осуждают немало индийских политиков, критично настроенных к США. В Индии помнят Бхопальскую катастрофу 1984 года на американском химическом заводе компании «Union Carbide», когда погибли 25 тыс. человек. Индийцы призывают своего премьер-министра Н. Моди не впадать в «американскую эйфорию».

В американской стратегии Индию отталкивают несколько моментов. Во-первых, если Вашингтон действительно заинтересован в процветании Индии, то не следует блокировать строительство газопровода Иран - Индия в обмен на обещание построить газопровод Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (одна из главных причин оккупации Афганистана в 2001 году). Китай, главный распорядитель газовых ресурсов Центральной и Южной Азии, предупреждает Н. Моди об «американской ловушке» и предлагает создать индийско-китайское стратегическое партнерство [13]. Пакистан также считает ошибкой сотрудничество Индии с Белым домом, поскольку США использовали джихадский терроризм в борьбе с талибами в Афганистане и сейчас страна страдает от террористических актов и взрывов. Во-вторых, индийцам не понравилось, что на пресс-конференции с Н. Моди США открыто критиковали Россию, поскольку Россия для Индии — проверенный временем друг и ключевой партнер [2]. В-третьих, упреки Обамы в адрес светского государства с мультикультурными традициями ничем не оправданы. Мир видит в Индии цивилизацию с уникальным опытом де-

мократического сосуществования и веротерпимости и не желает насаждения американского шаблона. Индийцев возмутило, что президент США во время исполнения государственного гимна Индии позволил себе жевать резинку, а премьер Н. Моди обращался к Обаме по имени, что недопустимо для дипломатической встречи в верхах.

На визит Б. Обамы в Индию в 2015 году возлагались большие надежды, но они не оправдались [11]. Не было подписано ни одного соглашения об оружии, ядерном сотрудничестве или инвестициях. Причина провала индийско-американского альянса в том, что Индия — представительница опытной древнейшей цивилизации, как мировая держава она поддерживает добрососедские отношения со всеми государствами. Правящая партия «Бха-ратия Джаната парти» стала занимать более критические позиции в отношении США, как и большинство правых националистических организаций мира [14]. Индия не хочет подчиняться диктату Запада, роль зависимой страны для нее недопустима. Таким образом, Индия не готова стать для США противовесом Китаю по американскому сценарию, она продолжает придерживаться нейтралитета и при этом ведет глобальную дипломатию для построения многополярного мира в Азии.

Во внешней политике Индия твердо нацелена на стратегическую независимость, которая исключает ориентацию на единственного партнера, будь то Россия или США. В XXI веке Республика Индия переходит от «взгляда» к «действиям» на Востоке: инициатива Н. Моди под названием «Закон Востока» направлена на укрепление связей с Японией, Вьетнамом, Южной Кореей и Австралией, государствами Центральной Азии [13]. На саммите БРИКС в июле 2014 года Н. Моди активизировал отношения с Россией и Китаем. Современная Индия остается вне блоков, ее дипломатия носит «точечный» характер: создание «Форума диалога Индия — Бразилия — ЮАР» и институционализация «треугольника» Россия — Индия — Китай [14]. Сближение региональных держав происходит на принципах неприятия однополярного мира, исламистского экстремизма и радикализма. Индийский интерес к государствам Центральной Азии ведет начало со времен Великого шелкового пути [17], народы хорошо знают друг

друга как соседи и как партнеры. став наблюдателем Шос в 2005 году [18], индия сформулировала свои стратегические и экономические интересы в регионе, которые объясняются растущим индийским спросом на энергетические ресурсы. Кроме энергетики, индия планирует развивать транспорт и транзитные коридоры со странами Персидского бассейна, Центральной и Юго-восточной Азии и с россией. Геостратегия индии включает выход на мировые рынки через межгосударственное взаимодействие на западе — в Европу, на востоке — в Юго-восточную Азию. Перспективными областями для нее являются информация и коммуникации. таким образом, индия обладает геостратегическим видением своей региональной роли в Южной Азии. все чаще Атр называют индо-тихооке-анским, оценивая роль индии в как глобального игрока [13].

Мы рассмотрели развитие двустороннего партнерства индии с россией и с сША, а также позицию нейтралитета и стратегической независимости республики индии. Не стоит излишне идеализировать отношения между индией и россией на современном этапе. в 2007 году крупнейшая индийская авиакомпания Jet Airways Ltd купила у сША 10 самолетов «Боинг-787» для полетов на международных маршрутах на сумму 1,5 млрд долларов, в течение следующих 20 лет ей будет поставлено еще 856 самолетов [12]. в 2006 году индия объявила «тендер века» на поставку истребителей стоимостью 20 млрд долларов, в нем участвовали американские истребители F-16 и F-18, российский МиГ-35, европейский «тайфун», французский Rafale [19]. российские эксперты рассчитывали, что наша страна получит дорогостоящий контракт на поставку МиГ-35, а значит, будут обеспечены заказами российские авиапредприятия [8], но в 2012 году в этом конкурсе выиграла Франция. в 2011 году россия проиграла еще один крупный тендер — на поставку вертолетов: вместо «Ночных охотников» Ми-28 индия выбрала американскую разработку Boening [там же]. создание совместного военно-транспортного самолета тормозится, поскольку индия потребовала активного участия индийских инженеров в данном проекте [19]. в 2013 году в индии состоялся крупнейший аэрокосмический салон Aero India-2013, в котором участвовало 400 компаний, представ-

ляющих 26 стран. К сожалению, российские компании не подписали ни одного крупного контракта на поставку российской военной техники в Индию. Президент индийского исследовательского центра Observer Research Foundation Н. Унникришнан назвал причину поражения России — стремление Индии диверсифицировать источники оружия и не зависеть на 80 % от поставок из России, как это было в советское время [1]. Эти тенденции породили различные дискуссии о состоянии и перспективах дальнейшего взаимодействия России и Индии в военно-технической сфере.

В России уважительно относятся к Индии, но продолжают считать эту страну частью развивающегося мира, в то время как она уже превратилась в великую державу. Подход Москвы к Индии как к второстепенной державе привел к появлению в Дели взаимной оценки своего партнера. Так, в опубликованном в 2012 году индийском «Докладе неприсоединения 2.0: внешняя и стратегическая политика Индии в XXI веке» [14] Россия отнесена по значимости для Индии к третьему кругу стран.

К сложностям российско-индийского сотрудничества относится высокая конкуренция США и европейских государств, проблема долга, доставшегося в наследство, и коррупция, борьба с которой становится приоритетом для Индии, как и для нашей страны.

Самые серьезные игроки и конкуренты России в борьбе за индийский рынок — США, Китай, Япония, Европейский союз. По данным Центра анализа мировой торговли оружием [3], до 2013 года Россия сохраняла первое место по поставкам вооружения в Индию (80 %), но сейчас ее доля уменьшилась до 54 %. С 2013 года лидером здесь стали США — они экспортировали военной техники на 25,2 млрд долларов. В период 2008—2011 годов второе место в рейтинге крупнейших экспортеров продукции военного назначения в Индию занимала Великобритания — 2,007 млрд долларов (ее сформированный в 2003—2010 годах портфель заказов — 4,094 млрд долларов), третье место принадлежало Израилю — 1,839 млрд долларов (портфель заказов 3,452 млрд долларов), последующие места занимали США — 1,144 млрд долларов (портфель заказов — 3,986 млрд долларов) и Италия — 690 млн долларов (портфель заказов — 4,23 млрд долларов). В целом

в 2008—2011 годах Индия импортировала вооружение из 14 стран.

Конкуренция между Россией и западом проявляется не только в поставках оружия, но и в атомной энергетике. Плюсом для России является ее опыт строительства АЭС «Куданкулам» в Индии, а также планы на создание 22 новых реакторов [8]. Но в феврале 2015 года Б. Обама и Н. Моди объявили об индийско-американской «прорывной договоренности» в ядерной сфере, поскольку бизнес-корпорации General Electric и Westinghouse предложили более благоприятные условия, чем российские или французские компании. В условиях возрастающей конкурентной борьбы требования к качеству продукции и высокотехнологичности возрастают в масштабах. Россию критикуют за поставку устаревшей техники, несвоевременную доставку, затягивание выполнения контрактов. В свою очередь, российская сторона указывает на несоответствие между требованиями дели к модернизации вооружения и стремлением получать его по максимально низким ценам.

Перспективы двустороннего сотрудничества России и Индии в регионе неоднозначны. Эксперты-пессимисты утверждают, что российский научный потенциал в области вооружений исчерпан, советская военная техника вся распродана и на фоне общего российского экономического спада перспективы неблагоприятны. В Индии, наоборот, наблюдается экономический подъем, политика развития науки, инвестиций в ВПК, создание собственного военного производства. По мнению экспертов-оптимистов, Индия ни за что не откажется от такого проверенного партнера по военно-техническому сотрудничеству, как Россия. Наша страна поставки своих вооружений, продажу лицензий никогда не ставила в зависимость от уступок Индии по тем или иным внешнеполитическим вопросам. Индия — единственная страна, с которой Россия имеет долгосрочную программу военно-технического сотрудничества на период до 2020 года [Там же]. Общие угрозы — растущая военно-политическая мощь Китая, мусульманский экстремизм, пиратство — основание для роста совместных разработок новых видов военной техники.

Вопрос о долге Россия проработала детально с целью получения максимальной выгоды для обеих сторон: большую часть индийского

долга (около 3 млрд долларов) наша страна готова потратить на акции доходных индийских компаний, прежде всего телекоммуникационных, не отказываясь при этом от традиционных индийских товаров (чая, кофе, специй, кож и т. п.) [19]. В феврале 2007 года принято решение о переводе 1 млрд долларов долга в инвестиционные проекты, а конкретно — в совместное предприятие по производству диоксида титана.

С 2011 года в Индии наблюдается рост мощного антикоррупционного движения «Индия против коррупции» или «Команда Анны», во главе которого стоит общественный активист, известный как Анна Хазаре. Участники движения требуют прозрачности государственных органов и ужесточения мер против коррупционеров. В Дели говорят о создании института обмудсмена, который будет бороться со злоупотреблениями чиновников.

Перспективными областями для российского бизнеса в Индии являются металлургия, машиностроение, электронное и компьютерное производство, космические науки и техника, огранка алмазов, а также участие в модернизации крупных заводов, построенных при содействии Советского Союза (металлургические заводы в Бхилаи, Бокаро, Визагапатнаме, НПЗ в Барауни, Матхуре и Кояли, завод тяжелого машиностроения в Ранчи, завод горношахтного оборудования в Дургапуре, электростанции в Патрату, Обре и т. д.) [2]. Существует немало перспективных отраслей для создания российско-индийских совместных предприятий в России: разработка нефтяных и угольных месторождений; строительство дорог, мостов и туристических комплексов; производство лекарственных препаратов и банковские услуги [20]. Особое значение для России и Индии имеет гуманитарное сотрудничество, богатства архитектуры, музыки, литературы, искусства обеих стран, Фестиваль российской культуры в Индии и Фестиваль индийской культуры в России.

Индия становится глобальным игроком на мировой арене. Сохраняя нейтралитет, она берет курс на стратегическую независимость, идет на сближение с Китаем, Россией, США, а также с Японией, странами Юго-Восточной Азии и Европейским союзом. Стратегическое российско-индийское партнерство является объективным: национальные интересы наших стран в ключевых сферах экономики, науч-

ного, культурного и военно-технического сотрудничества отвечают целям международной безопасности и не противоречат друг другу. Россия воспринимается как потенциальный геополитический союзник, который может помочь Индии добиться более высокого статуса в международных отношениях. Межгосударственные отношения развиваются во влиятельной организации БРИКС и «треугольнике» Россия — Индия — Китай, в будущем к ним добавится межгосударственное взаимодействие в ШОС и АТЭС [18]. Россия будет поддерживать членство Индии в Совете Безопасности ООН. К сильным сторонам экономического взаимодействия относится военно-техническое сотрудничество, энергетика, банковский сектор и высокие технологии. На петербургском саммите «Группы двадцати» в 2013 году обсуждались возможности Индии в решении актуальных политических вопросов и реформировании международной финансово-экономической архитектуры. К весомым плюсам для России относятся давние традиции межгосударственных связей, выбор стратегических направлений

и создание совместных предприятий на территории Индии. Слабые стороны сотрудничества России и Индии заключаются в том, что оно не играет ключевую роль в экономике двух стран. Удельный вес России в индийском внешнеторговом обороте всего 1 %, наша страна занимает 36-ю позицию по экспорту и 28-ю по импорту [19]. Но перед нашими государствами открываются большие перспективы, в будущем Россия и Индия планируют развивать высокотехнологичное и наукоемкое сотрудничество в области телекоммуникаций и космоса. Перспективные направления — переход во взаиморасчетах на национальные валюты, создание благоприятного инвестиционного климата, таможенные преимущества, либерализация визового режима.

Гегемония «Севера» отвергается Индией по политическим, экономическим и ци-вилизационным причинам. «Американская мантия» не имеет в Индии долгосрочных перспектив. Таким образом, Индия, сохраняя политику нейтралитета, ведет в АТР глобальную дипломатию и держит курс на стратегическую независимость.

список литературы

1. Make in India. A Major New National Programm. 2014. URL: http://www.makeinindia.com/ (дата обращения: 08.02.2015).

2. Договор о мире, дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Индией. Нью-Дели, 9 августа 1971 года. URL: http://www.pactrf.ru/doc. php?docid=23391 (дата обращения: 01.02.2015).

3. Материалы Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). URL: http://m.ria.ru/ spravka/20150121/1043594540.html (дата обращения: 29.01.2015).

4. Совместная декларация об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индией. 4 декабря 2002 г. // Дипломат. вестн. 2003. № 1.

5. Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией. 4 декабря 2002 г. // Дипломат. вестн. 2003. № 1.

6. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Индии о реализации долгосрочной Программы военно-технического сотрудничества на период до 2000 года.

23 декабря 1994 г. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=2404 (дата обращения: 01.02.2015).

7. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Индии о реализации Программы военно-технического сотрудничества на период до 2010 года. 21 декабря 1998 г. URL: http://www.mid.rU/bdomp/spd_md.nsf/0/ 4040B221C03CEB8A43257DEA0045BF06 (дата обращения: 17.01.2015).

8. Комплексная долгосрочная программа сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии до 2020 года. 21 декабря 2010 г. URL: http://hmr1-hmao-msud_ yugra_yfo.infocourt.ru/d/a_mezhdunarodnyy-dogovor/ c_pravitelstvom-rossiyskoy-federacii/24434794/komp leksnaya-dolgosrochnaya-programma-sotrudnichestva-v-oblasti-nauki-tehniki-i-innovaciy-mezhdu-pra.html (дата обращения: 21.01.2015).

9. Фумикадзу Сугиура. Каковы намерения Путина, нацелившегося на сближение с Индией? // JB Press. Япония. 10.02.2015. URL: http://jbpress. ismedia.jp/ (дата обращения: 11.02.2015).

10. Henry J. Hyde United States — India Peaceful Atomic Energy Cooperation Act of 2006 (H.R. 5682). URL: https://www.govtrack.us/congress/biUs/109/hr5682 (дата обращения: 19.01.2015).

11. Трауб Дж. Когда Обама сдался? // Foreign Policy. США. 03.03.2015. URL: http://inosmi.ru/ world/20150303/226618002.html?utm_source=vk1.

12. Indian Defence News. URL: http://defencenews. in/ (дата обращения: 15.02.2015).

13. APEC. Саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Владивосток. 7—8 сентября 2012 г. URL: http://rus.apec2012.ru/ (дата обращения: 14.01.2015).

14. Неприсоединение 2.0: внешняя и стратегическая политика Индии в XXI веке. 27 марта 2012 г. Дели. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1901441 (дата обращения: 04.02.2015).

15. Strategic Vision for Strengthening Cooperation in Peaceful Uses of Atomic Energy between the Republic of India and the Russian Federation. 2014. December 11. URL: http://pib.nic.in/newsite/PrintRelease.aspx?relid= 113165 (дата обращения: 27.12.2014).

16. Барабанов М. «Викрамадитья», «БраМос», «Тришул» и другие проекты для Индии // Неза-

висимое воен. обозр. URL: http://flotprom.ru/ publications/analytics/indiaprojects/ (дата обращения: 28.02.2015).

17. Sinha Y. Asian Security. Long-term Trends and Implications // Asian Security and China 2000—2010. Institute for Defence Studies and Analyses / Shipra. K. Santhanam, S. Kandapalli. New Delhi, 2005.

18. Meena Singh Roy. The Shanghai Cooperation Organisation: A Critical Evaluation / Institute for Defence Studies and Analyses. New Delhi, July 04, 2006. URL: http://www.idsa.in/publications/stratcom ments/MeenaSinghRoy040706.htm (дата обращения: 09.01.2015); Norling N., Swanstrom Т. The Shanghai Cooperation Organization, trade and the roles of Iran, India and Pakistan // Central Asian Survey. 2007. Vol. 26. Iss. 3. P. 429—444.

19. Official website of Government of India Ministry of Commerce and Industry. URL: http://commerce.nic. in/ftpa/default.asp (дата обращения: 07.02.2015).

20. Тезисы о российско-индийских отношениях. Рабочая тетрадь. № III. 2013. Сер. Рабочие тетради РСМД. 26 февраля 2013 г. URL: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=1468#top (дата обращения: 29.01.2015).

ДУНАЕВА Юлия Генриховна — кандидат исторических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета.

Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9 e-mail: juliia.dunaeva@gmail.com

Yu.G. Dunaeva

INDIA IN INTEGRATION STRATEGY OF RUSSIA AND USA:

RISKS OF RIVALRY

India has stepped over the threshold into the XXI century being the global center of influence loyal to the UN Charter and the principles of the international law. For a long time the partnership with India has been playing an exceptional role in the Russian diplomacy. There are no ideological disputes in the Indo-Russian relations. Their approaches to a great number of international problems coincide. Russia and India successfully cooperate in the framework of the UN, G20, BRICS, Eurasian space. International political processes in South Asia have similarity to these of the Post-Soviet space. Common economic trends of the two states include efforts to be integrated into the world economy, to increase the competitiveness on the global markets, to cooperate in power industry, defense and high tech spheres. However, Russia is losing its exclusiveness for the Republic of India. The decade of 2000s has been called "the policy of India's accession to the US". "The Obama Doctrine" to contstrain China assigns one of the principle parts in the Asia-

Pacific region to India. The USA declared India its strategic ally and the zone of its economic and political interests. Later the Indo-American Defense Policy Group was established. The Russian presence in the region is undesirable for the US, as the rivalry is weakening the American influence there.

OBAMA DOCTRINE; PRIVILEGED PARTNERSHIP; EURASIAN SPACE; SOUTH ASIA MILITARIZATION; GLOBAL CENTER OF INFLUENCE.

references

1. Make in India. A Major New National Programm. 2014. Available at: http://www.makeinindia.com/ (accessed 08.02.2015).

2. Dogovor o mire, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu Soyuzom Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik i Res-publikoy Indiyey [Treaty of peace, friendship and cooperation between the Union of the Soviet Socialist Republics and Republic India. New Delhi, on August 9, 1971]. Available at: http://www.pactrf.ru/doc.php?docid=23391 (accessed 01.02.2015).

3. [Materials of the Center of the analysis of world trade by the weapon (CAWTW)]. Available at: http:// m.ria.ru/spravka/20150121/1043594540.html (accessed 29.01.2015).

4. [Joint declaration on strengthening and strengthening of economic and scientific and technical cooperation between the Russian Federation and Republic India. On December 4, 2002]. Diplomatic Bulletin Magazine, 2003, no. 1. (In Russ.)

5. [The declaration on strategic partnership between the Russian Federation and the Republic India. On December 4, 2002]. Diplomatic Bulletin Magazine, 2003, no. 1. (In Russ.)

6. [The agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of India on implementation of the long-term Program of military and technical cooperation for the period till 2000 of December 23, 1994]. Available at: http://base.consul tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=2404 (accessed 01.02.2015).

7. [The agreement between the government of the Russian Federation and the government of the Republic of India on implementation of the Program of military and technical cooperation for the period till 2010. December 21, 1998]. Available at: http://www.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf/0/4040B221C03CEB8A43257DEA 0045BF06 (accessed 17.01.2015).

8. [The comprehensive long-term program of cooperation in science, equipment and innovations between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of India till 2020. December 21, 2010]. Available at: http://hmr1-hmao-msud_yugra_yfo. infocourt.ru/d/a_mezhdunarodnyy-dogovor/c_pravi telstvom-rossiyskoy-federacii/24434794/kompleksnaya-dolgosrochnaya-programma-sotrudnichestva-v-oblasti-

nauki-tehniki-i-innovaciy-mezhdu-pra.html (accessed 21.01.2015).

9. Fumikadzu Sugiura. [What intentions of Putin who aimed at rapprochement with India?]. JB Press. Japan. 10.02.2015. Available at: http://jbpress.ismedia. jp/ (accessed 11.02.2015).

10. Henry J. Hyde United States — India Peaceful Atomic Energy Cooperation Act of 2006 (H.R. 5682). Available at: https://www.govtrack.us/congress/bills/ 109/hr5682 (accessed 19.01.2015).

11. James Traub. [When Obama gave up?]. Foreign Policy, USA. 03.03.2015. Available at: http://inosmi.ru/ world/20150303/226618002.html?utm_source=vk1.

12. Indian Defence News. Available at: http:// defencenews.in/ (accessed 15.02.2015).

13. [APEC. Forum Asia-Pacific economic cooperation. Vladivostok. September 7—8, 2012]. Available at: http://rus.apec2012.ru/ (accessed 14.01.2015).

14. [Non-alignment 2.0: foreign and strategic policy of India in the XXI century. Report. March 27, 2012. Delhi]. Available at: http://www.kommersant.ru/ doc/1901441 (accessed 04.02.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Strategic Vision for Strengthening Cooperation in Peaceful Uses of Atomic Energy between the Republic of India and the Russian Federation. December 11, 2014. Available at: http://pib.nic.in/newsite/PrintRelease. aspx?relid=113165 (accessed 27.12.2014).

16. Barabanov M. ["Vikramaditya", "Bramos", "Trishul" and other projects for India. The Independent military review]. Available at: http://flotprom.ru/publica tions/analytics/indiaprojects/ (accessed 28.02.2015).

17. Sinha Y Asian Security. Long-term Trends and Implications. Asian Security and China 2000—2010. Institute for Defence Studies and Analyses / Shipra. K. San-thanam, S. Kandapalli. New Delhi, 2005.

18. Meena Singh Roy. The Shanghai Cooperation Organisation: A Critical Evaluation. Institute for Defence Studies and Analyses. New Delhi, July 04, 2006. Available at: http://www.idsa.in/publications/ stratcomments/MeenaSinghRoy040706.htm (accessed 09.01.2015); Norling N., Swanstrom T. The Shanghai Cooperation Organization, trade and the roles of Iran, India and Pakistan. Central Asian Survey, 2007, vol. 26, iss. 3, pp. 429-444.

19. Official website of Government of India Ministry of Commerce and Industry. Available at: http:// commerce.nic.in/ftpa/default.asp (accessed 07.02.2015).

20. [Theses about the Russian-Indian relations. Workbook. No. III. 2013. RSMD Workbooks series. February 26, 2013]. Available at: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=1468#top (accessed 29.01.2015).

DUNAEVA Yuliya G. - St. Petersburg State University. Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, 199034, Russia e-mail: juliia.dunaeva@gmail.com

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.