Научная статья на тему 'Россия и Индия в меняющемся глобальном мире'

Россия и Индия в меняющемся глобальном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1175
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ИНДИЯ И КИТАЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / США / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрлов Ф.Н.

В статьеподчеркиваются глубокие корни сотрудничества между Россией и Индией. Оно базируется на основе Договора о мире, дружбе и сотрудничестве между Республикой Индия и СССР (1971 г.), других важнейших документов. Несмотря на проблемы, возникшие в этих отношениях после распада СССР, Россия и Индия неоднократно подтверждали их большое значение в разных сферах, включая международную политику. Крупным шагом на этом пути стало совместное заявление двух стран по итогам встречи в верхах в Дели в октябре 2018 г. Есть основания полагать, что широкое сотрудничество России и Индии будет и в грядущие годы развиваться и крепнуть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Индия в меняющемся глобальном мире»

УДК 954.09

РОССИЯ И ИНДИЯ В МЕНЯЮЩЕМСЯ ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

Ф.Н. Юрлов

В статье подчеркиваются глубокие корни сотрудничества между Россией и Индией. Оно базируется на основе Договора о мире, дружбе и сотрудничестве между Республикой Индия и СССР (1971 г.), других важнейших документов. Несмотря на проблемы, возникшие в этих отношениях после распада СССР, Россия и Индия неоднократно подтверждали их большое значение в разных сферах, включая международную политику. Крупным шагом на этом пути стало совместное заявление двух стран по итогам встречи в верхах в Дели в октябре 2018 г. Есть основания полагать, что широкое сотрудничество России и Индии будет и в грядущие годы развиваться и крепнуть.

Ключевые слова: Россия, Индия и Китай, глобализация, США, безопасность, терроризм.

RUSSIA AND INDIA IN THE CHANGING GLOBAL WORLD

F.N. Yurlov

The cooperation between Russia and India has deep roots. It is based on a solid foundation of the Treaty of Peace, Friendship and Cooperation between the two countries (1971), and other important documents. In spite of the problems emerged in the bilateral relations after the USSR split, both countries many times confirmed their significance in various spheres, including international affairs. It was manifested at the Russia-India summit in Delhi (October 2018). All facts prove that cooperation between the countries will be developing further in the years to come.

Key words: Russia, India, China, globalization, USA, security, terrorism.

В октябре 2018 г. в Нью Дели состоялась очередная российско-индийская встреча в верхах. В итоговом совместном заявлении подчеркивались глубокие корни сотрудничества между нашими странами. Отмечалось, что оно базируется на солидной основе Договора о мире, дружбе и сотрудничестве между Республикой Индия и СССР 1971 г., других важнейших документов, таких как Совместное заявление 2010 г. об особом и привилегированном стратегическом партнерстве между Россией и Индией [3].

Необходимо отметить, что после распада СССР начался новый период в отношениях России с Индией. Вскоре стало понятно, что Россия не сможет сохранить российско-индийские отношения на прежнем уровне. В новых условиях они во

многом зависели от того, каким образом, в каком направлении будут развиваться обе страны. Политика России по отношению к Индии в 1990-х годах характеризовалась непоследовательностью. А ее некоторые действия подрывали доверие индийцев. Таким был эпизод с российскими криогенными двигателями для индийских ракет. Тогда Россия под давлением США отказалась их поставлять. После этого индийский рынок был во многом потерян для России, в том числе и рынок вооружений. Российско-индийские связи ослабли практически по всем направлениям. Торговый оборот в 1993 г. Индии с Россией составил всего 1,1 млрд долл. против 5,5 млрд долл. в 1991 г. с СССР. Во внешней торговле с Россией Индия занимала в 1993 г. место в

конце десятки стран, значительно уступая Германии, Китаю, Италии, Японии, США, Франции и другим, в то время как она активно развивала отношения со странами Запада, Японией и Китаем.

И это несмотря на то, что в предыдущие годы был накоплен огромный опыт взаимовыгодного сотрудничества между Советским Союзом и Индией.

После распада СССР ситуация в мире коренным образом изменилась. Произошли перемены и в политике Индии в отношении России. Сущность рассуждений премьер-министра А.Б. Ваджпаи его сводилась к следующему. До вторжения Китая в Индию в 1962 г. Индия не очень задумывалась над стратегическими проблемами. После китайской агрессии она больше сосредоточились на вопросах национальной безопасности. Она бросилась к США и Великобритании за помощью. И получила некоторую поддержку, но не в тех масштабах, в которых нуждалась.

Тогда Индия обратилась к СССР, что было значительно более плодотворным. В конечном итоге в августе 1971 г. между обеими странами был подписан Договор о мире, дружбе и сотрудничестве - за 4 месяца до начала индийско-пакистанской войны, которая завершилась независимостью Восточного Пакистана, переименованного в Бангладеш.

Окончание холодной войны и распад СССР радикально изменили ситуацию. Перед Индией встал главный вопрос: какое место она должна занять в изменившемся мире? Возникла необходимость перестройки индийской внешней политики. Появилось понимание важности установления более тесных отношений с США, оставшихся единственной супердержавой в мире. В то же время Индия должна была учитывать быстрое выдвижение Китая на мировую сцену. Перемены отношений Индии с РФ, США и КНР начали генерировать новое стратегическое мышление.

До тех пор пока существовал индийско-советский Договор о мире, дружбе и со-

трудничестве, Индия могла быть уверенной в помощи Советского Союза в вопросах, связанных со стратегическими вызовами. Этот период сегодня завершен, и мы должны сами противостоять этим вызовам [4, с. 10-11].

Внешнеполитические приоритеты России и место Индии в них

По сравнению с СССР внешнеполитические приоритеты России резко изменились. В 1990-е годы на первый план вышли связи со странами СНГ, приграничными государствами, проблемы отношений с США, другими западными державами. Присущий СССР глобальный подход к внешней политике отступил на задний план и во многом сменился политикой реагирования на те или иные ситуации в мире.

Двусторонние отношения между Россией и Индией стали во многом определяться текущей расстановкой сил на международной арене. Принципиально важными для безопасности Индии и других стран были последствия распада Советского Союза и утверждение США в качестве единственной сверхдержавы, претендовавшей на неоспоримое лидерство и контроль за политическими и экономическими процессами в ключевых регионах мира.

Особое внимание в Индии привлекали изменения в соотношении сил между Китаем и Россией. Если до распада Советского Союза его геостратегическое и военно-политическое преимущество перед Китаем было достаточно очевидным, то после него обе страны фактически поменялись местами. При этом Китай наращивал свои силы и укреплял позиции на международной арене, а Россия по сравнению с СССР заметно ослабла и с трудом выбиралась из хаоса реформ 1990-х годов. В результате перемен в соотношении геополитических сил Китай все больше позиционировал себя

как великая держава, проводившая независимую внешнюю политику.

В то же время отказ России от внешнеполитической стратегии СССР, вполне объяснимый с точки зрения логики событий, происходивших после 1991 г., привел к утрате ее влияния во многих регионах земного шара. И, тем не менее, несмотря на огромные потери в политическом и экономическом влиянии, Россия оставалась важным фактором мировой политики.

Во второй половине 1990-х годов Россия постепенно стала выходить из замкнутого круга односторонней ориентации на Запад и начала проводить линию на диверсификацию своих внешнеполитических связей. Тот факт, что Индия оказалась в числе первых азиатских государств, которые тогда поддержали Россию в ее критике расширения НАТО, нельзя назвать случайностью. Это было одним из результатов поворота России, пусть запоздалого и еще не очень явного, лицом к Востоку.

События последнего десятилетия ХХ в. показали, что у России не было иного выбора, как быть глобальной державой с интересами на Западе и Востоке. Это предопределялось ее геостратегическим положением, вековыми связями как с европейской, так и с восточными культурами и цивилизациями. Уже в силу этого Россия не могла добровольно ограничить свой политический кругозор.

Вместе с тем она не могла больше брать на себя мессианскую роль, как это было в течение нескольких столетий. Тем не менее, Россия и в ее новых границах оставалась важнейшим фактором мировой политики, державой, которая по определению не могла стоять в стороне от происходящих в мире процессов и событий.

Принятая в развитых странах, прежде всего в США, формула глобализации не брала во внимание особенности многих развивающихся стран. Глобализация не-

редко сопровождалась ущемлением национальных интересов и ослаблением безопасности стран, вовлекаемых в этот процесс. К тому же глобализация открыла возможности для более равного распределения ресурсов развития и влияния в мире. Это могло создать основу для более устойчивой и сбалансированной международной системы. Но при сохранении культурного и цивилизаци-онного разнообразия в мире.

Россия и Индия - стремление

к созданию многополярного мира

В совместной российско-индийской декларации (декабрь 2004 г.) подчеркивалось, что наиболее эффективным способом решения современных проблем и вызовов является многосторонний подход, основанный на самой широкой международной поддержке. Многосторонность представляет собой инструмент для создания многополярного мира.

Россия исходила из того, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и невозможна. Однополярный мир - это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решений. Это мир одного хозяина, одного суверена, что губительно для всех, кто находится в рамках этой системы, и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри/

Россия и Индия проводили работу по продвижению к многополярному миру, основанному на принципах международного права, суверенного равенства, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государств. Сбалансированность внешней политики России и Индии была обусловлена их геополитическим положением, соотношением сил в мире и ответственностью обеих стран за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и региональном уровне. Принципиально важным концептуальным требо-

ванием внешней политики обеих стран было их противодействие попыткам принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений.

Проблемы безопасности в мире после холодной войны

n */ */

В период после холодной войны большинство стран сосредоточивало свои главные усилия на внутренних социально-экономических вопросах. Это в полной мере относилось к России и Индии, которые по разным причинам нуждались в десятилетиях мирного развития, чтобы решить эти масштабные проблемы. Однако на смену прежнему противостоянию капитализма и социализма советского типа пришли новые линии конфронтации в мире. Острые и кровавые конфликты и войны стали фактом реальной действительности.

Проблема безопасности имела для России первостепенное значение, поскольку окончание холодной войны не привело к ликвидации угрозы малых и больших войн. Об этом свидетельствовали многочисленные вооруженные конфликты в разных частях планеты. По существу, вновь началась гонка вооружений, которая носила односторонний характер - происходило наращивание военных мускулов западных государств, прежде всего США. Это подтверждалось ростом военных расходов Америки в два раза по сравнению с расходами на эти же цели в пик холодной войны. Военный бюджет США в 2007 финансовом году составлял около 550 млрд долл., что превышало расходы на оборону 40 стран, включая самые крупные [2, с. 134-140]. Сейчас он составляет более 700 млрд долларов.

В числе внешних военных опасностей Россия назвала создание и развертывание систем стратегической ПРО, подрывающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также рас-

пространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием.

Естественно, что Россия с большой настороженностью отнеслась к ядерным испытаниям Индии и Пакистана в мае 1998 г. Тем не менее, она проявила заметную сдержанность в этом вопросе. Сложившаяся ситуация требовала взвешенного подхода и трезвой оценки.

Принимая решение о проведении ядерных испытаний и провозглашая себя ядерной державой, Индия, видимо, исходила из неизбежности этого. Ее аргументация: ядерные державы за полвека со времени взрыва первой американской атомной бомбы над Хиросимой 6 августа 1945 г. не продемонстрировали твердой решимости продвигаться к миру, свободному от ядерной угрозы. Индийцы заявляли, что национальная безопасность страны в мире, насыщенном ядерным оружием, может быть обеспечена двумя путями - всеобщим разоружением или реализацией принципа равной и легитимной безопасности для всех.

Агрессия НАТО во главе с США в Югославии в 1999 г. выявила, что развивающиеся государства, в том числе и Индия, не могли безразлично относиться к тому, что происходило в мире, даже в отдаленных от них регионах. Индия осудила использование США и их союзниками силы против суверенного государства как противоречащее Хартии ООН и международным правовым нормам. По мнению премьер-министра А.Б. Ваджпаи, натовские бомбежки Югославии подтвердили правильность ядерного выбора Индии в 1998 г. [7].

Россия и Индия против оружия массового поражения

Россия и Индия выступали против распространения оружия массового поражения (ОМП), средств его доставки. Они особо подчеркивали важность принятия мер, направленных на то, чтобы это оружие не попало в руки террористов. Они также поддерживали усилия по предотвращению распространения оружия в космосе.

В начале XXI в. проблема создания Америкой ПРО резко актуализировалась в связи с планами США развернуть противоракетную оборону в Восточной Европе (Чехии и Польше) в сочетании с расширением НАТО на Восток. Такие намерения США рассматривались Россией как направленные против нее. Выступая в Мюнхене на конференции «Глобальные кризисы - глобальная ответственность» 10 февраля 2007 г., президент РФ В. Путин поставил в этой связи ряд вопросов. Среди них: почему обязательно нужно выдвигать военную инфраструктуру к границам России при этом расширении? Разве это расширение связано с преодолением сегодняшних глобальных угроз? Главная из этих угроз для России, США и Европы -это терроризм. Нужна ли Россия в борьбе с терроризмом? Конечно! Нужна ли Индия в борьбе с терроризмом? Конечно! Но нас нет в НАТО, и других стран нет. А вот работать по этой проблематике мы можем эффективно, только объединяя усилия [10]. Индия, в свою очередь, считала, что все соглашения по контролю над вооружениями должны выполняться добросовестно и в полной мере для укрепления стабильности в мире. Действия, связанные с возможностью нарушения договора по ПРО, «воспринимаются нами как непоследовательные в контексте существующих соглашений» [11].

Индия меняет свою позицию по ПРО

Но еще в 2001 г. после выхода США из договора по ПРО индийцы изменили свою позицию по этому вопросу. Правительство Индии поддержало эту инициативу США как отход от норм холодной войны на основе сотрудничества, а не конфронтации. Индия заявила, что «существует стратегическая и технологическая неизбежность в отходе от мира, который является заложником доктрины взаимно гарантированного уничтожения, к основанному на сотрудничестве оборонному переходному периоду, который будет подкрепляться дальнейшими сокращениями оружия и снятием с боевой готовности ядерных сил» [6]. Последнее положение вошло в определенное противоречие с прежними заявлениями Индии о том, что в мире не происходит кардинального сокращения ядерных вооружений, что и подтолкнуло ее к проведению ядерных испытаний в 1998 г.

Большое значение для безопасности России и Индии имела ситуация, сложившаяся вокруг Ирана в связи с разрабатываемой им ядерной программой. Обе страны полагали, что эффективное решение иранской ядерной проблемы могло быть найдено путем политических и дипломатических усилий, что позволило бы сотрудничать с Ираном на основе взаимоуваженя и международного доверия к иранской ядерной программе, которая должна осуществляться исключительно в мирных целях.

Отношение Индии к Ирану можно было расценивать как один из индикаторов ее меняющейся позиции в направлении большего сближения с США. В конце 2006 г. Индия неожиданно для многих проголосовала в МАГАТЭ против Ирана по вопросу об обсуждении его ядерной программы в СБ ООН. Впрочем, еще раньше Индия заявляла, что выступает против появления еще одного ядерного государства в соседнем реги-

оне. Кроме того, она опасалась, что ядерные материалы или технологии могли быть переданы Ираном негосударственным организациям [8].

В этом общем контексте можно было рассматривать введение Индией 21 февраля 2007 г. запрета на экспорт в Иран всех технологий, которые могли быть использованы в создании ядерного оружия. Фактически Индия действовала в рамках резолюции СБ ООН. Однако некоторые эксперты считали, что тем самым она заявила о своей лояльности США [5].

Россия и Индия против терроризма

Усиление террористической деятельности во всем мире на рубеже веков приняло угрожающие формы. Рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия оказывал существенное влияние на глобальную и региональную стабильность.

Индия в течение многих лет сталкивалась с разными проявлениями международного терроризма. Она не раз заявляла, что терроризм, его связи с идеологией экстремизма и финансированием при помощи незаконной торговли наркотиками представляли один из самых серьезных вызовов для всех государств. Поэтому необходимо было сделать все, чтобы ликвидировать эту угрозу.

Россия решительно осуждала трансграничный терроризм в штате Джамму и Кашмир и других районах Индии, поддерживала меры, предпринимаемые этой страной по пресечению деятельности сил, делавших ставку на террористические методы.

Со своей стороны, Индия полагала, что действия России в Чечне как неотъемлемой части Российской Федерации были важными шагами по преодолению терроризма, которым руководили связанные с ним внешние силы. Россия и Индия вы-

ступали против двойных стандартов в отношении к международному терроризму.

Они считали, что глобальный терроризм во всех его формах и проявлениях представлял одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности и осуждали все акты терроризма, кем бы и где бы они не совершались, вне зависимости от их мотивации. Они заявляли, что не может быть никакого оправдания терроризма по любым причинам, включая идеологические, религиозные, расовые, этнические и другие.

Глобальные и региональные измерения российско-индийских отношений

У индийско-российских отношений всегда были достаточно ярко выраженные глобальные и региональные измерения. Однако адаптация России и Индии к новым условиям после распада Советского Союза происходила с немалыми трудностями и издержками, что определялось кардинально изменившейся конфигурацией сил на международной арене, в том числе и в Азии. Эти перемены оказывали огромное влияние и на характер отношений между Россией и Индией.

В конце ХХ - начале XXI в. существенно возросла активность США и других западных держав в Индии, Китае и других азиатских странах. Во всех сценариях развития мировой политики Америка отводила Китаю ведущее место, учитывая его динамично растущий экономический и военный потенциал, быстро развивающийся рынок. Об этом свидетельствовало принятое Конгрессом США в 2000 г. решение о предоставлении КНР режима наибольшего благоприятствования.

Индия также рассматривалась США и Западом в качестве растущего центра силы и крупного рынка с учетом ее людских ресурсов и быстро прогрессирующей экономики. Запад стремился усилить свое влияние и в Центральной Азии, которая имела геостратегическое значение.

Запад был заинтересован в доступе к ее природным ресурсам и уменьшении влияния России на этом важном для нее геополитическом пространстве. Новые государства Центральной Азии превратились в регион борьбы за влияние в нем.

Для Индии, как и для России, было небезразлично, в каком направлении будут развиваться события в Центральной Азии. Обе страны считали, что безопасность и стабильность в этом регионе отвечали их приоритетным интересам. Россия и Индия проявляли заинтересованность в двустороннем и многостороннем сотрудничестве в этом регионе. Это могло бы внести вклад в укрепление стабильности и безопасности в Центральной Азии.

Позиции России и Индии были близкими и по проблемам арабо-израильского конфликта. Они выступали за его всеобъемлющее и справедливое решение на основе международного права и резолюций СБ ООН, осуждали насилие, от кого бы оно не исходило, и призывали международное сообщество активизировать усилия по нормализации ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.

Сходные позиции Индии и Китая по ряду крупных международных проблем были близки и России, что создавало объективную основу для сотрудничества трех держав. Вместе с тем речь не шла о каком-то «треугольнике» или «блоке» этих стран. Каждая из них проводила свою независимую внешнюю политику, в которой их позиции не всегда совпадали. И, тем не менее, сотрудничество этих стран по важнейшим вопросам мировой политики было вполне оправданным и необходимым.

Россия и Индия придерживались сходных или близких взглядов по ряду других важных вопросов современности. Это неоднократно подтверждалось во время регулярных встреч на высшем уровне руководителей обеих стран. Рос-

сия и Индия заявляли о своей приверженности целям установления более демократического мирового порядка, основанного на многополярном мире, который должен учитывать изменения, произошедшие в мировой политике с начала 1990-х годов. Подчеркивалось, что стратегическое партнерство между Россией и Индией служило их долговременным национальным интересам, углубляло взаимовыгодное сотрудничество и вносило вклад в международный мир и безопасность.

Обе страны придавали большое значение сохранению системы ООН как центра многосторонней политики, отмечая необходимость реформ ООН на справедливой демократической основе с тем, чтобы они отражали как возросшее членство в этой организации, так и другие современные реалии. Имелось в виду расширение Совета Безопасности ООН таким образом, чтобы он стал более представительным и эффективным. Россия поддерживала кандидатуру Индии на место постоянного члена в будущем расширенном СБ ООН.

Сотрудничество между Россией и Индией в начале XXI в.

В начале XXI в. Россия активизировала связи с Индией. Подписанная в октябре 2000 г. Декларация о стратегическом партнерстве между обеими странами предусматривала развитие отношений на длительную перспективу в политической, экономической, культурной и военной областях. Наиболее приоритетными сферами сотрудничества стали высокие технологии, телекоммуникации, космос, энергетика, в том числе строительство в Индии АЭС, а также военно-техническое сотрудничество.

Индия проявляла особую заинтересованность в долговременном сотрудничестве с Россией в строительстве атомных электростанций. В 2009 г. практически за-

вершилось строительство двух энергоблоков АЭС в Куданкуламе (штат Тамилнаду) общей мощностью 2000 МВт. Еще раньше, в январе 2007 г., была достигнута договоренность о строительстве двух дополнительных ядерных реакторов на этой АЭС.

Как и прежде, одной из важных тем в российско-индийских отношениях оставалось военно-техническое сотрудничество. К началу XXI в. на долю индийских заказов приходилось около 40% из тех, что уже были заключены Россией со всеми странами мира.

Военно-техническое сотрудничество России и Индии постепенно перешло из формата «продавец-покупатель» к более широким формам, включавшим научные разработки, производство, техническое обслуживание и совместные учения. Убедительным примером такого сотрудничества стала совместная разработка и производство сверхзвуковой противокорабельной ракеты БраМос.

Несмотря на многие проблемы, в начале XXI в. российско-индийские отношения начали выходить из застоя 1990-х годов на уровень, соответствовавший стратегическому партнерству между Россией и Индией и их возможностям в ВТС и сфере высоких технологий. Двусторонние отношения между обеими странами в ключевых сферах экономики, научного, культурного и военно-технического сотрудничества отвечали целям международной безопасности, борьбы с терроризмом, задачам создания многополярного мира, укрепления коллективных инструментов мировой политики, прежде всего ООН.

Внешняя политика Индии в отношении России в начале XXI в. определялась тем, что Россия была признана влиятельным центром силы в многополярном мире. С другой стороны, Индия стремилась позиционировать себя в качестве мировой державы, вела дело к заметному улучшению отношений с США, нормализации отношений с Китаем с учетом того, что у нее сохранялись пограничные проблемы с

этой страной. Индия принимала во внимание конфликтные отношения между ней и Пакистаном вряд ли могли быть преодолены в обозримом будущем.

При этом Индия не могла не считаться с переменами в отношении США к Пакистану. В частности, с заявлением президента США Д. Трампа: «Соединенные Штаты по глупости дали Пакистану более 33 млрд. долларов помощи за последние 15 лет, а они нам ничего не дали, кроме лжи и обмана, полагая, что наши лидеры - дураки. Они дают укрытие террористам, которых мы разыскиваем в Афганистане, помощи никакой. Хватит!» [1].

Россия и Индия придерживались линии на становление Афганистана в качестве демократического, плюралистического и стабильного государства, выступали за усиление роли международных сил содействия безопасности в борьбе с незаконной наркоиндустрией в Афганистане.

Что касается политики США в отношении Афганистана, то Д. Трамп высказался в присущей ему манере: «Наплевать на демократию в Афганистане». Он назвал вторжение США на Ближней Восток «худшей ошибкой за всю историю США». Провалом Трамп считает и попытки бывшего президента США Барака Обамы вывести войска из Ирака. «Хотя Обама, возможно, поступил неправильно, выведя оттуда солдат, но вводить их туда было, по моему мнению, самой большой ошибкой, которую когда-либо совершали в истории нашей страны». И добавил: «Семь триллионов долларов и миллионы жизней, я учитываю потери с обеих сторон. Миллионы жизней» [12].

Индия учитывала изменения в конфигурации сил в мире, которая приобретает все более полицентрический характер. При этом центр мирового влияния все более смещается в Азию, где находится большинство крупных экономик мира и большая часть ядерных держав. Внешняя политика Индии реагирует на изменения в региональной и глобальной экономической и

политической ситуации. Среди других факторов, которые также влияют на политику Индии, это миграция из нее, а также общее усиление миграционных потоков в мире. По подсчетам индийцев, дефицит рабочей силы в развитых странах должен привести к заметному развитию аутсорсинга производства товаров и услуг в страны с ее избытком, в том числе Индию.

Россия и Индия считали взаимодействие в форматах БРИК и Россия-Индия-Китай эффективным инструментом укрепления более сбалансированной и предсказуемой международной системы. На полях саммита 20-ки в Аргентине 30 ноября 2018 г. лидеры этих стран провели углубленный обмен мнениями по укреплению сотрудничества между тремя странами в новой ситуации в мире [9].

Они также отмечали, что ШОС стала авторитетной международной организацией, обеспечивающей мир и стабильность и способствующей экономическому развитию региона. Россия выступала за полноценное членство Индии в ШОС.

Россия и Индия неоднократно подтверждали большое значение как двусторонних, так и международных отношений межлу ними. Это наиболее ярко проявилось во время визита В. Путина в Индию в октябре 2018 г. В упомянутом ранее совместном заявлении обеих стран было выражено взаимное удовлетворение прогрессом в развитии российско-индийских отношений, в том числе по вопросам двустороннего и международного значения во имя процветания народов обеих стран. Обе стороны подтвердили их приверженность дальнейшему укреплению глобального ядерного нераспространения. Особо отмечалось заключение контракта на поставку из России в Индию ракетных систем С-400 (Триумф), что является еще одним примером глубокого доверия между нашими странами. Есть основания полагать, что всестороннее сотрудничество между Россией и Индией будет и последующие годы развиваться и крепнуть.

Список литературы

1. BBC. News/ Русская служба. 1.01.2018 г.

2. Feldstein, Martin. The Underfunded Pentagon // Foreign Affairs. March/April 2007. - С. 134-140.

3. Ministry of External Affairs. Government of India. Joint Statement during visit of President of Russia to India. - 2018. October 05.

4. Mishra, Brajesh. From Ahimsa to Atom Bomb. Nuclear: Changing ties with big three created new strategic thinking // Week. New Delhi. - 31.12.2006. - С. 10-11.

5. Hindu. 17.02.2007.

6. Hindu. 12.05.2001.

7. Times of India. 29.03.1999.

8. www.outlookindia. 14.02.2007.

9. Агентство Синьхуа. 01.12.2018.

10. Выступление В. Путина на конференции в Мюнхене «Глобальные кризисы - глобальная ответственность» 10 февраля 2007 г. // Российская газета. 12.02.2007.

11. Независимая газета. 22.06.2000; Ramachandran R. Towards a New Arms Race. 2000. -July 23-August 04.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. РИА Новости. «Наплевать на демократию в Афганистане». Как Трамп шокирует Америку. 27.09.2018 г.

References

1. BBC. News/ Russkaya sluzhba. 1.01. 2018 g.

2. Feldstein, Martin. The Underfunded Pentagon // Foreign Affairs. March/April 2007. - S. 134-140.

3. Ministry of External Affairs. Government of India. Joint Statement during visit of President of Russia to India. - 2018. October 0.

4. Mishra, Brajesh. From Ahimsa to Atom Bomb. Nuclear: Changing ties with big three created new strategic thinking // Week. New Delhi. - 2006. 31.12. - S. 10-11.

5. Hindu. 17.02.2007.

6. Hindu. 12.05.2001.

7. Times of India. 29.03.1999.

8. www.outlookindia. 14.02.2007.

9. Agentstvo Sin'hua. 01.12.2018.

10. Vystuplenie V. Putina na konferencii v Myunhene «Global'nye krizisy - global'naya otvetstvennost'» 10 fevralya 2007 g. // Rossijskaya gazeta. 12.02.2007.

11. Nezavisimaya gazeta. 22.06.2000; Ramachandran R. Towards a New Arms Race. July 23-August 04. 2000.

12. RIA Novosti. «Naplevat' na demokratiyu v Afganistane». Kak Tramp shokiruet Ameriku. 27.09.2018 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.