Научная статья на тему '2009. 01. 019-020. Огузо-туркменские племена и сельджукская держава на Ближнем востоке XI-XII вв'

2009. 01. 019-020. Огузо-туркменские племена и сельджукская держава на Ближнем востоке XI-XII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОЗ КАПИТАЛА КНР В АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / СЕЛЬДЖУКСКИЙ СУЛТАНАТ / ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 01. 019-020. Огузо-туркменские племена и сельджукская держава на Ближнем востоке XI-XII вв»

ИСТОРИЯ

2009.01.019-020. ОГУЗО-ТУРКМЕНСКИЕ ПЛЕМЕНА И СЕЛЬДЖУКСКАЯ ДЕРЖАВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ XI-XII вв.

2009.01.019. BLAUM P.A. Children of the arrow: The strange saga of the Iraqi Turkmens // Intern, j. of Kurdish studies. - N.Y., 2001. -Vol. 15, N 1/2. - P. 137-158.

2009.01.020. KAYHAN H. Selcuklularin yikilisindan sonra Irak ve Azerbaycan' in durumu // Belleten / Turk tarih kurumu. - Ankara, 2007. -Cilt 71, sayi 262. - S. 891-907.

Американский историк П.А. Блаум (Международный журнал курдоведения, Нью-Йорк) (019) посвящает свою статью раннему этапу (первая половина XI в.) этнической инфильтрации тюрков на территорию Передней Азии. Складывание ядра сельджукского объединения традиция связывает с личностью эпонима династии, который возглавил фракцию огузского племени кынык, отказавшуюся повиноваться хазарам и обосновавшуюся неподалеку от устья Сырдарьи. Сельджук, приняв в конце своей жизни ислам, выступил против бывших соплеменников и создал самостоятельное княжество в районе Дженда. Имена, которые носили его сыновья и наследники (Микаил, Исраил, Муса и Йунус)1, навели ряд исследователей на мысль, что первоначальной религией Сельджука могло быть христианство. «Несомненно, что огузы, как и все жители Средней Азии, подверглись в разной степени воздействию буддизма, манихейства, несторианства и иудаизма хазар. Влиянием последних двух вполне может объясняться предпочтение, отдававшееся первыми Сельджуками ветхозаветным именам» (019, с. 137). Распространение ислама, скорее всего, происходило при посредстве как «борцов за веру» (гази), так и суфийских миссионеров, а также купцов, проезжавших через их кочевья по пути в Китай и Волжскую Болгарию. С включением в мусульманскую ойкумену огузы все чаще стали именоваться туркменами - этноним, происхождение которого является все еще дискуссионным.

1 Соответствуют библейским Михаил, Израиль, Моисей и Иона. - Прим.

реф.

Исламизация степного пространства от Арала до Тянь-Шаня протекала синхронно с тюркскими миграциями в направлении зоны оседлого земледелия Средней Азии. Если карлуки образовали в Восточном Туркестане самостоятельную державу Караханидов, то огузы (гузы) пополняли в качестве вспомогательных отрядов вооруженные силы иранцев Саманидов, правивших Хорасаном и Мавераннахром1. В конце X в. род Сельджука под водительством Исраила частично переселяется в окрестности саманидской столицы, предположительно привлеченный обещанием лучших пастбищ в обмен на военную помощь против Караханидов. Когда же последним все же удалось сокрушить Саманидский эмират, Сельджуки признали их верховенство и принимали участие в их династических усобицах начала XI в. Области к югу от Амударьи были включены в державу Махмуда Газна-ви, заявлявшего о себе как о поборнике суннизма на востоке мусульманского мира.

20-е годы XI в. стали временем раскола внутри рода Сельджуков. Исраил, чьи приверженцы понесли серьезные потери, поддержав одного из караханидских претендентов, предпочел переселиться к северным рубежам Хорасана, но его племянники Тогрыл-бег и Чагры-бег остались на службе у карлукских государей. Достигнув договоренности с Махмудом Газнави о расселении своих соплеменников в приграничных районах его владений, Исраил должен был последовать в его столицу Газни, где вскоре оказался в заложниках. В ответ приведенные им туркмены стали опустошать хорасанские округа, но в 1028 г. были рассеяны Махмудом. Однако основной массе гузов Исраила удалось пробиться в глубинные районы Ирана и включиться в распри местных дейлемитских правителей. Так как большая их часть сконцентрировалась на северо-западе страны в области Джибал, или Персидский Ирак2, за ними закрепилось наименование иракских туркмен. «При том, что некоторые из их вождей известны по имени, они не выдвинули ни одного способного лидера, который сумел бы определить

1 Исторический Хорасан занимал значительную часть территории современных Восточного Ирана, Западного Афганистана и Южного Туркменистана, а Мавераннахр - земли нынешних Узбекистана и Таджикистана. - Прим. реф.

2 Персидский Ирак (Ирак-и Аджам) - обозначение области (соответствует Древней Мидии), занимавшей современные останы: Центральный, Тегеран, Исфахан, Йезд и Хамадан, употреблялось до начала XX в. (Ирак Арабский - территория современного Среднего и Нижнего Ирака). - Прим. реф.

их общую судьбу и создать в Иране хотя бы подобие государства. Таким образом, иракские туркмены, захватывая, грабя, а затем оставляя различные округа, оставались не более чем силой, сеющей анархию. Им суждено было сыграть роль беспокойного авангарда еще более обширного союза гузов-сельджуков под предводительством Тогрыл-бега и Чагры-бега, которые пока все еще кочевали в засушливых глубинах Средней Азии. Тем не менее, если бы иракские туркмены не двинулись первыми на Средний Восток, судьбы тюрков-сельджуков и многих иных - сложились бы совершенно иначе. Именно иракские туркмены - племя безудержных искателей наживы - указали туркам путь к их нынешней родине» (019, с. 139).

1029-1030 гг. прошли в Западном Иране под знаком экспансии Махмуда Газнави, который выступал здесь как ярый противник династии Бундов, обосновывая свои территориальные притязания желанием защитить аббасидского халифа - главу всех мусульман-суннитов, оказавшегося в плену у шиитов. Скоропостижная смерть помешала осуществлению масштабных планов завоевателя, в том числе походу на Месопотамию, а оттуда, по кромке Сирийской пустыни, - на Египет, где властвовали исмаилитские халифы Фатимиды. «Первый великий властелин-тюрк на Среднем Востоке, Махмуд был в первую очередь воином, пользовавшимся поддержкой воинской касты, в то же время у него хватало здравого смысла использовать в управлении своей огромной империей персидских бюрократов; покровительствовал он и учености. Среди его протеже числились и поэт Фирдоуси, и эрудит Бируни, в равной степени известный как математик, астроном и этнограф. Как гази, превратившийся в строителя державы, Махмуд из Газни послужил примером для Сельджуков, которым предстояло в буквальном и переносном смысле пойти по его стопам» (019, с. 140).

Уже на рубеже 20-30-х годов XI в. иракских гузов привлекал Азербайджан, который, будучи расположен у западной оконечности торгового пути в Хорасан, представлял собой также одну из немногих климатических зон Большого Ирана, где было возможно неполивное земледелие. Его плодородные долины сулили стадам номадов богатые пастбища, а их проникновение облегчалось политической раздробленностью региона. Так, эмиры Тебриза Раввадиды использовали гуз-ские отряды в своем противоборстве с Шаддадидами Гянджи и Двина. Одновременно оба правящих рода вели непрекращающийся газават против своих соседей - армянских и грузинских династов, за спинами

которых уже начинали обрисовываться очертания нового масштабного наступления Византии на Восток. Для противодействия ему курдские, бедуинские и дейлемитские владетели все чаще вынуждены были прибегать к помощи тюркских ополчений. Однако, когда в конце 30-х годов XI в. Азербайджана достигла новая волна туркменской миграции, под ударом оказалось преимущественно мусульманское население области, ибо попытка раввадидских эмиров «приручить» пришельцев провалилась. Вторжение огузов даже подтолкнуло к временному замирению с Византией арабских и иранских князьков Северной Месопотамии, которые почувствовали серьезную опасность для своей власти.

Это были годы, когда Константинополь добился выгодной для себя стабилизации обстановки в Восточном Средиземноморье: император Михаил IV, освободив мусульманских военнопленных, получал у фатимидского халифа ал-Мустансира - сильнейшего из государей ислама той эпохи, право назначения православного патриарха Иерусалимского и покровительства церкви Гроба Господня. «Невелик был вклад иракских туркмен в дело джихада против христиан: они скорее действовали как бездумные союзники неверных византийцев, армян и грузин против собственных единоверцев. В результате христианские государства по-прежнему пользовались преимуществом, несмотря на периодические демонстрации силы со стороны арабских и курдских пограничных эмиров» (019, с. 151).

В начале 40-х годов группа иракских туркмен, получившая, по месту своего расселения, наименование урмийских гузов, была разгромлена и рассеяна Раввадидами. Часть туркмен оказалась выдавлена из Азербайджана в пределы Багратидского царства, где на Раздане произошло их первое большое столкновение с армянским войском, завершившееся победой последнего. Другая часть гузов бежала в направлении Мосула, но была практически полностью уничтожена в стычках с курдами-хаккяри. Тем временем в Хорасане огузские роды, оставшиеся под властью Тогрыла и Чагры, наголову разбили газна-видское воинство при Данданакане (1040) и начали организованно продвигаться в западные области Иранского нагорья. Примечательно, что их иракские соплеменники не только не стали соединяться с ними, но и открыто отвергли приглашение Тогрыла к совместным боевым действиям. Двумя потоками они устремились к равнинам Верхней Месопотамии, где вступили в конфликт с правившими Диярбекиром и

Хлатом Марванидами. В 1044 г. в ходе одного опустошительного похода они разграбили крупнейшие города страны Нисибин, Мийафа-рикайн, Синджар. Их фактическая неподконтрольность Тогрылу, судя по данным источников, совершенно не учитывалась местными владетелями, которые склонны были возлагать ответственность за хищничество именно на него. Самым громким их деянием было взятие и разграбление важнейшего торгового центра - Мосула - в 1044 г. Тог-рыл-бег ограничился тем, что объявил их своими мятежными подданными, не предпринимая, однако, никаких мер к их обузданию.

Конец наступлению гузов положила только коалиция арабских и курдских предводителей, сплотившихся вокруг эмиров Мосула Укайлидов: обескровленные в жестокой битве, они откатились через Южную Армению в Азербайджан, где обосновались в окрестностях Хоя. Здесь среди них выдвинулся на первый план сын Исраила Кут-лумуш, которого автор характеризует как «темную, но значительную фигуру», «ловкого номада, склонного к оппортунизму, но лишенного державных амбиций» (019, с. 156). Стремясь сохранить свой полунезависимый статус в Азербайджане, он принимал активное участие в междоусобных войнах Восточного Закавказья, причем выражал готовность даже выступить в роли союзника и друга Византии, что не мешало ему громить армянское царство Вананд и его столицу Карс. Апогеем военно-политической активности иракских туркмен в 40-е годы XI в. стали их бои на землях бывшего царства Васпуракан (берега озера Ван) против византийской армии. Тем самым они прокладывали маршрут для экспансии Сельджукского султаната в западном направлении, которое станет ведущим уже при преемниках Тогрыл-бега. «Переселение иракских туркмен инициировало процесс, в результате которого Азербайджан - ранее курдский и иранский - обретет с культурно-языковой точки зрения свой тюркский облик» (019, с. 158).

Хюсеин Кайхан (Университет имени 18 марта, Чанаккале, Турция) рассматривает процесс дезинтеграции султаната иракских Сельджуков и возвышения новых игроков в Западном Иране конца XII в. (020)

Гибель последнего представителя династии в 1194 г. открыла путь к переделу региона между тремя противоборствовавшими силами - Багдадским халифатом Аббасидов, хорезмшахами и верхушкой бывшей сельджукской элиты (представленной, с одной стороны,

туркменскими кочевыми вождями, а с другой - командирами невольничьих соединений гулямов).

Хорезмшах Текеш сумел наложить руку на державную казну и разделить в качестве икта1 между своими военачальниками земельный фонд сельджукских владений. Источники свидетельствуют об огромном обогащении Текеша и его эмиров за счет сокровищ, захваченных в столице иракских Сельджуков - Хамадане. Однако экспансия хо-резмийцев встретила противодействие Багдада, переживавшего при халифе аи-Насир ли-Дин-Аллахе (1180-1225) заметный подъем, сказавшийся и на внешнеполитической активизации. Длившееся в течение почти всего ХП в. соперничество Аббасидов, стремившихся возродить свое влияние не только в религиозно-юридической, но и в военной сфере, с Сельджуками получило свое продолжение во взаимоотношениях Халифата с Хорезмом. Хотя ан-Насир в предшествовавшие годы не скрывал своего желания вовлечь хорезмийцев в борьбу против последнего Сельджука, после его уничтожения халиф потребовал у Текеша уступки «по праву» причитавшейся ему части сельджукских владений. Более того, «повелитель верующих» попытался превратить направленное к хорезмийскому владыке посольство под руководством своего вазира Муаййид ад-Дина ибн ал-Кассаба в демонстрацию силы, придав ему воинский отряд. В ответ Текеш, разгромив вооруженное посольство, направил в Багдад требование о признании его в качестве султана покровителем Халифата и об упоминании его имени в пятничных проповедях (хутба), читавшихся в аббасидской столице.

Основные центры Персидского Ирака хорезмшах распределил не только между собственными родственниками и военачальниками (например, Рей), но и среди выразивших ему лояльность сельджукских атабегов2 и эмиров (Хамадан и Исфахан). Именно последние сразу вслед за возвращением Текеша в Среднюю Азию открыто высту-

1 Икта - земельное держание, обусловленное службой государю, которое могло, при ослаблении центральной власти, превращаться в наследственное. -Прим. реф.

2 Атабег - опекун царевича; как правило, выходец из тюркской знати или верхушки гулямов; тесные связи с будущими султанами предоставляли атабегам возможность создавать собственные самостоятельные владения, и в XII в. это звание превратилось во владельческий титул безотносительно к первоначальному значению. - Прим. реф.

пили как самостоятельные политические фигуры. Среди них особенно выделялся представитель контролировавшего Азербайджан рода Иль-дегизидов Кутлуг-Инанч, жаждавший объединить под своей властью весь Персидский Ирак. В 1195 г., разгромленный полководцем Теке-ша Маяджыком, он бежал под защиту Ибн ал-Кассаба, который в это время занимался присоединением к Аббасидскому халифату экономически важной области Хузестан. Это послужило стимулом к дальнейшей реализации ан-Насиром своего плана сдерживания хорезмий-цев. С этой целью Багдад ввел в игру очередных союзников -султанов Гура, объединивших под своей эгидой горные районы на подступах к Индии, которые потребовали у хорезмшаха признать верховенство халифа. Текеш, в свою очередь, противопоставил их давлению военную мощь своих соседей на северо-востоке - каракитаев, которые, однако, потерпев поражение от Гуридов, обратили свою энергию на бывшего союзника. В этих условиях Текешу пришлось пойти на компромисс с Гуром, но своей линии в отношениях с Багдадом он остался верен.

Водворение халифской администрации в Хузестане ознаменовалось ужесточением фискального пресса (чрезвычайный налог мал-и масалих) и введением нового законодательства, направленного на расширение сельскохозяйственных площадей в непосредственном ведении халифского дома за счет среднего и мелкого индивидуального землевладения. Однако на землях, подвластных хорезмийским управителям, население подвергалось еще более жесткому давлению, что заставляло его отдавать предпочтение власти Аббасидов. Этим объясняются молниеносные успехи Аббасидского войска под командованием Ибн ал-Кассаба осенью 1195 г., когда ему удалось отбить у хорезмийского царевича Йунус-хана и его атабега Маяджыка Саве, Исфахан и Рей, отбросив их к пределам Хорасана. Однако Аббасиды, как и хорезмшахи, не могли обойтись без опоры на эмирские клики, сформировавшиеся при последних Сельджуках. Ильдегизид Кутлуг-Инанч, в качестве союзника сопровождавший Ибн ал-Кассаба в его походе, не замедлил выступить против своих бывших патронов, и ва-зир должен был обратить свое внимание на его сепаратистские поползновения. К 1196 г. почти все округа Персидского Ирака были присоединены к Халифату, а в расположенные здесь города направлены из Багдада наместники-шихны. Однако территориальные приобретения Аббасидской державы оказались недолговременными.

Смерть Муаййид ад-Дина ибн ал-Кассаба обезглавила находившиеся в Западном Иране халифские войска, которые в считанные недели были вытеснены с занятых позиций хорезмийским контрнаступлением под командованием Маяджыка.

Ан-Насир, невзирая на сокрушительный провал своей дорогостоящей экспедиции, направил к Текешу очередное посольство, в задачу которого входило удержать хорезмшаха от дальнейшего движения на Багдад. При этом, кроме угроз, «повелитель верующих» на данный момент не располагал никакими рычагами давления на своего противника, и тот, отчетливо осознавая это, ответил ему встречным требованием - передать «для удовлетворения нужд войска» Хузестан.

Области Западного Ирана были вновь перераспределены между хорезмийской знатью, а сам государь возвратился в Среднюю Азию. «То, что хорезмшах Текеш, которого халиф ан-Насир использовал в борьбе с сельджуками, впоследствии встал против его желаний и намерений, привело к разрыву отношений между Халифатом и государством хорезмшахов, что стало началом противостояния, которому суждено было продлиться вплоть до завоеваний Чингисхана. Халифы, прилагая большие усилия для возвращения былого блеска Аббасид-ской державе, всячески стремились ослабить блокировавшую их планы империю Великих Сельджуков, но получили желанную возможность только во времена Сельджуков иракских. Не будучи в силах справиться с их государством на военной арене, они направляли свои усилия на создание нестабильности внутри их владений путем подстрекательства отдельных владетелей и эмиров-гулямов, связанных с сельджукским семейством, и добились в этом успеха. Этот подход неизменно характеризовал политический курс всех халифов.

Теперь, когда государство иракских Сельджуков отошло в историю, перед халифом ан-Насиром встала другая тюркская держава, и он не видел никаких препятствий к тому, чтобы применить и здесь ту же политику. Мы можем проследить по источникам, что ан-Насир не только был вовлечен, но и лично поощрял и покровительствовал всем центробежным анархическим и дестабилизирующим тенденциям в Персидском Ираке этого и более позднего времени» (020, с. 898).

Порядок, установленный в Западном Иране хорезмшахом, и на этот раз обнаружил свою хрупкость. Протагонистами и на сей раз выступили «старые сельджукские эмиры», которые, сплотившись вокруг военачальника Гекчи, объявили о своем признании халифского авто-

ритета и выдвинули предложение о разделе сфер влияния в регионе. Багдад ответил на их инициативу, официально санкционировав полномочия Гекчи. Чтобы вернуть себе хотя бы частичный контроль над неспокойной областью, Текеш обратился к ильдегизидскому атабегу Азербайджана Абу Бакру, выразив даже готовность уступить ему Ха-мадан. В то же время ан-Насир не оставлял и попыток прямого вмешательства в дела Персидского Ирака: главным проводником его политики стал новый вазир Муин ад-Дин Каши, и аббасидским военачальникам удалось весной 1197 г. вернуть Хамадан. Их успехам положил конец Маяджык, который до того нанес ощутимый удар по располагавшимся в регионе замкам исмаилитов-низаритов1.

О том, что хорезмийский военачальник действовал уже во многом независимо от своего господина, свидетельствует тот факт, что багдадский двор сносился с ним напрямую, наделяя его, в числе прочих, прозванием «Александра эпохи» и признавая его в качестве «представителя повелителя верующих». Со своей стороны, Текеш вынужден был напоминать о подотчетности Маяджыка хорезмшах-ской власти. В 1198 г. этот эмир захватил Рей и выступил уже как самостоятельный государь, так что в 1199 г. для его нейтрализации хо-резмийскому государю потребовалось снаряжать многочисленную экспедицию.

Азербайджан продолжал находиться во власти ильдегизидских атабегов, играя роль своеобразного буфера между владениями халифа и хорезмшаха. Что касается ан-Насира, то он счел целесообразным все же признать особой грамотой (маншур) власть Текеша над Ираком (Персидским), Хорасаном и Туркестаном. Компромисс, достигнутый с «повелителем верующих», позволил хорезмшаху обратить первостепенное внимание на приведение к покорности низаритских твердынь, при осаде одной из которых он и скончался в июле 1200 г.

Отныне хорезмийское присутствие в Персидском Ираке значительно сократилось, и на передний план выступили Ильдегизиды. Атабег Абу Бакр, овладев Исфаханом, передал всю область в распоряжение своего брата Озбега. Однако ему предстояло еще справиться с сопротивлением местных эмирских группировок, наиболее могущественную из которых возглавил Гекча. Ее разгром произошел лишь в

1 Широкой европейской публике они более известны по «черной легенде»

об ассасинах. - Прим. реф.

1203-1204 гг.. С этого времени область, которой формально управлял Озбег, фактически находилась в руках его мамлюка Айдогмуша. Но и в самом Азербайджане Абу Бакр был не в силах удерживать собственные позиции. В качестве примера его политической несостоятельности X. Кайхан приводит его фактический отказ от решительных мер против грузинского царства Багратиони, присоединившего в эти годы значительную часть Восточного Закавказья и угрожавшего даже иль-дегизидской столице Ардебилю (020, с. 906).

Подводя итог, турецкий исследователь отмечает, что эмиры -выходцы из гулямской среды, возвышение которых было существенным фактором упадка иракского султаната Сельджуков, в большинстве своем перейдя на сторону хорезмийцев, совместно с ними участвовали в дестабилизации социально-экономической ситуации западноиранских областей. Хорезмшахи, которых постоянно отвлекала от дел Персидского Ирака необходимость удерживать среднеазиатские и хорасанские рубежи, не могли утвердить здесь более или менее централизованную администрацию, и регион десятилетиями оставался театром военных действий. Неоспоримы и деструктивные последствия походов на эти территории, организовывавшихся Халифатом. Что касается Азербайджана, то после хозяйственного подъема при атабеге Ильдегизе и его сыновьях (середина XII в.) апатия и безответственность носителей высшей власти оставили область беззащитной перед лицом усилившейся Грузии.

Т.К. Кораев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.