Зарубежная история
В.М. Запорожец
Образование государства Сельджуков в Хорасане
В статье анализируются образование и становление клана Сельджуков, обретение им военной силы, выход на политическую сцену, война с Газневидами за Хорасан и образование здесь независимого сельджукского государства. Ключевые слова: Сельджук, субаши, огузский ябгулук, клан Сельджуков, Сама-ниды, Мавераннахр, Караханиды, Газневиды, Хорасан, битва при Данданакане, государство Сельджуков в Хорасане, халиф, султан Тугрул.
События, которые происходили в XI в. на обширной территории, простиравшейся от Сырдарьи до Византийских владений в Малой Азии, тесно связаны с Сельджуками, династией тюркских правителей, которую в X в. основал некто Сельджук. Родиной Сельджука была Средняя Азия, точнее, земли между восточным побережьем Каспийского моря и средним течением реки Сырдарья. В Х-Х1 вв. здесь находилось государство огузов [7, с. 70; 8, с. 10], т.н. огузский ябгулук. В первой половине X в. огузский ябгулук был независимым и сильным государством [7, с. 54].
Согласно легенде, отец Сельджука, имя которого было Тукак, а прозвище - Железный лук, был известен своей необыкновенной силой, храбростью и умом. Он был одним из приближенных ябгу, так у огузов именовался верховный правитель [Там же, с. 52-53]. Сельджук появился на свет в начале X в. После смерти отца он воспитывался при дворе ябгу и в молодом возрасте был назначен на должность субаши, т.е. поставлен во главе войска огузов. Сельджук успешно справлялся со своими обязанностями, ябгу благоволил к нему. Однако вскоре отношение правителя к своему командующему радикально изменилось. Существует несколько версий, объясняющих причину постигшей Сельджука опалы. Наиболее вероятной представляется та из них, согласно которой молодой,
Зарубежная история
энергичный военачальник претендовал на верховную власть в стране (в огузском ябгулуке) и готовил переворот. Местная знать не поддержала Сельджука, и ему пришлось бежать, спасая свою жизнь.
В 925 г. в сопровождении 100 наиболее преданных ему соплеменников Сельджук добрался до г. Дженд, точнее, до его окрестностей. Здесь начался новый этап в его жизни.
Дженд был расположен несколько восточнее р. Сырдарья в ее среднем течении. Формально он контролировался огузами, от которых бежал Сельджук. Однако это была та территория Средней Азии, по которой в то время проходил передний край распространявшегося с юга ислама. Если верхнюю часть Междуречья этот процесс еще не охватил, то на землях в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи с такими городами, как Бухара и Самарканд, население уже приняло мусульманскую веру. Более того, Мавераннахр (так по-арабски называлось междуречье Амударьи и Сырдарьи в их нижнем течении) отличался неистовым фанатизмом в вопросах борьбы с неверными. Богатые люди этого региона тратили огромные суммы на джихад, строительство обителей для гази (воинов), создание вакуфов (движимое или недвижимое имущество, отданное на религиозные или благотворительные цели).
Сельджук, как и его соплеменники, был язычником. Однако, попав в новую среду и быстро оценив обстановку, он принимает ислам и становится одним из местных лидеров джихада.
Сельджук выступает инициатором отказа от уплаты жителями г. Дженд налога (хараджа) в казну немусульманского огузского государства. Изгнание из города сборщиков налогов стало причиной серии столкновений между направленными в Дженд войсками огузов и руководимыми Сельджуком отрядами горожан. Эти столкновения завершились выходом Дженда из-под контроля огузского ябгулука и принесли Сельджуку известность. Он формирует свою (пока еще немногочисленную) армию и одерживает ряд побед над «неверными» за пределами Дженда. Теперь уже Сельджука называют гази, и все новые борцы за веру стремятся вступить в его войско, численность которого постоянно растет.
Со временем Сельджук становится личностью, известной не только в Дженде, но и во всем Мавераннахре. Кроме известности, войны с «неверными», сопровождавшиеся грабежами, принесли ему богатство.
Сельджук дожил до глубокой старости и умер в начале XI в. в возрасте 102 лет. Большую часть своей жизни он провел в окрестностях г. Дженд.
У Сельджука было четыре сына (Муса, Юнус, Михаил и Арслан). К будущей славе рода Сельджука имеют отношение двое - Михаил
и Арслан. О жизни старшего из них - Михаила - практически ничего не известно, за исключением того, что ему передал бразды правления состарившийся Сельджук, и что он погиб в одном из походов против «неверных». Однако Михаил оставил после себя двух сыновей - Тугру-ла и Чагры. Впоследствии Тугрул стал первым султаном Великой Сельджукской империи, а все остальные правители этого государства были потомками Чагры.
После гибели Михаила семью возглавил Арслан. К этому времени вооруженное формирование клана сельджуков стало настолько сильным, что могло участвовать в межгосударственной борьбе и стало востребованным в регионе, где постоянно шли войны. (Равенди пишет, что прежде чем у Сельджуков появилось свое государство, у них появилась своя армия [5, с. 85].)
В 80-е гг. X в. Сельджуки поступают на службу к правителям государства Саманидов. За службу им не платят деньги, но выделяют пастбища и деревню Нур под Бухарой. Когда в 992 г. Саманиды подверглись агрессии со стороны государства Караханидов, Сельджуки во главе с Арсланом нанесли ряд поражений войскам Караханидов и помогли правителю Саманидов Нуху II вернуть потерянные земли и трон.
В 999 г. армия Караханидов вторично вторглась в Мавераннахр. Несмотря на участие Сельджуков в боевых действиях, силы были неравными. Караханидам удалось быстро занять Бухару. Они арестовали всех членов правящей династии и вывезли их в Туркестан. Государство Сама-нидов перестало существовать.
В сложившихся условиях Сельджукам надо было либо уходить с уже обжитых мест, либо налаживать хорошие отношения с новой властью. Они выбрали последнее и стали служить Караханидам. Двадцать следующих лет не были отмечены сколько-нибудь важными событиями в истории семьи Сельджуков. Однако все изменилось, когда в 1020 г. в Бухару прибыл опальный караханидский принц Али Текин. Некоторое время Али Текин был наместником Великого хана в Бухаре, однако в 1017 г. хан сместил его и отправил в ссылку. Бежав из ссылки, Али Текин вернулся в Бухару и, опираясь на поддержку Сельджуков, захватил ее.
Арслан стал союзником Али Текина и помог ему образовать Бухарское государство в границах прежнего государства Саманидов. Все попытки Великого хана покарать мятежного принца были отражены Сельджуками, и в течение следующих 5 лет Арслан фактически был соправителем нового государственного образования в Мавераннахре.
В этих условиях Караханиды обратились за военной помощью к одному из наиболее могущественных монархов региона - султану
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Зарубежная история
Махмуду Газневи. При султане Махмуде (998-1030) в состав государства Газневидов входили территории современных Афганистана и Пакистана, часть территорий Ирана, Таджикистана и Индии. В 1025 г. в районе г. Самарканд состоялась встреча правителя Караханидов Кадир Хана и султана Махмуда. Султан Махмуд обещал отнять у Али Текина Бухарское государство и отдать его Кадир Хану, а также уничтожить военные формирования Сельджуков.
Узнав о союзе Караханидов с Газневидами, Али Текин бежал из Бухары. Арслан также оставил город, не оказав сопротивления. Тогда Махмуд хитростью заманил к себе Арслана [5, с. 88-89], заковал его в цепи и отправил в крепость Календжер в Индию. В этой крепости Арслан провел 7 лет и скончался в 1032 г.
После гибели Арслана лидерство в семье перешло к детям Михаила -Тугрулу и Чагры. Руководимые ими Сельджуки были вынуждены покинуть окрестности Бухары. Новое пристанище они нашли в Хорезме, где служили Хорезмшаху Алтунташу, а затем его сыну Харуну. В это время Хорезм был вассальным государством, признававшим власть султана Газневидов. Однако, когда после смерти султана Махмуда и прихода к власти его сына Месуда (1030 г.) позиции Газневидов в регионе существенно ухудшились, Хорезмшах Харун объявил о своей независимости (весна 1034 г.). Более того, он начал подготовку к завоеванию Хорасана -главной составной части государства Газневидов. В завоевательных планах Харуна большая роль отводилась Сельджукам, которым предстояло быть авангардом его армии.
Узнав об этих приготовлениях, Месуд немедленно направил к Хорезмшаху наемных убийц, и в апреле 1035 г. Харуна не стало.
Убийство Харуна чрезвычайно осложнило положение Сельджуков. Они больше не могли оставаться в Хорезме, в то же время им не было пути в Бухару и даже в Дженд, правителем которого стал Шах Мелик (сын правителя (ябгу) огузского государства, от которого бежал Сельджук), враждебно относившийся к Сельджукам.
В таких условиях Сельджуки приняли решение, которое имело исторические последствия. Они перешли Амударью и вступили на территорию Хорасана (май 1035 г.). Грабя на своем пути города и села, Сельджуки двигались по направлению к Амуль-Мерв и далее к г. Неса, в окрестностях которого стали лагерем. Общая численность возглавляемого Тугрулом и Чагры вооруженного огузского формирования составляла 10 тыс. чел. [1, с. 103-104].
19 мая 1035 г. султан Месуд получил послание от Сельджуков. Подписавшие послание Тугрул, Чагры и Муса просили пожаловать им города
Неса и Фераве. В свою очередь, Сельджуки обещали охранять границы Хорасана на севере и северо-востоке.
Реакцией Месуда на письмо Сельджуков было решение направить к городу Неса войска и уничтожить незваных гостей. Против 10 тыс. плохо вооруженных тюркских всадников была направлена армия численностью 17 тыс. чел., в т.ч. 2 тыс. гулямов (постоянная гвардия султана) и боевые слоны [1, с. 483-484].
Сражение состоялось в июне 1035 г. Несмотря на значительное превосходство в численности и вооружении, армия Газневидов потерпела сокрушительное поражение и разбежалась. Сельджукам достались богатые трофеи. Равенди пишет, что, помимо большого количества оружия, обмундирования, скота, в руки Сельджуков попала казна Месуда стоимостью 10 млн динаров [5, с. 94]. На исход сражения при Неса повлияли недооценка сил противника Газневидами, превосходство Сельджуков в тактике и моральном духе.
Султан Газневидов был настолько подавлен случившимся, что согласился на переговоры с руководителями Сельджуков. В результате переговоров, которые продолжались около двух месяцев, был заключен мирный договор, включавший следующие положения.
1. Области Неса, Фераве и Дихистан передаются в распоряжение сельджукских вождей.
2. Вожди Сельджуков - Тугрул, Чагры и Муса - приносят клятву на верность султану Газневидов и обязуются не претендовать на другие территории Хорасана.
3. Один из трех сельджукских вождей прибывает ко двору Месуда и остается там в качестве заложника [1, с. 518].
Менее чем через четыре месяца после подписания договора он был нарушен. Сельджуки вышли за пределы «своих» областей и двинулись в направлении г. Балх. Что касается сельджукских вождей, то никто из них так и не явился к султану в качестве заложника. Более того, в ноябре 1036 г. Сельджуки предъявили султану Газневидов новые территориальные претензии. Они требовали отдать им города Мерв, Серахс и Баверд.
В сложившейся ситуации у Месуда не оставалось иного выхода, кроме мобилизации всех военных ресурсов государства Газневидов и ведения войны с Сельджуками до победного конца. В конце мая 1038 г. войска Газневидов и Сельджуков встретились в окрестностях г. Серахс. Султанская армия вновь потерпела поражение. Результатом этого поражения была потеря Газневидами контроля над большей частью Хорасана. Через несколько дней после сражения Тугрул без боя занял столицу Хорасана г. Нишапур, а Чагры - крупнейший город Хорасана Мерв. Однако весной
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Зарубежная история
1039 г. султану Месуду, который, наконец, лично возглавил армию, удалось нанести серьезное поражение Сельджукам в битве под Улья-Аба-дом. В конце ноября 1039 г. Месуд выбил Сельджуков во главе с Тугру-лом из Нишапура, а весной 1040 г. с боем взял г. Серахс. В середине мая
1040 г., несмотря на нехватку воды, провианта и фуража, Месуд двинулся на Мерв. Однако на подступах к этому городу он был атакован Сельджуками и с боями отошел к крепости Данданакан, расположенной в безводной пустыне в 60 км от г. Мерв. Здесь произошло сражение, решившее судьбу Хорасана.
Сельджуки, которые подошли к крепости раньше Газневидов, отравили все источники воды в непосредственной близости от Данданакана. В самой крепости имелось несколько колодцев. Однако для армии, которая, помимо солдат, в свой состав включала десятки тысяч лошадей, верблюдов, слонов, этих источников было недостаточно.
Ближайший водоем находился на расстоянии 35 км от крепости. Месуд, понимая, что измученная жаждой армия небоеспособна, отдал приказ идти к водоему. Это решение оказалось роковым. Когда вытянувшаяся в колонну армия отошла от стен крепости, ее одновременно в нескольких местах атаковала кавалерия Сельджуков. Летописец Бей-хаки, находившийся при Месуде, был очевидцем дальнейших катастрофических событий. Основные силы армии были разгромлены и вместе с субаши (командующим) бежали с поля боя. Воевавшая на верблюдах гвардия султана (гулямы) понесла большие потери, ее остатки бежали в пустыню. Индийский контингент был уничтожен. Арабские и курдские формирования бесследно исчезли. «Если бы в этот день у Месуда была хотя бы тысяча преданных ему солдат, - пишет Бейхаки, - исход сражения мог быть иным... Сын султана, принц Мевдуд, пытался исправить положение и собрать вокруг себя разрозненные остатки армии, но охваченные паникой и бежавшие с поля боя солдаты не хотели слушать его приказы» [1, с. 551]. Вскоре рядом с султаном осталось лишь его ближайшее окружение и небольшая группа гулямов. Всем им удалось спастись. После трудного перехода через горы Чаршистана и Гура в июне 1040 г. султан Месуд вернулся в Газну [3, с. 9]. Поражение при Данданакане окончательно подорвало военную мощь Газневидов. После Данданака-на государство Газневидов более не представляло реальной угрозы для Сельджуков.
В этих условиях в мае 1040 г. Сельджуки объявили Хорасан своим государством. Послания с известием об этом были вручены правителям всех сопредельных государств. Кроме того, Сельджуки, исповедовавшие ислам суннитского толка, направили послание в Багдад к Аббасидскому
халифу Эль Каиму Биемриллаху. В этом послании излагались причины появления Сельджуков в Хорасане и их войны с Газневидами, а также содержалась просьба признать законным образование в Хорасане государства Сельджуков [5, с. 101-102].
Обращение к повелителю правоверных с просьбой признать легитимным новое государственное образование и его руководство полностью соответствовало традициям и законам того времени. Более того, именно халиф присваивал титулы правителям мусульманских государств. Многие из них имели обыкновение просить халифа о добавлении к уже имеющемуся титулу нового или новых, отражающих их заслуги перед государством или мусульманским миром в целом.
Только в 1048 г. халиф признал Тугрула «законным правителем» и даровал ему титулы «Султан - столп веры» и «Султан - прибежище мусульман» [6, с. 305]. Таким образом, через 8 лет после победы при Данданакане завоеванное Сельджуками государство, наконец, получило легитимный статус, а Тугрул - титул султана. В г. Рей для него была изготовлена личная печать (тугра), на который был изображен лук и выгравированы имя и титулы Тугрула [Там же].
В 1048 г. умер правитель Буидов Абу Калиджар. К власти пришел его сын Мелик ар Рахим. В период его правления отношения между Халифом и Буидами (духовной и светской властью в Багдаде) обострились до предела. Эти отношения никогда не были хорошими. Буиды были ревностными шиитами, а официальной идеологией Аббасидского халифата, как уже отмечалось, был суннитский ислам ханифитского толка. Поэтому Буиды не признавали законной власти Аббасидов. В 1040-е гг. началось их сближение с Фатимидским халифатом. При Абу Калиджаре в некоторых городах Ирана начали проповедоваться идеи исмаилизма. В Ширазе в мечетях стали упоминать имя Фатимидского, а не Аббасид-ского халифа. При сыне Абу Калиджара Мелике ар Рахиме имя халифа Фатимидов начали произносить на проповедях в городах Ирака, а в начале 1050-х гг. - даже в Багдаде. Активным сторонником Фатимидов был командующий войсками Буидов тюрок по происхождению Арслан эль-Бесасири. Он пользовался непререкаемым авторитетом в армии, большая часть которой состояла также из тюрок, и популярностью среди простого люда Багдада [7, с. 94]. К середине 1050-х гг. отношение Бесасири к Аббасидскому Халифу стало откровенно враждебным. Эль Хусейни пишет, что Бесасири относился к халифу как деспот [4, с. 13]. Все это ставило халифа Каима Биемриллаха в крайне сложное положение и стало главной причиной настойчивых и неоднократных обращений к Тугрулу с просьбой (приказом) прибыть в Багдад.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Зарубежная история
В 1055 г. во главе многочисленной армии Тугрул, наконец, появился у стен Багдада и стал лагерем напротив городских ворот. Бесасири и большая часть подчиненного ему гарнизона, бросив на произвол судьбы Мелик ар Рахима, поспешно бежали в Сирию [4, с. 13].
В первый же день пребывания Тугрула в Багдаде был арестован Малик ар Рахим. Его заковали в цепи и отправили в г. Рей. Там последний представитель династии Буидов был заключен в крепость Табарек, в которой находился до конца своей жизни. (Аль Бундари пишет, что Мелик ар Рахим скончался по дороге в Рей [2, с. 8].) На этом завершилась 120-летняя история государства Буидов.
Тугрул сформировал в Багдаде свою администрацию, назначил новых сборщиков налогов и губернаторов. Рядом с дворцом халифа была возведена резиденция сельджукского султана. Были также построены дома для его вельмож и казармы для солдат. Фактически светская власть в Багдаде перешла в руки Тугрула.
В 1057 г. халиф Каим эль Биемриллах официально признал новый статус сельджукского султана. Более того, он присвоил Тугрулу титул «Царя Востока и Запада» и лично опоясал его двумя мечами [6, с. 312] (почесть, которой до Тугрула не удостаивался ни один правитель Востока).
Основатель великой Сельджукской империи и первый ее султан Эбу Талиб Тугрул бин Михаил скончался в сентябре 1063 г. в возрасте 70 лет. Он был похоронен в столице империи г. Рей.
Библиографический список
1. Абу-л-Фазл Бейхаки. История Мас’уда (1030 - 1041) / Пер. А.К. Арендса. Ташкент, 1962.
2. Al Bundari. Irak ve Horasan selfuklulari tarihi. (Imad Ad-Din Al-Katib Al-Isfahani’nin Al-Bondari tarafindan ihtisar eden Zubdat al-Nu§ra va Nuhbat al-Usra adli kitabindan tercumesi). Turkfeye feviren Kivameddin Burslan. Istanbul, 1943.
3. Bosworth C.E. The Later Gaznevids: Splendor and Decay. The dynasty of Afgani-stan and Northern India. 1040-1186. Ny., 1977.
4. El-Huseyni. Ahbar ud - Devlet is - Selfukiyye. Pencap Universitesi Farsfa Pro-fesoru Muhammed Ikbal’in 1933’de Lahor’da Ne^rettigi metinden tercume eden Necati Lungal. Ankara, 1943.
5. Er-Ravendi (Muhammed bin Ali bin Suleyman). Rahat-us-Sudur ve Ayet-us-Surur. (Gonullerin Rahati ve Sevinf Alameti.) Farsfa metinden Turkfeye feviren Ahmet Ate§. Ankara, 1957. I. cilt.
6. Gregory Abu’l Farac (Bar Hebraeus). Abu’l Farac Tarihi. Cilt I. Ankara, 1945.
7. Sumer F. Oguzlar (Turkmenler). Tarih - boy. Te^kilati - Destanlari. Ankara, 1972.
8. Yilmaz Oztuna T. Turkiye tarihi. 2. cilt. Istanbul, 1964.