Научная статья на тему '2008. 04. 057. Ридл Б. М. Студенческие кредиты в США. Riedl B. M. halving student loan interest rates is unaffordable and ineffective // mode of access: http://www. Heritage. Org/research/education/wm1308. Cfm'

2008. 04. 057. Ридл Б. М. Студенческие кредиты в США. Riedl B. M. halving student loan interest rates is unaffordable and ineffective // mode of access: http://www. Heritage. Org/research/education/wm1308. Cfm Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ - США - - СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / УСЛУГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 04. 057. Ридл Б. М. Студенческие кредиты в США. Riedl B. M. halving student loan interest rates is unaffordable and ineffective // mode of access: http://www. Heritage. Org/research/education/wm1308. Cfm»

2008.04.057. РИДЛ Б.М. СТУДЕНЧЕСКИЕ КРЕДИТЫ В США. RIEDL B.M. Halving student loan interest rates is unaffordable and ineffective // Mode of access:

http://www.heritage.org/Research/Education/wm 1308.cfm

Сотрудник исследовательского института при фонде «Наследие» (Heritage Foundation) (США), указывает, что затраты федерального бюджета на консолидированные студенческие кредиты достигли беспрецедентного уровня, хотя процентные ставки по ним остаются сравнительно низкими.

С 2001 по 2006 г. расходы федерального бюджета увеличились на 42%, превысив 23 тыс. долл. в расчете на одно домашнее хозяйство. По прогнозам, если эта тенденция продолжится, то к концу первого десятилетия XXI в. дефицит федерального бюджета приблизится к 800 млрд. долл. В ближайшие годы выход на пенсию многочисленного поколения бэби-бума (т.е. 77 млн. человек) вызовет такой рост расходов на социальное обеспечение и федеральные программы медицинского страхования, что законодателям придется либо вдвое увеличить ставки подоходного налога, либо существенно ограничить федеральные расходы. В этих условиях усилится конкуренция между отдельными направлениями финансирования, такими как оборона, внутренняя безопасность, образование и здравоохранение.

Выступая против предложения сенаторов-демократов о снижении процентных ставок по студенческим кредитам, автор аргументирует свою позицию следующим образом.

1. Федеральные расходы на финансовую помощь студентам уже достигли заоблачного уровня. Миф о сокращении федеральных расходов на образование, вероятно, является наиболее живучим из всех мифов, касающихся федерального бюджета. С 2001 по 2006 г. эти расходы поднялись на 167% - с 35 млрд. долл. до 95 млрд. Большая часть такого прироста приходится на финансовую помощь студентам: она увеличилась на 400% - с 9,6 млрд. долл. до 48 млрд. (к этому следует добавить 10 млрд. долл. в год в форме налоговых льгот и скидок). Основной вклад в такую динамику финансовой помощи внесли студенческие кредиты. В сравнении с другими статьями федерального бюджета темпы роста расходов на образо-

вание в рассматриваемый период были не только самыми быстрыми, но и беспрецедентно высокими в американской истории.

В результате совокупные затраты на гранты и студенческие кредиты с 2001 г. более чем удвоились (с 66 млрд. долл. до 136 млрд.). При этом численность студентов, получающих помощь, увеличилась с 7,6 млн. до 10,1 млн. человек, а число предоставленных кредитов и грантов - с 15,4 млн. до 24,7 млн.

2. У студентов имеется широкий выбор различных федеральных грантов и низкопроцентных кредитов. Причем их размер увеличился. Так, максимальный размер гранта Пелла (Pell Grant)1 с 2001 г. повышен на 300 долл. и составляет 4050 долл. В 2005 г. законом о снижении дефицита (Deficit Reduction Act, DRA) были введены гранты SMART (Science and Mathematics Access to Retain Talent), ежегодный размер которых превышает 4 тыс. долл. на одного студента, специализирующегося на изучении математики, естественных наук, инжиниринга или иностранных языков. Гранты, как задумано, будут поддерживать обучение по специальностям, которые критически важны для безопасности страны. Многие студенты получают эти гранты одновременного с грантом Пелла.

В настоящее время студенты используют заемные средства для финансирования обучения в значительно большем объеме, чем еще не так давно. В соответствии с DRA «потолок» субсидируемых студенческих кредитов повышен для студентов первого и второго курсов соответственно с 2625 долл. до 3500 долл. и с 3500 до 4500 долл., а для студентов-выпускников - с 10 тыс. до 12 тыс. долл. в год.

В 2006/07 уч. г. переменная процентная ставка по студенческим кредитам была заменена фиксированной в 6,8%. Это выше, чем в предшествующем году (когда она равнялась 5,3%), но ниже среднего уровня за истекшие 42 года. Сейчас студенты вправе претендовать на гранты в размере как минимум 8050 долл. До окончания учебного заведения по большинству кредитов не взимаются проценты.

1 Грант Пелла (федеральная стипендия, федеральный студенческий грант) -государственные студенческие стипендии имени сенатора К. Пелла (Claiborne Pell), которые безвозмездно выделяются государством на оплату обучения конкретного студента; размер гранта зависит от финансового положения семьи студента, стоимости обучения и других факторов. - Прим. реф.

3. Субсидии на оказание финансовой помощи студентам растут слишком быстро, в частности в связи с возможностью консолидации (объединения) кредитов. Консолидированные кредиты позволяют студентам снизить процентные ставки ниже уровня 3,5%. В результате кредиты фактически выглядят как долгосрочные займы с фиксированным процентом. Субсидирование консолидированных кредитов требует очень больших расходов федерального бюджета.

4. Вместе с финансовой помощью растут и затраты студентов на оплату обучения. За период с 1991/92 по 2006/07 уч. г. средняя плата за обучение в государственных вузах поднялась на 86%, а в частных - на 52%. Как показали исследования, постоянно растущая финансовая помощь студентам не только не способна компенсировать рост платы за обучение, но способствует этому росту. За каждым увеличением федеральной помощи неизбежно следует повышение платы за обучение. Это означает, что увеличение федеральной помощи скорее субсидирует вузы, чем студентов.

5. Снижение процентных ставок по студенческим кредитам не повышает доступность высшего образования, как считают сенаторы-демократы, выдвигающие такое предложение. Доступность вузов зависит от того, смогут ли студенты профинансировать затраты на обучение, а не от процентных платежей, которые им придется платить по окончании учебного заведения. Чтобы достойные студенты имели возможность учиться, гораздо важнее обеспечить соответствие максимальных сумм студенческих кредитов реальным затратам на плату за обучение, жилье и питание.

6. Большинство выпускников в состоянии погасить задолженность по кредитам. В настоящее время к моменту окончания вуза и выхода на рынок труда молодые специалисты имеют среднюю задолженность по студенческим кредитам в размере 17 500 долл. Эта задолженность консолидируется в 30-летний кредит с процентной ставкой 6,8%. Ежемесячные выплаты по кредиту составляют всего 114 долл. Их них 12 долл. возмещается в форме налоговой скидки по подоходному налогу (проценты по консолидированному кредиту вычитаются из налогооблагаемой базы). Уменьшение наполовину размера процентной ставки, которого требуют сенаторы-демократы, приведет к повышению ежемесяч-

ных выплат по консолидированным кредитам на 36 долл., в то время как ежемесячная налоговая льгота уменьшится до 5 долл.

Подсчитано, что университетский диплом повышает общую сумму заработка его обладателя в течение всей жизни в среднем на 1 млн. долл., а потому 114 долл. в месяц - это вполне доступная плата за очень выгодные инвестиции в образование.

Вместо того чтобы тратить миллиарды долларов на новые федеральные субсидии, законодатели должны сосредоточить внимание на фундаментальной проблеме доступности высшего образования - отсутствии контроля над расходами на него. Конгрессу следует определить, в какой мере растущее федеральное субсидирование высшей школы способствует росту издержек вузов.

Г.В. Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.