Научная статья на тему '2008.04.050. ЛУММЕЛЬ Х.М. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ. LOMMEL H.M. RRIMINALPOLITIKKENS REKKEVIDE I DET OFFENTLIGE ROM // NORD. TIDSSKR. FOR KRIMINLALVID. - KøBENHAVN, 2006. - ǺRG. 93, N 3. - S. 274-288'

2008.04.050. ЛУММЕЛЬ Х.М. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ. LOMMEL H.M. RRIMINALPOLITIKKENS REKKEVIDE I DET OFFENTLIGE ROM // NORD. TIDSSKR. FOR KRIMINLALVID. - KøBENHAVN, 2006. - ǺRG. 93, N 3. - S. 274-288 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008.04.050. ЛУММЕЛЬ Х.М. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ. LOMMEL H.M. RRIMINALPOLITIKKENS REKKEVIDE I DET OFFENTLIGE ROM // NORD. TIDSSKR. FOR KRIMINLALVID. - KøBENHAVN, 2006. - ǺRG. 93, N 3. - S. 274-288»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНОЛОГИЯ

2008.04.050. ЛУММЕЛЬ Х.М. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ.

LOMMEL H.M. Rriminalpolitikkens rekkevide I det offentlige rom // Nord. tidsskr. for kriminlalvid. - K0benhavn, 2006. - Árg. 93, N 3. - S. 274-288.

В статье норвежского ученого Хейди Мурк Луммель исследуются вопросы уголовной политики в общественной сфере, анализируется развитие современного города и общества, влекущее за собой непрерывное возрастание числа мест общественного характера, принадлежащих частным лицам, что меняет содержание и сферу действия уголовной политики.

Слово «общественный» (offentlig) происходит от немецкого слова «offen», что означает открытый. В английском языке используется слово «public». «Частное» (private) - слово латинского происхождения. Во всех языках есть слова, эквивалентные понятию «частное», обозначающее своего рода «иммунную зону», куда можно укрыться, уйти, отложить оружие, снаряжение, применение которых в прямом и переносном смысле требуется в сфере общественных отношений.

В настоящее время граница между общественным и частным обрела еще более четкие контуры. Действия и поступки, совершаемые в общественной сфере, открыты, видимы всем, действия же и поступки, совершаемые в частной сфере, скрыты от окружающих, что создает возможность для совершения, например, насильственных посягательств. Лишь в последние десятилетия посягательства, совершаемые в частной сфере, стали явными и были поставлены на повестку дня уголовной политики.

Традиционно уголовная политика действует в общественной сфере. Согласно § 2 Полицейской инструкции Норвегии, работа полиции состоит в поддержании общественного порядка и обеспечении

безопасности. Названная обязанность контрастирует с ограниченной ответственностью частной охраны, предоставляемой охранным предприятием за плату на территории работодателя. Частная сфера малодоступна контролю со стороны общества и других частных лиц.

Вместе с тем бытию большинства людей не свойственна социальная изоляция, хотя антиурбанистический подход к городской жизни продолжает доминировать. Связано это с тем, что город обладает как творческими, созидательными, так и деструктивными, разрушительными качествами.

Многие инициативы Великобритании и США в области уголовной политики направлены против противозаконных деяний, совершенных в общественной сфере. И нью-йоркская «нетерпимость» («nulltolerance»), и британское устройство видеонаблюдений, пишет автор, - меры, направленные на повышение чувства уверенности, безопасности, надежности, но не всегда содействующие снижению уровня преступности.

В работе рассматриваются два направления уголовной политики, непосредственно касающиеся представлений об общественной сфере. Во-первых, эта политика «нетерпимости», основанная на теории «разбитые окна» («broken windows»), во-вторых, это то, что в Великобритании называют «лепта успокоения» («reassurance policing»), вносимая полицией для поддержания чувства безопасности у населения.

В статье американских исследователей Д.К. Уилсона и Г. Келлинга «Разбитые окна» («Вroken windows»)1, опубликованной в 1982 г., была представлена теория, согласно которой имеется причинная связь между беспорядками на улицах города, такими, как: загрязнение улиц, мусор, шум, разбитые окна, надписи и рисунки (часто непристойные) на домах, стенах и др., попрошайничество, бездомные и пр., и риском оказаться жертвой насильственной, имущественной и наркопреступности. Ученые утверждают, что беспорядки создают условия для серьезной преступности. Если, пишет автор, согласиться с данной теорией и если «вклад», вносимый полицией, снижает уровень названных беспорядков, то должны снижаться и показатели более серьезной преступности. Этот метод, указывает автор, считается

1 Wilson J.Q., Kelling G.L. Broken windows: The police and neighbourhood safety // Atlantic monthly. - Boston, 1982. March. - P. 29-38.

весьма эффективным, а снижение уровня зарегистрированной в Нью-Йорке преступности еще более укрепило представление о нем как о критерии успеха.

Стратегия «нетерпимости», на самом деле никак не влияя на снижение уровня преступности, вместе с тем оказывает значительное воздействие на культурную и политическую сферы. И лежащее в основе названного метода предположение о причинной связи между нарушениями порядка и серьезной преступностью, а также решение данного вопроса с помощью суровых мер весьма, по мнению автора, соответствует воинственной ментальности нашего времени. Согласно теории «разбитые окна» преступность - это импортированный феномен: преступления совершаются плохими людьми, которые склонны творить беспорядок. При таком подходе не предоставляется неожиданным решение об устранении этих лиц: следует выявить потенциальных носителей названных склонностей, убрать их и тем самым избавить законопослушное население от указанных скверных тенденций.

Хотя теория «разбитые окна» признана несостоятельной, это не помешало тому, что данная теория и различные варианты рассматриваемого метода получили широкое распространение в органах полиции всех стран. Метод «нетерпимости» подвергался критике за то, что мало внимания уделяется решению проблем преступности. Вместо этого данная стратегия направлена на обновление города, на стремление создать в нем привлекательные для инвесторов условия.

В последние годы в Великобритании отмечается значительное снижение уровня зарегистрированной преступности, но соответствующего снижения чувства страха перед преступностью среди населения страны не наблюдается. Подобная ситуация наблюдалась и в Скандинавии. Даже в Нью-Йорке после многочисленных сообщений в средствах массовой информации о снижении уровня зарегистрированной преступности и полицейской стратегии «нетерпимости» 59% населения заявило, что положение в городе стало более опасным, менее надежным, чем ранее.

В Великобритании с 2003 г., пишет автор, действует программа, имеющая своей целью сокращение разрыва между реальным и воображаемым риском подвергнуться преступному посягательству. Исходное положение данной инициативы основывается на том, что некоторые преступления и нарушения порядка воспринимаются

населением как сигнал опасности, риска подвергнуться преступному посягательству. Эти преступления, называемые «сигнальными», оказывают негативное воздействие на чувства уверенности, безопасности, надежности людей. «Лепта успокоения», вносимая полицией, направлена именно против «сигнальных» преступлений и «сигнальных» нарушений порядка, а не против проблем всей преступности и всех беспорядков, и, следовательно, на обеспечение спокойствия населения, укрепление чувства уверенности, безопасности и надежности.

Зримые преступления и нарушения порядка посылают, разумеется, более сильные «сигналы», чем невидимые. Названные деяния обретают в результате сообщений средств массовой информации, а также в связи с тем, что они более заметны в общественной сфере, оказываются у всех на виду. Люди в большей степени реагируют на преступления и нарушения порядка, совершаемые в общественной сфере, чем на скрытые, совершаемые за стенами домов, в семьях. При таком подходе совершенно очевидно, что в центре внимания оказывается общественная сфера.

Автор приводит примеры, которые показывают, что именно представления об общественной сфере (а не реальное положение вещей) обретают все большую важность для уголовной политики. Все большее распространение получает мнение, согласно которому задача уголовной политики состоит не только в борьбе с преступностью и снижении уровня преступности, но и в укреплении чувства безопасности у людей вне зависимости от того, основываются ли эти чувства на реальной или воображаемой опасности подвергнуться преступному посягательству.

В последние десятилетия произошли значительные изменения в городской среде. Пребывая в общественной сфере города, пишет автор, мы все чаще обнаруживаем, что находимся на частной территории. Появилось множество мест, которые в правовом понимании представляют общественную сферу, но принадлежат частным лицам. Частную территорию охраняет, контролирует частное охранное предприятие от имени собственника. Роль исполнителей уголовной политики, и в первую очередь полиции, снижается. На этих территориях, представляющих частную собственность, в первую очередь именно собственник и те, кого он нанимает для обеспечения безопасности, не только обеспечивают безопасность, но и определяют приемлемые и неприемлемые для этой сферы поведение, поступки, действия.

Сокращение общественной территории, считает автор, приведет к сокращению сферы ответственности полиции. Различия между общественной и частной сферами, подчеркивает она, обретают все большую проблематичность, когда дело касается уголовной и охранной политики. При постоянном расширении частного владения на общественной территории весьма сложно реализовать официальную уголовную политику, проводимую органами власти.

Руководствоваться прежними доктринами уголовной политики, которые строились на абсолютно иной социальной основе, практически невозможно. Какие нормы, правила должны действовать на частной общественной территории? Должны ли землевладельцы определять, кто может входить, проходить на данную территорию или они должны подчиняться общим для всех нормам? И в какой степени полиция может проверять деятельность частных охранных предприятий по обеспечению контроля, надзора, охраны на данной территории? Право частной собственности было введено, чтобы, предоставив частным лицам определенные права, ограничить пределы вторжения органов государственной власти. Однако в настоящее время эти права используются для устранения «нежелательных» из частной общественной сферы городов. Таким образом, право частной собственности оказывается в коллизии с другими правами, такими, как свобода слова, свобода собраний и свобода передвижения. Может ли, спрашивает автор, считаться приемлемой такая дискриминационная практика лишь потому, что она реализуется на частной территории? Допустимо ли, что права землевладельца ограничивают права отдельных лиц?

По мнению автора, очень важно включить частную общественную сферу в область надзорной практики в общественной сфере. Общественная сфера - это основа цивилизации, государственного устройства, политики, а тем самым и уголовной политики. Чтобы выявить пределы действия уголовной политики в общественной сфере в настоящее время, необходимо выяснить, что кроется за этими понятиями, кто устанавливает - что являет собой общественная сфера, что она охватывает, что включает в себя, а также кто определяет проблемы общественной сферы и их решение.

Л.Л. Ананиан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.