Научная статья на тему 'Отдельные меры повышения эффективности предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести'

Отдельные меры повышения эффективности предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПОСЯГАЮЩИЕ НА СВОБОДУ СОВЕСТИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беспалько Виктор Геннадиевич

В данной статье автор рассматривает меры предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести, учитывая специфику их совершения, дает авторское определение данным преступлениям, а также особое внимание уделяет такой криминологической мере предупреждения рассматриваемых деяний, как повышение эффективности взаимодействия органов внутренних дел и религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate measures of increase of efficiency of prevention of crimes that infringe on the freedom of conscience

In this article the author discusses the prevention of crimes that infringe on the freedom of conscience, given the specificity of their execution, gives the author's definition of these crimes, but also pays special attention to such as criminological prevention of acts considered as improving the efficiency of interaction of internal Affairs bodies and religious organizations.

Текст научной работы на тему «Отдельные меры повышения эффективности предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести»

9. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09)

9.1. ОТДЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА СВОБОДУ СОВЕСТИ

Беспалько Виктор Геннадиевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российская таможенная академия. Подразделение: кафедра уголовно-правовых дисциплин. E-mail: viktor_bespalko@mail.ru

Аннотация: В данной статье автор рассматривает меры предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести, учитывая специфику их совершения, дает авторское определение данным преступлениям, а также особое внимание уделяет такой криминологической мере предупреждения рассматриваемых деяний, как повышение эффективности взаимодействия органов внутренних дел и религиозных организаций.

Ключевые слова: преступления, посягающие на свободу совести, религиозные права и свободы граждан, уголовная политика, предупреждение преступлений, взаимодействие правоохранительных органов и религиозных организаций.

SEPARA TE MEASURES OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PREVENTION OF CRIMES THAT INFRINGE ON THE FREEDOM OF CONSCIENCE

Bespal'ko Viktor Gennadievich, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Russian Customs Academy. Department: criminal legal disciplines chair. E-mail: viktor_bespalko@mail.ru

Annotation: In this article the author discusses the prevention of crimes that infringe on the freedom of conscience, given the specificity of their execution, gives the author's definition of these crimes, but also pays special attention to such as criminological prevention of acts considered as improving the efficiency of interaction of internal Affairs bodies and religious organizations. Keywords: the crimes encroaching on freedom of conscience, religious rights and freedoms of citizens, criminal policy, crime prevention, cooperation of law enforcement agencies and religious organizations.

Свобода совести, являющаяся неотъемлемым правом каждого человека и гражданина, провозглашена и гарантирована основным законом государства - Конституцией Российской Федерации. Однако все чаще данное конституционное право личности становится объектом преступных посягательств, которые выражаются в совершении таких незаконных деяний, как: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, побои по мотивам религиозной ненависти или вражды; нарушение права на свободу совести и вероисповеданий; вандализм и многие другие. Опасность таких преступлений во многом определяется их широким общественным резонансом и, как следствие, дестабилизацией социально-политической обстановки в стране, ростом напряженности в межрелигиозных и межнациональных отношениях в обществе, нанесением вреда охраняемым уголовным законом правам и свободам личности, интересам общества и государст-

ва в области обеспечения духовной безопасности [2, с. 155-166].

Следует учитывать и тот факт, что Россия всегда была и остается многонациональной и многоконфессиональной страной, что детерминирует существование полемики и расхождений в религиозных убеждениях и верованиях граждан, ее населяющих. Однако такого рода «расхождения», имеющие давнюю историческую природу, крайние формы которых охватываются древним институтом религиозных преступлений [3; 5; 6], все-таки в цивилизованном мире и светском государстве не должны выходить рамки закона. Тем не менее, с 2009 по 2015 годы было зарегистрировано более 4500 преступлений, так или иначе связанных с посягательствами на свободу совести и вероисповеданий. При этом различного рода противоправные деяния, посягающие на свободу совести, стали широко распространенным явлением не только в современной России, но и во многих других государствах.

Согласно данным официальной статистики ГИАЦ МВД России количество рассматриваемых преступлений увеличивается с каждым годом. Это может быть связано и с ежегодно увеличивающимся количеством различных религиозных организаций (групп) на территории Российской Федерации. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2015 г. количество только официально зарегистрированных религиозных организаций, действующих в России, составило 27 496 [14, с. 173].

Увеличилось и количество насильственных противоправных посягательств в рассматриваемой сфере общественных отношений, на что указывают данные, приведенные информационно-аналитическим центром «СОВА», в материалах которого чаще других фигурируют сведения об избирательных нападениях на лиц, имеющих принадлежность к определенной религиозной деятельности. Выявляются нападения на православных священников и свидетелей Иеговы. Например, за 2011 год в ходе противоправных действий неизвестных лиц пострадали 3 миссионера-мормона, 15 православных священников, 1 мужчина, принятый нападавшими за православного священника, 24 свидетеля Иеговы, общее количество пострадавших составило 43 человека; в 2012 году нападениям подверглись 24 человека, из них 10 - свидетелей Иеговы [15].

Несмотря на то, что согласно официальным статистическим данным, приведенным ГИАЦ МВД России, с 2009 по 2015 годы выявлено 14 случаев вандализма по мотивам религиозной ненависти или вражды (ч. 2 ст. 214 УК РФ), в действительности подобные противоправные действия совершаются гораздо чаще. Согласно исследованиям Центра «СОВА», только за период с 2009 по 2014 годы актам вандализма подверглись 116 православных объектов, 50 - мусульманских, 67 - еврейских, 267 - идеологических, 60 объектов, принадлежащих новым религиозным движениям, и др. В 2013 году отмечены случаи нападений на пятидесятников и мусульман. Таким образом, нередко религиозно мотивированные нападения и вандализм совершаются в отношении представителей новых религиозных движений. Отмечается рост уровня вандализма против объектов мусульман (9 - в 2010 г., 8 - в 2009 г.) [15].

Представленные выше данные статистики показывают, что рост количества преступлений, посягающих на свободу совести, требует принятия различных по

своему характеру и содержанию необходимых предупредительных мер в рамках конкретных направлений противодействия экстремисткой преступности, затрагивающей религиозную сферу общественного бытия. В связи с этим вопрос о предупреждении преступлений, посягающих на свободу совести, является одним из актуальнейших и важнейших и его решение должно стать приоритетным направлением для органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций и объединений. При этом обозначенный вопрос может быть разрешен только в комплексе с иными смежными вопросами в рамках реализации продуманной и взвешенной уголовной политики государства в области религиозных отношений [7, с. 85-95].

Предупреждение преступности в целом является важнейшим направлением борьбы с преступностью, и представляет собой систему мер, принимаемых органами государственной власти, общественными организациями и объединениями, представителями власти и другими лицами в целях противодействия преступлениям, а также ресоциализации потенциальных преступников и предотвращения совершения ими новых преступных деяний. Еще Чезаре Беккария говорил о том, что: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни» [1, с. 123].

Предупреждение преступлений, посягающих на свободу совести, является частью комплексной системы предупреждения преступлений, и имеет огромное значение. Ведь от того, насколько эффективно работают меры предупредительного воздействия, зависит не только состояние общественной безопасности и общественного порядка и стабильности государства в целом, но и состояние защищенности прав всех граждан на свободу совести, независимо от их конфессиональных предпочтений.

Преступления, посягающие на свободу совести, представляют собой многочисленную группу умышленно совершенных (как правило, по мотивам религиозной ненависти или вражды), общественно опасных, уголовно наказуемых деяний, наносящих существенный вред охраняемым уголовным законом конституционным правам и свободам граждан, а также серьезный вред законным интересам общества и государства в области обеспечения общественного порядка, общественной и государственной безопасности.

Особое место в системе мер предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести, занимают: уголовно-правовые; криминологические; уголовно-процессуальные и административные меры их предупреждения. В предыдущих публикациях при рассмотрении существующих мер уголовно-правового воздействия на преступления против свободы совести и вероисповеданий, уже говорилось об их обоснованности и необходимости, о том, что в действующее уголовное законодательство внесены объективно необходимые поправки, включая усиливающие уголовную ответственность за преступления, совершенные по мотивам религиозной ненависти или вражды [8, с. 41-50]. Поэтому в данной статье большее внимание уделено некоторым криминологическим мерам предупредительного характера, которые на наш взгляд, также играют

важную роль в предупреждении рассматриваемых деяний.

Кратко останавливаясь на мерах уголовно-правового предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести, следует особо отметить принятие Федерального закона от 29 июня 2013 г. № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан», который является убедительным свидетельством признания законодательной властью актуальности защиты российского общества и граждан от преступных посягательств на межконфессиональный мир и отношения взаимоуважения носителей различных религиозных убеждений и верований.

Общество в целом отнеслось положительно к принятию подобной законодательной меры, о чем свидетельствуют результаты социологического опроса населения, проведенного ВЦИОМ в преддверии установления уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих, 82% опрошенных поддержали предложение ужесточить наказание за вандализм и порчу церковного имущества, равно как и за оскорбление чувств верующих и предусмотреть санкции за призыв к подобным действиям, не поддержали лишь 12%, только 6% - затруднились ответить [11].

По результатам нашего собственного исследования, проводимого уже после введения указанного закона в действие (в течение 2013-2014 годах), 59% респондентов подтвердили целесообразность существования в уголовном законе нормы о преступности и наказуемости публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих, 26% - отнеслись к данному направлению отрицательно, 15% - затруднились ответить [4, с. 88-95]. Таким образом, рассматриваемое нововведение российских законодателей, повлекшее серьезные изменения в редакции ст. 148 УК РФ, изначально опиралось на широкую поддержку населения и в настоящее время также находит одобрение у значительного большинства граждан, считающих норму необходимой и действенной. После вступления в юридическую силу обозначенных изменений ст. 148 УК РФ на сегодняшний день возбуждено 6 уголовных дел о предусмотренных ею посягательствах на свободу совести.

Среди комплекса криминологических мер предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести, выделим необходимость активизации, дальнейшего развития и повышения эффективности такого направления противодействия преступности в сфере религиозных отношений, как взаимодействие органов внутренних дел и религиозных организаций. Важность организации и развития широкого взаимодействия правоохранительных органов с религиозными и этническими объединениями предполагается и в соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 20132018 годы, утвержденным Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013 года [10].

С учетом формирования основ сотрудничества полиции с институтами гражданского общества организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями приобретает особое значение, основной целью которого должно быть предупреждение преступлений и иных правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных

противоречий [13, с. 8]. Между тем, единый системный подход к организации взаимодействия с религиозными объединениями по вопросам предупреждения межконфессиональных противоречий до настоящего времени еще не выработан [13, с. 8-9]. Проведенный И.Р. Такаевым в 2014 году анализ общественного мнения, показал, что 79% респондентов при ответе на вопрос: «Есть ли необходимость в регионе Вашего места жительства налаживать взаимодействие органов внутренних дел и религиозных организаций в целях предупреждения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий» ответили - да, и лишь 21% опрошенных ответили отрицательно [13, с. 232], что в очередной раз подтверждает важность активного взаимодействия правоохранительных органов и религиозных объединений в сфере борьбы с преступлениями, посягающими на свободу совести.

Важность данного направления взаимодействия особо подчеркивалась на уровне высшего руководства страны. Президент России В.В. Путин озвучил ключевую задачу органов внутренних дел на Коллегии МВД России 4 марта 2015 г. - борьба с экстремизмом во всех его проявлениях, - поскольку ксенофобия, религиозная и национальная нетерпимость угрожают единству российского народа и целостности страны [12].

К основным направлениям, по которым необходимо активнее развивать взаимодействие правоохранительных органов и религиозных организаций, в вопросе предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести, относятся следующие:

- выявление любых противоправных действий, связанных с нарушением правовых норм (гражданско-правовых, административных и соответственно уголовных) о религиозных культах;

- обеспечение безопасности служителей культа, верующих, в особенности во время проведения богослужений, религиозных обрядов и других церемоний в общественных местах;

- обеспечение общественного порядка;

- консультации по правовым и конфессиональным вопросам;

- обучение сотрудников правоохранительных органов основам знаний различных конфессий в целях их использования в практической деятельности, в частности при работе с гражданами различной конфессиональной принадлежности;

- ранее предупреждение проявлений экстремизма любой природы, ксенофобии в молодежной среде, наиболее подверженной различного рода деструктивным веяниям;

- профилактика детской безнадзорности;

- содействие религиозных организаций правоохранительным органам в подготовке для сотрудников органов внутренних дел материалов специальной тематики, отражающей основные аспекты взаимодействия правоохранительных органов и религиозных организаций;

- повышение уровня доверия между правоохранительными органами и религиозными организациями в целях активизации совместной деятельности по различным направлениям работы;

- активная правовая пропаганда среди различных групп населения, направленная на информирование граждан о религиозных культах в части, касающейся недопустимости нарушений норм российского законодательства в этой сфере;

- развитие информационного обеспечения взаимодействия правоохранительных органов и религиозных орга-

низаций. В частности, А.Н. Герасименко, приводит положительный опыт, связанный с разработкой и внедрением программы «Информационно-пропагандистские инициативы МВД России по привлечению общественных объединений правоохранительной направленности, граждан к обеспечению правопорядка» [9, с. 6];

- оказание помощи правоохранительным органам со стороны авторитетных религиозных деятелей в предупреждении массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам религиозной ненависти либо вражды;

- разработка правоохранительными органами при взаимодействии с религиозными организациями системы просвещения различных групп населения об опасности конфессиональной нетерпимости и вражды;

- популяризация позитивного опыта взаимодействия правоохранительных органов власти и религиозных организаций в области противодействия конфессиональной нетерпимости и вражды.

Учитывая вышеизложенное, представляется возможным сделать следующие выводы.

Во-первых, преступления, посягающие на свободу совести и вероисповеданий - это особый вид общественно опасных деяний, негативные материальные и нематериальные последствия совершения которых выражаются в подрыве нормального функционирования не только религиозных и иных общественных объединений, органов государственной власти и т.д., но и нормальной жизнедеятельности граждан, непосредственно пострадавших от таких противоправных действий. Поэтому вопрос предупреждения преступных посягательств на свободу совести стоит на повестке сегодняшнего дня достаточно остро, требуя принятия конкретных уголовно-правовых и криминологических мер противодействия.

Во-вторых, рассматриваемый вид преступлений, достаточно сложно выявляется, раскрывается и расследуется, как с процессуальной, так и с криминалистической точек зрения. Это еще одна серьезная проблема, которая, на наш взгляд, требует дальнейшего научного осмысления.

В-третьих, преступления, посягающие на свободу совести, носят скрытый (латентный) характер, что в свою очередь, отражается на объективности существующей статистической картины по такого рода преступлениям как на федеральном, так и на региональных уровнях. В этой связи следует предусмотреть возможность отражения в официальной статистике преступлений и административных правонарушений, совершенных по мотивам религиозной ненависти или вражды.

В-четвертых, повышение эффективности взаимодействия органов внутренних дел и религиозных организаций в настоящее время является одной из важнейших мер предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести, что подтверждается различными социологическими и криминологическими исследованиями последних лет.

В-пятых, в современных условиях предупреждение преступлений, посягающих на свободу совести и вероисповеданий, является одной из самых актуальных криминологических проблем, так как эффективное предупреждение столь опасных деяний возможно лишь тогда, когда органы государственной власти, местного самоуправления, религиозные и иные общественные организации и объединения работают в этом направлении автономно, но при этом объединив усилия, пребывая в постоянном и скоординированном

взаимодействии друг с другом. Показателем результативности такого взаимодействия будет снижение уровня преступлений, посягающих на свободу совести и вероисповеданий в частности, а также преступности в целом.

Список литературы:

1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М.: Инфра-М, 2004. - 184 c.

2. Беспалько В.Г. Духовная безопасность как объект уголовно-правовой охраны // Право и безопасность. -2006. - № 3-4. - С. 155-166.

3. Беспалько В.Г. Институт религиозных преступлений в уголовном праве Российской Империи (XVIII -начало ХХ в.) // Публичное и частное право. - 2015. -Вып. II. - С. 81-100.

4. Беспалько В.Г. К вопросу о пределах и достаточности уголовно-правового воздействия на религиозные отношения // Современные тенденции развития российского уголовного законодательства: сб. материалов круглого стола (Москва, 10 июня 2014 г.) / под общ. ред. О.Д. Жука. - М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. - С. 88-95.

5. Беспалько В.Г. Религиозные преступления в законодательстве Московского централизованного государства (XV-XVII в.) // Черные дыры в российском законодательстве. - 2014. - № 2. - С. 28-32.

6. Беспалько В.Г. Рецепция ветхозаветных религиозно-правовых идей древнерусским законодательством о религиозных преступлениях // Черные дыры в российском законодательстве. - 2014. - № 1. - С. 24-31.

7. Беспалько В.Г. Уголовная политика в сфере религиозных отношений: история, состояние и перспективные направления развития // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 1. - С. 85-95.

8. Беспалько В.Г. Уголовно-правовая охрана религиозных отношений // Журнал российского права. - 2014. - № 7. - С. 41-50.

9. Герасименко А.Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. - М.: 2008. - 236 с.

10. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.madi.ru/1912-kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v-ros.html.

11. Пресс-выпуск № 2120 «Оскорбление чувств верующих и как с ним бороться». // ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: // wciom.ru/index.php?id=515&uid=113085.

12. Расширенное заседание коллегии МВД. Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/17461.

13. Такаев И.Р. Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского Федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. - М., 2015. - 235 с.

14. Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2015 г. по данным Федеральной службы государственной ста-

тистики // Россия в цифрах. 2015: кратк. статист. сб. -М., 2015. - 543 с.

15. Sova-center: информационно-аналитический центр. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.sova-ce nter.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.