Научная статья на тему '2008. 04. 001. Ньюен А. , Цинк А. Классификация эмоций: онтогенетический подход. Newen A. , Zinck A. classifying emotions: a developmental account // Synthese. - Dordrecht, 2008. - Vol. 161, n 1. - P. 1-25'

2008. 04. 001. Ньюен А. , Цинк А. Классификация эмоций: онтогенетический подход. Newen A. , Zinck A. classifying emotions: a developmental account // Synthese. - Dordrecht, 2008. - Vol. 161, n 1. - P. 1-25 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ТЕЛЕСНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 04. 001. Ньюен А. , Цинк А. Классификация эмоций: онтогенетический подход. Newen A. , Zinck A. classifying emotions: a developmental account // Synthese. - Dordrecht, 2008. - Vol. 161, n 1. - P. 1-25»

2008.04.001. НЬЮЕН А., ЦИНК А. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

NEWEN A., ZINCK A. Classifying emotions: a developmental account // Synthese. - Dordrecht, 2008. - Vol. 161, N 1. - P. 1-25.

Психологи из Тюбингена Александра Цинк и Алберт Ньюен (Университет Карла Эберхарда, Германия) представляют модель классификации эмоций с точки зрения их развития в онтогенезе. По мнению авторов, оживленная дискуссия по проблеме эмоций в новейшей психологической, философской и социологической литературе свидетельствует о крайней расплывчатости представлений о природе этого феномена и «пестроте его определений, концепций и онтологии» (с. 2). На этом фоне «ключевой задачей современной теории эмоций представляется их систематическая классификация» (с. 6). Цель настоящей статьи, таким образом, состоит в том, чтобы: 1) выделить эмоции из общего класса ментальных состояний, предварительно уточнив критерий их идентификации; 2) разработать классификационную схему эмоций, определить основные типы эмоциональных реакций и их развитие в онтогенезе; 3) прояснить природу эмоций, доказать их право на существование в качестве «гомологической категории».

Авторы начинают свое обсуждение проблемы эмоций с подробного анализа классических представлений об этом явлении. В истории философии и психологии известны два основных (взаимоисключающих) подхода к феномену эмоциональных проявлений -перцептивный (чувственно-аффективный) и когнитивный. Первый, представленный работами У. Джемса, К. Ланге и В. Вундта, трактует эмоции как чувственные реакции на восприятие телесных состояний и их изменений. Главным содержанием эмоций здесь выступает «субъективная чувственная феноменология». Позиция Джемса - Вундта имеет своих сторонников и в XXI в.1, однако и с теоретической, и с эмпирической точек зрения она не выдерживает критики, подчеркивают Ньюен и Цинк. Во-первых, эмоции отличаются гораздо большей индивидуальной и культурно-

1 См.: Prinz J. Gut reactions: a perceptual theory of emotion. - Oxford: Oxford univ. press, 2004.

исторической спецификой, чем их чувственная (перцептивная) составляющая (физиологическое «лицо»). Во-вторых, эмоциональные реакции, в особенности их сложные композиционные формы (например, стыд или смущение), интенциональны по своей природе (т.е. направлены на конкретный объект), тогда как чувственные состояния могут иметь место вне всякой интенциональности (усталость). Интенциональность же непременно требует предварительных когнитивных действий (оценка ситуации, выбор релевантных представлений и верований). Кроме того, чувственно-перцептивные концепции эмоций не могут объяснить такие эмоциональные проявления, когда физиологическое возбуждение не регистрируется сознанием.

Когнитивные теории считают главным содержанием эмоций «пропозициональные аттитюды», или устойчивую предрасположенность индивида и группы к определенному типу аффективных реакций на конкретные (индивидуально и социально значимые) объекты среды. На первый план здесь выдвигаются когнитивные процессы репрезентации и оценки текущей ситуации на базе фундаментальных верований, мнений и знания. Однако в терминах чистого когнитивизма нельзя объяснить эмпирически наблюдаемые факты простейших эмоциональных реакций (страх) у других биологических видов или у младенцев, которые еще не обладают когнитивными навыками представления и ментальной дифференциации происходящего. Кроме того, трактовка эмоциональных состояний исключительно в качестве аттитюдов закрывает дорогу изучению их аффективных параметров, которые, собственно, и составляют визитную карточку эмоциональных реакций.

В современной научной литературе тенденция к сверхинтеллектуализации эмоциональных состояний продолжает сохранять-ся1. Тем не менее многие философы и психологи предпочитают классифицировать эмоции по другим основаниям (например, их формирование и развитие в филогенезе), различая базовые / производные, первичные / вторичные, позитивные / негативные, отличающиеся высоким / низким порогом возбуждения и тому подобные их разновидности. С учетом накопленных эмпирических

1 См.: Goldie P. The emotions: a philosophical exploration. - Oxford: Clarendon, 2000.

данных, авторы статьи считают необходимыми и достаточными характеристиками эмоциональных состояний: а) физиологические проявления - субъективное возбуждение, физическое и физиогномическое выражение, автоматизм, обусловленность процессами высшей нервной деятельности; б) феноменологическое содержание -субъективные чувственные состояния; в) когнитивные параметры -предпосылки и последствия; г) интенциональность; д) поведенческие особенности - мотивация определенного типа действий и взаимодействий.

Классификация эмоциональных переживаний требует их предварительной дифференциации в ряду прочих ментальных состояний, каковыми традиционно считаются представления и атти-тюды. К ментальным представлениям относятся: а) перцепции, фиксирующие единичный опыт чувственного восприятия конкретных предметов и явлений внешнего мира (слух, осязание, обоняние, зрение); б) ментальные диспозиции, стимулирующие интерес индивида к внешнему миру и мотивирующие его познание (внимание, любопытство, поиск, ожидание); в) чувственно-телесные состояния, отражающие преимущественно внутренние параметры и продуцирующие рефлексивно-автоматические адаптивные реакции (ощущения), нацеленные на поддержание гомеостаза и физическое выживание (голод, жажда).

Когнитивные аттитюды - это ментальные состояния, имеющие субъективное пропозициональное и / или когнитивное содержание, которое не включает обязательного чувственного (феноменологического) опыта (желания, упования, чаяния, верования). На этом фоне эмоции могут быть описаны как подкласс ментальных явлений, для которого характерны автоматизм и внезапность возникновения, краткосрочность, отчетливость и распознаваемость физиологических и физиогномических реакций, конкретность субъективного опыта в виде когнитивного набора мыслей, воспоминаний и образов, ориентированность на межличностное взаимодействие, специфические мотивационные установки и поведенческие формы выражения.

Эмоции, продолжают Ньюен и Цинк, отличаясь содержательным богатством и большим разнообразием внешних проявлений, обладают общими психосоциальными функциями. Именно эти

функции авторы статьи используют в качестве критерия идентификации собственно эмоциональных переживаний. Сюда относятся:

1) феноменологически кодированная оценка наличной ситуации либо состояния когнитивной системы;

2) подготовка (мотивация) ответных действий путем продуцирования физиологических изменений;

3) внешнее выражение (типичность мимики и жестов) автоматического или инстинктивного происхождения, указывающее на:

4) готовность к действиям в отношении субъекта (предмета) или интеракции с ним;

5) подвижность, лабильность ответных поведенческих реакций, возрастающая по мере расширения когнитивного диапазона эмоциональных состояний.

Очевидно, что наличие у эмоциональных переживаний всех перечисленных функций не позволяет редуцировать их до уровня чувственно-телесных состояний, которые эволюционно и филогенетически им предшествуют. Равным образом, эмоции несводимы к когнитивным проявлениям, где чувственный компонент опыта не является обязательным. Помимо функциональной специфики, основанием для классификации эмоций служит их развитие в онтогенезе. Этот критерий, пишут Ньюен и Цинк, позволяет проследить эволюцию, усложнение и обогащение когнитивно-чувственного багажа личности по мере ее развития и социализации. Онтогенетическая трансформация эмоциональных состояний включает четыре последовательные стадии:

1) доэмоциональные состояния, или «несфокусированные экспрессивные эмоции» как врожденная форма поведенческой интеракции с внешним миром: комфорт и дистресс; выражают готовность младенца к позитивной / негативной дифференциации событий и объектов и характеризуются наличием всех главных признаков эмоциональной реакции (автоматизм, физиологическое выражение, ориентация на взаимодействие);

2) базовые эмоции, или базовые аффективные программы: радость, гнев, страх, печаль (возникают соответственно в возрасте 2-3, 4-6, 7-9, 3-7 месяцев); не требуют обязательного участия когнитивных процессов (рефлексии и сознания); являются спонтанными адаптивными реакциями на вызовы среды (опасность ^ страх; потеря родителей и привычной среды обитания ^ печаль;

фрустрация и несбывшиеся ожидания ^ гнев; самореализация и одобрение окружающих ^ радость);

3) первичные когнитивные эмоции - когнитивное обогащение и развитие базовых аффективных программ, усложнение эмоционального опыта, превращение аффективных состояний в «когнитивно оправданные эмоциональные проявления», отличающиеся высокой степенью вариативности; когнитивное содержание эмоциональных состояний этого уровня служит основанием для культурной вариативности эмоционального поведения (базирующегося на универсальных базовых аффективных программах), подчинения его требованиям социализации, передачи и сохранения культурных ценностей и «цензуре публичного выражения»; наконец, когнитивное развитие эмоциональных переживаний приводит к их усложнению, способствует возникновению массы эмоциональных оттенков;

4) вторичные когнитивные эмоции - широкий спектр эмоциональных состояний наивысшего уровня развития и сложности, который включает в себя «мини-теории» как «конституирующий элемент наряду с чувственным опытом, поведенческими формами и физиологическими характеристиками»; мини-теории предполагают построение той или иной Я-концепции, владение навыками когнитивной оценки, наличие верований и знания как ее фундамента и представлений о принципах социального взаимодействия в тех или иных обстоятельствах, а также ожиданий и надежд, связанных с будущим развитием наличной ситуации; другими словами, это - «сложные эмоции, обусловленные культурной информацией и личным опытом индивида» (с. 14), которые тем не менее являются продолжением и усложнением четырех базовых эмоциональных состояний.

В самом общем виде процесс онтогенетического формирования эмоций в пространстве культуры и общества может быть представлен следующей схемой: комфорт (доэмоциональное состояние I) ^ радость (базовая эмоция) ^ веселье (упоение, удовольствие и прочие первичные когнитивные эмоции) ^ любовь (счастье, блаженство и прочие вторичные когнитивные эмоции); дистресс (доэмоциональное состояние II) порождает три базовые эмоции (страх, гнев, печаль), которые соответственно дифференцируются в виде: а) чувства опасности и беспокойства; б) фрустрации и раздражения; в) разочарования и огорчения. Переход на уровень вто-

ричных когнитивных эмоций приводит к возникновению стыда, ревности и зависти; ярости и презрения; скорби и горя.

Данная классификация, пишут в заключение Ньюен и Цинк, нуждается в дальнейшей детализации и уточнении. Так, необходимым представляется различение собственно эмоций как «эмоциональных событий» (краткосрочных, острых, насыщенных и интенсивных аффективно-когнитивных реакций) и эмоциональных диспозиций (набора относительно устойчивых характеристик индивидуального темперамента), а также настроений (долгосрочных эмоциональных эпизодов более низкой интенсивности, порой лишенных когнитивных параметров и интенциональности, но обладающих существенным влиянием на восприятие и оценку текущих событий).

Классификация эмоций с точки зрения их психосоциальных функций позволяет преодолеть стереотипные представления об эмоциональных переживаниях, считают психологи из Тюбингена. В частности, к разряду эмоций нельзя причислить боль, отвращение, удивление и тщеславие. Боль фокусирует внимание исключительно на внутренних потребностях организма и продуцирует реакции инстинктивного характера, исключающие лабильность поведения; отвращение - это непосредственный «биологический ответ» на внешний негативный стимул, который не предполагает никаких иных поведенческих реакций или когнитивного расширения эмоционального диапазона (подобно базовым реакциям страха, радости, гнева и печали); удивление - это когнитивная составляющая подготовки эмоциональной реакции, но не сама реакция; тщеславие (высокомерие) не содержит никакого чувственного переживания, оно «лишено феноменологических атрибутов» (с. 21).

Предложенная модель классификации эмоциональных состояний, по мнению ее создателей, выгодно отличается от уже существующих концептуальных подходов. В отличие от необихевиоризма, эта схема способна объяснить индивидуальный характер эмоциональных переживаний и персонификацию выражения базовых аффективных программ. По сравнению с концепциями эволюционной биологии данная модель позволяет понять социокультурную вариативность эмоций и их многообразие. Вместе с тем онтогенетический подход свободен от крайнего релятивизма и пансоциоло-гизма, характерных для новейших теорий социального конструкти-

визма, что дает возможность интерпретировать социально-историческую обусловленность эмоционального опыта и его поведенческих форм как трансформацию базовых аффективных состояний под воздействием того или иного культурно-специфического когнитивного содержания.

Е.В. Якимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.