Научная статья на тему 'Ньюен А. , Цинк А. Классификация эмоций: онтогенетический подход'

Ньюен А. , Цинк А. Классификация эмоций: онтогенетический подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Якимова Екатерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ньюен А. , Цинк А. Классификация эмоций: онтогенетический подход»

РЕФЕРАТЫ

Ньюен А., Цинк А.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Newen A., Zinck A.

Classifying emotions: A developmental account // Synthese. -Dordrecht, 2008. - Vol. 161, N 1. - P. 1-25.

Психологи из Тюбингена Алберт Ньюен и Александра Цинк (Университет Карла Эберхарда, Германия) представляют модель классификации эмоций с точки зрения их развития в онтогенезе. По мнению авторов, оживленная дискуссия по проблеме эмоций в новейшей психологической, философской и социологической литературе свидетельствует о крайней расплывчатости представлений о природе этого феномена и «пестроте его определений, концепций и онтологии» (с. 2). На этом фоне «ключевой задачей современной теории эмоций представляется их систематическая классификация» (с. 6). Цель настоящей статьи, таким образом, состоит в том, чтобы: 1) выделить эмоции из общего класса ментальных состояний, предварительно уточнив критерий их идентификации; 2) разработать классификационную схему эмоций, определить основные типы эмоциональных реакций и их развитие в онтогенезе; 3) прояснить природу эмоций, доказать их право на существование в качестве «гомологической категории».

Авторы начинают свое обсуждение проблемы эмоций с подробного анализа классических представлений об этом явлении. В истории философии и психологии известны два основных (взаимоисключающих) подхода к феномену эмоциональных проявлений - перцептивный (чувственно-аффективный) и когнитивный. Первый, представленный работами У. Джемса, К. Ланге и В. Вундта, трактует эмоции как чувственные реакции на восприятие телесных состояний и их изменений. Главным содержанием эмоций здесь выступает «субъективная чувственная феноменоло-

248

гия». Позиция Джемса - Вундта имеет своих сторонников и в XXI в.1, однако и с теоретической и с эмпирической точек зрения она не выдерживает критики, подчеркивают Ньюен и Цинк. Во-первых, эмоции отличаются гораздо большей индивидуальной и культурно-исторической спецификой, чем их чувственная (перцептивная) составляющая (физиологическое «лицо»). Во-вторых, эмоциональные реакции, в особенности их сложные композиционные формы (например, стыд или смущение), интенциональ-ны по своей природе (т.е. направлены на конкретный объект), тогда как чувственные состояния могут иметь место вне всякой интенциональности (усталость). Интенциональность же непременно требует предварительных когнитивных действий (оценка ситуации, выбор релевантных представлений и верований). Кроме того, чувственно-перцептивные концепции эмоций не могут объяснить такие эмоциональные проявления, когда физиологическое возбуждение не регистрируется сознанием.

Когнитивные теории считают главным содержанием эмоций «пропозициональные аттитюды», или устойчивую предрасположенность индивида и группы к определенному типу аффективных реакций на конкретные (индивидуально и социально значимые) объекты среды. На первый план здесь выдвигаются когнитивные процессы репрезентации и оценки текущей ситуации на базе фундаментальных верований, мнений и знания. Однако в терминах чистого когнитивизма нельзя объяснить эмпирически наблюдаемые факты простейших эмоциональных реакций (страх) у других биологических видов или у младенцев, которые еще не обладают когнитивными навыками представления и ментальной дифференциации происходящего. Кроме того, трактовка эмоциональных состояний исключительно в качестве аттитюдов закрывает дорогу изучению их аффективных параметров, которые, собственно, и составляют визитную карточку эмоциональных реакций.

В современной научной литературе тенденция к сверхинтеллектуализации эмоциональных состояний продолжает сохраняться2. Тем не менее многие философы и психологи предпочитают классифицировать эмоции по другим основаниям (например, их формирование и развитие в филогенезе), различая базовые / производные, первичные / вторичные, позитивные / негативные, отличающиеся высоким / низким порогом возбуждения и тому подобные их разновидности. С учетом накопленных эмпирических данных, авторы статьи считают необходимыми и достаточными характеристиками эмоциональных состояний: а) физиологические проявления - субъективное возбуждение, физическое и физиогномическое выражение, автоматизм, обусловленность процессами высшей нервной деятельности; б) феноменологическое содержание - субъективные чувст-

1 См.: Prinz J. Gut reactions: A perceptual theory of emotion. - Oxford: Oxford univ. press, 2004.

2 См.: Goldie P. The emotions: A philosophical exploration. - Oxford: Clarendon, 2000.

249

венные состояния; в) когнитивные параметры - предпосылки и последствия; г) интенциональность; д) поведенческие особенности - мотивация определенного типа действий и взаимодействий.

Классификация эмоциональных переживаний требует их предварительной дифференциации в ряду прочих ментальных состояний, каковыми традиционно считаются представления и аттитюды. К ментальным представлениям относятся: а) перцепции, фиксирующие единичный опыт чувственного восприятия конкретных предметов и явлений внешнего мира (слух, осязание, обоняние, зрение); б) ментальные диспозиции, стимулирующие интерес индивида к внешнему миру и мотивирующие его познание (внимание, любопытство, поиск, ожидание); в) чувственно-телесные состояния, отражающие преимущественно внутренние параметры и продуцирующие рефлексивно-автоматические адаптивные реакции (ощущения), нацеленные на поддержание гомеостаза и физическое выживание (голод, жажда).

Когнитивные аттитюды - это ментальные состояния, имеющие субъективное пропозициональное и / или когнитивное содержание, которое не включает обязательного чувственного (феноменологического) опыта (желания, упования, чаяния, верования). На этом фоне эмоции могут быть описаны как подкласс ментальных явлений, для которого характерны автоматизм и внезапность возникновения, краткосрочность, отчетливость и распознаваемость физиологических и физиогномических реакций, конкретность субъективного опыта в виде когнитивного набора мыслей, воспоминаний и образов, ориентированность на межличностное взаимодействие, специфические мотивационные установки и поведенческие формы выражения.

Эмоции, продолжают Ньюен и Цинк, отличаясь содержательным богатством и большим разнообразием внешних проявлений, обладают общими психосоциальными функциями. Именно эти функции авторы статьи используют в качестве критерия идентификации собственно эмоциональных переживаний. Сюда относятся:

1) феноменологически кодированная оценка наличной ситуации либо состояния когнитивной системы;

2) подготовка (мотивация) ответных действий путем продуцирования физиологических изменений;

3) внешнее выражение (типичность мимики и жестов) автоматического или инстинктивного происхождения, указывающее на:

4) готовность к действиям в отношении субъекта (предмета) или интеракции с ним;

5) подвижность, лабильность ответных поведенческих реакций, возрастающая по мере расширения когнитивного диапазона эмоциональных состояний.

Очевидно, что наличие у эмоциональных переживаний всех перечисленных функций не позволяет редуцировать их до уровня чувственно-

250

телесных состояний, которые эволюционно и филогенетически им предшествуют. Равным образом, эмоции несводимы к когнитивным проявлениям, где чувственный компонент опыта не является обязательным. Помимо функциональной специфики, основанием для классификации эмоций служит их развитие в онтогенезе. Этот критерий, пишут Ньюен и Цинк, позволяет проследить эволюцию, усложнение и обогащение когнитивно-чувственного багажа личности по мере ее развития и социализации. Онтогенетическая трансформация эмоциональных состояний включает четыре последовательные стадии:

1) доэмоциональные состояния, или «несфокусированные экспрессивные эмоции», как врожденная форма поведенческой интеракции с внешним миром: комфорт и дистресс; выражают готовность младенца к позитивной / негативной дифференциации событий и объектов и характеризуются наличием всех главных признаков эмоциональной реакции (автоматизм, физиологическое выражение, ориентация на взаимодействие);

2) базовые эмоции, или базовые аффективные программы: радость, гнев, страх, печаль (возникают соответственно в возрасте 2-3 мес., 46 мес., 7-9 мес., 3-7 мес.); не требуют обязательного участия когнитивных процессов (рефлексии и сознания); являются спонтанными адаптивными реакциями на вызовы среды (опасность ^ страх; потеря родителей и привычной среды обитания ^ печаль; фрустрация и несбывшиеся ожидания ^ гнев; самореализация и одобрение окружающих ^ радость);

3) первичные когнитивные эмоции - когнитивное обогащение и развитие базовых аффективных программ, усложнение эмоционального опыта, превращение аффективных состояний в «когнитивно оправданные эмоциональные проявления», отличающиеся высокой степенью вариативности; когнитивное содержание эмоциональных состояний этого уровня служит основанием для культурной вариативности эмоционального поведения (базирующегося на универсальных базовых аффективных программах), подчинения его требованиям социализации, передачи и сохранения культурных ценностей и «цензуре публичного выражения»; наконец, когнитивное развитие эмоциональных переживаний приводит к их усложнению, способствует возникновению массы эмоциональных оттенков;

4) вторичные когнитивные эмоции - широкий спектр эмоциональных состояний наивысшего уровня развития и сложности, который включает в себя «мини-теории» как «конституирующий элемент наряду с чувственным опытом, поведенческими формами и физиологическими характеристиками»; «мини-теории» предполагают построение той или иной Я-концепции, владение навыками когнитивной оценки, наличие верований и знания как ее фундамента и представлений о принципах социального взаимодействия в тех или иных обстоятельствах, а также - ожиданий и надежд, связанных с будущим развитием наличной ситуации; другими словами, это - «сложные эмоции, обусловленные культурной информацией и личным опытом индивида» (с. 14), которые тем не менее яв-

251

ляются продолжением и усложнением четырех базовых эмоциональных состояний.

В самом общем виде процесс онтогенетического формирования эмоций в пространстве культуры и общества может быть представлен следующей схемой: комфорт (доэмоциональное состояние I) ^ радость (базовая эмоция) ^ веселье (упоение, удовольствие и прочие первичные когнитивные эмоции) ^ любовь (счастье, блаженство и прочие вторичные когнитивные эмоции); дистресс (доэмоциональное состояние II) порождает три базовые эмоции (страх, гнев, печаль), которые соответственно дифференцируются в виде: а) чувства опасности и беспокойства; б) фрустрации и раздражения; в) разочарования и огорчения. Переход на уровень вторичных когнитивных эмоций приводит к возникновению стыда, ревности и зависти; ярости и презрения; скорби и горя.

Данная классификация, пишут в заключение Ньюен и Цинк, нуждается в дальнейшей детализации и уточнении. Так, необходимым представляется различение собственно эмоций как «эмоциональных событий» (краткосрочных, острых, насыщенных и интенсивных аффективно-когнитивных реакций) и эмоциональных диспозиций (набора относительно устойчивых характеристик индивидуального темперамента), а также -настроений (долгосрочных эмоциональных эпизодов более низкой интенсивности, порой лишенных когнитивных параметров и интенционально-сти, но обладающих существенным влиянием на восприятие и оценку текущих событий).

Классификация эмоций с точки зрения их психосоциальных функций позволяет преодолеть стереотипные представления об эмоциональных переживаниях, считают психологи из Тюбингена. В частности, к разряду эмоций нельзя причислить боль, отвращение, удивление и тщеславие. Боль фокусирует внимание исключительно на внутренних потребностях организма и продуцирует реакции инстинктивного характера, исключающие лабильность поведения; отвращение - это непосредственный «биологический ответ» на внешний негативный стимул, который не предполагает никаких иных поведенческих реакций или когнитивного расширения эмоционального диапазона (подобно базовым реакциям страха, радости, гнева и печали); удивление - это когнитивная составляющая подготовки эмоциональной реакции, но не сама реакция; тщеславие (высокомерие) не содержит никакого чувственного переживания, оно «лишено феноменологических атрибутов» (с. 21).

Предложенная модель классификации эмоциональных состояний, по мнению ее создателей, выгодно отличается от уже существующих концептуальных подходов. В отличие от необихевиоризма, эта схема способна объяснить индивидуальный характер эмоциональных переживаний и персонификацию выражения базовых аффективных программ. По сравнению с концепциями эволюционной биологии данная модель позволяет понять социокультурную вариативность эмоций и их многообразие. Вместе с тем

252

онтогенетический подход свободен от крайнего релятивизма и пансоцио-логизма, характерных для новейших теорий социального конструктивизма, что дает возможность интерпретировать социально-историческую обусловленность эмоционального опыта и его поведенческих форм как трансформацию базовых аффективных состояний под воздействием того или иного культурно-специфического когнитивного содержания.

Е.В. Якимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.