Научная статья на тему '2008. 04. 001. Флам К. , Нагаока С. Хризантема состязается с орлом. Flamm K. , Nagaoka S. The Chrysanthemum meets the Eagle // issues in Science and technology online. - 2007. - fall. - 13 P. - mode of access: http://www. Issues. Org/24. 1/flamm. Html'

2008. 04. 001. Флам К. , Нагаока С. Хризантема состязается с орлом. Flamm K. , Nagaoka S. The Chrysanthemum meets the Eagle // issues in Science and technology online. - 2007. - fall. - 13 P. - mode of access: http://www. Issues. Org/24. 1/flamm. Html Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ И США / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 04. 001. Флам К. , Нагаока С. Хризантема состязается с орлом. Flamm K. , Nagaoka S. The Chrysanthemum meets the Eagle // issues in Science and technology online. - 2007. - fall. - 13 P. - mode of access: http://www. Issues. Org/24. 1/flamm. Html»

НАУКА И ОБЩЕСТВО

2008.04.001. ФЛАМ К., НАГАОКА С. ХРИЗАНТЕМА СОСТЯЗАЕТСЯ С ОРЛОМ.

FLAMM K., NAGAOKA S. The Chrysanthemum meets the Eagle // Issues in science and technology online. - 2007. - Fall. - 13 p. - Mode of access: http://www.issues.org/24.1/flamm.html

Ключевые слова: Япония и США; инновационная политика.

К. Флам - сотрудник Техасского университета в г. Остин (США), С. Нагаока - сотрудник Института исследований инноваций в Университете Хитотубаши, советник Исследовательского института экономики, торговли и промышленности (Япония). Оба автора - экономисты, организаторы конференции, обсуждавшей перемены в инновационных системах США и Японии. В реферируемой статье излагается и сопоставляется инновационная политика США и Японии.

Инновационные политики США и Японии взаимодействуют с середины XIX в., когда корабль командора Пери впервые вошел в Токийский залив в 1853 г. Японцы стали свидетелями технологической мощи передового по тем временам флота и стратегических результатов капиталовложений правительства в технологию. Понимая необходимость развития собственной технологической базы, Япония организовала мониторинг технологий по всему миру, поиск процессов и изделий, которые она могла бы импортировать и использовать. Уже тогда это стало главным направлением и содержанием ее инновационной политики, и оно оставалось таковым до первой половины XX в. включительно. США продолжали вкладывать деньги в военные технологии, особенно в развитие авиации и техники связи; кроме того, правительство помогало университетам развивать исследовательский потенциал, содействующий прогрессу сельского хозяйства и промышленности. Япония сохраняла сла-

бую систему защиты интеллектуальной собственности, что ей, как импортеру чужих технологий, было выгодно. Правительство играло активную роль в создании промышленной инфраструктуры, сильная и квалифицированная бюрократическая элита координировала и поддерживала усилия частного сектора в том же направлении. В интересах индустриализации страны и адаптации зарубежных технологий были созданы система национальных университетов и ряд частных элитных высших учебных заведений (Кейо, Васеда и др.) по образцу и подобию зарубежных.

Вторая мировая война стоила Японии огромных потерь, промышленность была разрушена, и большая часть первых послевоенных лет японской инновационной политики ушла на то, чтобы на развалинах прежнего хозяйства создать современную, хорошо оснащенную технологически экономику. Снова была использована тактика активного заимствования. Тем временем США, оценившие важную роль, которую инновационные технологии играли во Второй мировой войне, наращивали вложения в ИР и стремились скоординировать и развить взаимодействие между правительством, промышленностью и академической наукой.

Технологические возможности Японии впервые были замечены «на экране американского радара», когда в конце 1950-х годов электронная промышленность Японии наладила производство транзисторов и широко использовала их в бытовой технике. В определенной степени успех японцев в этой области связан с американским антитрестовским законодательством: Министерство юстиции согласилось снять с компании AT&T обвинения в нарушении антитрестовских законов, если эта корпорация продаст основные лицензии на транзистор за разумную плату всем, кто пожелает. Запрета на продажу за рубеж не было, купила Япония. Массовый ввоз дешевых потребительских товаров с транзисторами в США вызвал первую кампанию против импорта высокотехнологичной продукции в Америку из Японии. Тогда же американские корпорации, выпускавшие электронику, разделились на два лагеря. Производители устаревших деталей выступали за ограничения ввоза японской продукции, а фирмы, производившие наиболее продвинутые транзисторы и интегральные схемы, ратовали за разработку новых, лучших приборов, оставив подражателям старые технологии.

В 60-х годах целый ряд высокотехнологичных изделий прошел тот же цикл, что и транзистор, в их числе телевизоры, калькуляторы, цифровые часы. США выходили на рынок с инновацией, а японцы немедленно копировали, удешевляли, обеспечивали высокое качество и завоевывали рынок, вытесняя первооткрывателей. Не только электроника, но менее технологичное, более крупное и исконно американское изделие, как автомобиль, прошло тот же путь. В итоге американцы стали внимательно изучать японский опыт организации производства (конец 70-х - начало 80-х годов) и японскую промышленную политику. Не обошлось без острых конфликтов, связанных как с нарушением японцами патентных прав, так и с их протекционизмом на собственном рынке: судебные иски, политическое давление.

Особенно жестокий удар японцы нанесли США, выйдя на рынок с чипами динамического запоминающего устройства с произвольной выборкой (dynamic random access memory - DRAM). Предлагавшиеся Японией микросхемы по всем параметрам (техническим и экономическим) оказались лучше американских, причем изготавливались они на японском оборудовании, которое тоже превосходило американские аналоги. Полагая, что ключом к успеху послужила инновационная политика Японии, предусматривающая кооперацию правительства и частных корпораций в рамках совместных программ, Конгресс США ответил на это целой серией законов. Они были приняты в 80-е годы и ставили американские фирмы в равные условия с японскими компаниями. Соответственно инновационная политика США изменилась, и в середине 90-х годов Японии тоже пришлось внести ряд коррективов в свою политику. Что изменилось? Япония значительно увеличила национальные расходы на ИР; реформировала свои университеты и национальные лаборатории; приняла ряд мер по укреплению кооперации между научными учреждениями и промышленностью; резко усилила охрану прав интеллектуальной собственности. Главной причиной этих перемен стало понимание японскими лидерами того факта, что в качестве локомотива экономического роста необходимо усилить инновационный потенциал, учитывая, что период, когда Япония догоняла ведущие страны мира, завершился. Эта точка зрения была признана всеми партиями, доказательством чего является единогласная поддержка в парламенте так называемого «Базо-

вого закона о науке и технологии» в 1995 г. Важно, что акцент на инновации был сделан в период, когда японская экономика почти десятилетие находилась в состоянии стагнации.

Модель инновационной системы, сформированная США, отчетливо повлияла на японскую политику в этой области. В Японии признано, что мощный потенциал фундаментальной науки в американских университетах, поддержанный солидной финансовой помощью государства, тесное сотрудничество между университетами и промышленностью, жесткая защита прав интеллектуальной собственности были основными факторами, обеспечившими подъем американской экономики после трудностей начала 80-х годов XX в. Японцы убеждены в том, что щедрая государственная поддержка университетских фундаментальных ИР в сочетании с острой конкуренцией в этой области позволили исследовательским университетам Америки непрерывно совершать научные открытия, удерживать лидерство в глобальной науке, привлекать лучшие мировые таланты и накапливать ноу-хау и человеческий капитал в самых передовых областях технологии. Тесное взаимодействие университетов с промышленностью привело к созданию таких новых отраслей, как биотехнология и информационная технология. Закон Бея - Доула, позволивший университетам получать патенты на изобретения, сделанные на государственные субсидии, сыграл в этом большую роль, подталкивая университетскую профессуру к передаче технологий в промышленность. Что же касается прав на интеллектуальную собственность, то она, по мнению японских специалистов, стимулировала приток частного капитала в рискованные, но наиболее прогрессивные области ИР.

Япония пошла тем же путем, укрепляя триаду: исследования, кооперация и интеллектуальная собственность. Прежде всего, была значительно увеличена финансовая поддержка ИР бюджетом начиная с 1996 г., когда начал действовать базовый план. Отношение выделяемых государством на науку денег к ВВП выросло с 0,60% в начале 90-х годов до 0,67% в конце 90-х годов и до 0,69% в первой пятилетке XXI в. В США этот показатель в 2004 г. был равен 0,83%, а в ФРГ - 0,76% (включая военные ИР в обеих странах) (с. 5). На государственные деньги Япония модернизировала университетские и правительственные лаборатории, оборудование которых к тому времени устарело. Кроме того, резко выросло финансирова-

ние четырех приоритетных областей: наук о жизни, информатики и коммуникаций, охраны окружающей среды и нанотехнологий / новых материалов. Доля этих отраслей в бюджете науки выросла с 29,1% в начале 90-х годов до 38,6% в начале 2000-х годов (с. 5).

В области полупроводников Япония предприняла ряд коллективных (государство, частный капитал, университеты) усилий, чтобы не отстать от США, которые в рамках консорциума 8ЕМЛТЕСН вернули себе утраченное в 80-е годы лидерство. Японские консорциумы 8ЕЬЕТ, 8ТЛЯС и Л8ЕТ были построены по образу и подобию 8ЕМЛТЕСН.

Далее была проведена институциональная реформа университетов. Доля финансирования, полученная по конкурсу, значительно возросла - почти в 6 раз в период с 1991 по 2005 г. (с. 6). Национальные университеты и национальные институты из государственных были преобразованы в независимые бесприбыльные учреждения начиная с апреля 2004 г. Это преобразование в значительной мере было мотивировано стремлением правительства сократить численность государственных служащих. Но в то же время оно развязало университетам руки для собственной коммерческой и прочей активности. В перспективе это должно дать положительные результаты. Некоторые статистические данные имеются уже сейчас. Улучшение работы исследовательских учреждений отмечалось в Белой книге правительства в 2006 г. Доля японских научных статей, цитирование в мировых научных журналах возросли. В 1981 г. статьи японских авторов составляли менее 7%, в 2004 г. -10% (у США - 32%) (там же). Но значительного инновационного эффекта наращивание государственного финансирования пока не дало.

Второе крупное направление преобразований - поощрение и организация кооперации секторов и отдельных субъектов научно-технического потенциала. Кооперация университетов, частных фирм и правительства имела место в Японии с давних пор. Например, инженерный факультет Токийского университета, первый университетский факультет такого профиля в мире, созданный еще в 1873 г., играл очень активную роль в заимствовании Японией западных технологий и внедрении их в японскую промышленность. Имело место и основание промышленных фирм университетскими профессорами на базе их изобретений и ИР. Но в конце 60-х и в 70-х

годах прошлого века партнерство промышленности и университетов ослабело, и фирмы самостоятельно стали решать проблемы заимствования западных новинок, а политические выступления студентов, беспорядки в университетах отвлекли последние от проблем кооперации.

Это направление возродилось в Японии в ходе реформ 90-х годов. Оно было одним из основных в инновационной политике США 80-х годов, а Япония копировала американские реформы, несколько перекраивая их с учетом национальной специфики. Как в США, так и в Японии университеты являются главными центрами фундаментальной науки (в США они осваивают 62% затрачиваемых на этот вид ИР средств, а в Японии - 46,5%) (с. 7), так что могут служить и в США служат важным источником нововведений для промышленности. В ходе преобразований 90-х годов Япония воспроизвела американский опыт.

Во-первых, продублировали закон Бея - Доула (Закон о специальных мерах по оживлению промышленной активности, вступил в силу в 1999 г.), позволив университетам получать патенты и продавать лицензии на инновации, полученные в ходе ИР, финансируемых правительством. В 1988 г. был принят закон об образовании и правах Организации по лицензированию технологий (Technology Licensing Organization - TLO), а во всех больших университетах организованы отделы передачи технологий. После того как в 2004 г. национальные университеты были инкорпорированы, большинство из них приняло систему, в соответствии с которой все сотрудники заключали с университетом контракт, обязуясь раскрывать свои изобретения членам фэкалти и передавать его в собственность университета. Как и в США, изобретатель сохраняет патентные права, если других вариантов не оговорено.

Во-вторых, правительство приняло ряд мер, поощрявших кооперацию в области ИР между промышленными фирмами, университетами и национальными лабораториями. После 1987 г. правительство помогало университетам организовать кооперативные исследовательские центры, а с 1999 г. выдает гранты на совместные с промышленностью ИР. В 1995 г. оно начало финансировать создание в университетах венчурных бизнес-лабораторий, помогавших становлению новых коммерческих фирм. Наконец, в 2000 г. был принят Закон о развитии индустриальных технологий, который

ослабил ограничения, запрещавшие профессорам национальных университетов входить в управляющие советы частных промышленных предприятий, особенно в тех случаях, когда это содействовало передаче технологий. Полностью оценить результативность реформ пока невозможно. Но число заявок на патенты, поданных университетами прямо или через ТЬО, значительно возросло: в 2001 г. - 641, а в 2005 г. - 8527 (по этому показателю Япония догнала США, где в 2002 г. университеты подали 6509 заявок). Количество совместных исследовательских проектов университетов и частных фирм в 1995 г. было менее 1500, а к 2005 г. их стало более 10 тыс. в год. Выросло и число отпочковавшихся от университетов новых фирм. В 2003 г. их было 179 (в США в 2002 г. - 364) (с. 8).

Однако доход от проданных лицензий у японских университетов пока мизерный (менее 0,5% от доходов университетов США), и количество фирм-отпрысков, достигших стадии акционирования, тоже мало. Исходя из этого, можно заключить, что влияние университетов на промышленные инновации все еще незначительно. Это можно объяснить тем, что с момента перехода собственности на патенты к университетам прошло еще мало времени, но более вероятные причины - отсутствие у них ценных инноваций, опыта патентования и слабая инфраструктура поддержки малых фирм-отпрысков, ограниченность рискового капитала и рынка бизнес-услуг.

Третье главное направление реформ - укрепление прав интеллектуальной собственности (снова повторение опыта США). Хотя такие права существовали в Японии уже давно (первый патентный закон был принят в 1885 г.), они были недостаточно строги и очень плохо соблюдались. В 90-е годы в ходе и после переговоров с США о создании ВТО (1994-1995) Япония значительно ужесточила их. Агентство по авторским правам возглавил премьер-министр, и был принят ряд законодательных актов, включая Базовый закон об интеллектуальной собственности по образцу и подобию американского Федерального апелляционного суда.

В результате преобразований и принятия новых законов патентное право в Японии претерпело крупные изменения. Можно выделить четыре главных момента.

1. Были значительно усилены наказания за нарушения патентного права и одновременно упрощено для владельца патента доказательство самого факта нарушения.

2. Стало возможным патентовать компьютерные программы. Раньше закон определял изобретение, подлежащее патентованию, как «техническую идею, реализующую физический закон», и программы выпадали из возможных объектов патентования. В 1997 г. было признано возможным патентовать программу, записанную на носителе, пригодном для считывания компьютером, а в 2000 г. -программу как таковую.

3. В 1998 г. Верховный суд Японии дал новое толкование понятия «эквивалентность», установив, что она должна определяться с учетом технологии, которая существовала на момент нарушения патента, а не на момент подачи заявки. После этого было подано (1998-2003) 140 исков с обвинениями в эквивалентности, из них 15 было признано судом.

4. Был изменен срок опротестования патентов. Раньше это можно было делать только до выдачи свидетельства об изобретении (pre-grant system), и это значительно затягивало сроки рассмотрения. К тому же конкуренты могли подавать протесты просто ради отсрочки решения, выигрывая время. После 2004 г. перешли на иную систему (post-grant-sistem) - после выдачи гранта, и это ускорило принятие решений и выдачу патентов. Сегодня защита прав интеллектуальной собственности поставлена в Японии хорошо. По оценке Союза бизнеса программного обеспечения, по уровню пиратства в этой области Япония входит в тройку стран, где этот уровень наиболее низок: 25% в 2006 г., после США (21%) и Новой Зеландии (23%) (с. 10).

Как и насколько эти новшества повлияли на инновации - определить трудно. Количество запросов на проверку чистоты патентов значительно выросло, что, возможно, указывает на рост ценности патента, а это может позитивно сказаться на интенсивности ИР. В то же время это перегружает патентную службу, усложняет формулировки патентных требований, и все вместе может скорее сдерживать, чем наращивать стремление к инновациям из-за больших затрат труда, денег, времени на патентование и риска получить отказ.

Каковы итоги всех описанных выше усилий? «С началом 90-х годов в японской инновационной политике произошли крупные изменения под влиянием считающихся удачными реформ инновационной политики США в 1980-е годы. Американские реформы, в

свою очередь, были ответом на растущую конкуренцию в области высоких технологий со стороны Японии. Хотя для полной оценки американских и японских преобразований инновационной политики нужно гораздо больше фактов и исследований, некоторые предварительные наблюдения касательно преодоленных трудностей и извлеченных уроков уже могут быть сделаны применительно к обеим системам» (с. 10-11).

1. Приоритетным направлением японских реформ было усиление конкуренции в создании инноваций, в копировании процесса, который считается основой успехов американской инновационной системы. Существенное расширение конкурсного финансирования, приватизация государственных университетов и лабораторий, укрепление прав интеллектуальной собственности можно интерпретировать как важные шаги в этом направлении. Поскольку конкуренция не только интенсифицирует результативность ИР, но и помогает избегать дублирования исследований, способствует разделению труда как в местном, так и в глобальном масштабе, такое направление, очевидно, можно считать правильным.

2. Столь же приоритетным направлением было скопированное с американских реформ укрепление связей университетов с промышленностью. Меры, принятые в этом направлении, должны усилить процесс передачи технологий из вузов в промышленность. Однако и в США, и в Японии вопрос наилучшего пути помощи промышленности со стороны университетов остается спорным. Многие считают, что оптимальным является развитие ИР в университетах и публикация результатов в журналах, а также концентрация усилий на подготовке более квалифицированных кадров. Акцент на партнерство университетов и промышленности может потеснить эти более традиционные, но ключевые направления. Кроме того, эффективность партнерства зависит от ряда дополнительных факторов - инфраструктуры поддержки «начинающих» фирм, наличия рискового капитала, системы профессиональных услуг и т.д. Это означает, что модель, хорошо зарекомендовавшая себя в США, не будет работать в Японии. Для того чтобы решить эти вопросы, нужны более детальные исследования и опыт.

3. Несмотря на то что в отношении укрепления прав интеллектуальной собственности в 90-е годы Япония сделала немало, существующая сегодня система охраны этих прав еще далека от

совершенства. Ее необходимо дорабатывать (в патентном праве огромную роль играют детали, формулировки и пр.), а также совершенствовать лицензионные законы и правила.

4. Необходимо укреплять механизмы международного сотрудничества. Поскольку потоки знаний не знают границ и конкуренция в сфере высоких технологий обрела глобальные масштабы, повышение эффективности расширения и использования знания часто требует, и чем дальше, тем больше будет требовать, глобальных решений. Успех International SEMATECH в координации и ускорении инновационного развития мировой промышленности полупроводников достигнут благодаря созданию и согласованию международной «дорожной карты» полупроводниковой промышленности. Это удачный пример эффективной глобальной координации государственных и частно-промышленных капиталовложений в конкретную отрасль. Международная координация проверки патентной чистоты, международное совместное использование баз данных тоже могут содействовать совершенствованию глобальной инновационной системы.

А.Н. Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.