Научная статья на тему '2008. 03. 053. Боннер Д. Реакция на кризис: законодательство против терроризма. Bonner D. responding to crisis: legislating against terrorism // law Quart. Rev. - L. , 2006. - Vol. 122. - P. 602-631'

2008. 03. 053. Боннер Д. Реакция на кризис: законодательство против терроризма. Bonner D. responding to crisis: legislating against terrorism // law Quart. Rev. - L. , 2006. - Vol. 122. - P. 602-631 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 053. Боннер Д. Реакция на кризис: законодательство против терроризма. Bonner D. responding to crisis: legislating against terrorism // law Quart. Rev. - L. , 2006. - Vol. 122. - P. 602-631»

2008.03.053. БОННЕР Д. РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА.

BONNER D. Responding to crisis: Legislating against terrorism // Law quart. rev. - L., 2006. - Vol. 122. - P. 602-631.

В статье описана реакция британских властей на террористические акты 1974, 2001 и 2005 гг. Взрыв, совершенный Ирландской республиканской армией (далее - ИРА) 21 ноября 1974 г., вынудил власти Великобритании в оперативном порядке принять законопроект о предотвращении терроризма (PTA от 1974 г.). Через 180 часов он был одобрен парламентом в качестве нормативного акта.

Ужесточение мер безопасности в данном Законе выражалось, прежде всего, в объявлении вне закона (частично на территории Северной Ирландии) ИРА, высылке и запрете на въезд, более длительном содержании под стражей без предъявления обвинения, усиленном контроле при осуществлении авиаперелетов, морских перевозок между Великобританией и Ирландией. Автор подчеркивает, что подобные жесткие законодательные меры, включая «расширенные и беспрецедентные полномочия кабинета министров в мирное время», ранее представлялись невозможными, однако очередные теракты в Бемингеме резко изменили настроения страны, в том числе позицию членов британского парламента.

В соответствии с правовыми нововведениями полиция получила право задерживать на территории всей страны, а не только в портовых зонах или аэропортах, подозреваемых в терроризме и содержать их под стражей в течение 48 часов без предъявления обвинений, брать отпечатки пальцев и продлевать заключение еще на пять суток с санкции министра внутренних дел. В соответствии с миграционным правом британские граждане, имеющие родственные или иные связи в Ирландии, обладали абсолютным правом въезжать и свободно перемещаться по всему Объединенному Королевству. Однако ирландцам могли и отказать во въезде, а многие были депортированы; такие люди не считались иностранцами, они пользовались правом свободного перемещения на территориях, определенных Ирландией и Великобританией. Физический контроль над перемещениями людских потоков между Ирландией и Великобританией был существенно усилен, однако он не был эффективным.

Наиболее спорным нормативным закреплением явились высылка и запрет на въезд. В отношении лица, вовлеченного в разработку, подготовку или подстрекательство к осуществлению террористического акта, могло быть вынесено решение о высылке и (или) запрете во въезде на территорию Великобритании. Наличие подобного решения предоставляло право предпринимать «превентивные меры» в отношении такого человека. По сути это было направленно против граждан Ирландской республики и граждан-выходцев из колоний Северной Ирландии. Такие меры вызвали дискуссии, официальные представители Северной Ирландии заявили о негативном эффекте, который может наступить в результате правовых нововведений.

Кроме того, введение ужесточающих норм нового закона в целом не соответствовало гражданским свободам, а именно свободам на выражение мнений, собраний и объединений, предусмотренных ст. 10 и 11 Европейской конвенции о правах человека. Объявление вне закона именно тех организаций, которые были вовлечены в террористическую деятельность (ИРА), давало возможность кабинету британского правительства избежать неприятного давления со стороны различных правозащитных групп, включая международные организации. По мнению автора, властей больше беспокоило не возможное нарушение норм о правах человека, закрепленных в Европейской конвенции, а неловкое политическое положение, в котором могло оказаться политическое руководство.

После очередных печальных событий в Бемингеме (взрывов в общественном месте) общественность будоражило и, по мнению официальных лиц Великобритании, если бы правительство не предприняло драконовских мер в отношении терроризма, то нагнетаемая ненависть к ирландскому сообществу могла стать причиной серьезных беспорядков. Более того, предполагалось, что ужесточение законодательства против терроризма будет временной мерой, рассчитанной на шесть месяцев. Однако опыт 1974 г. показал, что временное - это постоянное «в силу чрезвычайных обстоятельств», подчеркивает автор.

После террористических актов, произошедших в США 11 сентября 2001 г., власти Великобритании также приняли ряд антитеррористических законов, наиболее важный из них - Антитеррористический акт в защиту безопасности (ЛТС8Л) от 2001 г.

По мнению автора, Закон о предотвращении терроризма (PTA от 1974 г.) явился следствием реакции политиков на общественное возмущение по поводу терактов и осознания необходимости «что-то сделать», в результате чего полиция получила полномочия, которых она и не просила. Исследуя опыт последних лет, автор утверждает, что полиция проявляла настойчивость в получении дополнительных и расширении имеющихся полномочий.

В 2005 г. был принят очередной Закон о предотвращении терроризма (PTA от 2005 г.). При этом следует отметить, что положения Европейской конвенции о правах человека оказали заметное влияние на формулировки статей данного закона. В заключение автор указывает, что несмотря ни на что, оперативность, проявленная властями страны, в частности правительством и парламентом, при принятии этих двух законов (ATCSA от 2001 г. и PTA от 2005 г.) подверглась критике за «скоропалительность».

Т.Б. Курбанов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.