2008.03.040. СЕРВЕ Ж.-М. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НОРМЫ О ТРУДЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ.
SERVIAS J.M. Universal labour standards and national cultures // Labour law. -Geneva, 2006. - N 143/144. - Р. 29-36.
Автор статьи - Жан-Мишель Серве, профессор правового факультета Университетов в Хироне (Испания) и в Пьеже (Бельгия), почетный президент Международного общества трудового права и социального обеспечения, специальный советник Генерального секретаря МОТ.
В статье рассмотрена роль международных норм, разработанных и принятых в МОТ по регулированию трудовых прав в период глобализации, направленных на сохранение национальных особенностей, традиций, культуры трудящихся-мигрантов.
Деятельность МОТ по масштабу охвата проблем в труде и трудовых отношениях универсальна. Устав МОТ предусматривает принцип открытости вступления в МОТ всех стран мира, которые хотели бы принять участие в разработке конвенций, рекомендаций, деклараций и др. документов, касающихся прав человека.
Разрабатывая тексты конвенций и рекомендаций, МОТ ставит задачу сотрудничества с большинством государств - членов МОТ. В статье обстоятельно рассмотрен процесс принятия международных норм; показана роль докладов, поступающих от государств - членов МОТ о положении в труде и трудовых отношениях в их странах. Эти доклады рассматривает Международная конференция труда и одна из ее комиссий. После тщательного обсуждения принимаются конвенции и соответствующая рекомендация, их тексты содержат основные принципы, которые могут быть инкорпорированы в национальное законодательство. Более того, они содержат не только предложения и рекомендации, направленные на преодоление экономических трудностей в некоторых странах, но отражают специфические культурные особенности.
В соответствии с Уставом МОТ наделена полномочием вводить в правовые тексты гибкие формулировки. Допускается ратификация только части конвенции; предоставляется выбор между различными уровнями требований; предусматриваются исключения для определенных категорий трудящихся или отраслей; даются смягчающие оговорки, такие, как «если это необходимо», «когда
это соответствует», «если это соответствует», «насколько это возможно», в соответствии с национальными условиями (правом) и практикой, которые предоставляют государствам больше возможностей при принятии решений.
Ряд конвенций и рекомендации МОТ напрямую касаются проблем культурных различий и предлагают их решение, они прежде всего направлены против дискриминации по признаку национальности или гражданства; требуют, чтобы специальный отдых совпадал с днем недели, установленным местными традициями и обычаями; запрещают дискриминацию рабочих-мигрантов и предусматривают меры по сохранению уважения их традиций; по сохранению национальных и семейных, этнических и культурных связей со страной происхождения; обмен корреспонденцией и т.п.
В числе упомянутых в статье конвенций Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975); рекомендация № 151 о трудящихся-мигрантах (1975), рекомендация № 100 о защите трудящихся мигрантов (1955) и др. Конвенция № 143 содержит призыв к государствам создавать условия трудящимся-мигрантам и их семьям для сохранения национальных и этнических особенностей, культурных связей со страной происхождения. Конвенция МОТ № 169 содержит специфические рекомендации - она требует от властей признать и защитить социальные, культурные, религиозные и духовные ценности, содействовать и уважать интеграцию. Конвенция МОТ № 142 о развитии людских ресурсов требует разработки программ развития людских ресурсов и проведения политики, учитывающих уровень экономического, социального и культурного развития. Рекомендация № 151 предусматривает специальные меры содействия адаптации мигрантов в стране занятости.
Уровень экономического развития, религиозные убеждения, существующие в различных странах, играют значительную роль при инкорпорации международных норм о труде в национальное законодательство. Методы, избранные для имплементации норм, основаны на исторических особенностях, авторитете и влиянии организаций работодателей и трудящихся, на опыте их лидеров, роли права и коллективных договоров в системе производственных
отношений. Успех зависит от идей, обычаев, профессионального уровня людей и групп и, наконец, от их культуры.
Связь национальной культуры и производственных отношений в статье рассмотрена на примере США, англоязычных стран, стран Западной Европы. Так, в США, где нет трудового кодекса ни на федеральном уровне, ни на уровне штатов, коллективные соглашения являются важнейшей формой защиты трудовых прав и социального обеспечения. Американское законодательство в основном опирается на гражданские свободы, а не на трудовое право, предоставляя равные возможности и равное обращение, не используя солидарность при распределении дохода.
Ценой социального диалога является высокий уровень конфликтного характера производственных отношений в США, большое число трудовых, судебных споров. Американские профсоюзы видят свою определяющую роль в регулировании трудовых прав. Иное положение в англоязычных странах, которые, по признанию ученых, стремятся к укреплению солидарности для защиты трудовых прав трудящихся как части прав человека.
В континентальной Европе поощряется усиление вмешательства государства в экономическую и социальную политику. Подробное социальное законодательство подкреплено социальным диалогом на национальном уровне и на уровне отдельных секторов экономики. Профсоюзы выступают от имени всех занятых, безработных и занятых неполно, они являются последовательными защитниками сложной системы государственной социальной защиты. Европейская модель регулирования социальных прав является выражением солидарности перед лицом безработицы и бедности. Она открыта для дискуссии, но продолжает рассматривать свой континент отлично от других частей мира, отстаивая собственную модель регулирования трудовых отношений.
Открытие границ сталкивает культуры и является источником нестабильности на рынке труда, ведет к ненадежности в получении работы, оплате труда, в получении профессионального образования. Риску подвергается право на жизнь и здоровье, усиливается опасность дискриминационной практики.
По мнению, приведенному в статье, встает проблема, как совместить кодекс поведения, навязываемый, например, англосаксонскими странами, с нормой поведения мигрантов, придержи-
вающихся своих национальных традиций. В числе рекомендаций по изменению ситуации в мире в качестве первого шага в статье предлагается подготовить международные правила, которые нашли бы широкую поддержку среди стран и их граждан, и эффективно осуществлялись не на словах, а на деле.
В век глобализации международное регулирование производственных отношений превратилось в необходимую, жизненно важную, но непростую задачу: жизненно важную, поскольку ослабление границ сделало ведущей роль интернационализации права; непростую, поскольку появилось огромное число препятствий культурного и экономического характера. Международно-правовые нормы, разработанные МОТ, имеют свои недостатки и сложности, отмечает автор. Вместе с тем они были и остаются наилучшим и широко признанным ответом на возникшие проблемы. Они наиболее тщательно продуманы и признаны в мире. Однако, по признанию автора, интернационализация права может быть связана с экономической и культурной ловушкой (rife), с недоверием, которое подстерегает эти меры.
Что же касается межгосударственных отношений, то действующие нормы могут служить установлению более тесного сотрудничества при разработке кодексов поведения организаций предпринимателей и трудящихся, участвующих в национальных и наднациональных коллективных переговорах. В этих условиях особенно важно иметь юридические механизмы, которые были бы успешно применимы ко всем культурам.
Е.В. Климова