Научная статья на тему 'Международная трудовая миграция в Казахстане после вступления в Международную организацию труда'

Международная трудовая миграция в Казахстане после вступления в Международную организацию труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная трудовая миграция в Казахстане после вступления в Международную организацию труда»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2006. № 6

ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

А.Н. Каменский, К.К. Калиев

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

В КАЗАХСТАНЕ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ

В МЕЖДУНАРОДНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ТРУДА

Казахстан вступил в Международную организацию труда (МОТ) в 1993 г. и с этого времени подписал и ввел в действие (ратифицировал) 16 конвенций МОТ, в том числе по двум из них (87 и 88) не представлены документы о ратификации в Международное бюро труда. Проведем обзор действующих конвенций МОТ с точки зрения их воздействия на участие Республики Казахстан (РК) в регулировании международных миграций, прежде всего трудовых, и на использование иностранной рабочей силы. Прежде всего, в Казахстане действует Конвенция 29 от 1930 г.1 «О принудительном или обязательном труде». Эта конвенция запрещает использование принудительного труда на всей территории, «находящейся под ее суверенитетом» (ст. 26) за несколькими исключениями: в рамках военной службы, по судебному приговору, ввиду чрезвычайных обстоятельств работы общинного характера и т.д. (ст. 2), однако и в этих случаях к этим работам нельзя привлекать лиц, находящихся за возрастными рамками 18—45 лет (ст. 11). Естественно, Конвенция 29 защищает и права трудящихся-мигрантов, особенно те категории, которые мигрируют по причине незаконной торговли людьми.

В последнее время тема незаконной торговли людьми стала весьма актуальной для всего мирового сообщества и находится под пристальным вниманием МОТ2.

Важной является и Конвенция 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», принятая МОТ в 1948 г. и вступившая в силу в 1950 г., обязывающая подписавшие ее страны не препятствовать созданию организаций трудящихся (прежде всего профсоюзов), в которые могут войти все трудящиеся «без какого либо различия» (ст. 2), т.е. независимо от национальности, гражданства, пола, расы, включая, таким образом, и трудящихся-мигрантов.

1 Здесь и далее все цитаты даются по: МОТ. Конвенции и рекомендации. Женева. Т. I, II. 1991.

2 Merchants of Labour / Ed. by С. Kuptsch. ILO. Geneva, 2006.

К этой конвенции примыкает и подписанная Казахстаном Конвенция 98 от 1945 г. «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров», где прямо указано на необходимость запретить создание ситуации, при которой прием трудящегося на работу подразумевает, что он не будет вступать в профсоюз (ст. 1). Такие требования особенно характерны для работодателей трудящихся-мигрантов.

Важной вехой в упрочении положения всех трудящихся, в том числе мигрантов, является и Конвенция 100 от 1951 г. «О равном вознаграждении мужчин и женщин», в которой речь идет о труде равной ценности. В Рекомендации 90 (принятой в развитие конвенции в 1951 г.) говорится о необходимости оказания помощи женщинам (ст. 5) в предоставлении социального и культурно-бытового обслуживания, причем финансирование этого обслуживания должно осуществляться за счет фактов социального обеспечения или других фактов, создаваемых за счет уплаты взносов за трудящихся независимо от пола и других характеристик (национальности, гражданства и т.д.).

Безусловно, весьма важным рычагом регулирования является Конвенция 105 «Об упразднении принудительного труда» (от 1957 г.). Подписав эту конвенцию, Казахстан поставил заслон хищническому использованию трудящихся-мигрантов на своей территории. Эта конвенция оказала политическое и воспитательное воздействие в процессе использования рабочей силы для нужд экономического развития.

Важнейшей для трудящихся-мигрантов является и принятая Казахстаном Конвенция 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.), которая прямо говорит о недопустимости «всякого различия, недопущения или предпочтения, проводимого по принципу расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения» (ст. 1. п. 1). Для соблюдения принципа недискриминации необходимо сотрудничество с организациями предпринимателей, профсоюзов. Под руководством государства должна осуществляться особенно важная для трудящихся-мигрантов деятельность по их профессиональному ориентированию, профессиональному обучению и трудоустройству (ст. 3).

Довольно важным элементов регулирования использования труда мигрантов является и принятая Республикой Казахстан Конвенция № 38 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.), которая имеет своей целью упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста приема на работу (ст. 1). Согласно этой конвенции, минимальный возраст для устройства на работу — 18 лет, но местные власти могут уменьшить этот показатель до 16 лет при наличии документов, подтверждающих прохождение специального обучения или професси-

ональной подготовки (ст. 3). Кроме того, в отдельных случаях подростки могут привлекаться в возрасте 13—15 лет для участия в художественной самодеятельности, летней работе, не мешающей обучению в школе и не вредной для их здоровья (ст. 6—8). Таким образом, на территории Республики Казахстан существует регламентация детского труда, в том числе труда детей-мигрантов, соответствующая международным стандартам, которые в свою очередь определяют возможность участия в трудовом процессе молодежи.

К основным конвенциям, ратифицированным РК, относится и Конвенция 182 «Об устранении худших форм эксплуатации детского труда» (1999 г.), запрещающая сексуальное использование детей.

Кроме основополагающих конвенций МОТ Казахстан подписал и ряд конвенций, которые Международная организация труда относит к приоритетным3. К ним относится, например, Конвенция 81 (1947 г.) об инспекции труда, которая обязывает всех работодателей соблюдать законодательство в области охраны здоровья и техники безопасности, отстаивать права любого гражданина на защиту его интересов и сотрудничать с трудящимися в этой сфере, вести пропаганду, направленную на предотвращение производственного травматизма, обучать технике безопасности, а также предоставлять ежегодные подробные отчеты об инвестировании, позволяющие анализировать как сами случаи производственного травматизма, так и их причины, в том числе случаи со смертельным исходом (ст. 9).

Регулированию международной миграции рабочей силы в Казахстане способствует и ратифицирование Конвенции 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), в которой, в частности, имеется указание на то, что эта политика направлена на обеспечение работой «всех, кто готов приступить к работе и ищет работу» (ст. 1), в ней также прямо подчеркнуто, что страна, подписавшая данную конвенцию, должна обеспечить свободу выбора в сфере занятости и предоставить самые лучшие возможности каждому трудящемуся для получения необходимого образования, чтобы он мог использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден (ст. 1).

Учитывая тот факт, что некоторая часть мигрантов используется и в сельскохозяйственном секторе, определенное значение имеет и подписание Казахстаном Конвенции 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1965 г.), которая регламентирует эту деятельность и защищает права трудящихся с учетом сельскохозяйственной специфики.

3 Application of International Labour Standarts. 2004 (II). P. 133.

Довольно существенной мерой регулирования является и Конвенция 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.), в которой предписывается проводить консультации по вопросам труда и занятости с участием представителей трех сторон — предпринимателей, трудящихся (профсоюзов) и государства, т.е. исходить из принципа трипартизма, на который опирается и сама МОТ.

Кроме того, Республика Казахстан ратифицировала и конвенции, отнесенные МОТ к «прочим», которые в то же время могут оказать некоторое влияние на положение иностранной рабочей силы в Казахстане. Речь идет о Конвенции 88 «Об организации службы занятости» (1948 г.), предусматривающей право всех трудящихся на пользование государственной службой занятости, в том числе «облегчать перемещение трудящихся из одной страны в другую там, где это разрешено заинтересованными правительствами» (ст. 6, п. 8—10), и Конвенции 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» (1971 г.), которая запрещает увольнять или дискриминировать председателя профсоюзов, Конвенции 148 (1977 г.), регулирующей условия труда на рабочих местах, и Конвенции 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1979 г.).

Таким образом, мы видим, что наличие рекомендаций целого ряда конвенций МОТ создает определенные условия для участия Казахстана в международных и миграционных потоках на цивилизованной основе.

К сожалению, Республика Казахстан не подписала двух ключевых конвенций МОТ, касающихся международной трудовой миграции. Это Конвенция 97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 г.) с приложениями и Конвенция 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей в обращении» (1975 г.).

Подписание Конвенции 97 имеет свою предысторию. Первоначально она была разработана и открыта к подписанию как Конвенция 66 в 1939 г. Однако в связи с началом Второй мировой войны ни одна страна ее не подписала. Усиление процесса международных миграций после войны, особенно в Европе, обусловило пересмотр данного документа, и он был открыт к подписанию уже как Конвенция 97 в 1949 г. На сегодняшний день конвенция ратифицирована 27 странами4. Она дает достаточно полный набор ин-

4 Алжир, Бельгия, Бразилия, Куба, Эквадор, Гренада, Израиль, Кения, Малайзия, Багамские острова, Белиз, Буркина-Фасо, Кипр, Гватемала, Италия, Мадагаскар, Маврикий, Барбадос, Босния и Герцеговина, Доминика, Германия, Гайана, Мальдивы, Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, Словения, Македония, Уругвай, Нигерия, Санта-Лючия, Испания, Тринидад и Тобаго, Венесуэла, Норвегия, Сербия и Черногория, Танзания, Великобритания, Замбия.

струментов для регулирования процесса международной трудовой миграции в основном в звене государство—мигранты. В то же время заметим, что ни одна страна СНГ эту конвенцию не подписывала.

Конвенция 97, во-первых, обязывает все подписавшие ее страны предоставлять в МОТ сведения о проводимой ими политике в области эмиграции и иммиграции, а также об условиях труда и проживания трудящихся-мигрантов (ст. 1). Во-вторых, каждая страна должна учредить компетентную и бесплатную службу помощи трудящимся-мигрантам, которая могла бы предоставлять им достоверную информацию и одновременно препятствовать распространению ложной информации, вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам иммиграции и эмиграции (ст. 3). Кроме того, страны должны создавать условия для облегчения въезда, приема и отъезда мигрантов (ст. 4). Страны должны иметь медицинские службы, обеспечивающие контроль за здоровьем мигрантов и тех членов их семей, которым разрешено их сопровождать, а также за гигиеническими условиями в пути (ст. 5). Все страны должны обеспечивать мигрантам такие же условия труда и жизни, какие имеют национальные кадры, это касается зарплаты, отпусков, сверхурочных, возраста принятия на работу, профобучения, женского и подросткового труда, а также участия в профсоюзах, коллективных договорах и особенно предоставления жилья. Кроме того, мигрантам должны быть предоставлены все существующие формы социального обеспечения: пенсии, пособия в связи с производственной травмой, инвалидностью, старостью, смертью, безработицей, охраной материнства и т.д. (ст. 6.), хотя за государством иммиграции и сохраняется право на особое распределение пособий, покрываемых из общественных фондов.

Важнейшим условием Конвенции 97 является и положение о том, что услуги, оказываемые трудящемуся-мигранту государственными службами занятости и трудоустройства, предоставляются бесплатно (ст. 7).

Кроме того, нельзя депортировать мигранта и членов его семьи на том основании, что он, получив увечье, по болезни не может продолжать исполнять ту работу, на которую он нанялся, а он должен еще пробыть в стране определенный период, обычно до 5 лет (ст. 8). Трудовому мигранту нельзя создавать ограничения на перевод в валюту любой части его заработка или сбережений (ст. 9).

В то же время Конвенция 97 касается только «классических» трудящихся-мигрантов и не имеет отношения к фронтовикам, к гастролирующим лицам свободных профессий и артистам, к морякам (ст. 11).

Конвенция 97 имеет три весьма важных приложения. Приложение I определяет порядок вербовки, трудоустройства и условий

труда трудящихся-мигрантов, въезжающих в страну не в соответствии с соглашением о групповых перемещениях, находящихся под контролем правительства, а иным путем. Вербовка означает наем лица от имени нанимателя, находящегося на другой территории (ст. 2.), право заниматься этой деятельностью предоставляется в первую очередь государственным органам или структурам, созданным в соответствии с международными соглашениями (ст. 3), а также частным агентствам по разрешению властей. При этом государственные службы трудоустройства предлагают свои услуги бесплатно (ст. 4), а государства требуют от мигранта при въезде один экземпляр трудового контракта; кроме того, в письменной форме ему лично или группе, членом которой он является, сообщается информация об условиях работы и о гарантированной ему минимальной заработной плате (ст. 5). Государства, подписавшие конвенцию, также обязуются упростить административные процедуры, предоставить устных переводчиков, помощь в пути и в первоначальном расселении. Согласно данной конвенции, всякое лицо, способствующее незаконной иммиграции, подлежит наказанию (ст. 8).

В Приложении II, так же как и в Приложении 1, содержатся положения, касающиеся вербовки, трудоустройства и условий труда трудящихся-мигрантов, набираемых в соответствии с соглашением о групповых перемещениях. Однако данные положения имеют свои особенности. Так, мигрантам, приехавшим согласно групповым перемещениям, разрешается ликвидировать или перевозить собственное имущество. Если мигрант въехал на территорию страны, но обещанную работу ему не предоставили, ему должны либо найти другую подходящую работу, обеспечив при этом нормальные условия жизни (ст. 10), либо вернуть на родину с членами семьи и домашним имуществом, но эти расходы не ложатся на плечи мигранта (ст. 9).

Аналогичный подход предлагается применять и к лицам, имеющим статус беженца (ст. 11).

Страны иммиграции сотрудничают со странами эмиграции и контролируют трудовые договоры (ст. 12).

Особое значение имеет Приложение III, регулирующее ввоз трудящимися-мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В нем сказано, что личное имущество мигрантов, в том числе ручные инструменты и переносное оборудование, необходимое для выполнения профессиональных обязанностей, не облагается таможенными пошлинами, причем как в стране въезда (ст. 1), так и по возвращении на родину. Это приложение фактически соединяет трудовую миграцию с другими формами международных экономических отношений.

Особую роль в регулировании международных миграций играет Конвенция 143 «О злоупотреблениях в области миграций и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.). Если Конвенция 97 концентрирует внимание на взаимоотношениях государство—мигрант, то Конвенция 143 делает основной упор на борьбе с недобросовестными организациями-посредниками, занимающимися торговлей людьми и их нелегальной перевозкой. Большая часть публикаций МОТ посвящена именно этой проблеме как наиболее злободневной для всех стран — участниц миграционного потока5.

Конвенция 143 охватывает все страны, на территории которых находятся трудящиеся-мигранты.

Подписав ряд конвенций и вступив в Международную организацию труда, Казахстан подготовил почву для так называемого миграционного перехода, т.е. превращения республики из экспортера рабочей силы (в основном в Россию) в импортера рабочей силы (в основном из Узбекистана). Это подтверждается положительным миграционным сальдо, которое отмечают специалисты начиная с 2003 г. Кроме того, это подтверждается анализом переводов денежных средств мигрантов как в Казахстан, так и из Казахстана.

Баланс международных услуг и доходов, на состояние которого оказывала влияние реализация проектов в нефтедобыче, напротив, складывался отрицательным со странами вне СНГ (5,8 млрд долл. в 2004 г. и 2 млрд долл. в 2000 г.) и незначительно положительным со странами СНГ (24 млн долл. в 2004 г. в сравнении с дефицитом в 38,7 млн долл. в 2000 г).

В 2004 г. дефицит текущего счета со странами СНГ составил 2,8 млрд долл. по сравнению с 1,5 млрд долл. в 2000 г., а активное сальдо по операциям с остальными странами составляло свыше 3,3 млрд долл., т.е. по сравнению с этим показателем в 2000 г. оно выросло в 1,8 раза (таблица).

Анализ основных статей платежного баланса Казахстана (таблица) показывает, что основными доходными статьями в стране являются импорт товаров, причем из стран, не входящих в СНГ, и экспорт в страны СНГ.

Меньшие суммы проходят через платежный баланс в качестве денежных переводов как мигрантов, работающих за пределами Казахстана и посылающих деньги в страну, так и иностранцев, работающих в Казахстане и соответственно посылающих деньги в свои страны. Анализ соотношения показывает, что в Казахстане произошли крупные изменения, которые называют иногда мигра-

3 См.например: Merchants of Labour / Ed. by Kuptsch. ILO. Geneva, 2006.

Таблица

Основные показатели платежного баланса Казахстана

2000 2001 2002 2003 2004

Баланс ткущих операций -1533 -1892 -2088 -1841 -2830

со странами СНГ

Экспорт товаров в страны СНГ 2805 2924 2538 3265 4558

Импорт товаров из стран СНГ -4291 -4571 -4330 -5055 -7294

Баланс текущих операций 1899 503 1064 1571 3363

с остальными странами

Экспорт товаров в осталь- 6483 6004 7489 9968 16046

ные страны

Импорт товаров -2829 -3373 -3710 -4499 -6524

из остальных стран

Текущие переводы 352 394 334 279 353

мигрантов в страну

Текущие переводы -103 -156 -312 -443 -841

мигрантов из страны

Баланс по текущим 249 239 113 -166 -488

переводам

Биржевой обменный курс 142,26 146,92 153,49 149,45 135,92

К7ТД Ш) (средний

за период)

Источник: Financial Statistics. IMG. 2005. N 4. P. 546—547, а также данные статистики СНГ.

ционным переходом. Смысл этого явления заключается в том, что страна (в данном случае Казахстан) поменяла свою позицию на мировом (в основном региональном) рынке труда и перешла из разряда типичного экспортера рабочей силы (в основном в Россию) в разряд стран, которые являются и экспортером и импортером, по-прежнему оставаясь в большей степени импортером рабочей силы. Это, очевидно, проявилось через платежный баланс Республики Казахстан.

Так, если в 2000 г. текущие денежные переводы мигрантов в страну почти в 3,5 раза превышали аналогичные переводы из страны, то в 2001 г. этот разрыв сократился, а в 2002 г. доходы превышали расходы на одну треть, а с 2003 г. денежные переводы из страны впервые более чем на одну треть превысили переводы в страну. Среди стран, входящих в СНГ, кроме России подобная тенденция наблюдается в Белоруссии.

Россия является традиционным импортером рабочей силы на протяжении веков, она оставалась импортером и в период эконо-

мического кризиса 90-х гг. Так, анализируя 1998 и 2004 гг., мы увидим такое соотношение в платежном балансе России: 308/-645 и 3640/—4137 млн долл. соответственно, т.е. Россия была донором по денежным переводам мигрантов. Почему анализ соотношения текущих денежных переводов мигрантов так важен? Во-первых, он дает представление о позиции страны на мировом (или региональном) рынке труда, а на основании миграционных передвижений можно делать вывод о том, что в экономике страны, ставшей импортером рабочей силы, произошел важный перелом, свидетельствующий о росте потребностей в дополнительной рабочей силе, а значит, об ускоренном экономическом росте страны.

По платежному балансу основными импортерами рабочей силы являются США, Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Саудовская Аравия. В Республике Казахстан время миграционного прироста по существу совпадает с выходом страны из экономического кризиса. Этот показатель выводит ее в ряд наиболее успешных в экономическом отношении стран СНГ.

Аналогичную картину можно наблюдать и при сопоставлении численности самих миграционных потоков . Подобный анализ по Казахстану делается впервые. Надо сказать, что миграционный переход — очень редкое явление в мире. Впервые об этом явлении написала Я.А. Трухина в своей диссертации6. Не вводя термин «миграционный переход», она тем не менее утверждала, что страны Южной Европы — Италия, Испания, Португалия и Греция — превратились из экспортеров рабочей силы в импортеров, причем импортеров крупных, ориентированных на ЕС. Наш анализ текущих переводов денежных средств мигрантов — выходцев из вышеуказанных стран Южной Европы — показал, что там миграционный переход еще не завершился (кроме Италии и Греции), хотя рост денежных переводов из этих стран опережал рост переводов в эти страны. Так, в Италии их соотношение в 1999 г. составляло + 14/—21, а в 2004 г. — +21,9/—31,4 млрд долл., т.е. миграционный переход прошел уже довольно давно, тогда как в Испании в аналогичные годы соотношение было +12,9/—9,1, а сейчас оно составляет +19/—19 млрд долл., т.е. этот процесс еще не завершился; в Португалии это соотношение составляло +5,1/—2,7, а сейчас оно составляет +7,2/—3,7 млрд долл., т.е. страна по-прежнему остается экспортером рабочей силы; в Греции соотношение было+5,0/—0,9, а стало+7,9/—17,7 млрд долл, т.е. переход совершился. Таким образом, Казахстан по миграционному переходу «обошел» такие страны, как Испания и тем более Португалия.

6 См.: Трухина ЯЛ. Новые страны иммиграции: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

3 ВМУ, экономика, № 6

33

Следовательно, на примере Казахстана мы еще раз столкнулись с таким довольно редким явлением, как переход страны с позиции экспортера на позицию импортера рабочей силы на мировом или региональном рынке труда. Это связано с изменениями, которые произошли в экономике Казахстана, — с преодолением кризиса, наметившимся ускоренным экономическим ростом, обусловленным в основном повышением мировых цен на нефтегазовую продукцию. Кроме того, немаловажным фактором изменения миграционного процесса является то, что Казахстан, приняв основные конвенции МОТ, подготовился к цивилизованному приему иностранной рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.