Научная статья на тему 'Регулирование международной миграции рабочей силы: многоуровневый подход'

Регулирование международной миграции рабочей силы: многоуровневый подход Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3336
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / INTERNATIONAL LABOR MIGRATION / МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД / MULTILEVEL APPROACH / РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ / REGULATION OF MIGRATION / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / SOCIAL ORIENTATION / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубинская Этери Девисовна

В статье рассмотрен многоуровневый подход к регулированию международной миграции рабочей силы в аспекте усиления социальной направленности, продиктованной международными организациями. Особый акцент сделан на противоречии между суверенными интересами отдельного государства и необходимостью реализации норм и принципов международных организаций и путях их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF THE INTERNATIONAL LABOR MIGRATION: MULTILEVEL APPROACH

The article describes a multi-level approach to the regulation of international labor migration in terms of social orientation strengthening dictated by international organizations. Particular emphasis made on the contradiction between the sovereign interests of individual states and the need to implement the norms and principles of international organizations and ways to resolve them.

Текст научной работы на тему «Регулирование международной миграции рабочей силы: многоуровневый подход»

3. Li O. Kak ne platit' za ZhKH. - Jelektronnyj resurs: http:// www.youtube.com/watch.?v=OgPUi7íTí3s (obrashhenie 15.06.2014).

4. Sungurov I.V. Upravlenie ustojchivym razvitiem zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva

v sfere predostavlenija uslug potrebiteljam. - Jelektronnyj resurs: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/upravlenie-ustojchivym-razvitiem-zhiliwno-kommunalnogo-hozjajstva-v-sfere.html (obrashhenie 15.06.2014).

5. Federal'nyj zakon ot 27 ijulja 2010 g. № 190-FZ «O teplosnabzhenii» (s izmenenijami i dopolnenijami).

6. Federal'nyj zakon ot 07.12.2011 № 416-FZ (red. ot 23.07.2013) «O vodosnabzhenii i vodootvedenii».

7. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ «Ob obshhih principah organizacii mest-nogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii».

8. Shherbakov S.F., Shabashev V.A., Churkin V.G., Nesterov A.Ju. Struktura upravlenija soci-al'no-jekonomicheskim razvitiem promyshlennogo goroda. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2003.

9. Itogi razvitija zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva v 2012 godu. - Jelektronnyj resurs: http://gkh22.ru/show_abz.php?id_abz=1209&id _razd=142 (obrashhenie 17.06.2014).

10. Vasilenko I.A. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: Uchebnik. 4-e izd. pere-rab. i dop. M: Gardariki, 2012. - 431 s.

11. Informacionnyj portal: Bol'shaja biblioteka. - Sovershenstvovanie sistemy zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva. - Jelektronnyj resurs. - http://www.e-ng.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/sovershen stvovanie _sistemy _2.html (obra-shhenie 22.11.2013).

12. Soveshhanie 04.02.2013 g. v Sochi - Jelektronnyj resurs: http://www.rg.ru/2013/02/04/putin -zhkh-site.html. (data obrashhenija 23.03.2013).

13. Ponedelkov A.V., Kuzina S.I. Sistema vneshnih i vnutrennih ugroz nacional'noj bezopasnosti Rossii // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2011. №3. S. 106-113.

УДК 331.556.4

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО Й МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД

кандидат экономических наук, доцент, докторант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: eteri-rubinskaya@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрен многоуровневый подход к регулированию международной миграции рабочей силы в аспекте усиления социальной направленности, продиктованной международными организациями. Особый акцент сделан на противоречии между суверенными интересами отдельного государства и необходимостью реализации норм и принципов международных организаций и путях их разрешения.

Ключевые слова: глобализация, международная миграция рабочей силы, многоуровневый подход, регулирование миграции, социальная направленность, миграционная политика.

Одной из самых сложных проблем в миграции рабочей силы, решить которую удалось далеко не многим государствам, является ее управляемость. Опыт регулирования миграционных отношений показывает, что отдельное государство вне связи с другими результатов добиться не может. Мигранты находятся в системе координат как минимум двух правовых систем: страны своего гражданства и страны приложения своей рабочей силы.

Ру-инская

Этери

Девисовна

Сфера регулирования норм и процедур их выезда из одной страны и въезда в другую - это сфера межгосударственных отношений.

Необходимость управления международной миграцией рабочей силы возрастает под воздействием глобализации и усиливающихся противоречий и проблем как в странах происхождения мигрантов, так и в странах их пребывания, в странах транзита, а также в мировом сообществе в целом.

Особенностями современного этапа миграционных процессов является усиление регулируемости международного движения рабочей силы со стороны всех акторов миграционных отношений. Сформировалась многоуровневая система регулирования международной миграции рабочей силы, включающая международное, наднациональное (в том числе внутри международных региональных объединениях), национальное, а также регулирование на уровне внутригосударственных регионов. Логическая схема авторского представления содержания и структуры многоуровневой системы регулирования международной миграции рабочей силы представлена на рисунке.

В доглобализационный период международная миграция рабочей силы осуществлялась прежде всего на основе национального (государственного) регулирования, начало которого относится к концу XVIII в., когда в Англии были приняты законы, запрещавшие эмиграцию промышленных рабочих.

В XIX веке процессы международной трудовой миграции начали регулироваться соглашениями на двусторонней основе: между страной-экспортером и страной-импортером рабочей силы.

По мере увеличения масштабов международной миграции рабочей силы и вовлечения в этот процесс все большего количества стран регулирование на основе двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений расширяется. Взаимосвязанность государств в условиях глобализации достигла такой степени, что не считаться с нормами и принципами, устанавливаемыми международными организациями, очень трудно. Конечно, государство может не присоединяться (или длительно не ратифицировать) к тем или иным документам, разработанным международными организациями, но это, во-первых, ухудшает конкурентные позиции данной страны на мировом рынке труда, во-вторых, вызывает определенную негативную реакцию как со стороны стран-доноров рабочей силы, так и мирового сообщества.

На современном этапе развития мирового хозяйства у государств, принимающих мигрантов, возникает обязанность развивать социальную направленность иммиграционной политики, придерживаться принципов, заложенных в Декларации прав человека, принятой в 1948 г., и других документах международных организаций. Это новое направление в международных отношениях образно описал А.Е. Шапаров: «Основной импульс институциональным изменениям во взаимодействиях индивидов и государств в послевоенную эпоху был дан Нюрнбергским процессом и продолжен с принятием Всеобщей декларации прав человека и иных нормативных актов гуманитарного характера. Формирование институциональных ограничителей действий государств в отношении мигрантов, имеющих международно-правовую природу, делегитимизировало сегрегационные стратегии в иммиграционной политике государств-наций, позиционирующих себя в качестве демократий» [1, с. 33].

На международном уровне регулирование миграции и труда мигрантов осуществляется рядом международных организаций. Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции рабочей силы принадлежит Международной организации труда (МОТ. International Labour Organization, ILO). МОТ была создана 11 апреля 1919 г. при Лиге Наций в соответствии с Версальским мирным договором. Ее целью стало продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека в сфере труда.

Рис. Логическая схема авторского представления содержания и структуры многоуровневой системы регулирования международной миграции рабочей силы

МОТ была первой межправительственной организацией для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства, содействия социально-экономическому прогрессу, повышения благосостояния и улучшения условий труда людей, защиты прав человека. В 1944 г. на сессии в Филадельфии (США) Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой воплощены следующие принципы:

- труд не является товаром;

- свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;

- нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

- все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Проблемам международной миграции рабочей силы посвящен ряд конвенций и рекомендаций МОТ.

В 1949 г. была принята Конвенция 97 о трудящихся-мигрантах. Положения этой Конвенции сохраняют свою актуальность до сих пор. Документ распространяется на иммигрантов, законно пребывающих на территории страны, и предусматривает право трудящихся-мигрантов на постоянное жительство в «принимающей» стране после определённого срока работы.

В 1995 г. МОТ принимает ещё один важный документ-Рекомендацию 100 о защите трудящихся-мигрантов развивающихся стран. Этот документ направлен на регулирование миграции в интересах социального и экономического развития развивающихся стран, ограничение нежелательной для этих стран потери трудовых ресурсов. В числе предлагаемых мер - принятие специальных программ экономического развития в странах эмиграции, создание новых рабочих мест.

Каждая страна-член МОТ должна: обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа (в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания); обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов; содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения; содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за их работу; проводить консультации по возникающим проблемам мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.

На упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитие международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем направлена деятельность Международной организации по миграции (МОМ, International Organization for Migration, IOM). МОМ основана в 1951 г., является ведущим межправительственным учреждением в области миграции, взаимодействует с правительственными, межправительственными и неправительственными организациями в целях обеспечения упорядоченного перемещения беженцев и иных лиц, нуждающихся в помощи в сфере международной миграции. В Уставе МОМ подчеркивается, что процессы миграции связаны с экономическим, социальным и культурным развитием, а также с правом людей на свободу передвижения.

Следует отметить, что деятельность Международной организации по миграции направлена на защиту прав всех категорий мигрантов. Одно из важных направлений -решение вопросов здравоохранения и защиты прав женщин в связи с процессами миграции.

Изложенный новый социально-ориентированный подход к регулированию миграционных отношений получил закрепление в нормах международного права, которым большинство государств отдает первенство перед нормами национальными права. Международное право содержит три основных понятия, характеризующих защиту мигрантов:

• равенство обращения с законными трудовыми мигрантами и гражданами страны;

• основные универсальные права человека применимы ко всем людям, включая мигрантов;

• широкий круг международных стандартов труда, предусматривающих защиту при обращении с работниками, создание условий труда (включая охрану труда и здоровья, максимальное количество рабочих часов, минимальный уровень вознаграждения,

отсутствие дискриминации, свободу ассоциаций, декретный отпуск), применяемых ко всем работникам.

Таким образом, основным постулатом регулирования миграционных отношений на международном уровне становится требование обеспечения мигрантам прав, которые они должны иметь как личности.

Объективная необходимость адаптации к новому отношению к мигрантам вынуждает все страны, вовлеченные в процессы международной миграции рабочей силы, хотят они этого или не хотят, пересмотреть свои подходы, во-первых, к ее оценке, во-вторых, к учету в своей миграционной политике норм и принципов международных организаций, в-третьих, к пониманию неизбежности сотрудничества со странами -партнерами по миграции.

В реальной практике существует два подхода к межгосударственному сотрудничеству.

Первый подход проявляется в активной позиции государств, развивающих сотрудничество на основе баланса национальных интересов, разработке соответствующих программ и создании институциональных структур. Примером такого подхода к сотрудничеству являются миграционные отношения России с Китаем, Вьетнамом, Казахстаном и другими странами. Второй подход - ограничение миграционного сотрудничества, что наблюдается, например, в действиях Прибалтийских государств в отношениях с Россией.

Наиболее активно осуществляется двустороннее миграционное сотрудничество между странами по вопросам временной трудовой миграции, например, в рамках организованных наборов. Так, уже более сорока лет между Канадой и рядом стран Карибского региона действует Программа привлечения сельскохозяйственных работников. Активно применяют программу привлечения сезонных работников Германия (заключены двусторонние соглашения с Польшей, Чехией, Румынией, Хорватией, Болгарией и другими странами), Новая Зеландия (заключены соглашения со странами Тихоокеанского региона), Испания (заключено соглашение с Колумбией по программе краткосрочной циркулярной миграции) и многие другие развитые страны.

Внутри интеграционных объединений миграционное сотрудничество происходит еще более тесно, а миграционный режим становится либеральным.

Так, правовой основой повышения эффективности управления миграционными процессами на пространстве СНГ является многосторонний международный документ -Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанная 14 ноября 2008 г. Целью Конвенции является создание условий для равного отношения к трудящимся-мигрантам, членам их семей и гражданам принимающей страны, а также благоприятных условий для перемещения рабочей силы по территориям государств-участников. Участники Конвенции гарантируют трудящимся-мигрантам и членам их семей реализацию их прав, взаимодействуют в области привлечения трудящихся-мигрантов и использования труда на своих территориях, принимают все возможные меры по вопросам возвращения трудящихся-мигрантов после истечения срока пребывания этих граждан и осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности.

В интеграционных объединениях либерализация миграционных режимов на региональном уровне зачастую приходит в противоречие с национальными интересами отдельной страны. Не может быть одинаковым отношение к трудовым мигрантам в Греции с уровнем безработицы в сентябре 2013 г. 27,6% и 57,3% среди молодежи и Германией, в которой безработица составляла соответственно 5,2 и 7,7%.

Международные нормы и принципы, разработанные международными организациями, оказывают влияние на содержание национального права, регулирующего миграционные процессы, которые реализуются на национальном и региональном уровне.

Рассмотрим более подробно особенности следующего уровня регулирования международной миграции рабочей силы - государственного, под которым автор понимает

прямое либо косвенное воздействие на миграционное движение трудоспособного населения с целью его приспособления к потребностям воспроизводства в национальных хозяйствах, развития мирового рынка труда и соблюдения баланса интересов всех субъектов процесса международной миграции.

Государственное регулирование направлено на обеспечение приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда, а также на обеспечение контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы.

Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики. Однако мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием для государств при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Государства, ратифицируя международные конвенции, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите. Вместе с тем, каждое государство при реализации международных принципов в регулировании процессов международной миграции рабочей силы на своей территории не может не учитывать существующие тенденции и перспективы социально-экономического и демографического развития, определяемые своей государственной общей стратегией. Таким образом, при регулировании миграционных отношений во всех странах возникает необходимость решать главное противоречие - между провозглашенным в Декларации прав человека (1948 г.) правом каждого индивида покинуть свою страну и обязанностью каждого государства соблюдать интересы прежде всего своих граждан. Международные обязательства государства по отношению к мигрантам зачастую приходят в столкновение с обязанностями по отношению к своим гражданам, что вызывает недовольство граждан, принимающее в неблагоприятные периоды крайние формы проявления и не может не отражаться на миграционной политике государства.

С 1980 по 2010 годы количество мигрантов в развитых странах резко увеличилось -с 48 до 128 миллионов человек, в то время как потребности в миграции снизились. Если в послевоенные годы развитые государства видели в трудовой миграции ресурс развития, то после экономического кризиса и безработицы 1970-х годов наличие мигрантов стало восприниматься, скорее, как бремя. Провал усилий по возвращению временных мигрантов на родину и возникшие впоследствии проблемы с их интеграцией еще больше укрепили позицию принимающих стран в необходимости проводить ограничительную политику миграции. В 1976 г. ограничительную политику проводили 6% стран, в 1986 г. их доля поднялась до 20%, а в 1996 г. - до 41% (среди развитых стран эта цифра достигает 60%). Конец 1990-х - начало 2000-х годов можно считать пиком ограничительной волны, во время которого в большинстве развитых стран были приняты новые законы об иммиграции.

В миграционной политике государств стала наблюдаться тенденция к пренебрежению международными нормами в отношении соблюдения прав человека. Так, все развитые страны отказались ратифицировать Конвенцию о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, признающую за всеми мигрантами, включая нелегальных, право на минимальную защиту со стороны государства и реализацию основных прав человека, в том числе права на поиск убежища, судебную защиту, неотложную медицинскую помощь. Порог ратификации в двадцать стран, после которого Конвенция вступила в силу, был преодолен лишь через 13 лет после ее принятия Генеральной Ассамблеей ООН. На конец 2011 г. ее ратифицировало лишь сорок государств, причем все они являются развивающимися странами, имеющими большие диаспоры за рубежом и заинтересованными в защите интересов своих соотечественников.

Реформирование миграционной политики в развитых странах шло по двум направлениям: усиление селективных механизмов отбора трудовых мигрантов в пользу высококвалифицированных специалистов и ограничение возможностей въезда низкоквалифицированных мигрантов. Например, на привлечение высококвалифицированных специалистов в страны Европейского Союза была направлена Директива 2009/50/ЕС СОВЕТА от 25 мая 2009 г., принятая с целью создания благоприятных условий для переезда, проживания и трудоустройства в ЕС высококвалифицированной рабочей силы из стран, не входящих в его состав.

Как показывает мировая практика, все государства стремятся выработать такие механизмы регулирования внешней трудовой иммиграции, которые смогли бы обеспечить баланс интересов: государства - общества - предпринимателей - граждан - мигрантов, интересов данной страны и других государств на основе международных норм и принципов, принятых международными организациями. Но, как свидетельствует мировая практика, все страны иммиграции применяют имеющееся законодательство в зависимости от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

Остановимся еще на одном аспекте нового концептуального подхода к мигрантам -усилении гуманитарного принципа в отношении нелегальных мигрантов. Прежде всего, это признание мировым сообществом их права на гуманное обращение. Кроме того, при определенных условиях нелегальные мигранты могут получить другие формы защиты. Например, в США Верховный Суд постановил, что дети нелегальных мигрантов могут иметь свободный доступ к системе образования, поскольку Конституция провозглашает равную защиту закона для всех жителей страны, независимо от того, являются они гражданами или иностранцами. Нелегальным иммигрантам в отдельных случаях может быть предоставлена медицинская помощь (бесплатное лечение для бедняков). Например, в 1993 г. в Калифорнии около 300 тысяч иностранцев получили медицинскую помощь без документов, в Японии нелегальные рабочие получают компенсацию за несчастные случаи на работе. Хотя нелегалам официально не предоставляется медицинская помощь, они все равно часто ее получают: около 60% иностранцев, обращающихся в лечебные учреждения, не имеют медицинской страховки, но большинство больниц обычно их принимают.

Механизм регулирования миграции рабочей силы в мировой практике работает давно и постоянно совершенствуется в соответствии со складывающейся ситуацией в стране, регионе и мире. Иммиграционная политика Канады, например, в первую очередь направлена на удовлетворение потребностей своего рынка в рабочей силе, а также на решение демографических проблем путем привлечения высококвалифицированных специалистов и молодежи.

В Канаде, Австралии и Новой Зеландии применяется система supply-driven, которая позволяет странам осуществлять отбор таких иностранных рабочих, в которых в данный момент ощущается потребность на рынке труда и которые не будут вызывать напряженность в сфере занятости коренных граждан. Потенциальный иммигрант должен соответствовать нескольким критериям и набрать определенное количество баллов.

Миграционные системы, используемые странами-членами ЕС, условно можно разделить на два типа: краткосрочное пребывание иностранцев для удовлетворения пикового спроса на сезонную и конъюнктурную занятость и долговременное пребывание, связанное с трудовой миграцией.

Ежегодно многие западноевропейские страны (Великобритания, Германия, Италия, Испания и др.) прибегают к помощи временных рабочих, большинство из которых прибывает из стран Восточной Европы, Азии и Северной Африки. Использование иностранных рабочих позволяет этим странам решать проблемы, связанные с нехваткой рабочей силы в таких отраслях, как сельское хозяйство, ресторанный и гостиничный

бизнес. Как правило, иностранцы выполняют работы, на которые местное население не всегда соглашается и при этом их заработок может составлять лишь часть от заработка, получаемого гражданами данной страны. Иммиграционным законодательством каждой страны определяется период, во время которого иностранные рабочие могут находиться на территории государства, а также их количество.

При регулировании международной трудовой миграции каждая страна вынуждена разрешать ряд концептуальных противоречий, например необходимость обеспечения приоритетного использования национальных трудовых ресурсов в соответствии со своими демографическими и экономическими интересами и контроль за привлечением иностранной рабочей силы не только для ее эффективного использования, но и из соображений политической и социальной безопасности. Регулирование процессов трудовой иммиграции на национальном уровне определяется как национальными экономическими интересами, так и необходимостью сохранения национальной культуры, самобытности и традиций. Исходя из этих соображений, в некоторых развитых странах регулирование миграционных отношений базируется в том числе на концепции «сотрудничество вместо миграции». Так, во Франции в 1998 г. был принят закон Шевенмана, главная идея которого - помощь другим странам в подготовке необходимых специалистов и исследователей на условиях ограниченного срока пребывания во Франции с тем, чтобы затем они возвращались на родину и способствовали ее экономическому развитию, а также тесным связям с Францией.

Организация трудовой миграции и ее масштабы во всех странах всегда определялись конкретно-историческими условиями их развития. Направления и характер изменений в иммиграционной политике зависят от иммиграционной истории страны.

Австралия, Канада, Новая Зеландия и Соединенные Штаты Америки относятся к числу ведущих стран традиционной иммиграции. Каждая страна создала свою систему управляемости миграцией, в основе которой лежит соблюдение экономических интересов и международных гуманитарных обязательств. В названных странах идет активный отбор квалифицированных кадров, представляющих интерес для принимающей страны. Миграционная политика США, Канады, Австралии и Новой Зеландии всегда отличалась либерализмом. Однако в привлечении временных мигрантов в этих странах ориентируются прежде всего на потребности рынка труда и поэтому в контрактах всегда закрепляется обязанность возвращения на родину.

Глобализация и взаимозависимость государств вызывают необходимость вырабатывать новые стратегии привлечения рабочей силы, в связи с чем пересматриваются отдельные условия приема мигрантов, разрабатываются программы временной трудовой иммиграции, в целом происходит смена подходов в регулировании миграционного процесса - от контролирующего к усилению его социальной направленности. В документах международных конференций прямо указывается, что временные и постоянные иммигранты, а также их дети должны пользоваться социальной защитой, иметь доступ к услугам, предоставляемым образовательными и медицинскими учреждениями принимающей страны на основании единых прав [2].

Специфика рабочей силы как фактора производства была выявлена К. Марксом. Носитель рабочей силы - человек. Рабочую силу человека нельзя использовать просто как орудие труда, необходимо обеспечить его экономические права как работника и его социальные права как личности. «Территориальная миграция, - пишет А.С. Ахиезер, - одна из форм человеческой жизнедеятельности. Ее специфика заключается в том, что как форма потребности в полноте бытия она реализуется через поиск новизны жизни, новых условий, мест проживания, труда, отдыха» [3, с. 141]. Развитие социальной направленности иммиграционной политики является обязанностью государств, принимающих мигрантов [4].

Итак, усиление роли регулирования международной миграции рабочей силы обусловлено новыми концептуальными подходами, в основе которых лежат принципы

и положения, принятые международными организациями и закрепленные в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о правах человека, Конституции Международной организации по миграции, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда. Эффективное государственное регулирование процессов международной миграции рабочей силы обеспечивается участием в двусторонних, многосторонних, региональных миграционных соглашениях, нацеленных на обеспечение интересов в привлечении иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда по количеству и структуре потоков, а также соблюдение прав трудящихся мигрантов как личностей в соответствии с новыми концептуальными подходами.

Литература

1. Шапаров А.Е. Акторы и механизмы формирования государственной иммиграционной политики развитых стран. Автореф. дис. ... докт. полит. наук. М., 2010.

2. Рубинская Э.Д. Усиление социальной направленности в регулировании иммиграционных

отношений на региональном уровне: системный подход // Регулирование экономической миграции: действующие механизмы и практики привлечения, отбора и допуска иностранной рабочей силы и возможности координированного управления трудовой миграцией в Восточной Европе и Центральной Азии. Мат-лы регионального практического семинара. Бюро Международной организации по миграции (Бюро МОМ). М., 2014.

3. Ахиезер А.С. Территориальная миграция - реализация потребности в полноте бытия //

Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 141-149.

4. Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов. Совет Европы. Страсбург, 1977.

Rubinskaya Eteri Devisovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Doctoral Candidate, the South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: eteri-rubinskaya@mail.ru

REGULATION OF THE INTERNATIONAL LABOR MIGRATION: MULTILEVEL APPROACH

Abstract

The article describes a multi-level approach to the regulation of international labor migration in terms of social orientation strengthening dictated by international organizations. Particular emphasis made on the contradiction between the sovereign interests of individual states and the need to implement the norms and principles of international organizations and ways to resolve them. Keywords: globalization, international labor migration, multilevel approach, the regulation of migration, social orientation, migration policy.

References

1. Shaparov A.E. Aktory i mehanizmy formirovanija gosudarstvennoj immigracionnoj politiki razvityh stran. Avtoref. dis. ... dokt. polit. nauk. M., 2010.

2. Rubinskaja Je.D. Usilenie social'noj napravlennosti v regulirovanii immigracionnyh otnoshenij

na regional'nom urovne: sistemnyj podhod// Regulirovanie jekonomicheskoj migracii: dejstvujushhie mehanizmy i praktiki privlechenija, otbora i dopuska inostrannoj rabochej sily i vozmozhnosti koordinirovannogo upravlenija trudovoj migraciej v Vostochnoj Evrope i Central'noj Azii. Materialy regional'nogo prakticheskogo seminara. Bjuro Mezhdunarodnoj organizacii po migracii (Bjuro MOM). M., 2014.

3. Ahiezer A.S. Territorial'naja migracija - realizacija potrebnosti v polnote bytija // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 2007. № 3. S. 141-149.

4. Evropejskaja Konvencija o pravovom statuse trudjashhihsja-migrantov. Sovet Evropy. Strasburg, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.