Научная статья на тему '2008. 03. 009. Лавелль Р. Значение заложников и отношение к ним в англосаксонской Англии X-XI вв. Lavelle R. The use and abuse of hostages in later Anglo-Saxon England // Early Medieval Europe. - Oxford, 2006. - Vol. 14, n 3. - P. 269-296'

2008. 03. 009. Лавелль Р. Значение заложников и отношение к ним в англосаксонской Англии X-XI вв. Lavelle R. The use and abuse of hostages in later Anglo-Saxon England // Early Medieval Europe. - Oxford, 2006. - Vol. 14, n 3. - P. 269-296 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЯ / X-XI ВВ / ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЛОЖНИКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 009. Лавелль Р. Значение заложников и отношение к ним в англосаксонской Англии X-XI вв. Lavelle R. The use and abuse of hostages in later Anglo-Saxon England // Early Medieval Europe. - Oxford, 2006. - Vol. 14, n 3. - P. 269-296»

2008.03.009. ЛАВЕЛЛЬ Р. ЗНАЧЕНИЕ ЗАЛОЖНИКОВ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ В АНГЛОСАКСОНСКОЙ АНГЛИИ X-XI вв.

LAVELLE R. The use and abuse of hostages in later anglo-saxon England // Early Medieval Europe. - Oxford, 2006. - Vol. 14, N 3. -P.269-296.

Ключевые слова: Англия, X-XI вв., практика предоставления заложников.

В статье Риана Лавелля (Винчестерский ун-т, Великобритания) обсуждается круг проблем, связанных со средневековой практикой предоставления заложников. Излагая результаты детального конкретно-исторического исследования, автор дает ответ на более общий вопрос: являлся ли акт предоставления и получения заложников в большей степени символическим жестом, выражающим факт признания определенных отношений, или практической мерой, гарантирующей соблюдение договоренности? Материалом для исследования послужили английские источники IX-XI вв.: хроники (Англосаксонская хроника, Хроника Этельвеарда), законодательные документы (Договор Альфреда и Гутрума, Установление о Дунсете), поэма «Битва при Мэлдоне», «Жизнеописание короля Альфреда» Ассера. Дополнительно автор привлекает свидетельства континентальных источников (Хроника Титмара Марзебургского, «Деяния Вильгельма, герцога Нормандии и короля Англии» Гийо-ма из Пуатье), а также англо-нормандских текстов (Хроника Фло-ренса Вустерского, «Деяния нормандских герцогов» Ордерика Виталия, «Новая история» Эадмера).

Отправной точкой для рассуждений Р. Лавелля служат работы П. Кершо и А. Косто, посвященные практике предоставления заложников в каролингской империи1. Одним из результатов исследований, проведенных этими историками, стал вывод о том, что для Карла Великого получение заложников было в первую очередь символическим актом признания его статуса. Реальное значение

1 Kershaw Р. Rex Pacicus: Studies in Royal peacemaking and the image of the peace-making King in the Early Medieval West: Ph.D. thesis. - L.: University of London, 1998; Kosto A.J. Hostages in the Carolingian World, 714-840 // Early Medieval Europe. - Oxford, 2002. - Vol. 11, N 2. - P. 123-147.

заложников как гарантов мира оказывалось минимальным. Косвенным подтверждением этого служат многочисленные эпизоды в истории покорения Саксонии: нередко очередное восстание следовало непосредственно за передачей заложников. Р. Лавелль задается вопросом: справедливо ли подобное утверждение для англосаксонской Англии?

Он начинает с обсуждения некоторых представлений, связанных с общественной и политической функцией заложников. В отличие от более поздних эпох, когда в роли заложников часто оказывались случайные пленники, чьи жизни служили предметом для шантажа, в раннем Средневековье заложники выступали, по сути, в роли посредников и гарантов при установлении социально-политических связей. Заложниками становились, как правило, близкие родичи участников процедуры. Отчасти предоставление заложников (которое происходило более или менее добровольно) служило тем же целям, что и установление различных форм некровного родства, скажем, династические браки или передача ребенка на воспитание в чужую семью. Во всех этих случаях человек, переходивший из одного сообщества в другое, являлся олицетворением и носителем вновь создаваемой связи. Однако, как подчеркивает Р. Лавелль, даже если подобный акт с очевидностью совершался в целях прекращения вражды, девушку или ребенка-воспитанника не рассматривали как заложников. В сознании людей эти статусы четко разграничивались.

Основные результаты исследования Р. Лавелля представлены в виде таблицы, в которой перечислены и систематизированы все упоминания о передаче заложников в период 874-1066 гг. в перечисленных выше текстах. Автор указывает, что в нашем распоряжении нет ни одного четкого указания на предоставление заложников в период до 870-х годов. Однако это, по его мнению, никоим образом не говорит о том, что подобной практики не существовало, а связано, скорее, с характером сохранившихся источников.

Далее исследователь детально анализирует исторические контексты каждого из эпизодов.

Предоставление заложников, указывает Р. Лавелль, могло служить трем разным целям: 1. Заключение мира (в этом случае заложники предоставлялись обеими сторонами). 2. Признание главенства (заложников предоставляла подчиняющаяся сторона).

3. Обеспечение соблюдения законов (особенно при контакте общностей с различной правовой культурой).

Практически в двух третях случаев примирения и подчинения передача заложников представляла собой символический «статусный» жест. Об этом свидетельствует, как отмечает исследователь, практика передачи заложников третьему лицу, имевшая место также у Каролингов. Например, известно, что в войске элдормена1 Бюрхтнота в 993 г. сражался нортумбрийский заложник. Сопоставление с фактами каролингской истории позволяет предположить, что нортумбрийцы дали заложников королю Этельреду в знак признания его главенства, а тот, в свою очередь, передал их самым верным своим приближенным, удостоверив таким образом их особый статус. Другим наглядным примером может служить один из пунктов Установления о Дунсете (930), основной целью которого является примирение двух враждующих валлийских королевств. Согласно Установлению, правители королевства Вентсете признавали главенство властителей Дунсете и в подтверждение этого давали заложников королю Уэссекса (очевидно, в знак принятия его статуса верховного властителя обеих областей).

Однако, как показывает исследователь, в нашем распоряжении есть примеры того, что предоставление заложников рассматривалось как реальная и необходимая мера по обеспечению безопасности. По крайней мере в двух случаях, имеются указания на то, что предоставление заложников происходило до начала мирных переговоров. В 1051 г. попавший в опалу элдормен Годвине потребовал заложников от короля Эдуарда Исповедника как гарантии его честных намерений. О том, что взятие ценных заложников рассматривалось как реальное средство для регулирования поведения людей, чья добропорядочность вызывала сомнения (например, торговцев из «области датского права»2, отправлявшихся в англосаксонские земли), свидетельствует последний пункт «Договора Альфреда и Гутрума» (878). Р. Лавелль также отмечает, что, хотя в текстах нет ни одного достоверного упоминания о том, что залож-

1 Элдормен - знатный человек, правивший достаточно большой областью

(сравнимой с территориями современных английских графств) от лица короля.

2

Области на севере и востоке Англии, которые в конце IX - начале X в. были захвачены и заселены викингами. В 920-х годах ее жители окончательно признали верховную власть англосаксонских королей.

ник был убит или искалечен после нарушения договоренности, факты косвенно говорят о том, что в англосаксонской Англии такая возможность была реальной1.

Таким образом, заключает Р. Лавелль, в отличие от каролингской империи, в англосаксонской Англии «символическая» и «практическая» функции акта предоставления заложников были одинаково значимыми.

З.Ю. Метлицкая

1 Два наиболее ярких эпизода - убийство уэссекских заложников викингами в 876 г., о котором упоминает Ассер, и надругательство Кнута над заложниками в 1014 г. - нельзя счесть полновесными свидетельствами. Ассер расходится в описании событий 876 г. с основным источником, на который он опирался, - Англосаксонской хроникой, и большинство исследователей полагают, что он неверно истолковал исходный текст. Действия Кнута, искалечившего заложников, в любом случае нельзя рассматривать как «законные», поскольку заложники были предоставлены его отцу, а не ему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.