Научная статья на тему '2008. 02. 056. Этциони Э. Суверенитет как ответственность. Etzioni A. sovereignty as responsibility // Orbis. - Oxford, 2006. - Vol. 50, n 1. - P. 71-85'

2008. 02. 056. Этциони Э. Суверенитет как ответственность. Etzioni A. sovereignty as responsibility // Orbis. - Oxford, 2006. - Vol. 50, n 1. - P. 71-85 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полунин Б. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 02. 056. Этциони Э. Суверенитет как ответственность. Etzioni A. sovereignty as responsibility // Orbis. - Oxford, 2006. - Vol. 50, n 1. - P. 71-85»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

2008.02.056. ЭТЦИОНИ Э. СУВЕРЕНИТЕТ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

ETZIONI A. Sovereignty as responsibility // Orbis. - Oxford, 2006. -Vol. 50, N 1. - P. 71-85.

Автор - профессор международных отношений университета Джорджа Вашингтона - рассматривает развитие новых нормативных принципов международного правопорядка. Он обращает внимание на большое количество гуманитарных кризисов, имевших место в 1990-е годы. Эти кризисы вновь привлекли внимание к институту суверенитета. Автор приводит мнение известного ученого Бруклинского института Фрэнсиса Дэнга о том, что ключевым принципом международных отношений с XVII в. является невмешательство в дела суверенного государства, однако в случае, если внутреннее управление нации не соответствует международным стандартам, то другие нации не только имеют право, но и обязаны вмешаться. Дэнг полагает, что правительства, не осознающие в полной мере ответственность перед народом, расплачиваются своим суверенитетом.

Суверенитет есть ответственность власти по защите народа на данной территории. Эта формулировка нашла свое отражение в докладе Международной комиссии по интервенции и государственному суверенитету в 2001 г. Соавторы Дэнга посчитали возможным добавить к обязанности государства вмешиваться во внутренние дела другого государства вторую обязанность - предотвращать негативные последствия такого вмешательства. Имеется в виду интервенция. Эти две сформулированные обязанности дают новую трактовку суверенитета как ответственности, и это, в свою очередь, становится новеллой в фундаменте теории демократии. Демократия (в современном понимании) предполагает, что народ суверенен и имеет право сам решать свои дела. «Народ»,

члены отдельного общества, избирает правительство, имеющее юрисдикцию для выполнения своих функций. Новый суверенитет, по мнению автора, предписывает в определенных критических случаях передачу процесса принятия решений от правительства международному форуму (например, Совету Безопасности ООН). Суверенитет как ответственность высвечивает дефицит демократии, который не может быть проигнорирован при конструировании нового международного порядка.

1990-е годы отмечены множеством гражданских войн и фактов геноцида в странах Африки. Эти обстоятельства, а также отказ некоторых африканских правительств от гуманитарной помощи создали правовые предпосылки для международного вмешательства. Были задействованы экономические, политические и дипломатические санкции, вплоть до военного вторжения с целью помочь населению через ООН и гуманитарные агентства.

По мнению автора, принцип суверенитета как ответственности не является универсальной доктриной, но имеет определенное моральное содержание, что разделяют многие государства. Отвечая противникам гуманитарной интервенции Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан замечал, что если рассматривать этот институт как нанесение ущерба государственному суверенитету, то как в таком случае следует поступить в отношении Руанды?

Национальный лидер, намеренный предпринять гуманитарную интервенцию, должен заручиться поддержкой международных организаций, включая ООН, а также поддержкой населения как собственной страны, так и большинства населения государства -объекта вторжения. Поддержка гуманитарной интервенции стала манифестом Конвенции по предотвращению и наказанию за преступления геноцида и основой толкования Советом Безопасности ООН главы VIII Устава ООН, предусматривающей вооруженную интервенцию исключительно в целях достижения международного мира и безопасности.

Новый взгляд на институт ответственности в международных отношениях, по мнению автора, имеет большее значение, чем обязанность стран по предотвращению угрозы вторжения или защиты от нее. Термина «ответственность» нет в Уставе ООН, и попытки соединить Всемирную декларацию прав человека с Всемирной декларацией ответственности были отвергнуты. Ни одна из трех

основных религий - христианство, ислам, иудаизм - не содержит концепции прав человека. Эти религии фокусируют внимание на вкладе человека в благосостояние общества в силу его социальной ответственности.

Автор приводит термин «комьюнитизация», который включает в себя ответственность членов общества друг перед другом и перед общим процветанием, причем последний момент превалирует. Неокомьюнитарная теория 1990-х годов предполагает, что «хорошее общество» соблюдает баланс индивидуальных свобод и социальной ответственности или, в целом, автономии с общественным благосостоянием. Данная концепция контрастирует с либертарной концепцией наций как автономных игроков в международных отношениях, отвергает важность признания различных моральных норм.

Далее автор обращает внимание на порог, предел, за которым возможна или необходима интервенция. В сфере международных отношений в плоскости применения концепции суверенитета как ответственности низкая рамка допустимости вмешательства на основании обязанности государства препятствовать, например, фактам геноцида или распространению ядерного оружия, ведет к риску дальнейшего повышения этого порога. Существует множество оснований, используемых для правового оправдания интервенции, например, ссылки на мошенничество на выборах, грубое нарушение свободы прессы. Автор подчеркивает, что интервенция-вмешательство в дела стран, в которых нормально функционирует государство, существует эффективное управление, гарантированная система правопорядка, демократические свободы, соблюдаются фундаментальные права и увеличивается общее благосостояние, недопустима.

Существует другой критерий, допускающий интервенцию, разработанный Комиссией Ивина-Сахуна (Evan-Sahuoun Commission). Он связан с уменьшением населения и снижением уровня жизни по причине геноцида, явившегося результатом политики государства или его неспособности исправлять критические ситуации. Сюда также входят «этнические чистки», насилие, убийства, террор. Более того, интервенция должна восприниматься как исключительная мера, последнее средство использовать мини-

мальное количество военных сил и иметь обоснованные перспективы успеха.

Хотя международное сообщество обязано взять на себя ответственность по предотвращению угроз, высший уровень допустимости интервенции актуален. События в Сомали, Гаити, Конго, Ираке, по мнению автора, продемонстрировали неотложность интервенции для ликвидации геноцида, этнических чисток, угрозы распространения ядерного оружия.

Комиссия Ивина-Сахуна отстаивала концепцию последовательного национального строительства. Это означает, что в случае вторжения международных военных сил во внутренние дела государства эти силы должны совершить послевоенное национальное возрождение. Отношение к этой концепции достаточно критическое, замечает автор. Процесс восстановления и налаживания экономической и социальной инфраструктур страны очень дорогостоящая вещь, которая отнюдь не всегда приносит успех. Дж. Буш, будучи губернатором в 2000 г., крайне отрицательно отозвался о подобной задаче перед американской военной машиной в Сомали. Г. Киссинджер также высказался о роли США в восстановлении экономики и государственности Афганистане в 2001 г.

Концепция суверенитета как ответственности порождает много спорных и противоречивых вопросов, но она имеет право на существование, уверен автор. Эта концепция особенно актуальна в свете последних интервенций под эгидой как ООН, так и других международных организаций. Оценки этих военных вмешательств различны. По мнению автора, интервенцию в Косово по инициативе НАТО можно оценить как законную с моральных позиций, так и неправомерную, поскольку она не получила одобрения ООН. Интервенции в Восточный Тимор и Конго можно считать незаконными, равно как и военный отпор Садаму Хусейну в Кувейте в 1991 г. Но экспансия США в Ирак в 2003 г. не отвечает никаким критериям, убежден автор.

Б.Л. Полунин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.