Научная статья на тему '2008. 02. 046. Юй Уцзинь. Внутренние противоречия в современной китайской культуре и путь выхода из них. Юй Уцзинь. Дандай Чжунго вэньхуа ды нэйцзай Чунту юй чулу // Чжэцзян дасюэ сюэбао. - Ханчжоу, 2007. - № 4. - С. 6-13. - кит. Яз'

2008. 02. 046. Юй Уцзинь. Внутренние противоречия в современной китайской культуре и путь выхода из них. Юй Уцзинь. Дандай Чжунго вэньхуа ды нэйцзай Чунту юй чулу // Чжэцзян дасюэ сюэбао. - Ханчжоу, 2007. - № 4. - С. 6-13. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 02. 046. Юй Уцзинь. Внутренние противоречия в современной китайской культуре и путь выхода из них. Юй Уцзинь. Дандай Чжунго вэньхуа ды нэйцзай Чунту юй чулу // Чжэцзян дасюэ сюэбао. - Ханчжоу, 2007. - № 4. - С. 6-13. - кит. Яз»

КУЛЬТУРА

2008.02.046. ЮЙ УЦЗИНЬ. ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ПУТЬ ВЫХОДА ИЗНИХ.

ЮЙ УЦЗИНЬ. Дандай чжунго вэньхуа ды нэйцзай чунту юй чулу // Чжэцзян дасюэ сюэбао. - Ханчжоу, 2007. - № 4. - С. 6-13. -Кит. яз.

С начала реформ в 1978 г., пишет профессор философского факультета Фуданьского университета (Шанхай), культурная жизнь Китая необычайно обогатилась, в ней соседствуют традиционные и современные искусство и музыка, на книжных полках стоят рядом работы традиционных китайских мыслителей и современных западных авторов, происходит постоянная смена различных культурных течений, с начала 90-х годов непрерывно обновляются темы культурологических исследований. Однако все происходящее отнюдь не является свидетельством расцвета в области изучения китайской культуры, а говорит о существовании в современной китайской культуре внутренних противоречий и конфликтов.

В условиях глобализации китайцы оказались перед необходимостью поиска ответа на вопрос, как развивать в дальнейшем изучение национальной культуры.

Автор рассматривает эту проблему с позиции изучения внутренних противоречии и конфликтов в современной китайской культуре в идеологическом аспекте.

В идеологическом плане, считает он, современная китайская культура состоит из трех больших частей. Первая и главная - собственно китайская культура, в которой слились занимающие главенствующее место идеологии конфуцианства и даосизма с идеологией проникавшего в Китай с эпохи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) буддизма, которые и до настоящего времени сохраняют большое влияние на сознание народа, особенно в деревне.

Вторая часть - проникшая в Китай через СССР и Японию идеология марксизма, которую обычно называют «марксизмом советского толка», а в философии - диалектическим и историческим материализмом.

Лишь с начала реформ китайские теоретики в результате прямых контактов с западными учеными, изучения марксистских течений на Западе и вновь обнаруженных рукописей Маркса открыли для себя существование различий не только между его идеями и идеями Энгельса - Ленина - Сталина, но и различий в идеях, высказывавшихся Марксом в молодости и в зрелые годы. Для части китайских теоретиков, обладающих наиболее зрелым мышлением, теория марксизма предстала в новом свете.

Третья часть - западные антимарксистские идейные течения, особенно течения анархизма и конституционализма. На китайскую интеллигенцию, особенно на молодежь в ее рядах, оказало определенное влияние возникшее на Западе после Второй мировой войны идейное течение неоанархизма.

Формирование именно такой идеологической структуры современной китайской культуры определялось проявлением определенной исторической необходимости и было следствием сознательного выбора китайской интеллигенции. Оно происходило в процессе исторической встречи Китая с миром в период Нового и Новейшего времени. Вторжение западного капитализма в Китай, передача универсальных ценностей западной культуры и восприятие китайской интеллигенцией после движения «4 мая» 1919 г. «марксизма советского толка» сыграли решающую роль в развитии китайского общества и особенно китайской культуры. «Путь перемен в китайской культуре определялся взаимодействием силы напряжения между тремя составляющими ее частями» (с. 7).

Если принимать во внимание только то, что говорится сейчас в средствах массовой информации, можно прийти к мнению, что «марксизм советского толка» всегда играл, и в настоящее время играет в китайской культуре роль «решающей силы». Однако при глубоком изучении вопроса выясняется, что такой вывод не соответствует реальному положению дел. Если в 1919-1977 гг. идеология «марксизма советского толка» действительно занимала решающие позиции и была силой, осуществлявшей тотальный идеологический контроль, то с 1978 г. и особенно после 1989 г. его влияние значительно ослабело. Среди народных масс, особенно в сельской местности, сохраняется влияние значения традиционной культуры и религии, но нельзя преуменьшать и влияние универсальных ценностей западной культуры, главным образом идей

анархизма и конституционализма, на умы интеллигенции, особенно в приморских городах.

В последние годы отмечается также заметное усиление влияния христианства: постоянно увеличивается количество научных организаций, занимающихся его изучением, увеличивается количество людей, исповедующих эту религию, праздник Рождества Христова уже стал одним из главных народных праздников. Особенно много тех, кто исповедует христианство, среди китайских интеллигентов, обучающихся за рубежом, которыми движет надежда таким путем интегрироваться в западное общество.

Серьезное изучение современной китайской культуры требует глубокого понимания не только ее идеологической структуры, но и таящихся в ней противоречий и конфликтов. По мнению автора, в современной китайской культуре присутствуют по меньшей мере пять противоречий.

Первое проявляется в конфликте между универсализацией культурных ценностей и национализмом. Современные китайцы, и особенно интеллигенция, отчетливо понимают, что для превращения Китая в богатую страну необходимы серьезная учеба у Запада, усвоение западных научных знаний и технологий, искусства управления и духа гуманизма. Но тот исторический факт, что приносившие в Китай в период новой и новейшей истории культуру Запада западные страны выступали в роли агрессоров, оставил в памяти и чувствах китайцев глубокий болезненный след. Хотя с 70-х годов ХХ в. были восстановлены международные отношения между Китаем и западными странами, но нанесенные в прошлом сознанию китайцев болезненные травмы часто напоминают о себе. Поэтому современная китайская культура находится неизбежно в состоянии колебания между двумя крайностями. Одна из них - акцент на важности универсальных ценностей и заимствования достижений западной культуры, вплоть до постановки знака равенства между принятием универсальных ценностей и вестернизацией и даже продвижением к полной вестернизации.

Другая крайность - акцент на особенностях Китая, на национализме, вплоть до отрицания универсальных ценностей и слепой ксенофобии.

В 1949-1977 гг. в китайском обществе господствовали настроения изоляционизма и ксенофобии. С 1978 г. главенствующее

место занимает идея универсализации культурных ценностей, но всякий раз при возникновении трудностей в отношениях Китая с Западом происходит всплеск националистических настроений.

Второе противоречие - проявляется в конфликте между коллективизмом и индивидуализмом.

В традиционном китайском обществе, основу которого составляла построенная на кровнородственных связях клановая система, существовала неразрывная связь между кланом (цзя) и государством (го), сохранявшим на протяжении веков форму восточной деспотии. Эта связь нашла отражение в китайском языке. Китайское понятие «государство» (гоцзя) состоит из двух частей: (го) государство и клан (цзя). Конфуцианское учение об управлении государством на основе сыновьего почтения (сяо) опиралось на рассуждения о том, что крепость семьи обеспечивает крепость государства.

В традиционном китайском обществе между кланом и государством не находилось места для индивида. Человек существовал в нем как член клана, лишь в качестве отца, сына, брата, но не как самостоятельная личность. В государстве были лишь подданные, но не было свободных индивидов. Обладавший единоличной властью император также не был свободным, он должен был отстаивать интересы всего императорского рода. При любой измене этим интересам он мог лишиться свободы и даже самой жизни.

В современном Китае основой рыночной экономики с присущей ей договорной системой является освободившийся от клановых уз свободный равноправный индивид. В определенном смысле без него не может быть подлинной рыночной системы. Именно это приводит к конфликту между традиционным коллективизмом и западной идеей индивидуализма.

Современное китайское общество появилось в процессе эволюции традиционного общества. Оно прошло этап высокоцентрализованной плановой экономики, но, вступив на путь создания современной рыночной экономики, сохранило элемент высокой централизации, когда основой жизни общества по-прежнему остается коллектив, современной формой которого сейчас являются «дань-вэй» (организационная единица) и государство. Возникающее в такой ситуации противоречие между идеологиями коллективизма и индивидуализма проявляется в разных формах. Одна из них - про-

тиворечие в самой идее реформ. Проведение реформ требует передачи центром власти на места на уровень «даньвэй» и индивида, но правительство неизменно настаивает на осуществлении регулирования и контроля на макроуровне, возвращая себе выпущенную из своих рук власть. Возникает ситуация, которую можно охарактеризовать словами: «Только свобода означает хаос, только управление означает гибель» (с. 9).

Другое противоречие - в идее управления. Акцент на признании основой управления коллектива ведет к единообразию политической идеологии и, далее, к установлению идеологического контроля, тогда как идеология индивидуализма содержит признание многообразия политических идей в реальной жизни общества.

Этической нормой, соответствующей принципу «основа -коллектив», является признание верховенства интересов коллектива, тогда как соответствующей индивидуализму этической нормой выступает эгоизм, который в обществе упрощенно понимается как своекорыстие и подвергается осуждению.

Однако существующая в реальной жизни необходимость защиты прав личности и четкого разграничения обязанностей и ответственности индивида перед обществом содержит в себе вызов этическим нормам, отвечающим принципу коллективизма.

В связи с этим встает вопрос: нужно ли использовать внеэкономические возможности для сохранения не выдержавших рыночной конкуренции коллективов и следует ли, не обращая внимания на реальную действительности, настаивать на соблюдении коллективистских норм, особенно с учетом распространенных сейчас коллективных преступлений (подлог, контрабанда, разложение коллектива, местный протекционизм и т.д.)?

Следует признать, что в современной китайской культуре конфликт между коллективизмом и индивидуализмом будет существовать еще длительное время и проявляться в различных формах, но тенденция его развития показывает, что идеология индивидуализма неизбежно будет занимать все более важное место. В такой ситуации центральной проблемой становится создание в обществе основ для соблюдения норм морали и прав личности.

Истоки третьего противоречия скрываются в истории традиционного китайского общества, основой существования которого было сельское хозяйство. Исторически китайский господствующий

класс рассматривал сельское хозяйство как основу государственной экономики, что находило отражение в социальной структуре традиционного китайского общества, где на первом месте стояли «ши» (чиновники, образованные люди), за ними шли крестьяне, затем ремесленники, и последнее место занимали торговцы. Все приносившие выгоду виды торговли контролировались правительством и аристократическими родами. Господствующий класс различными методами угнетал политически и грабил экономически мелких товаропроизводителей и торговцев. В то же время господствующая в традиционном обществе идеология конфуцианства в качестве идеала, к которому нужно стремиться в управлении государством, провозглашала достижение всеобщего равного богатства. В этой идее отчетливо прослеживалась мысль о подавлении товарного хозяйства. Широкое распространение в обществе строгих моральных оценок деятельности торговцев («без торговли нет обмана, без обмана нет торговли») также вело к тому, что «в Китае торговля никогда не могла получить широкого развития, а это, в свою очередь, приводило к невозможности развития мощных слоя торговцев и класса средних товаропроизводителей». «Долгое время китайское общество билось в тисках этого противоречия» (с. 10).

В наше время, особенно с 90-х годов ХХ в., вслед за переходом страны от плановой экономики к рыночной общество впало в другую крайность, возникла ситуация, когда «весь народ торгует» (с. 10) В сердцах китайцев проснулись долгое время подавлявшиеся интересы и стремления, самым главным и самым распространенным из которых стало стремление отдельных людей и семей разбогатеть. Дошло до повсеместного распространения в погоне за личным обогащением производства подделок, некачественных товаров, надувательства и обмана. Перед китайским обществом стоит все более актуальный, но неразрешенный вопрос: сможет ли рыночная экономика, механизм которой действует по принципу естественного отбора, позволив части людей разбогатеть ранее, позволит сделать это другим и смогут ли те, кто стал богатым, повести остальных по пути достижения всеобщего богатства?

Проявлением четвертого противоречия в современной китайской культуре является принимающий острые формы в современном китайском обществе конфликт между развитием науки и технологий и сдерживанием распространения концепции сциентизма.

С одной стороны, Китай - это развивающаяся страна с довольно отсталым уровнем развития техники и технологий. Решение задачи достижения передового уровня Запада требует пропаганды научных знаний, развития науки и технологий. С другой стороны, очень многие считают, что развитие науки и технологий способно решить все проблемы, стоящие перед китайским обществом, и пренебрежительно относятся к общественным наукам, особенно к изучению религиозных и мистических учений, к изучению влияния на общество духа гуманизма и гуманных отношений. В современной китайской науке возникло необычное явление, когда выражающие официальную точку зрения теоретики непрерывно проводят совещания по развитию науки и технологий, неустанно подчеркивают важность такого развития и пропаганды научных знаний и в то же время обычные ученые постоянно обращают внимание на упадок духа гуманизма и насущную необходимость его возрождения. Очевидно, что это противоречие в современной китайской культуре может существовать еще длительное время.

Пятое из выделенных автором противоречий выражается в форме конфликта в сфере культуры между идеями консерватизма и радикализма.

В культуре Китая с его древней историей и древними культурными традициями длительное время господствовали консервативные идеи, у китайцев на протяжении веков формировалось мировоззрение жителей замкнутой, изолированной от внешнего мира страны. После 1840 г. Китай под натиском западных держав был вынужден «открыть двери».

Передовые образованные люди того времени, сравнивая достоинства и недостатки китайской и западной культур, глубоко ощутили отсталость Китая, особенно в области научных знаний и политической системы. Огромная отсталость страны способствовала распространению радикализма. Особенностью этого идейного течения в Китае была позиция полного отрицания наследия традиционной китайской культуры. Возникновение течения радикализма относится к периоду движения «4 мая» 1919 г., когда находились «ученые люди, предлагавшие выкинуть древние рукописи» и даже настаивавшие на латинизации китайской иероглифической письменности либо на поиске любых способов ликвидации китайских иероглифов.

В ХХ в. в период «большого скачка» и «культурной революции» также раздавалось множество призывов радикального содержания.

После 1978 г. вслед за реформами и переходом к открытости, развитию рыночной экономики происходил непрерывный рост самосознания китайской интеллигенции, при этом осознание разницы между богатством и бедностью и всеобщее стремление к деньгам и богатству дали новый толчок к развитию идей радикализма.

С 90-х годов ХХ в. в китайской культуре отмечается постепенное возвращение идей консерватизма, отражением чего служит, в частности, новая оценка положительных и отрицательных сторон французской и английской революций. В прошлом историки под влиянием идей радикализма безоговорочно восхваляли Французскую революцию и принижали значение Английской революции. В настоящее время «славная революция» в Англии оценивается как «наилучшая модель революции» (с. 11).

Не стоит умалчивать о том, что в развитии китайской культуры конфликт между идеями консерватизма и радикализма будет существовать еще долгое время.

Создание условий для дальнейшего здорового развития современной китайской культуры требует урегулирования и взвешенной позиции в следующих вопросах.

1. Необходимость восприятия универсальных ценностей иностранной культуры и их использования для продвижения модернизации, необходимость достижения нового понимания сути модернизации и иностранной культуры и в то же время сохранения и использования ценностей и мудрости традиционной китайской культуры диктует необходимость сознательного и органичного соединения универсальных ценностей, которые несет с собой глобализация, с особенностями китайской культуры.

2. Необходимость наряду с сохранением позиции «экономическое строительство - основа» синхронного реформирования политической системы.

3. Необходимость наряду с мерами по установлению законности и принципа верховенства закона, воспитанию законопослушного индивида обращать внимание на формирование морали, пропаганды моральных основ, на воспитание морального субъекта.

4. Необходимость заниматься развитием науки и технологий, развитием универсального знания и научного духа и в то же время обращать внимание на созидательный процесс в гуманитарных науках, на культивирование духа гуманизма и гуманного отношения.

«Ни в коем случае нельзя допустить появления в современной китайской культуре идейного раскола между течением сциентизма и гуманизмом» (с. 13).

И. С. Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.