Научная статья на тему 'Неоконфуцианство в оценке политического руководства современного Китая'

Неоконфуцианство в оценке политического руководства современного Китая Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1954
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гэн Хайтянь

Возвращение к неоконфуцианству было связано с концепцией развития Китая. Целью социализма с китайской спецификой в эконо-мическом плане являлось плавное введение элементов рыночной эко-номики, главным из которых было право на иные формы собственно-сти, кроме государственной, при одновременном осуществлении «четырех модернизаций»: сельского хозяйства, промышленности, государственной обороны и науки. Социализм с китайской спецификой - это достижение к 2000 г. уровня общества «Сяо Кан». Слово «Сяо Кан» означает один из идеа-лов раннего Конфуция. На русский язык его можно перевести как «об-щество малого благоденствия», или «общество со среднезажиточным уровнем жизни», при котором не существует резкого социального рас-слоения, и для нормальной жизни достаточно небольшого уровня дохо-дов, а рыночная экономика находится под контролем государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неоконфуцианство в оценке политического руководства современного Китая»

УДК 299.5+32

Гэн Хайтянь (КНР), УГПИ, Уссурийск НЕОКОНФУЦИАНСТВО В ОЦЕНКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Возвращение к неоконфуцианству было связано с концепцией развития Китая. Целью социализма с китайской спецификой в экономическом плане являлось плавное введение элементов рыночной экономики, главным из которых было право на иные формы собственности, кроме государственной, при одновременном осуществлении «четырех модернизаций»: сельского хозяйства, промышленности, государственной обороны и науки.

Социализм с китайской спецификой - это достижение к 2000 г. уровня общества «Сяо Кан». Слово «Сяо Кан» означает один из идеалов раннего Конфуция. На русский язык его можно перевести как «общество малого благоденствия», или «общество со среднезажиточным уровнем жизни», при котором не существует резкого социального расслоения, и для нормальной жизни достаточно небольшого уровня доходов, а рыночная экономика находится под контролем государства.

Китайская культура, бережно сохранявшая традиции, была способна не только по достоинству оценить гениальность древних философов, но и использовать их идеи для практического улучшения жизни. Конфуцианская теория управления позволила преодолеть важнейшие противоречия, которые несут угрозу стабильности общества.

В первую очередь, отбор правящей элиты из всех социальных слоев устранял противоречие между богатыми и бедными, обеспечивал поддержку большинства населения. Кроме того, политическая направленность образования позволяла ликвидировать характерное для других цивилизаций, прежде всего для западной, противостояние интеллигенции и власти. Образованный человек, интеллигент, оказывался включенным в государственную систему и направлял свои усилия на ее поддержку и сохранение, а не на критику и разрушение.

В конечном счете, такая система позволяла свести к минимуму глобальное противоречие между индивидуальным и общественным, так, даже самые глубокие внутренние мысли и переживания человека не входили в противоречие с государственными интересами. Для западной традиции, особенно эпохи Нового времени, столкновение верхов и низов, интеллигенции и власти, индивидуального и общественного заканчивалось разрушительными потрясениями.

Успех неоконфуцианских идей в практике государственного управления определялся тем, что Конфуцию удалось выразить традиционные особенности менталитета китайской нации, подчеркнуть

в нем те моменты, которые способствовали стабильному гармоничному развитию и личности, и государства.

Возвращение к неоконфуцианству было связано с концепцией развития Китая, предложенной Дэн Сяопином, вновь пришедшим к власти в 1978 г. Дэн Сяопин сразу начал проводить реформацию и модернизацию Китая. В 1979 г. он заявил, что «целью социализма с китайской спецификой является достижение к 2000 г. уровня общества «Сяо Кан»» [4]. Слово «Сяо Кан» для каждого китайца связано с конфуцианской традицией и представляет один из идеалов раннего Конфуция. На русский язык его можно перевести как «общество малого благоденствия» или «общество со среднезажиточным уровнем жизни» [6]. Идеал такого общества понятен не только китайцам, но и всем народам региона Юго-Восточной Азии. Это общество, в котором не существует резкого социального расслоения и для нормальной жизни достаточно небольшого уровня доходов, а рыночная экономика находится под контролем государства. Конфуцианское «Сяо Кан» напоминает идеал социалистического общества и социального государства, включает в себя не только экономический, но и политический идеал. Это означает качество руководства, качество кадров рассматривается в китайской идеологии как важнейшее условие мощи государства.

В экономическом плане концепция Дэн Сяопина предполагала плавное введение элементов рыночной экономики, главным из которых было право на иные формы собственности, кроме государственной, при одновременном осуществлении «четырех модернизаций»: сельского хозяйства, промышленности, государственной обороны и науки.

Дэн Сяопин был убежден, что использование некоторых принципов капитализма в экономике, позволяющих повысить ее эффективность, отнюдь не должно сопровождаться насаждением либерализма в идеологии: «Для того чтобы осуществить модернизацию, Китаю совсем не нужна либерализация. Он ни в коем случае не пойдет по пути западного капитализма» [1].

В выступлении 1989 г. в связи со студенческими волнениями Дэн Сяопин отмечал: «Борьбу против буржуазной либерализации нужно будет вести, по меньшей мере, в течение 20 лет. Развертывать демократию можно лишь постепенно, нельзя копировать то, что у Запада, иначе это приведет лишь к хаосу. Китай должен идти своим путем, строить социализм с китайской спецификой» [3]. Еще раньше, в 1980 г., были приняты меры по усилению идеологической работы. Они включали следующие шаги: возрождение политического обучения, введение курсов марксизма-ленинизма, истории партии, политической экономии и философии во всех высших учебных заведениях. В 1982 г. Министерство образования утвердило программу, целью которой было воспитание нового поколения, которое будет обладать идеалами, добродетелью, культурой и дисциплиной. Основными принципами

воспитания, основанного на коммунистической идеологии, были объявлены «5 любить» («любить страну», «любить народ», «любить труд», «любить науку», «любить социализм») [2]. Эти принципы выражают ориентацию на ценности патриотизма и коллективизма, характерные как для коммунистической идеологии, так и для конфуцианства. Таким образом, уже в 80-е гг. проводится политика акцентирования в коммунистической идеологии именно тех моментов, которые близки к традиционным установкам конфуцианства.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на различия, в подавляющем большинстве эти философские течения восхваляли порядок и стабильность как главные политические ценности и осуждали смуту и хаос. Националистическая идеология является главной опорой существующей власти, направляя свои усилия на поддержку авторитета государства, партии и правительства. Признавая важнейшую роль национализма в современном Китае, в докладе Цзянь Цзэминя на XVI съезде КПК отмечается: «Национальный дух - та духовная опора, от которой зависит существование и развитие нации. За пять с лишним тысяч лет своего развития китайская нация выработала у себя великий национальный дух, ядро которого -патриотизм и который выражается в сплоченности и единении, миролюбии, трудолюбии, мужестве и неустанном стремлении вперед»

[5].

«Важная идея трех представительств», впервые озвученная Цзян Цзэминем в феврале 2000 г. во время поездки на юг Китая, была призвана радикально изменить облик КПК.

Коммунистическая партия должна представлять интересы всего китайского народа, особенно передовых производительных сил (то есть бизнеса) и передовой китайской культуры (то есть интеллигенции).

Реформистская политика и распространение ряда либеральных идей вызвало к жизни в 90-е гг. движение «большой ренессанс Китая», которое является продолжателем ряда традиций конфуцианства. Усиление конфуцианских тенденций в официальной идеологии вызывает с их стороны резкую критику. Например, масштабные торжества в честь 2556-й годовщины со дня рождения Конфуция, состоявшиеся осенью 2005 г., рассматриваются левыми как

возвращение к имперской идеологии и как явный признак «загнивания» правящей Китайской Коммунистической партии [3].

В марте 2006 г. Генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао изложил «социалистический взгляд на то, что следует уважать и прославлять, и на то, что следует отвергать и считать позором». Он сформулировал восемь правил нравственного поведения, согласно которым определяются понятия славы или почета и позора или стыда. Он произнес речь на тему о том, чем следует гордиться, что следует считать для себя честью, и что следует рассматривать как позор.

Китайский ученый Фэн Кэли описывает принципы неоконфуцианской идеологии следующим образом: «В классическом китайском

неоконфуцианстве и его производных в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, Тайване и (менее ярко и однозначно) в Японии интересы коллектива ставятся выше интересов личности, власть имеет приоритет перед свободой, а обязанности считаются более важными, чем права. В конфуцианских обществах недостает традиции противостояния права государству; те немногочисленные права и свободы, которые все же имелись, исходили от самого государства. Предпочтение отдается согласию и сотрудничеству, а не разнообразию мнений и конкуренции. Главными ценностями являются поддержание порядка и уважение иерархических отношений. Конфликт идей, групп и партий рассматривается как вредный и незаконный. Самое важное, конфуцианство осуществило слияние общества и государства и поставило вне закона автономные общественные институты на общегосударственном уровне» [6]. В неоконфуцианской идеологии, таким образом, главной остается центральная идея единства индивидуального и общественного на основе ограничения личностного начала и подчинения его потребностям социального целого.

Идеал неоконфуцианства «золотой середины» ясно сформулирован в документе 2003 г. «Постановление ЦК КПК по некоторым вопросам совершенствования структуры социалистической рыночной экономики», который ставит целью «...гармоничное развитие города и села, гармоничное развитие всех регионов, гармоничное развитие экономики и общества, гармоничное развития человека и природы, гармоничное сочетание внутреннего развития страны и открытости внешнему миру»

[6].

Учение неоконфуцианства как раз и является одной из наиболее убедительных альтернатив общественного развития, которая доказывает многообразие путей к прогрессу. Изучение этого учения и использование её опыта может иметь огромное значение для современной России, которая стремится к развитию по своему пути, отличному от западных либеральных моделей общества.

Руководство Китая уважает своих предков и свои традиции. Оно понимает, что уважение к прошлому создает предпосылки для дальнейшего развития общества, поэтому восемь положений морального кодекса Ху Цзиньтао, на наш взгляд, внесли неоценимый вклад в будущее развитие Китая.

Библиографический список

1. Ду Вэймин, Лу Фэн. Освобождение современной сексуальности и сверхпотребности. Изд-во Китайского народ. ун-та, 2009. С.105.

2. Моу Цзунсань. Интуиция разума и китайская философия. Тайвань, 1971. С. 99-101.

3. Цзя Линьсян, Сюе Цзюньду. Конфуцианство и социальная модернизация. Гуандунское образоват. изд-во, 2004. С. 518.

4. Чжоу Лишэн. Современное неоконфуцианство. Изд-во китайской социальной науки, 1995. С. 228.

5. Чжэн Цзядун. Перестройка морального идеализма. Китайское изд-во радиотелевидения, 1992. С. 102.

6. Фан Кэли. Современное неоконфуцианство и модернизация Китая. Чанчунь: Чанчунское изд-во, 2008. 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.