ИСТОРИЯ РОССИИ И СССР
2008.02.009. МЕЗЕНЬ И МЕЗЕНСКИЙ КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА И БАРЕНЦЕВА РЕГИОНА: Сб. статей / Сост. и отв. ред. Попова Л.Д.; кол. авторов. - Архангельск: Правда Севера, 2006. - 344 с.
Ключевые слова: Россия, Мезенский край, Баренцев регион, ХУ1-ХХ1 вв., источниковедение, историография, экономика, духовная и материальная культура, демография.
В сборнике представлены научные статьи, составленные из докладов и сообщений на международной научно-практической конференции «Мезень и Мезенский край в истории Отечества и Баренцева региона». Разнообразная тематика статей охватывает события с XVI по XXI в. Статьи сгруппированы в соответствии с проблематикой конференции: источниковедение и историография, экономика края, духовная и материальная культура, вопросы демографии. Основную часть сборника составляют историографические и источниковедческие материалы.
А. В. Новиков в работе «Мезенская историография и пошман-ские фантазии» поднимает вопросы о достоверности некоторых данных в труде Антона фон Пошмана, которые не критически воспроизводятся в исследованиях современных историков.
Г.В. Тюрин в статье «Через Лампожню в Китай» представляет Мезень по сведениям из записок английских путешественников XVI-XVII вв. Автор показывает, как тщательно собирали англичане данные о Мезенском крае, о проходящей в Лампожне ярмарке, о продающихся на ней товарах. Интерес англичан в России вызывал в первую очередь Северо-Восток, Мезень и Печора. Они рвались сюда, осознавая, какие колоссальные возможности сулил мезенский торг в Лампожне. К тому же англичане рассматривали возможность проникновения через северо-восток в Китай и Индию. И на какое-то время (почти на 50 с лишним лет) Мезень, по словам автора, стала средоточием поиска этого пути, одной из ключевых площадок мировой истории.
По материалам Государственного архива Архангельской области Е.Ю. Колебакиной рассмотрены учреждения общественного
призрения Мезени в XIX в.. Основной сферой их деятельности были народное образование, социальная и медицинская помощь. Отдаленность Мезени от губернского центра, общая бедность населения, недостаточное финансирование не позволяли решить все социальные проблемы уезда. Трудность организации целостной системы общественного призрения как в Мезенском уезде, так и в Архангельской губернии в целом связана с тем, пишет автор, что деятельность разных благотворителей не была скоординирована. Но способы их деятельности, а главное - отношение людей к необходимости помочь нуждающимся достойны изучения и внимания в наши дни.
Е.И. Овсянкин и Т.А. Санакина посвятили свои исследования организации и деятельности выборных органов местного самоуправления, а именно Мезенского земства в 1917-1920 гг. Е.И. Овсянкин, показывает, что в Мезенском уезде из-за отсутствия резкой поляризации интересов разных слоев населения и политических партий, а также нехватки опытных кадров наблюдалась преемственность в действиях земства и Советов. Скромный опыт, приобретенный северным земством, по мнению автора, следует учитывать и в наши дни, когда ведутся поиски новых форм местного самоуправления.
Т.А. Санакина сделала акцент на организации выборов гласных в волостные и уездное земства и более подробно осветила последний период работы земских органов управления в Мезенском уезде. Земское самоуправление как в Мезенском уезде, так и во всей Архангельской области хотя и просуществовало недолго - три года с небольшим перерывом, но, считает Т.А. Санакина, оно было одним из самых демократичных в России. Образованное после февральских революционных перемен, оно не содержало никаких имущественных ограничений, которые имели земства средней и южной России. Отсутствие помещичьего землевладения, чего так боялось прежнее правительство, выдвинуло на передний план не только интеллигенцию, купечество, промышленников, но и крестьянство, представителей большинства населения.
По материалам Архангельского отдела документов социально-политической истории Т.Н. Трошина «реконструировала» события революции и Гражданской войны в Мезенском уезде. Автор подчеркивает, что особый интерес представляют воспоминания,
написанные в 1920-е годы. Их авторы - неискушенные, искренние, не очень грамотные и не страдающие рефлексией люди, которые рассказывали о событиях так, как они их увидели и поняли.
Остальные материалы сборника посвящены своеобразию прошлого Мезенского края, имевшего некогда общероссийскую и международную значимость. О торговых ярмарках, проходивших на Мезени уже с XVI в., торговых связях жителей мезенского Поморья с Северной Норвегией во второй половине XIX - начале XX в. рассказывает в своих работах Н.А. Окладников. Торговля с Северной Норвегией занимала важное место в экономике Мезенского уезда. Морские дороги в Норвегию жителями Беломорья, в том числе мезенскими поморами, были хорошо изучены и освоены еще в XVIII в. Торговые связи жителей Мезенского Поморья с Северной Норвегией особенно укрепились во второй половине XIX в., после того как норвежцам было разрешено вести свободную торговлю с русскими поморами и продавать им не только сырую, но и соленую рыбу, а жители Поморья получили разрешение на беспошлинный вывоз русских товаров в обмен на норвежскую рыбу.
В статьях Н.В. Шульгина и А. Ружникова показаны результаты хозяйственной деятельности местных судовладельцев, братьев Ружниковых.
Проблемы демографии с исторической точки зрения изучены в работах А.В. Новикова «Миграция крестьян Средней Мезени в XVI-XIX вв.: время, направление, причины миграции (по материалам мезенских переписей населения)». Заселение Помезенья, подчеркивает автор, носило волнообразный характер: наблюдались то мощные наплывы поселенцев, то резкий спад населения.
A.В. Добрыднев «Мезенцы на Урале и в Западной Сибири (кон. XVI-XVIII в.)» отмечает весомый вклад мезенцев в дело колонизации зауральских земель и подчеркивает, что процесс переселения, как правило, происходил не спонтанно. Переселенцы устраивались не в глухой тайге, а в уже заселенной, обжитой местности (острог, деревня), где можно было рассчитывать на поддержку земляков. Таким образом, полагает автор, здесь создавалась соответствующая среда, благоприятная для адаптации все новых и новых групп мигрантов.
B.И. Дранников, исследуя миграцию населения в Мезенском районе накануне и во время Великой Отечественной войны, отме-
чает, что часть переселенцев оказалась попросту избыточной. Многие не работали, потому что не имели соответствующей одежды и обуви для работы в трудных условиях края. Практически все задания области по обустройству переселенцев были сорваны, несмотря на чрезвычайные усилия районных властей. Помимо того переселенцы встретили недружелюбное отношение к себе местного населения. Это во многом было связано с насильным вселением приезжих семей в дома мезенцев, а также лучшим по сравнению с коренным населением снабжением. Переселенцам выдавались пусть и скудные, но тем не менее продовольственные и денежные ссуды, продовольственный паек, кое-какой ширпотреб, домашний скот. А колхоз обязан был оплатить проезд семей, выдать денежную ссуду и сделать многое другое для этих людей.
Особенности становления и развития Несской волости Мезенского уезда в 1894-1924 гг. повествует Н.Н. Матафанов, о мезенских промпереселенцах в 1937-1939 гг. - Т.Ф. Мельник. Административно-территориальное образование края, волости, района, органов власти представил в своей статье «Мезень и Лешуконье: зигзаги истории в XX в.» С.И. Шубин. Современному социально-экономическому положению муниципального образования «Мезенский район» посвящена статья И. Л. Заборского.
В свете этнической специфики изучена материальная и духовная культура Мезенского края, замечательным достоянием которого является народное зодчество, фольклорное и декоративно-прикладное искусство. Л.Д. Попова изучила церковное зодчество региона на протяжении XVI-XX вв. В работах А.Б. Пермиловской и Г.В. Михайловой представлены современные исследования с. Кимжи, вошедшего в научно-исследовательский проект «Уникальные исторические поселения Русского Севера как объект изучения и сохранения».
В настоящее время духовная культура Мезенского края интенсивно изучается и фольклористами. В сборнике опубликованы материалы Н.В. Дранниковой, Ю.А. Новикова и Т.Б. Васильевой. Н.В. Дранникова и Ю.А. Новиков изучали современное состояние фольклора в бассейне р. Кулой, отметив в своей работе, что кулой-ский материал близок к мезенской фольклорной традиции, что достаточно развиты в данном регионе бытовая магия и фольклор речевых ситуаций, но слабо представлена календарная обрядность.
Т.Б. Васильева отмечает сохранность народно-песенных произведений на Мезени, о чем свидетельствует и устойчивый порядок лирических песен в регионе, и подчиненность художественным ассоциациям. К изучению традиционных ремесел - палащельской росписи и гончарному промыслу - обращаются М.Л. Мироненко и А.Г. Богданова. О материальных и духовных основаниях жизни мезенцев рассказывает статья Т.В. Андряковой.
Вторая часть сборника включает биографию О.В. Овсянникова, ведущего специалиста по истории Мезени и Мезенского края, а также его исследования.
Богатейший материал содержится в статье А. А. Куратова и О.В. Овсянникова «Археология озера Варш: разведка одного сезона». Хотя раскопки на озере Варш были произведены в 1986 г., сведения о них публикуются впервые. Работу «Волоки вдоль Ледовитого океана - древняя дорога торговли, промыслов, этнических контактов» О.В. Овсянников и М.Э. Ясински предлагают в качестве дискуссионной. Собранная авторами на основании археологических материалов и письменных источников база данных почти о 700 поморских судах XVII-XVIII вв. позволяет отказаться от ряда неверных трактовок и определить наиболее существенные тенденции в развитии морского судостроения допетровского времени и последующих десятилетий XVIII столетия.
Важной для истории Мезенского края являются и публикации О.В. Овсянникова и М.Э. Ясински «Топографическое и историческое описание города Мезени», и «Камеральное описание мезенской округи» в статье «Из истории Мезенского края (описание конца XVIII столетия)», которые содержат широкий спектр не только исторических, но топографических и этнографических сведений, полно отражающих реалии развития данного региона Русского Севера на протяжении XIV-VIII вв.
В. С. Коновалов