Исторические особенности заселения и формирования культуры Русского Севера (на примере Архангельской области)
Г.И.Кадышев
В статье отражены процессы эволюции структуры поселенческого каркаса Архангельской области, трансформации природного и культурного ландшафта, состояния историко-культурного наследия и традиций. Рассматриваются особенности пространственной организации систем расселения, роль ландшафта в расположении населённых пунктов, территориальные особенности хозяйственной деятельности в приморских, приречных, лесных территориях, уникальные направления развития культуры и многообразие форм культурного, материального и духовного наследия.
Ключевые слова: культурные ландшафты, архитектурно-градостроительное наследие, система расселения, численность населения, материальные и духовные богатства.
The Historic Features of Settlement and the Formation
of Culture of the Russian North (on the Example of
Arkhangelsk Region). By G.I.Kadyshev
This article describes the evolution of the settlement structure in the frame of the Arkhangelsk region, the transformation of the natural and cultural landscape, the state historical-cultural heritage and traditions. Analyzes the features of spatial organization of settlement systems, the role of the landscape in location of settlements, the territorial characteristics of economic activities in the coastal, riverine, wooded areas, unique directions of development of culture and the diversity of cultural.
Keywords: cultural landscapes, architectural and urban heritage, settlement system, number of population, population outflow, tangible and intangible heritage.
Население, живущее на той или иной территории, создаёт все материальные и духовные богатства. Объекты культуры - архитектура, изобразительное искусство, музыкальное наследие - всё создаётся людьми, заселившими эту землю.
Особое место среди необъятных просторов России занимают области так называемого Русского Севера. Крупнейшая среди них - Архангельская область.
История освоения этой территории славянами насчитывает около тысячи лет. Первопроходцами стали жители Новгородских земель. Они принесли на берега Онеги, Северной Двины, Мезени и Белого моря те знания и те культурные традиции, которые были накоплены в местах их прежнего обитания. Эти особые культурные навыки получили на новых
территориях своё развитие, и к началу ХХ века здесь сложилась уникальная культура.
Новгород - один из древнейших городов России (впервые упомянут в 859 году), центр княжества, а затем так называемой Новгородской республики - русского государственного образования с выраженными особенностями управления, организации территории, торговыми и культурными связями, заметно отличавшими его от княжеств центральной Руси. К началу монгольского нашествия территория Новгородских земель была больше, чем земли всех других княжеств в центральной части восточной Европы. Новгород избежал монголо-татарского разорения, а освоенные его выходцами земли на севере не имели дворянского землевладения.
Более чем пятисотлетняя история Новгорода (до присоединения к Московскому княжеству) воспитала и особые характеры людей. И эти люди двигались на север, осваивали новые земли, сохраняли и развивали здесь свою культуру, сказания, былины, песни и, главное, строили новые прекрасные сёла, города, храмы и монастыри.
Выходцы из новгородских земель продвигались по территориям, где не существовало никаких дорог, различными путями, в основном по рекам: Онеге, Кокшеньге, Пинеге, Северной Двине, Кулою, Мезени, Печоре, Сухоне.
Постепенно появлялись новые города: 1315 год - Холмого-ры, Вага (Шенкурск); 1137 год - Вельск; 1146 год - Каргополь; Тойма - XII век; 1459 год - Турчасово; 1499-й - Пустозёрск; 1542-й - Лампожня и Окладникова слобода; 1546-й - Соль-вычегорск; 1584-й - Великий Устюг, Хлынов (Вятка); 1584 год - Архангельск, созданный как центр торговли с зарубежными странами, и другие. Многие из этих городов с самого своего зарождения переняли от Великого Новгорода все его демократические вечевые порядки. Складывался северорусский язык.
Главными осями расселения служили прибрежные земли рек, а также берега Белого моря. Местные системы складывались в виде групп сёл и деревень, образующих так называемые околы, или погосты.
В 1702 году Архангельск по указу Петра I стал центром вновь образованной Архангелогородской губернии. В её состав вошли Кольский полуостров с Карельским и Поморским берегами Белого моря, а также территория от берега Онежского полуострова до Урала. В 1780 году Архангелогородская губерния была преобразована в Архангельскую область в составе Вологодского наместничества, но уже в 1784 году Архангельск становится административным центром самостоятельного Архангельского
наместничества. По указу Павла I от 12 декабря 1796 года была создана Архангельская губерния площадью 850 тыс. кв. км, просуществовавшая как самостоятельная административно-территориальная единица до 1920 года. В этот период территория губернии состояла из уездов и округов, причём Каргопольский, Сольвычегодский и Вельский уезды не входили в современные её границы, но территория Кольского полуострова, Карелия, земли по бассейну реки Печоры находились в составе губернии. В 1937 году была образована Архангельская область. В настоящее время её площадь составляет 589,9 тыс. кв. км. В состав области входит территория Ненецкого автономного округа площадью 176,8 тыс. кв. км. Таким образом, площадь собственно Архангельской области составляет 413,1 тыс. кв. км.
На основании данных на конец XVIII века, содержащихся в книге К.С. Молчанова «Описание Архангельской губернии», и данных переписи населения 1897 года можно определить численность населения по территории (в границах области на 2012 год) и численность населения по уездам, количество волостей и приходов [3].
Из таблицы видно, как в течение столетия изменялись показатели, характеризующие численность населения губернии, проявляя тенденцию к заметному её росту.
По приведённым данным видно, что площадь уездов, особенно Мезенского (в конце XVIII века), сопоставима не только с площадью многих других регионов России, но и превышала площадь некоторых государств Европы. Так, площадь Мезенского уезда в конце XVIII века составляла (в метрической системе) 433 236,2 кв. км, а по переписи 1897 года она составляла 132 176,7 кв. км.
В этот почти столетний период рост численности населения составил: в Архангельском уезде - 19 046 человек, в Мезенском - 2 842 человека, в Онежском - 18 474 человека, в Пинежском - 9 308 человек, в Холмогорском - 1455 человек,
в Шенкурском - 32 756 человек. В уездах (округах), входивших в тот период в состав Архангельской губернии, общий рост численности населения за столетие составил 84 тысячи человек, то есть население выросло почти в полтора раза.
В уездах, не входивших в то время в состав Архангельской губернии и расположенных южнее, рост населения проходил ещё более интенсивно, чем в северных уездах. Это даёт основание предположить, что за столетний период общий рост населения на территориях нынешней Архангельской области мог составить 150-180 тыс. человек и более - до 200 тысяч. Таким образом, численность населения, составлявшая в конце XVIII века 350-380 тыс. человек, к концу XIX века возросла (как показывает перепись населения 1897 года) до 574 838 человек.
Именно на этот период приходится активное строительство в сёлах и деревнях интереснейших по своей архитектуре жилых домов, церквей, часовен, мельниц.
Особые, во многом суровые природные условия самым заметным образом влияли на хозяйственную деятельность населения и способствовали формированию характера живущих там людей - охотников, земледельцев, ремесленников, мореходов.
Скотоводство всегда было важно для этих жителей Севера, особенно там, где хлебопашество и овощеводство не всегда могли обеспечить надёжное пропитание. Для переработки хлебных культур строилось огромное количество ветряных и водяных мельниц. Охота для губернии также всегда была важным делом. Губерния была богата лесом, который широко использовался.
Но особым и исключительно важным делом для жителей губернии были рыбные и морские промыслы. Использовались рыбные богатства рек и озёр, Белого моря. Поморы и жители многих сёл по рекам - Северной Двине, Онеге, Мезени, Кулою - кроме ловли рыбы занимались промыслом морского зверя, для чего промышленники уходили в океан и на зимовку на Новую Землю,
Каргополь. Панорама центральной части. Фото С.Г. Смирновой. 1990-й год
полуостров Канин Нос и остров Колгуев. Добывали тюленей, белух и даже китов, выходя на своих судах в Ледовитый океан.
Рыба была в изобилии. Треска доходила весом до 60 фунтов (приблизительно 25 кг). Палтус, который в древней Руси считался наилучшей рыбой, достигал веса от 5 до 12 пудов (около 200 кг). Добывались ценные виды рыб красной и белой. О богатстве рыбных промыслов говорят показатели царских торгов (1701-1713). Ежегодно иностранным купцам, прибывающим в Архангельский порт, продавалось от 4000 до более 7000 пудов чёрной икры (от 65 до 110 тонн)
Большую роль для Архангельска и других городов (Онеги, Мезени) играли ярмарки. В Архангельск из иностранных государств приходило от 100 до 260 кораблей в год с разными товарами. Российских мореходных судов из портов и волостей в Архангельске бывало до трёхсот. Оборот Архангельской ярмарки в 1724 году доходил до 3 млн рублей, притом, что весь государственный доход России составлял 8 млн рублей.
В губернии был развит соляной промысел. Соляные варницы имелись по берегам Белого моря, где соль варилась из морской воды, а также там, где были солевые источники.
Крестьяне, кроме обычных сельских работ, занимались промыслами. Среди них были замечательные мастера: бочары, плотники, медники, кузнецы, колясники, кожевенники. Они делали морские суда, шили карбасы, курили смолу, тесали камень. Некоторые уходили на заработок в Москву и Санкт-Петербург.
К этому можно добавить, что поморы были не только рыбаками и охотниками, они были отважными мореходами
и землепроходцами. Вот только немногие их имена: С. Дежнёв, Ф. Попов, В. Бугор, М. Стадухин, П. Пянда, И. Игнатьев.
Ещё в XVIII веке кемский помор Савва Лошкин обошёл на своём деревянном судне - коче, вокруг всей Новой Земли. Подобное плавание удалось совершить только в 1910 году экспедиции А.В. Русанова.
Основой хозяйственной жизни была большая семья в три поколения. Эта хозяйственная единица стала причиной возникновения не встречающегося в других регионах страны типа жилого дома. Ввиду суровых климатических условий сложилась его особая планировочная организация, объединяющая под одной крышей жильё для семьи, место для скота (лошадей, коров, овец и др.), телег и саней, сена и дров, а также мастерскую для
Село Юрома. Вид на храмовый ансамбль с севера. Фото Н. Ша-бунина. 1903 год
Архангельская губерния (уезды) Территория (кв. км), 1897 год Население
Всего, 1897 год в т.ч. города: 1897 год на 1 кв. км на начало XIX века
начало XIX века
Архангельский 30 497,3 59 590 20933 0,5 40 544
15098
Мезенский 132 176,7 25 619 2037 0,2 22 777
1907
Онежский 28 582,2 38 553 2694 1,5 20 079
1136
Пинежский 47 5 8 6,5 29 343 922 0,7 20 035
922
Холмогорский 16 507,3 35 479 1112 2,4 34 024
1689
Шенкурский 24 760,5 78 111 1465 3,6 45 355
499
Территории уездов, входящих в современные границы Архангельской области и ранее бывших в составе других губерний:
Вельский 24 146,1 105 826 1996 4,9 -
Сольвычегодский 42 393,9 120 238 2381 3,2 -
Каргопольский 21 857,9 81 679 2952 4,1 -
ВСЕГО 368 508,4 574 838 36 492 - -
мужчин и хозяйственную зону для женщин. Главное в архитектуре этих домов - простота форм, крупных масс, очень хорошие пропорции частей здания, уклон кровли, вынос кровли над главным - передним фасадом, кронштейны, поддерживающие выходящую вперёд над фасадом кровлю, тонкость и изящество формы завершения «охлупня» в виде «коньков».
Если исходить из данных энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, то возможно предположить, что
в Архангельской губернии в конце XIX века на одну семью, живущую в таких домах, могло быть две лошади, три коровы, пять и более овец [1]. Этот тип очень большого по объёму и размерам дома стал основой, определяющей организацию и внешний облик северной деревни или села.
Культура Русского Севера сложилась в результате постепенного, в течение многих поколений, взаимовлияния культур переселяющихся в эти места наиболее предприимчивых жи-
Кенозеро. Деревня Зихново. Часовня Иоанна Богослова. XVIIIвек. Фото С.Г. Смирновой. 1984 год
Кельчемгоры. Деревня заозерье. Поклонный крест. Фото Г.И. Кадышева. 1974 год
Кельченгоры. Деревня Заозерье. Дом В.Я. Клокотова. Фото С.Г. Смирновой. 1990 год
Каргополь. Центральный храмовый ансанбль. Христорожде- Кимжа. Поклонный крест на берегу реки Мезени. ственский собор (1552-1562). Фото С.Г. Смирновой. 1990 год Фото Г.И. Кадышева. 1974 год
телей новгородских земель и местных угро-финских племён, а также переселенцев так называемой «низовой колонизации».
Население Русского Севера значительно отличается от населения центральной и южной России. Исследователь В. Насановский («Путеводитель по Русскому Северу», издательство «Вокруг света», 2005) сравнивал психологию крестьянина-помора с психологией крестьян остальной России: «Это не мужик, а князь. Ни его татарщины, ни его крепостничества, ни его удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости, что с первого взгляда кажется замкнутостью...». Он отмечал «... свободный, промышленно-предпринимательский дух поморов, привычных полагаться на свои силы и опыт больше, чем на Божью волю...» [6].
Эти наблюдения подтверждаются и в высказываниях собирателя былин А.Ф. Гильфердинга, путешествовавшего по Олонецкому краю летом 1871 года в поисках «остатков народной эпической поэзии»:
«Народ здесь оставался всегда свободным от крепостного рабства. Ощущая себя свободным человеком, русский крестьянин Заонежья не терял сочувствия к идеалам свободной силы, воспеваемых в старинных рапсодиях <...> Свободный крестьянин жил в условиях, которые охраняли его от разлагающих
и убивающих влияний на первобытную эпическую поэзию: к нему не проникали ни солдатский постой, ни фабричная промышленность, ни новая мода. <...> Северорусский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают - безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. <...> Огромное большинство живёт ещё вполне под господством эпического миросозерцания» [10].
Эти высказывания Гильфердинга свидетельствуют не только об особом характере людей Севера, но и об их восприятии мира, возникшем в древности, во времена создания былин, которые они принесли на Север. Нужно отметить, что нигде больше на территории страны былины не сохранились и не были записаны - ни в Киеве, ни в Чернигове, ни в Новгороде Северском. Былины, совершенно особые песни, поговорки, пословицы, заговоры не были для людей Русского Севера чем-то прошлым, это была та особая духовная среда, которая накладывала свой отпечаток на каждодневную жизнь человека Севера. Пение былин и сказаний существовало издревле и сохранялось до конца 20-х годов ХХ века.
В книге А.В. Гильфердинга «Онежские былины» [10] содержатся многие интересные наблюдения над сказителями, которые, во-первых, свидетельствуют об их многочисленности, во-вторых, об отсутствии интереса к материальному вознаграждению. Семейные праздники, например свадьбы,
Прикладное искусство Русского Севера. Прялки. Фото Г.И. Кадышева
Село Лядины. Храмовый ансамбль: шатровая Покровско-Власьевская церковь (1743); Богоявленская церковь (1793); колокольна (18 век). Фото С.Г. Смирновой. 1990 год
Село Кимжа. Вид на церковь Одигитрии (1763). Фото Г.И. Кадышева. 1974 год
всегда проходили со строгим соблюдением установленных правил, сопровождались соответствующими событию одеждами, речитативами высказываемых пожеланий и напутствий, строгой последовательностью действий.
Особые нравственные устои выражались и в стремлении к тому, чтобы всё, что делал человек, было красиво: сани, и оглобли, ложки и посуда, деревянные кресты, которых много повсюду. Вековая память этих людей не могла не отразиться в прикладном искусстве, одежде, росписях прялок, иконах, деревянной посуде и главное - в деревянной архитектуре церквей, часовен, монастырей, мельниц, жилых домов.
Особое внимание у исследователей и повышенный интерес всегда вызывала архитектура культовых сооружений - церквей. Известно, что деревянная архитектура церквей, которые дошли до нашего времени, имеет гораздо более древние образцы. Так, собор Софии Новгородской возводился на месте сгоревшей в 1044 году деревянной церкви «о тринадцати верхах».
Вот данные на конец XVIII века по количеству церквей (из книги К.С. Молчанова): общее количество церквей в губернии: каменных - 63, деревянных - 357 (данные без сооружений в монастырях и скитах), при общем количестве приходов - около 190 [3].
Данные по Каргопольскому, Вельскому и Сольвычегодскому уездах в указанной книге отсутствуют, так как они не входили в состав Архангельской губернии. Можно предположить, что и количество храмов в этих уездах было значительным и могло составить около 200 построек (без монастырей и скитов). Таким образом, общее количество церквей на территории сегодняшней Архангельской области приближалось к 550.
В уездах и волостях губернии во многих центральных сёлах были созданы крупные храмовые ансамбли из трёх и даже четырёх построек. Некоторые храмовые группы включали и каменные церкви. В городах и монастырях создавались центральные зоны, где храмовый комплекс занимал главенствующее положение. Наиболее значительные храмовые ансамбли были созданы в крупных сёлах, являвшихся расселенческими, торговыми, ремесленными центрами.
Одним из таких блестящих ансамблей был Юромско-Вели-кодворский погост на реке Мезени. По поводу этого ансамбля И.Э. Грабарь в начале ХХ века написал: «Необыкновенно сильное впечатление составляют целые группы ... церквей на великих северных реках; издали их можно принять за укреплённые городки со множеством башен и глав. Особенно хороша группа церквей Юромского погоста на Мезени, прямо захватывающая беспощадной суровостью своих простых контуров» [7].
Среди наиболее выдающихся можно выделить ансамбли на Онеге: в сёлах Подпорожье, Турчасово, Верховье (Верхний Мудьюг), Пияла, Чекуево, Усть-Кожа; на Северной Двине - ансамбли в сёлах Яковлевское (Заостровье), Сельцо, Ракулы, Чух-черьма; на берегу Белого моря - в селе Малошуйка, Пурнема, где находится самая древняя церковь (1618 года постройки). Особо можно отметить ансамбль в селе Лядины в Каргополье.
Также могут быть упомянуты церкви в сёлах Астафьево, Большая Шалга, Саунино, Красная Ляга, храмы в сёлах Порженское,
Филипповское, Немнюга, Долгощелье, Ненокса, Суланда, Конец-горье, Лявля, Пиринемь. Перечислено лишь немногое, что было построено за последние 300-400 лет в Архангельской губернии.
Деревянное зодчество Русского Севера, достигшее в своём развитии высочайшей степени совершенства, представляет собой исключительное явление в архитектуре, а потому оно безусловно имеет мировое значение.
Организация расселения, характер архитектуры сёл и деревень в различных условиях - по руслам рек или по берегам озёр, на берегу Белого моря, - имеют свои особенности, что обусловлено природными условиями, периодом освоения, населением, заселяющим эти земли.
В качестве примеров таких уникальных зон расселения можно отметить природно-расселенческую зону, сложившуюся на Кенозере, систему сёл на берегах Мезени, сёла Кимжа, Кильце, Козмогородское, Кельчемозеро, сёла Каргополья. Здесь можно видеть ярчайшие ансамбли, включающие не только церкви, но прежде всего структуру, архитектуру, декоративные особенности всего, что создано в сочетании с природным ландшафтом.
Сёла и деревни, как и жилая застройка северных сёл, -целостные объекты материальной культуры - должны занять достойное место в числе выдающихся достижений русской
культуры, несущей на себе следы далёкого прошлого. Сама история отразилась в их облике. Эта культура неотделима и от всей той духовной среды, в которой жили создатели этих сёл.
Монастыри играли большую роль в жизни Русского Севера. Они служили не только центрами распространения православия, но и центрами, притягивающими людей, создававших вокруг них новые деревни и сёла. По данным книги, изданной в 1994 году [27], посвящённой монастырям России, в Архангельской губернии (в пределах современных границ) было 15 мужских монастырей, многие из которых имели скиты и пустыни, и четыре женских. [27].
Наиболее известные из них - Соловецкий монастырь, Антониев Сийский и Крестный Онежский монастырь на Кий-острове. Это были центры развития культуры - строительной и хозяйственной, в живописи, книгопечатании, в православном песнопении.
В монастырях создавались выдающиеся произведения живописи в виде фресок, изображающих евангельские сюжеты, и икон. Многие северные иконы имеют свои особые трактовки классических сюжетов.
Города имели важнейшие значения как центры, которые способствовали развитию системы расселения, созданию, сохранению и развитию культуры.
Село Пияла. Церковь Вознесения (1654), колокольна (XVIII век). ФОтоЛ.В. Алитовской. 1986год
Сольвычегодск. Собор Введенского монастыря (1689-1693). Фото Л.В. Алитовской. 1984 год
Наиболее древний город Архангельской области - Каргополь, впервые упоминаемый в 1146 году. Город с особым выразительным и запоминающимся обликом, с храмовой группой в центре, расположенной у истоков реки Онеги на её левом берегу. Это также города Онега, Вельск, Мезень и Архангельск. Каждый из этих городов был важнейшим центром. Их роль менялась в течение столетий. Первоначально важнейшую роль играл Каргополь, потом возник Вельск, далее - Онега (порт на Белом море и центр кораблестроения), Мезень (торговый центр и порт). Наиболее крупный город, ставший центром губернии - Архангельск - порт, центр кораблестроения, один из крупнейших центров международной торговли, общероссийского значения.
Сольвычегодск возник в середине XVI века. Это город замечательных соборов, различных мастерских народных промыслов. Значительную роль народных промыслов также можно видеть на примере Каргополя и Каргополья - это изготовление тканей, шитьё, игрушки, мастерские иконописцев, изделия для хозяйства: сани, конская сбруя, медное литьё и многое другое.
Невозможно умалить значения каменного храмового строительства в городах, а также значение тех художественных мастерских, которые развивались в Каргополе и Сольвычегодске.
Своеобразие той культуры, которая сложилась на территории Северных земель, её широта и комплексность, включающая не только зодчество, но и народное творчество, народную поэзию, изобразительное искусство, обусловлены взаимовлиянием целого ряда культур, прежде всего новгородской, а также финно-угорской, западноевропейской и другой. Особенности исторического развития, удалённость северных территорий от центральных российских земель играли немалую роль в формировании уникальной культуры Русского Севера. Здесь, как нигде более, сохранялась до 20-30-х годов ХХ века народная поэзия XII-XШ веков.
Академик Д.С. Лихачёв об этом сказал следующее: «Самое главное, чем север не может не тронуть сердце каждого русского человека, - это то, что он самый русский. Он не только душевно русский - он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, русскую музыкальную культуру, русскую деревянную архитектуру, ... русские трудовые традиции - крестьянские, ремесленные, мореходные» (предисловие к книге Гемп К.П. «Сказ о Беломорье». - Архангельск, 1983).
Русские люди Севера создали свои нравственно-этические нормы, ярчайшую культуру, формы хозяйствования на территории с непростыми природными условиями. Фактически была создана особая Русская Северная цивилизация, имеющая значительные отличия от той, что сложилась в Центральной России.
Поступательное развитие системы расселения и местных жизнестойких структур поселений, устойчивость нравствен-
но-этических норм - всё это послужило основой для развития особой культуры Русского Севера.
Литература
1. Россия. Энциклопедический словарь под ред. Брокгауза и Эфрона. Репринтное издание. Л.: - Лениздат, 1991.
2. Кибирев, В.М. Архангельск-ХХ, архитекторы Кибиревы. - Архангельск-Северодвинск: Партнер-НП, 2011. - 171 с., ил.
3. Молчанов, К.С. Описание Архангельской губернии / К.С. Молчанов. - М., 2009.
4. Булатов, В.Н. Русский Север: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Булатов; Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: Гаудеамус, 2006. - 570 с.
5. Ушаков, Ю.С. Ансамбль в народном творчестве Русского Севера / Ю.С. Ушаков. - Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1982.
6. Путеводитель по Русскому Северу. - М.: Вокруг света, 2005.
7. Каргополье. Художественные сокровища. - М.: Советская Россия, 1984.
8. Соловецкие острова. - Л.: Искусство, 1968.
9. Ополовников, А.В. Сокровища Русского Севера / А.В. Ополовников. - М.: Стройиздат, 1989.
10. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. - Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1983.
11. Карты, представленные на выставке «Рюриковичи» в 2014 году.
Literatura
1. Rossiya. Entsiklopedicheskiy slovar' pod red. Brokgauza i Efrona. Reprintnoe izdanie. - L.: Lenizdat, 1991.
2. Kibirev V.M. Arhangel'sk-HH, arhitektory Kibirevy. -Arhangel'sk-Severodvinsk: Partner-NP, 2011. - 171 s., il.
3. Molchanov K.S. Opisanie Arhangel'skoy gubernii / K.S. Molchanov. - M., 2009.
4. Bulatov V.N. Russkiy Sever: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / V.N. Bulatov; Pomor. gos. un-t im. M. V. Lomonosova. - M.: Gaudeamus, 20 0 6. - 570 s.
5. Ushakov Yu.S. Ansambl' v narodnom tvorchestve Russkogo Severa / Yu.S. Ushakov. - L.: Stroyizdat Leningradskoe otdelenie, 1982.
6. Putevoditel' po Russkomu Severu. - М.: Vokrug sveta, 2005.
7. Kargopol'e. Hudozhestvennye sokrovishha. - M.: Sovetskaya Rossiya, 1984.
8. Solovetskie ostrova. - L.: Iskusstvo, 1968.
9. Opolovnikov A.V. Sokrovishha Russkogo Severa / A.V. Opolovnikov. M.: Stroyizdat, 1989.
10. Onezhskie byliny, zapisannye A.F. Gil'ferdingom letom 1871 goda. - Arhangel'sk: Severo-Zapadnoe knizhnoe izdatel'stvo, 1983.
11. Karty, predstavlennye na vystavke «Ryurikovichi» v 2014 godu.