Научная статья на тему '2007. 04. 046. Коллинз П. , понтикакис Д. Инновационные системы и политика в странах европейской периферии: ирландия и греция. Collins P. , Pontikakis D. innovation systems in the European periphery: the policy approaches of Ireland and Greece // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 10. - P. 757-769'

2007. 04. 046. Коллинз П. , понтикакис Д. Инновационные системы и политика в странах европейской периферии: ирландия и греция. Collins P. , Pontikakis D. innovation systems in the European periphery: the policy approaches of Ireland and Greece // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 10. - P. 757-769 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 04. 046. Коллинз П. , понтикакис Д. Инновационные системы и политика в странах европейской периферии: ирландия и греция. Collins P. , Pontikakis D. innovation systems in the European periphery: the policy approaches of Ireland and Greece // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, n 10. - P. 757-769»

2007.04.046. КОЛЛИНЗ П., ПОНТИКАКИС Д. ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИКА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕРИФЕРИИ: ИРЛАНДИЯ И ГРЕЦИЯ. COLLINS P., PONTIKAKIS D. Innovation systems in the European periphery: The policy approaches of Ireland and Greece // Science a. publ. policy. - Guildford, 2006. - Vol. 33, N 10. - P. 757-769.

За последние полвека экономическое развитие Ирландии и Греции отличалось как особенностями, так и общими чертами. К 1980-м годам в обеих странах одной из ярко выраженных черт политики, направленной на решение коренных экономических проблем, заняла научная, технологическая и инновационная политика (НТИП). Однако практические подходы к НТИП и ее влияние на институциональную структуру существенно различались. На первый взгляд в начале XXI в. можно говорить, что одна страна оказалась более, а другая менее успешной в этой области. В действительности ситуация сложнее. Даже Ирландия, превзошедшая Грецию по темпам экономического роста, получившая признание «ведущего мирового экспортера компьютерных программ» и иногда называемая «кельтским тигром» (по аналогии с «азиатскими тиграми»), все еще далека от передовых стран по показателям количества патентов или разработки новых продуктов и технологий.

Ирландия сделала ставку на экзогенные факторы экономического роста и, прежде всего, привлечение в страну прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Общая сумма ПИИ в 2002 г. здесь составила 129% ВВП. По этому показателю Ирландия занимает первое место среди стран - членов ОЭСР (с. 758). Наличие мощного сектора МНК ведет как к проблемам, связанным с репатриацией прибылей, так и к положительным эффектам в развитии экономических связей. Важную роль сыграло Ирландское Агентство промышленного развития (Industrial Development Agency - IDA), использовавшее стремление американских компаний к присутствию в Европе и стимулы, прежде всего, в виде низкой ставки налога на корпорации. Важным направлением в деятельности IDA явилось содействие развитию филиалов МНК и сотрудничество с ними в области исследований и разработок и передовых методов производства перед лицом постепенного исчезновения стоимостных преимуществ локализации производства в стране. По мнению не-

которых специалистов, такая модель имеет негативные стороны, в том числе в виде подавления роста местных предприятий и увеличения социального неравенства.

Принятие в 1987 г. специального закона стало первым шагом к интеграции научно-технической и промышленной политики. Научно-техническая политика рассматривалась как приоритетная задача правительства и необходимое условие обеспечения конкурентоспособности. В 1995 г. был создан Консультативный совет по науке, технологии и инновациям (STIAC), а затем Ирландский совет по науке, технологии и инновациям (ICSTI), задача которого -консультирование правительства относительно стратегических направлений НТИП по всем вопросам, включая научные исследования, высшее образование, технологическое развитие и промышленные исследования и разработки. В последние пять лет произошли некоторые существенные изменения в промышленности Ирландии, направленные на повышение эффективности исследований и разработок.

НТИП Ирландии испытывала значительное влияние со стороны ЕС как в концептуальном, так и в финансовом плане. Меры в области структурных изменений и дерегулирования были инспирированы ЕС в Ирландии, так же как и в других странах-членах. В рамках программы ESPRIT Ирландия, доля которой в совокупном ВВП ЕС составляла всего 0,6%, получила долю финансирования в размере около 2% (с. 760). Программы передовой технологии (Programmes in Advanced Technologies - PAT) способствовали передаче технологии и установлению связей между университетскими исследованиями и частным сектором. В то же время особенности научно-технического развития Ирландии определяются влиянием американских МНК как основного источника ПИИ и собственника высокотехнологичного сектора ирландской экономики.

Роль ЕС и США в обеспечении экономических успехов Ирландии нельзя недооценивать, считают авторы. Однако это влияние служит причиной противоречивости политики в ирландской инновационной системе. ЕС оказывает прямое воздействие на НТИП Ирландии через структурное финансирование и рамочные программы. Результатом явились создание соответствующих институтов по образцу других стран - членов ЕС, концентрация усилий на наукоемких отраслях и рост расходов на исследования и разработки. Одно-

временно присутствие американских ПИИ, а также IDA и других институтов, содействующих их притоку, стимулирует в большей степени инновационную деятельность филиалов МНК за счет реинвестиций и усиления контроля. Таким образом, НТИП Ирландии, с одной стороны, следует политике, вырабатываемой в Брюсселе, а с другой - преследует другие цели, вытекающие из потребностей промышленности, принадлежащей иностранному капиталу.

В недавно опубликованной научно-технической и инновационной стратегии на период 2006-2013 гг. просматривается более широкий подход к инновации как процессу, охватывающему широкий круг направлений. Наряду с исследованиями и разработками подчеркивается значение сотрудничества и создания сетей. Это расценивается как положительный шаг в развитии ирландской НТИП, который поможет Ирландии решить ее задачи развития.

Греция стремится проводить научно-техническую политику в той или иной форме с 1950-х годов, когда Программа восстановления экономики впервые связала политику экономического развития с ключевой ролью технологии в духе «индустриального дирижизма». Эта масштабная программа предусматривала крупные проекты развития инфраструктуры в энергетике, транспорте и связи, предоставление щедрых субсидий и налоговых льгот отраслям промышленности. Результатом явились активизация ряда государственных и поддерживаемых государством компаний в энергетическом и добывающем секторах, расширение участия частного сектора в процессе индустриализации, увеличение объема частных инвестиций, как отечественных, так и иностранных.

Военная диктатура 1967-1974 гг. подорвала долгосрочное планирование и доверие к политическим, юридическим и экономическим институтам, прервала приток ПИИ. Последующий период восстановления демократии ознаменовался созданием политических и правовых институтов и подготовкой к вступлению в ЕЭС, однако глобальная макроэкономическая неустойчивость надолго затормозила проведение НТИП в Греции. Вступление Греции в ЕЭС в 1981 г. послужило началом проведения современной НТИП в ее реальном содержании. Значительные средства были направлены университетам и вновь созданным государственным исследовательским институтам (Public Research Institutes - PRI), что способствовало формированию научного сообщества и созданию

необходимой инфраструктуры. В то же время показатель государственных расходов на НИР к ВВП оставался одним из самых низких среди стран ОЭСР.

В 1980-е годы был создан ряд организаций, призванных обеспечить проведение НТИП, среди них Генеральный секретариат по исследованиям и технологии (GSRT), Организация по вопросам промышленной собственности (OBI), представляющая собой орган регистрации патентов, Организация по делам малых и средних предприятий и ремесленного производства (EOMMEX). Было принято законодательство, регламентирующее финансирование и управление PRI и другими исследовательскими организациями, установлено, что «направления НИР должны соответствовать экономическим интересам страны».

1990-е годы поставили ряд новых задач, связанных с вступлением в европейский таможенный и подготовкой к вступлению в валютный союз. Национальная инновационная система (НИС) по-прежнему характеризовалась зависимостью от финансирования со стороны ЕС, почти исключительным государственным финансированием НИР, отсутствием механизмов координации усилий со стороны государственных и частных, образовательных и исследовательских учреждений. Некоторую координирующую роль выполняет GSRT, но в стимулировании и распространении инноваций по сей день участвуют многие министерства с дублирующими друг друга функциями.

В целях реорганизации системы был разработан ряд планов и программ, в том числе EPET I (1990-1992), STRIDE (1992-1994) и EPET II (1994-1999). Их итоги оказались скромными; показатели результативности НИР (число публикаций и патентов на душу населения) постоянно возрастало, но относительно других стран Европы Греция все еще оказывалась на последнем месте. В качестве одной из причин указывается на хроническое несоответствие системы образования потребностям рынка труда. Ключевым недостатком является слабая вовлеченность в инновационные процессы частного сектора, в том числе МНК, представляющих технологически передовые отрасли. Организация в 1996 г. Греческого центра инвестиций (Hellenic Centre for Investment - ELKE) имеет целью исправить эту ситуацию с помощью соответствующих методов стимулирования.

Влияние ЕС на НТИП Греции оценивается как неоднозначное. Инициируемые ЕС программы полезны с точки зрения активизации НТИП и выбора эффективных направлений и, главное, обеспечения необходимого финансирования в рамках оказания поддержки структурным преобразованиям в менее развитых странах ЕС. В настоящее время технологическая политика ЕС оказывает стимулирующее воздействие с помощью развития панъевропейских инновационных институтов, однако она содействует развитию не только национальных, но и наднациональных инновационных систем, обладающих эффектом синергии. Нет сомнения, что межнациональные технологические связи будут иметь положительное значение, однако эта политика означает, что НИС Греции развивается лишь как часть наднациональной инновационной системы в рамках ЕС, приоритеты которой в большей мере соответствуют интересам ведущих западноевропейских стран, экономические реалии, институциональная структура и научный потенциал которых сильно отличается от менее богатых стран европейской периферии. Отсюда, несмотря на явные признаки улучшения, НТИП не смогла обеспечить импульс для формирования устойчивой и рыночно ориентированной НИС. Ряд последних инициатив по корректировке текущей и выработке самостоятельной долгосрочной политики (EPAN, Technology Foresight Excercise) представляют собой шаги в правильном направлении.

Ирландия, напротив, служит примером, подчеркивающим ключевые особенности политики. Здесь структурные изменения являются результатом сознательных и согласованных усилий по привлечению инвестиций технологических лидеров. Это происходит благодаря наличию различных независимых и гибких участников (IDA, Научный фонд Ирландии, Ирландская конфедерация предприятий и работодателей и др.), наделенных четкими правами и возможностями по проведению в жизнь соответствующей политики, которые возникли благодаря атмосфере консенсуса и успех которых определялся эффективными усилиями государственного сектора. Ситуация в Греции характеризуется зависимостью от правительственного администрирования средствами иностранного происхождения, следствием которой является отсутствие гибкости.

Одно из ключевых отличий Греции от Ирландии состоит в том, что в Греции ответственность за промышленную и научно-

техническую и инновационную политику возлагается на высокопоставленных политиков, не обладающих полнотой информации о конкретных нуждах и ограниченных в своих возможностях управления на микроуровне. Также существенно различается качество аппарата государственного сектора. Согласно обследованию уровня долгосрочной эффективности госсектора в странах ОЭСР, Греция по всем учитывавшимся показателям занимает последние места, а Ирландия - одно из первых пяти (с. 765). Для Греции, а также для новых членов ЕС полезным было бы более широкое понимание инновационной деятельности и применение инновационных подходов к решению задач, стоящих перед наиболее передовыми секторами экономики.

И.Г. Минервин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.